Рекомендации для родителей с элементами мастер-класса «Гармонизация психоэмоционально-го состояния обучающихся и родителей в адаптационный период средствами арт-терапии»
методическая разработка

Исак Мария Петровна

Рекомендации для родителей с элементами мастер-класса по гармонизации психоэмоционального состояния обучающихся и родителей в адаптационный период средствами арт-терапии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рассмотрено:

на Методическом совете МБУДО

«Центр дополнительного образования «Радуга» г.Тайшета

протокол № 1 от  22.08.2024г.

Утверждена

Приказом МБУДО

 «Центр дополнительного образования «Радуга» г.Тайшета

от 27.08.2024г. № 172  

Рекомендации для родителей с элементами мастер-класса

«Гармонизация психоэмоционального состояния обучающихся и родителей в адаптационный период средствами арт-терапии»

Исак Мария Петровна,

педагог дополнительного образования

МБУДО «ЦДО «Радуга»

г. Тайшета

Тайшет, 2024

Актуальность

Здравствуйте, уважаемые родители!

Тема моего выступления «Гармонизация психоэмоционального состояния обучающихся и родителей в адаптационный период средствами арт-терапии».

Скоро начнется новый учебный год. Это всегда напряженное время, как для детей, так и для родителей. Каждый новый класс – это новая ступень, новый распорядок учебного дня, новые предметы и учителя, а часто, и новый коллектив. Поэтому начало учебного года – это адаптация для ребенка любого возраста, будь то первоклассник, пятиклассник или девятиклассник.

В настоящее время очень популярны и широко применяются методы, техники, упражнения арт-терапии, которые помогают в период школьной адаптации.

Думаю, что и многие из вас знакомы с понятием арт-терапия, а может даже кто-то применяет средства арт-терапии в своей работе или дома с детьми.

- Уважаемые родители, скажите, пожалуйста, что же такое арт-терапия в вашем понимании?  (ответы родителей)

Арт-терапия – направление в психотерапии и психологической коррекции, основанное на применении для терапии искусства и творчества.

- Скажите, пожалуйста, как арт-терапия может помочь (на что влияет) в период (трудностях) школьной адаптации детей, а также их родителей?

(ответы родителей)

Главная цель арт-терапии состоит в гармонизации психологического состояния через развитие способности самовыражения и самопознания.

Арт-терапия направлена на:

- знакомство со своим внутренним «я», на формирование представления о себе;

- обучение выражению своих чувств и эмоций;

- создание позитивного самовосприятия;

- улучшение психоэмоционального состояния;

- снятие мышечного напряжения; 

- развитие мелкой моторики, коммуникативных навыков, образного мышления и способностей к различным видам творческой деятельности.

По мнению многих психологов (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец и др.)  метод арт-терапии – это очень продуктивный и незаменимый способ психологической работы с детьми разного возраста.

Арт-терапия, которая является относительно новым методом психотерапии зарекомендовала себя    одним из наиболее действенных   инструментов разгрузки психофизического давления школы на ребенка.

Детская арт-терапия играет ведущую роль в формировании личности ребенка. По словам педагогов, методика терапии содействует раскрытию потенциала и способствует наилучшей адаптации наших детей в обществе.

Занятия творчеством позволяют ребёнку снять эмоциональное напряжение, избавиться от стресса и тревожности, справиться с различными страхами, нарушениями сна. Причем важен сам процесс, а не конечный продукт и его оценка. Терапия искусством формирует творческое отношение к жизни с ее проблемами, развивает скрытые до сих пор способности к творческому решению многих жизненных задач.

Арт-терапия имеет в своем арсенале множество техник, направленных на расслабление, снижение эмоционального напряжения, тревожности, повышение стрессоустойчивости, проработку негативных эмоций, связанных с процессом адаптации.

Предлагаю вашему вниманию примеры методов, техник, упражнений арт-терапии используемых мной в работе с детьми разного возраста на занятиях арт-терапевтической направленности, которые можно легко использовать и в домашних условиях.

