Рекомендации для родителей с элементами мастер-класса «Гармонизация психоэмоционально-го состояния обучающихся и родителей в адаптационный период средствами арт-терапии»
методическая разработка
Рекомендации для родителей с элементами мастер-класса по гармонизации психоэмоционального состояния обучающихся и родителей в адаптационный период средствами арт-терапии
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 27 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено: на Методическом совете МБУДО «Центр дополнительного образования «Радуга» г.Тайшета протокол № 1 от 22.08.2024г. | Утверждена Приказом МБУДО «Центр дополнительного образования «Радуга» г.Тайшета от 27.08.2024г. № 172 |
Рекомендации для родителей с элементами мастер-класса
«Гармонизация психоэмоционального состояния обучающихся и родителей в адаптационный период средствами арт-терапии»
Исак Мария Петровна,
педагог дополнительного образования
МБУДО «ЦДО «Радуга»
г. Тайшета
Тайшет, 2024
Актуальность
Здравствуйте, уважаемые родители!
Тема моего выступления «Гармонизация психоэмоционального состояния обучающихся и родителей в адаптационный период средствами арт-терапии».
Скоро начнется новый учебный год. Это всегда напряженное время, как для детей, так и для родителей. Каждый новый класс – это новая ступень, новый распорядок учебного дня, новые предметы и учителя, а часто, и новый коллектив. Поэтому начало учебного года – это адаптация для ребенка любого возраста, будь то первоклассник, пятиклассник или девятиклассник.
В настоящее время очень популярны и широко применяются методы, техники, упражнения арт-терапии, которые помогают в период школьной адаптации.
Думаю, что и многие из вас знакомы с понятием арт-терапия, а может даже кто-то применяет средства арт-терапии в своей работе или дома с детьми.
- Уважаемые родители, скажите, пожалуйста, что же такое арт-терапия в вашем понимании? (ответы родителей)
Арт-терапия – направление в психотерапии и психологической коррекции, основанное на применении для терапии искусства и творчества.
- Скажите, пожалуйста, как арт-терапия может помочь (на что влияет) в период (трудностях) школьной адаптации детей, а также их родителей?
(ответы родителей)
Главная цель арт-терапии состоит в гармонизации психологического состояния через развитие способности самовыражения и самопознания.
Арт-терапия направлена на:
- знакомство со своим внутренним «я», на формирование представления о себе;
- обучение выражению своих чувств и эмоций;
- создание позитивного самовосприятия;
- улучшение психоэмоционального состояния;
- снятие мышечного напряжения;
- развитие мелкой моторики, коммуникативных навыков, образного мышления и способностей к различным видам творческой деятельности.
По мнению многих психологов (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец и др.) метод арт-терапии – это очень продуктивный и незаменимый способ психологической работы с детьми разного возраста.
Арт-терапия, которая является относительно новым методом психотерапии зарекомендовала себя одним из наиболее действенных инструментов разгрузки психофизического давления школы на ребенка.
Детская арт-терапия играет ведущую роль в формировании личности ребенка. По словам педагогов, методика терапии содействует раскрытию потенциала и способствует наилучшей адаптации наших детей в обществе.
Занятия творчеством позволяют ребёнку снять эмоциональное напряжение, избавиться от стресса и тревожности, справиться с различными страхами, нарушениями сна. Причем важен сам процесс, а не конечный продукт и его оценка. Терапия искусством формирует творческое отношение к жизни с ее проблемами, развивает скрытые до сих пор способности к творческому решению многих жизненных задач.
Арт-терапия имеет в своем арсенале множество техник, направленных на расслабление, снижение эмоционального напряжения, тревожности, повышение стрессоустойчивости, проработку негативных эмоций, связанных с процессом адаптации.
Предлагаю вашему вниманию примеры методов, техник, упражнений арт-терапии используемых мной в работе с детьми разного возраста на занятиях арт-терапевтической направленности, которые можно легко использовать и в домашних условиях.
Упражнения арт-терапии: «Деревья»
Направлено на мышечное расслабление, повышение настроения
Упражнения арт-терапии: «Ласковый дождик»
Направлено на мышечное расслабление, повышение настроения, сплочение коллектива.
Направления (виды) арт-терапии используемые в работе с детьми:
- изотерапия; пластилинография; коллажирование;
- мандалотерапия; маскотерапия;
- оригами; музыкотерапия.
Изотерапия - одно из самых популярных направлений арт-терапии. Использование изобразительного искусства в педагогических и терапевтических целях. Обычно это рисование с использованием традиционных и нетрадиционных техник.
