Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Школа творчества"
календарно-тематическое планирование (5 класс)
Общая характеристика программы
Программа работы рассчитана на один год обучения, на 149 часов, состоит из трех повторяющихся модулей, состоящих из новых тем. Комплектация учащимися 2-6 классов. Оптимальное количество детей в группе для успешного освоения программы - 8-12 человек.
Режим работы – 2 занятия в неделю по 2,5 часа.
Отличительные особенности программы
По данной образовательной программе можно заниматься из года в год, преемственно и последовательно расширяя и углубляя свои знания и умения.
Отличительные особенности образовательной программы работы кружка:
- Тематический принцип планирования учебного материала
В соответствии с каждой темой разработана теоретическая часть и набор творческих заданий которые варьируются в зависимости от материала выполнения.
- Дифференциация процесса обучения
При организации учебного процесса учитываются индивидуально-типологические особенности личности (способности, интересы, склонности, особенности интеллектуальной деятельности, возраст и физиологическое развитие обучаемых).
В работе кружка используются теоретические, практические и комбинированные виды занятий. Теоретическая часть даётся в форме бесед с просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы. Практические занятия включают в себя индивидуальные и коллективные формы работы. В конце каждого занятия фиксируется внимание детей на достигнутом результате, проводится рефлексия.
Уровень приобретенных знаний, умений и навыков, учащихся выявляется путем анализа и самоанализа работ на областных и районных выставках и конкурсах.
В программу курса входят модули: «Рисунки выполненные по нетрадиционной технике рисования» «Мягкая игрушка», «Текстильно-ниточный калейдоскоп», «Мир украшений», «Вышивка», «Подготовка декораций и масок к сказкам», «Создаем рисунок в традиционных техниках», «Моделирование причесок и макияж»,
- Содержание всех модулей построено по следующему алгоритму:
- 1. Исторический аспект
- 2. Связь с современностью
- 3. Освоение основных технологических приемов, выполнение учебных заданий
- 4. Выполнение творческих работ (индивидуальных, групповых или коллективных).
Предполагаются различные упражнения, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед практической частью, так и во время работы. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначение своего изделия. С первых же занятий дети приучаются работать по инструкционным картам.
Программа ориентирует обучающихся на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов изготовления поделок.
В зависимости от поставленных задач на занятиях групп используются различные методы обучения: словесные, наглядные, практические, чаще всего их сочетания.
Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это повтор пройденного материала, объяснение нового, информация познавательного характера о видах декоративно-прикладного искусства, народных промыслов, старинных традициях в женском рукоделии. Теоретический материал сопровождается показом наглядного материала, преподносится в виде рассказа-информации или беседы, сопровождаемой вопросами к детям.
Основное место на занятии отводится практическим работам. Нагрузка во время занятий соответствует силам и возможностям детей, обеспечивая их занятость в течение занятий. Каждое занятие спланировано таким образом, чтобы в конце ребенок видел результаты своего труда (готовую поделку, сувенир). Это необходимо и для того, чтобы проводить постоянный сравнительный анализ работы, важный не только для педагога, но и для детей.
В процессе изготовления художественных вещей большое внимание обращается на подбор изделий, над которыми будут работать дети. Большие изделия можно выполнять коллективно, что ускорит процесс творчества и даст учащимся навыки совместной работы.
Общий план занятий.
Почти все занятия строятся по одному плану. На каждом занятии используется дополнительный материал: стихи, загадки, сведения о животных, птицах, насекомых и т.д. Все занятия объединены в несколько тем (птицы, животные, куклы, новогодние игрушки, сказочные герои и т.п.).
1. Подготовка к занятию (установка на работу, обратить внимание на инструменты и материалы).
2. Повторение пройденного (выявление опорных знаний и представлений):
• повторение названия базовой формы (модуль, виды модулей);
• повторение действий прошлого занятия;
• повторение правил пользования ножницами, клеем, правил техники безопасности.
3. Введение в новую тему:
загадки, стихи, раскрывающие тему занятия; энциклопедические сведения о предмете занятия (рассказы о жизни животных, птиц, насекомых; интересные истории и т.п.);
• показ образца;
• рассматривание образца, анализ (названия; форма основной детали; дополнительные детали, их парность и расположение по отношению к основной; способ соединения деталей; отделка готовой фигурки);
• повторение правил техники безопасности.