Упражнения арт-терапии: «Деревья»

Направлено на мышечное расслабление, повышение настроения

Упражнения арт-терапии: «Ласковый дождик»

Направлено на мышечное расслабление, повышение настроения, сплочение коллектива.

Направления (виды) арт-терапии используемые в работе с детьми:

  • изотерапия; пластилинография; коллажирование;
  • мандалотерапия; маскотерапия;
  • оригами; музыкотерапия.

Изотерапия - одно из самых популярных направлений арт-терапии. Использование изобразительного искусства в педагогических и терапевтических целях. Обычно это рисование с использованием традиционных и нетрадиционных техник.

Метод арт-терапии (изотерапия) правополушарное рисование - спонтанное, интуитивное. Нет четких правил – человек рисует так, как чувствует. Даёт огромный заряд энергии, воодушевления, подъём настроения.

Этот метод позволяет не только быстро научиться рисовать, но и смотреть на мир другими глазами!
        Благодаря работе правого полушария, развивается креативное мышление - способность принимать нестандартные решения, генерировать идеи.

Пластилинография - создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Основной материал — пластилин. 

Коллажирование -  одно из популярных видов творческой терапии, которая помогает респонденту «спроецировать» личные убеждения или мысли с использованием фотографий и изображений.

Коллажирование также можно использовать в процессе адаптации ребенка. Для коллажа можно выбирать темы, связанные с положительными сторонами учебного процесса («Мои школьные друзья», «Мои любимые предметы», «Мой удачный день в школе»), а также темы связанные с эмоциями, с помощью которых можно отследить актуальное состояние ребенка. Можно предложить вести ребенку «Дневник эмоций»: с помощью техники коллажа заполнять альбом, где каждая страница будет «описывать» эмоции ребенка, связанные с событиями, произошедшими в школе. В период адаптации лучше заполнять дневник каждый день.

Мандалотерапия – создание рисунка в круге.

Маскотерапия - изготовление  масок и последующее различное визуальное их оформление. Например, игры-превращения.

Оригами- складывания бумаги таким образом, чтобы в результате получались различные фигурки. Например, создание «Птицы счастья».

Музыкотерапия - эффективна в коррекции нарушения общения, возникших у детей по разным причинам. 

Релаксация – гармонизация внутреннего психологического состояния.

Танцетерапия, движения выполняются ребенком произвольно под музыку.

Основные принципы арт-терапии:

  •  Главный принцип арт-терапии – одобрение, похвала и абсолютное принятие всех продуктов творческой деятельности ребенка независимо от их содержания, формы и качества.
  •  Желание ребенка – основное условие занятия.         Творчество без желания невозможно.
  •  Непосредственное участие самого педагога (родителя) в той работе, которую он предлагает ребенку.

Интерактив

    Уважаемые родители, а сейчас предлагаю вам выполнить несколько простых, но эффективных  упражнений арт-терапии.

  1. Выполнение упражний на развитие работы правого полушария

- рисование в воздухе одновременно двумя руками сверху - вниз, снизу – вверх (круг, треугольник, елочка);

-  одна рука лежит на голове, другая – на животе. Одновременно начинаем поднимать и опускать руку на голове, рука на животе двигается по часовой стрелке. Руки меняются.

  1. Релаксационное упражнение (методика Джекобсона) «Мышечная релаксация»

Упражнения состоят из последовательного напряжения и расслабления разных групп мышц, что приводит к общему успокоению.

Напряжение длится 7 секунд, расслабление — 30–40 секунд, при этом, расслабляясь, нужно постараться сконцентрироваться на ощущениях, которые возникают в тех частях тела, с которыми вы работаете. Это может быть ощущение тепла, легкости, тяжести, покалывания. 

Каждый раз после расслабления к рабочей группе мышц добавляется новая группа. Упражнение желательно выполнять сидя. Напрягать мышцы на медленном глубоком вдохе, расслаблять – на выдохе.