4. Практическая часть:
• показ учителем процесса изготовления поделки (работа по схеме, технологической карте- в зависимости от уровня подготовки и сформированность навыков);
• вербализация учащимися некоторых этапов работы (расшифровка схемы: «Что здесь делаю?»);
• текстовой план (если поделка состоит из нескольких частей);
• самостоятельное изготовление детьми изделия по текстовому плану, технологической карте;
• оформление, отделка игрушки, приклеивание ее на фон или в композицию;
• анализ работы учащегося (аккуратность, правильность и последовательность выполнения, рациональная организация рабочего времени, соблюдение правил техники безопасности, творчество, оригинальность, эстетика).
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
В результате изучения программы школы искусств учащиеся познакомятся: с историей и основными видами различных техник;
- с основными этапами подготовки к работе, требованиям предъявляемыми к различному материалу;
- правилами безопасной работы с ручными инструментами;
- правилами составления схем и работы по схемам
овладевают умениями:
- подготавливать материалы, инструменты, приспособления к работе, подбирать материалы с учётом цветовой гаммы, фактуры, пользоваться инструментами и приспособлениями;
- выполнять основные способы изготовления различных поделок;
- изготавливать украшения, рисунки в различных техниках;
- изготавливать различные игрушки;
- изготавливать панно, маски, декорации;
- составлять, записывать, читать схемы;
- соблюдать правила безопасной работы с ручными инструментами.
Содержание программы
Вводные занятия: сведения из истории, организация рабочего места, инструктаж по технике безопасности. 1час
Знакомство учащихся с расписанием занятий, правилами поведения в мастерской.
Разнообразие игрушек. Первые игрушки. История возникновения мягкой игрушки. Назначение мягкой игрушки. Перечень необходимых материалов и инструментов для работы. Лексическое значение слов «деталь», «выкройка», «лекало», «вытачка», «эскиз».
На практическом занятии рассмотреть виды фетра, определение основных свойств фетра.
Конструирование и оформление игрушки. Технология выполнения швов. (15 часов)
Правила выполнения эскиза игрушки. Технология конструирования симметричных выкроек. Технология увеличения или уменьшения выкройки.
Правила кроя игрушки. Принцип зеркальной симметрии. Правила хранения выкроек.
Технология изготовления головки, лапок, мордочки, носика. Материалы для глаз. Разные способы изготовления глаз. Правила расположения глаз относительно носа. Правила заполнения игрушки набивочным материалом.
Разные способы украшения игрушек. Украшения из ленты и кружева, меха, ткани и пряжи. Технология изготовления бантика, галстука, кружевного жабо, цветка с сердцевиной, колпачка, беретика, волос, парика.
Ознакомление с технологией выполнения ручных швов: «вперед иголку», «назад иголку», «строчка», «через край», «петельного» и «потайного».
Цельнокроеные поделки из фетра. (11 часов)
Изготовление чехлов, закладок с декоративным оформлением.
Нетрадиционные техники рисования. (36 часов)
-Пальцевая живопись.
-Печатание.
-Рисование мазками.
-Рисование свечой.
-Монотипия.
-Рисование свечой.
-Рисование «набрызгом».
-Рисование по мокрой бумаге.
-Совмещение техник.
-Тычок жёсткой полусухой кистью, оттиск смятой бумагой.
-Мраморные краски.
-Аппликация с дорисовыванием.
-Рисование мелом.
-Печатание.
-Рисование по мокрой бумаге.
Текстильный калейдоскоп. Картины без швов. Украшения. (15часов)
История рукоделия, правила техники безопасности. Подготовка основы из пеноплекса, перенос рисунка, подбор лоскута, оформление работы.
Вышивка атласными лентами, мулине. (9 часов)
-Знакомство с вышивкой атласными лентами, мулине (наглядные пособия, готовые изделия)
-История вышивки атласными лентами.
-Техника выполнения различных швов (прямой шов, ленточный шов, французские узелки, шов сборка, шов «петельки», и т.д.)
-Творческая работа по выполнению индивидуального изделия.
-Оформление творческой работы.
Макраме. (9 часов)
- Знакомство с техникой макраме (наглядные пособия, готовые изделия)
-История появления макраме.
-Техника выполнения различных узлов.
- Выполнение индивидуальных изделий.
-Оформление творческих работ.
Декорации и маски для сказок. (30 часов)
- Выполнение декораций к сказкам.
- Изготовление масок главных героев сказок.
Работа с пластилином. (22 часа)
- Знакомство с материалом и техникой работы.
- Воплощение фантазии в изделие из пластилина (птицы, звери, мультигерои, минитарелочки декоративные)
Скачать:
Предварительный просмотр:
I. Пояснительная записка.
В современном мире очень ценятся вещи сделанные руками мастера, обладающие индивидуальностью, неповторимые, они украшают человека.
Стремление к индивидуальности есть в каждом из нас. Существует множество способов самовыражения. Один из них – рукоделие.
В каждой стране существуют свои традиции и национальные предпочтения. Занятия в школе искусств – это целый мир, огромная планета, где действуют свои законы природы и существует определенная атмосфера и включает в себя абсолютно всё, что сделано своими руками, по своим эскизам, это творческая реализация, глоток свежего воздуха, способ выразить свою индивидуальность. Керамика, валяние из шерсти, вышивка и вязание, всевозможные поделки полимерной глины, мягкая игрушка, настенные панно из природных матриалов, макраме, картины созданные нетрадиционными техниками рисования. Уроки в школе искусств – это развитие творческих способностей, возможность выразить свою индивидуальность, найти себе увлечение по душе. Создавая подделки собственноручно, ребенок учится не только определенному виду мастерства, но еще и развивает фантазию, чувство стиля, вырабатывает творческий подход к решению проблем.
Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес обучающихся к искусству и является необходимым условием формирования личности каждого.
Новизна программы: Она состоит в следующем:
- дает возможность знакомства с различными видами декоративно-прикладного творчества в определенной степени и помогает ребенку в течение короткого промежутка времени сделать осознанный выбор в пользу того или иного вида декоративно-прикладного творчества, т. е. самореализоваться и самоопределиться;
- предлагает работу по различным модулям;
- позволяет максимально разнообразить инструменты и материалы.
Актуальность программы: обусловлена ее практической значимостью и возможностью проявить себя, раскрыть неповторимые индивидуальные способности, в процессе изготовления красивых вещей. Работа на уроке даёт возможность каждому ребёнку попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нем.
Цель: Творческое развитие личности, через освоение им современных техник декоративно-прикладного творчества и приобщение к ценностям прикладного творчества.
Задачи программы:
Образовательные:
- Познакомить с историей развития современных декоративно-прикладных искусств.
- Научить проявлять творческий подход к работе с различными видами материала.
- Научить планировать, предвидеть результат работы и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.
- Научить работать с лентами, шерстью, капроном, тканью
Развивающие:
- Развивать эмоциональные способности учащихся.
- Развивать творческие способности учащихся.
- Развивать память, логику, художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
- Способствовать совершенствованию мелкой моторики рук, точных движений пальцев.
- Развивать глазомер.
Воспитательные:
- Воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени.
- Воспитывать умение видеть и понимать прекрасное в окружающей действительности.
- Воспитывать внимательность, аккуратность, самодисциплину.
- Обобщать визуальный опыт детей через посещение выставок, участие в конкурсах и мастер-классах.
Планируемые результаты
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
- Развивать положительный мотив к деятельности в проблемной ситуации ("Хочу разобраться, хочу попробовать свои силы, хочу убедиться смогу ли разрешить эту ситуацию...),
- Формировать положительные изменения в эмоционально-волевой сфере (" Испытываю радость, удовольствие от деятельности, мне это интересно, могу усилием воли концентрировать свое внимание…"), переживание учащимися субъективного открытия: ("Я сам получил этот результат, я сам справился с этой проблемой…)
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий .
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими обучающимися давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя справочные источники, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы и задачи на основе предметных, рисунков, схематических рисунков, схем.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:
- Получение первоначальных представлений о значении труда в жизни человека и общества, о видах декоративно-прикладного искусства и важности правильного выбора профессии.
- Приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов, освоение правил техники безопасности.
- Использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских(дизайнерских), технологических и организационных задач.