- Время расслабиться и отдохнуть.

Сядьте удобно, закройте глаза и по моей команде будете по очереди напрягать и расслаблять часть тела:

(фоном звучит релаксационная музыка «Осенний лес»).

- Напрягите лоб.

- Расслабьте лоб.

- Напрягите глаза.

- Расслабьте глаза.

- Напрягите плечи (высоко их поднять).

- Расслабьте плечи.

- Напрягите руки (согнуть руки в локтях перед собой).

- Расслабьте руки.

- Напрягите живот.

- Расслабьте живот.

- Напрягите по всей длине ноги, носки на себя.

         - Расслабьте ноги. Почувствуйте, как по ногам начинает разливаться приятное тепло и глубокое расслабление, заполняющее все внутри.

- А сейчас полностью расслабьтесь и посидите так минуту. 

- Открываем глаза.

Предложения родителям по применению средств арт-терапии с их детьми в домашних условиях

- Уважаемые родители, скажите, где вы можете применять средства арт-терапии с вашими детьми в домашних условиях?  (ответы)

- Детские праздники (группа детей);

- поездка в машине (музыкотерапия, релаксация, визуализация);

- отдых между выполнением д/з (упражнения арт-терапии «Деревья», «Ласковый дождик», мячики-антистресс, расслабление-напряжение, упражнения на активизацию правого полушария и др.);

- свободное время ребенка дома (упражнение «Каракули» (показ образца), рисование при помощи рук, пальцев, нетрадиционное рисование, правополушарное рисование – просто и эффективно!!!);

- завести «Дневник настроения» на первые дни, недели в СОШ.

И многое другое согласно вашим возможностям, интересам детей. Важно, чтобы родители активно принимали участие в данной деятельности!

В связи с большой занятостью родителей, нет ни времени, ни сил дополнительно заниматься с детьми. Но есть учреждения Дополнительного образования, где педагоги проводят занятия арт-терапевтической направленности. И в нашем «Центре «Радуга» также есть такие программы «Мир цвета и чувств», «Юный Пикассо», на которые приглашаем ваших детей. Фотографии, представленные в презентации, были сделаны в ходе занятий данных программ.

Спасибо всем за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад с элементами мастер-класса на тему "Этап включения в систему новых знаний и рефлексия"

Работа предназначена для выступления на педсоветах, заседаниях РМО, ШМО. Включает описание 2  этапов урока по ФГОС, и практические приемы их реализации....

Советы родителям на адаптационный период

В данном документе Вы можете найти советы родителям...

2018 г. Доклад с элементами мастер-класса на ГМО. "Подготовка учащихся к ГИА"

В данном выступлении описаны используемые мною стратегии обучения учащихся 9, 11 класов аудированию и говорению формата ОГЭ, ЕГЭ...

2019 г. Доклад с элементами мастер-класса на ГМО по теме самообразования "Персонализированное обучение в развитии коммуникативной компетенции учащихся"

Персонализированное обучение в развитии коммуникативной компетенции учащихся необходимо, так как каждый учащийся индивидуален, имеет свой способ восприятия и воспроизведения языковой и речевой информа...

Устный журнал (с элементами мастер – класса) «Я – кадет!»

Цель: формирование позитивного отношения к кадетству, кадетским классам. Задачи: ·        способствовать утверждению патриотических ценностей...

Мастер-класс "Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями как средство формирования их жизненных компетенций"

Мастер-класс "Организация  проектно-исследовательской деятельности обучающихся  с особыми образовательными потребностями  как средство формирования  их жизненных компетенций&q...

Урок-игра с элементами мастер-класса для детей с ТМНР, обучающихся в старших классах по профильному труду "Растения и цветоводство", и «Декоративно – прикладное искусство». Тема урока: «В мире Цветов».

Аннотация      Трудовое обучение является подготовкой обучающихся и подростков  с (ТМНР) к доступной трудовой деятельности. Время проведения - 2 урока совмещённых  ...