II. Учебно-тематический план
темы занятий | общее количество часов | теория | практика |
Вводное занятие | 1 | 1 |
|
Нетрадиционные техники рисования | 36 | 1-1-1 | 11-10-12 |
Конструирование и оформление игрушки. Технология выполнения швов. | 15 | 1-1-1 | 4-4-4 |
Поделки из фетра. | 11 | 1-1-1 | 2-4-2 |
Текстильный калейдоскоп. Картины без швов. Украшения. | 15 | 1-1-1 | 4-4-4 |
Вышивка атласными лентами, мулине. | 9 | 1-1-1 | 2-2-2 |
Макраме. | 9 | 1-1-1 | 2-2-2 |
Декорации и маски для сказок. | 30 | 1-1-1 | 9-9-9 |
Работа с пластилином | 22 | 1-1-1 | 6-6-7 |
Итоговое занятие | 1 |
|
|
Итого | 149 | 28 | 121 |
Общая характеристика программы
Программа работы рассчитана на один год обучения, на 149 часов, состоит из трех повторяющихся модулей, состоящих из новых тем. Комплектация учащимися 2-6 классов. Оптимальное количество детей в группе для успешного освоения программы - 8-12 человек.
Режим работы – 2 занятия в неделю по 2,5 часа.
Отличительные особенности программы
По данной образовательной программе можно заниматься из года в год, преемственно и последовательно расширяя и углубляя свои знания и умения.
Отличительные особенности образовательной программы работы кружка:
- Тематический принцип планирования учебного материала
В соответствии с каждой темой разработана теоретическая часть и набор творческих заданий которые варьируются в зависимости от материала выполнения.
- Дифференциация процесса обучения
При организации учебного процесса учитываются индивидуально-типологические особенности личности (способности, интересы, склонности, особенности интеллектуальной деятельности, возраст и физиологическое развитие обучаемых).
В работе кружка используются теоретические, практические и комбинированные виды занятий. Теоретическая часть даётся в форме бесед с просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы. Практические занятия включают в себя индивидуальные и коллективные формы работы. В конце каждого занятия фиксируется внимание детей на достигнутом результате, проводится рефлексия.
Уровень приобретенных знаний, умений и навыков, учащихся выявляется путем анализа и самоанализа работ на областных и районных выставках и конкурсах.
В программу курса входят модули: «Рисунки выполненные по нетрадиционной технике рисования» «Мягкая игрушка», «Текстильно-ниточный калейдоскоп», «Мир украшений», «Вышивка», «Подготовка декораций и масок к сказкам», «Создаем рисунок в традиционных техниках», «Моделирование причесок и макияж»,
- Содержание всех модулей построено по следующему алгоритму:
- 1. Исторический аспект
- 2. Связь с современностью
- 3. Освоение основных технологических приемов, выполнение учебных заданий
- 4. Выполнение творческих работ (индивидуальных, групповых или коллективных).
Предполагаются различные упражнения, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед практической частью, так и во время работы. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначение своего изделия. С первых же занятий дети приучаются работать по инструкционным картам.
Программа ориентирует обучающихся на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов изготовления поделок.
В зависимости от поставленных задач на занятиях групп используются различные методы обучения: словесные, наглядные, практические, чаще всего их сочетания.
Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это повтор пройденного материала, объяснение нового, информация познавательного характера о видах декоративно-прикладного искусства, народных промыслов, старинных традициях в женском рукоделии. Теоретический материал сопровождается показом наглядного материала, преподносится в виде рассказа-информации или беседы, сопровождаемой вопросами к детям.
Основное место на занятии отводится практическим работам. Нагрузка во время занятий соответствует силам и возможностям детей, обеспечивая их занятость в течение занятий. Каждое занятие спланировано таким образом, чтобы в конце ребенок видел результаты своего труда (готовую поделку, сувенир). Это необходимо и для того, чтобы проводить постоянный сравнительный анализ работы, важный не только для педагога, но и для детей.
В процессе изготовления художественных вещей большое внимание обращается на подбор изделий, над которыми будут работать дети. Большие изделия можно выполнять коллективно, что ускорит процесс творчества и даст учащимся навыки совместной работы.
Общий план занятий.
Почти все занятия строятся по одному плану. На каждом занятии используется дополнительный материал: стихи, загадки, сведения о животных, птицах, насекомых и т.д. Все занятия объединены в несколько тем (птицы, животные, куклы, новогодние игрушки, сказочные герои и т.п.).
1. Подготовка к занятию (установка на работу, обратить внимание на инструменты и материалы).
2. Повторение пройденного (выявление опорных знаний и представлений):
• повторение названия базовой формы (модуль, виды модулей);
• повторение действий прошлого занятия;
• повторение правил пользования ножницами, клеем, правил техники безопасности.
3. Введение в новую тему:
загадки, стихи, раскрывающие тему занятия; энциклопедические сведения о предмете занятия (рассказы о жизни животных, птиц, насекомых; интересные истории и т.п.);
• показ образца;
• рассматривание образца, анализ (названия; форма основной детали; дополнительные детали, их парность и расположение по отношению к основной; способ соединения деталей; отделка готовой фигурки);
• повторение правил техники безопасности.
4. Практическая часть:
• показ учителем процесса изготовления поделки (работа по схеме, технологической карте- в зависимости от уровня подготовки и сформированность навыков);
• вербализация учащимися некоторых этапов работы (расшифровка схемы: «Что здесь делаю?»);
• текстовой план (если поделка состоит из нескольких частей);
• самостоятельное изготовление детьми изделия по текстовому плану, технологической карте;
• оформление, отделка игрушки, приклеивание ее на фон или в композицию;
• анализ работы учащегося (аккуратность, правильность и последовательность выполнения, рациональная организация рабочего времени, соблюдение правил техники безопасности, творчество, оригинальность, эстетика).
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
В результате изучения программы школы искусств учащиеся познакомятся: с историей и основными видами различных техник;
- с основными этапами подготовки к работе, требованиям предъявляемыми к различному материалу;
- правилами безопасной работы с ручными инструментами;
- правилами составления схем и работы по схемам
овладевают умениями:
- подготавливать материалы, инструменты, приспособления к работе, подбирать материалы с учётом цветовой гаммы, фактуры, пользоваться инструментами и приспособлениями;
- выполнять основные способы изготовления различных поделок;
- изготавливать украшения, рисунки в различных техниках;
- изготавливать различные игрушки;
- изготавливать панно, маски, декорации;
- составлять, записывать, читать схемы;
- соблюдать правила безопасной работы с ручными инструментами.
III. . Содержание программы
Вводные занятия: сведения из истории, организация рабочего места, инструктаж по технике безопасности. 1час
Знакомство учащихся с расписанием занятий, правилами поведения в мастерской.
Разнообразие игрушек. Первые игрушки. История возникновения мягкой игрушки. Назначение мягкой игрушки. Перечень необходимых материалов и инструментов для работы. Лексическое значение слов «деталь», «выкройка», «лекало», «вытачка», «эскиз».
На практическом занятии рассмотреть виды фетра, определение основных свойств фетра.
Конструирование и оформление игрушки. Технология выполнения швов. (15 часов)
Правила выполнения эскиза игрушки. Технология конструирования симметричных выкроек. Технология увеличения или уменьшения выкройки.
Правила кроя игрушки. Принцип зеркальной симметрии. Правила хранения выкроек.
Технология изготовления головки, лапок, мордочки, носика. Материалы для глаз. Разные способы изготовления глаз. Правила расположения глаз относительно носа. Правила заполнения игрушки набивочным материалом.
Разные способы украшения игрушек. Украшения из ленты и кружева, меха, ткани и пряжи. Технология изготовления бантика, галстука, кружевного жабо, цветка с сердцевиной, колпачка, беретика, волос, парика.
Ознакомление с технологией выполнения ручных швов: «вперед иголку», «назад иголку», «строчка», «через край», «петельного» и «потайного».
Цельнокроеные поделки из фетра. (11 часов)
Изготовление чехлов, закладок с декоративным оформлением.
Нетрадиционные техники рисования. (36 часов)
-Пальцевая живопись.
-Печатание.
-Рисование мазками.
-Рисование свечой.
-Монотипия.
-Рисование свечой.
-Рисование «набрызгом».
-Рисование по мокрой бумаге.
-Совмещение техник.
-Тычок жёсткой полусухой кистью, оттиск смятой бумагой.
-Мраморные краски.
-Аппликация с дорисовыванием.
-Рисование мелом.
-Печатание.
-Рисование по мокрой бумаге.
Текстильный калейдоскоп. Картины без швов. Украшения. (15часов)
История рукоделия, правила техники безопасности. Подготовка основы из пеноплекса, перенос рисунка, подбор лоскута, оформление работы.
Вышивка атласными лентами, мулине. (9 часов)
-Знакомство с вышивкой атласными лентами, мулине (наглядные пособия, готовые изделия)
-История вышивки атласными лентами.
-Техника выполнения различных швов (прямой шов, ленточный шов, французские узелки, шов сборка, шов «петельки», и т.д.)
-Творческая работа по выполнению индивидуального изделия.
-Оформление творческой работы.
Макраме. (9 часов)
- Знакомство с техникой макраме (наглядные пособия, готовые изделия)
-История появления макраме.
-Техника выполнения различных узлов.
- Выполнение индивидуальных изделий.
-Оформление творческих работ.
Декорации и маски для сказок. (30 часов)
- Выполнение декораций к сказкам.
- Изготовление масок главных героев сказок.
Работа с пластилином. (22 часа)
- Знакомство с материалом и техникой работы.
- Воплощение фантазии в изделие из пластилина (птицы, звери, мультигерои, минитарелочки декоративные)
Условия реализации программы
- Методическое обеспечение программы.
Дидактический материал: таблицы, схемы, шаблоны, плакаты, картины, фотографии, методическая литература, раздаточный материал, видеозаписи, альбомы с образцами, методические разработки, тесты, кроссворды,
Учебно-материальная база
Оформление: сменная экспозиция (наглядные пособия, дидактический материал);
Большое значение придается художественному оформлению помещения для занятий. В кабинете должны быть постоянные и сменные экспозиции. Украшением могут служить изделия, изготовленные обучающимися, с указанием кто, и когда изготовил выставочные экспонаты, которые могут являться отчасти и наглядным пособием.
Обеспечение программы:
Организация рабочего места.
Просторное, светлое помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям, с достаточным и вечерним освещением. Учебное оборудование должно включать комплект мебели, инструменты и приспособления, необходимые для организации занятий, хранения наглядных пособий.
Материалы:
- хлопчатобумажная ткань, трикотаж;
- нитки для шитья, «мулине»;
- иглы разной величины;
- ножницы, ватные палочки;
- картон, акварельная бумага, фольга;
- линейка, карандаш, масленая пастель, фломастеры, клей;
- вата, синтепон, проволока;
- бисер, пуговицы, тесьма, кружева;
- рамки для оформления готовых работ;
- пяльцы разных размеров;
- клей ПВА, клей Момент;
- крупа, соль;
- коктейльные трубочки, зубная щетка;
- керамическая масса для лепки.
- Различные по форме горшочки для цветов, рамочки, плетеные корзинки для создания объемных цветочных композиций или настенных украшений.
IV.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКО ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема | Форма проведения | |
Теория | Практика | ||
1 | Введение. Инструктаж по технике безопасности. | 1 | |
I. Модуль | |||
2 | Рисунки по нетрадиционной технике рисования | 1 | |
3 | Тиснение. Листопад. Познакомить с техникой тиснения. Учить обводить шаблоны листьев простой формы, делать тиснение на них. | 1 | |
4 | Печатание листьями. Осеннее разноцветье. Расширять представления детей о возможных способах художественного изображения; продолжать знакомство с методом печатанья листьями. Учить детей отражать в рисунке осенние впечатления. Учить по-разному изображать деревья, траву, листья. | 1 | |
5 | Монотипия. Бабочки. Познакомить детей с техникой монотипии. Познакомить детей с симметрией (на примере бабочки). Развивать пространственное мышление. | 1 | |
6 7 | Рисование ватными палочками Оттиск печатками, набрызг по трафарету, монотипия. Краски осени Осеннее дерево. Учить изображать предмет, используя различные нетрадиционные изобразительные техники (дерево в сентябре – монотипия, в октябре – набрызг по трафарету, в ноябре – печатание печатками). Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в данных техниках | 2 | |
8 9 | Кляксография . Набрызг. Осенний парк. Познакомить техникой рисования «Цветные кляксы». Упражнять в комбинировании различных техник; развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение. | 2 | |
10 11 | Рисование ватными палочками, печатками. Расписная тарелочка. Формировать умения следовать устным инструкциям. Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер. | 2 | |
12 13 | Рисование ладошкой, восков. мелками и акварелью. В подводном мире. Учить превращать ладони в рыб и медуз, рисовать различные водоросли. Совершенствовать умение в нетрадиционной технике Развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение. | 2 | |
14 | Конструирование и оформление игрушки. Технология выполнения швов. | 1 | |
15 16 | Создание выкройки игрушки. Способы оформления. | 2 | |
17 18 | Знакомство, выполнение швов | 2 | |
19 | Цельнокроеные поделки из фетра. | 1 | |
20 | Создание выкройки закладки | 1 | |
21 | Изготовление закладки | 1 | |
22 | Текстильный калейдоскоп. Картины без швов. Украшения. Знакомство с историей возникновения техники , с основными инструментами, с видами тканей. Основные правила работы. | 1 | |
23 | Изготовление панно «Осень» | 1 | |
24 | Изготовление малого панно на свободную тему | 1 | |
25 | Игрушка-подушка | 1 | |
26 | Изготовление подарка | 1 | |
27 | Вышивка атласными лентами, мулине. История возникновения вида рукоделия. Инструменты и материалы. Техника безопасности при работе на занятиях.
| 1 | |
28 | Упражнения: «Стежки», «Вьюнок», «Цепочка». | 1 | |
29 | Изготовление объемных композиций. Работа по готовой схеме. | 1 | |
30 | Макраме. | 1 | |
31 | Выполнение узлов | 1 | |
32 | Браслет | 1 | |
33 | Декорации и маски для сказок. | 1 | |
34 35 36 37 38 39 40 41 42 | Изготовление масок и декораций | 9 | |
43 | Работа с пластилином | 1 | |
44 | Филимоновская игрушка | 1 | |
45 46 47 | Картина пластилином на картоне с крупой | 3 | |
48 | Подсолнух | 1 | |
49 | Ежики | 1 | |
I I. Модуль | |||
50 | Рисунки по нетрадиционной технике рисования | 1 | |
51 52 | Тычок жесткой полусухой кистью, оттиск смятой бумагой. Ежики на опушке. Закрепить умение пользоваться техниками «тычок жесткой полусухой кистью», «печать смятой бумагой». Учить дополнять изображение подходящими деталями, в том числе сухими листьями. Развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение. | 2 | |
53 54 | Рисование восковыми мелками или масленой пастелью и акварелью. Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве. | 2 | |
55 56 57 58 | Рисование клеем ПВА, крупой. Расписная тарелочка, зимний пейзаж на синем фоне. Формировать умения следовать устным инструкциям, аккуратность. Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер. | 4 | |
59 60 | Тычок жесткой полусухой кистью, оттиск скомканной бумагой, поролоном. Обитатели леса. Учить видеть характерные особенности зайца, медведя или волка и передавать их в своем рисунке. Учить передавать фактуру шерсти животного методом тычка. | 2 | |
61 | Конструирование и оформление игрушки. Технология выполнения швов. | 1 | |
62 63 | Создание выкройки игрушки. Способы оформления. | 2 | |
64 65 | Знакомство, выполнение швов | 2 | |
66 | Цельнокроеные поделки из фетра. | 1 | |
67 | Создание выкройки мышонка | 1 | |
68 69 70 | Изготовление мышонка | 3 | |
71 | Текстильный калейдоскоп. Картины без швов. Украшения. | 1 | |
72 | Изготовление панно «Зима» | 1 | |
73 | Изготовление малого панно на свободную тему | 1 | |
74 | Изготовление брелка-Игрушка | 1 | |
75 | Изготовление веночка | 1 | |
76 | Вышивка атласными лентами, мулине. | 1 | |
77 | Изготовление объемных композиций. Работа по готовой схеме. | 1 | |
78 | Изготовление объемных композиций. Работа по собственной схеме. | 1 | |
79 | Макраме. | 1 | |
80 | Игрушка | 1 | |
81 | Брелок | 1 | |
82 | Декорации и маски для сказок. | 1 | |
83 84 85 86 87 88 89 90 91 | Изготовление масок и декораций | 9 | |
92 | Работа с пластилином | 1 | |
93 | Каргопольская игрушка | 1 | |
94 | Дымковская игрушка | 1 | |
95 | Улитка | 1 | |
96 | Корзиночка | 1 | |
97 | Котики | 1 | |
98 | Сова | 1 | |
I I I. Модуль | |||
99 | Рисунки по нетрадиционной технике рисования | 1 | |
100 101 | Техника рисования набрызг. Волшебница зима. Космос. Расширять знания цветовой гаммы путем введения новых оттенков, освоения способов их получения. Закрепить навык закрашивания внутри контура. Развивать чувственноэмоциональное восприятие окружающего мира умение самостоятельно придумывать сюжет. | 2 | |
102 103 | Кляксография. Рисование ватными палочками. Одуванчики. Совершенствовать навыки рисования кляксами. Закрепить представление у детей о цвете и геометрической форме (круг). Воспитывать эстетический вкус. | 2 | |
104 105 | Соляные пятна - Акварель +соль. Космос. Совершенствовать умения и навыки в рисования с помощью соли и акварельных красок .Формировать умение самостоятельно компановать сюжетное изображение. | 2 | |
106 107 | Рисование манной крупой и акварельными красками. Рисуем планету. Развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение. | 2 | |
108 109 | Кляксография. Рисование раздуванием цветной кляксы из краски. Рисуем траву, лес. Совершенствовать навыки рисования кляксами, путем раздувания краски воздухом из коктельной трубочки. Закрепить представление у детей о цвете и геометрической форме (круг). Воспитывать эстетический вкус. | 2 | |
110 111 | Рисование пальчиками восковыми мелками и акварелью. Ветка рябины. Развиваем чувство композиции, зрительную память, цветовое восприятие. Воспитываем любовь к творчеству. Закрепить навыки правильной и аккуратной штриховки. | 2 | |
112 | Конструирование и оформление игрушки. Технология выполнения швов. | 1 | |
113 114 | Создание выкройки игрушки. Способы оформления. | 2 | |
115 116 | Знакомство, выполнение швов | 2 | |
117 | Цельнокроеные поделки из фетра. | 1 | |
118 | Создание выкройки котика | 1 | |
119 | Изготовление котика | 1 | |
120 | Текстильный калейдоскоп. Картины без швов. Украшения. | 1 | |
121 | Изготовление панно «Весна» | 1 | |
122 | Изготовление малого панно на свободную тему | 1 | |
123 | Изготовление игольницы | 1 | |
124 | Изготовление рамочки | 1 | |
125 | Вышивка атласными лентами, мулине. | 1 | |
126 | Изготовление объемных композиций. Работа по готовой схеме. «Букет ромашек» | 1 | |
127 | Изготовление георгиевской броши. | 1 | |
128 | Макраме. | 1 | |
129 | Игрушка | 1 | |
130 | Цветок | 1 | |
131 | Декорации и маски для сказок. | 1 | |
132 133 134 135 136 137 138 139 140 | Изготовление масок и декораций | 9 | |
141 | Работа с пластилином | 1 | |
142 143 144 | Картина пластилином на картоне | 3 | |
145 | Котик | 1 | |
146 | Осьминожки | 1 | |
147 | Свободная поделка. | 1 | |
148 | Фантазия. | 1 | |
149 | Итоговое занятие. Выставка. | 1 | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вводная диагностика по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Основы декоративно - прикладного творчества»
Вводная диагностика обучающихся проводится по итогам набора учебных групп в начале учебного года. Цель вводной диагностики - познакомиться с ребенком и определить уровень его подготовки....

Сведения о качестве дополнительного образования в наглядных формах представления результативности реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Декоративно-прикладное творчество"
Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки учащегося является не стол...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности творческого объединения «Радуга творчества»
Программа творческого объединения художественной направленности "Радуга творчества"...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Радость творчества»
Актуальность и педагогическая целесообразность програм¬мы внеурочной деятельности в сфере художественного твор¬чества обусловлена необходимостью помочь учащимся, имеющим склонность к декоративно – пр...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Радуга творчества»
Данная программа составлена на основе авторской программы «Рисуем-Мастерим» Т.Н. Просняковой, которая представляет собой интегрированный курс изобразительного искусства и технологии.Цель п...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа художественной направленности «Декоративно-прикладное творчество»
[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"30244884","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"3241","width":"2294"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"302...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа художественной направленности «Радуга творчества».
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа....
- Мне нравится (1)