Метод арт-терапии (изотерапия) правополушарное рисование - спонтанное, интуитивное. Нет четких правил – человек рисует так, как чувствует. Даёт огромный заряд энергии, воодушевления, подъём настроения.
Этот метод позволяет не только быстро научиться рисовать, но и смотреть на мир другими глазами!
Благодаря работе правого полушария, развивается креативное мышление - способность принимать нестандартные решения, генерировать идеи.
Пластилинография - создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Основной материал — пластилин.
Коллажирование - одно из популярных видов творческой терапии, которая помогает респонденту «спроецировать» личные убеждения или мысли с использованием фотографий и изображений.
Коллажирование также можно использовать в процессе адаптации ребенка. Для коллажа можно выбирать темы, связанные с положительными сторонами учебного процесса («Мои школьные друзья», «Мои любимые предметы», «Мой удачный день в школе»), а также темы связанные с эмоциями, с помощью которых можно отследить актуальное состояние ребенка. Можно предложить вести ребенку «Дневник эмоций»: с помощью техники коллажа заполнять альбом, где каждая страница будет «описывать» эмоции ребенка, связанные с событиями, произошедшими в школе. В период адаптации лучше заполнять дневник каждый день.
Мандалотерапия – создание рисунка в круге.
Маскотерапия - изготовление масок и последующее различное визуальное их оформление. Например, игры-превращения.
Оригами- складывания бумаги таким образом, чтобы в результате получались различные фигурки. Например, создание «Птицы счастья».
Музыкотерапия - эффективна в коррекции нарушения общения, возникших у детей по разным причинам.
Релаксация – гармонизация внутреннего психологического состояния.
Танцетерапия, движения выполняются ребенком произвольно под музыку.
Основные принципы арт-терапии:
- Главный принцип арт-терапии – одобрение, похвала и абсолютное принятие всех продуктов творческой деятельности ребенка независимо от их содержания, формы и качества.
- Желание ребенка – основное условие занятия. Творчество без желания невозможно.
- Непосредственное участие самого педагога (родителя) в той работе, которую он предлагает ребенку.
Интерактив
Уважаемые родители, а сейчас предлагаю вам выполнить несколько простых, но эффективных упражнений арт-терапии.
- Выполнение упражний на развитие работы правого полушария
- рисование в воздухе одновременно двумя руками сверху - вниз, снизу – вверх (круг, треугольник, елочка);
- одна рука лежит на голове, другая – на животе. Одновременно начинаем поднимать и опускать руку на голове, рука на животе двигается по часовой стрелке. Руки меняются.
- Релаксационное упражнение (методика Джекобсона) «Мышечная релаксация»
Упражнения состоят из последовательного напряжения и расслабления разных групп мышц, что приводит к общему успокоению.
Напряжение длится 7 секунд, расслабление — 30–40 секунд, при этом, расслабляясь, нужно постараться сконцентрироваться на ощущениях, которые возникают в тех частях тела, с которыми вы работаете. Это может быть ощущение тепла, легкости, тяжести, покалывания.
Каждый раз после расслабления к рабочей группе мышц добавляется новая группа. Упражнение желательно выполнять сидя. Напрягать мышцы на медленном глубоком вдохе, расслаблять – на выдохе.
- Время расслабиться и отдохнуть.
Сядьте удобно, закройте глаза и по моей команде будете по очереди напрягать и расслаблять часть тела:
(фоном звучит релаксационная музыка «Осенний лес»).
- Напрягите лоб.
- Расслабьте лоб.
- Напрягите глаза.
- Расслабьте глаза.
- Напрягите плечи (высоко их поднять).
- Расслабьте плечи.
- Напрягите руки (согнуть руки в локтях перед собой).
- Расслабьте руки.
- Напрягите живот.
- Расслабьте живот.
- Напрягите по всей длине ноги, носки на себя.
- Расслабьте ноги. Почувствуйте, как по ногам начинает разливаться приятное тепло и глубокое расслабление, заполняющее все внутри.
- А сейчас полностью расслабьтесь и посидите так минуту.
- Открываем глаза.
Предложения родителям по применению средств арт-терапии с их детьми в домашних условиях
- Уважаемые родители, скажите, где вы можете применять средства арт-терапии с вашими детьми в домашних условиях? (ответы)
- Детские праздники (группа детей);
- поездка в машине (музыкотерапия, релаксация, визуализация);
- отдых между выполнением д/з (упражнения арт-терапии «Деревья», «Ласковый дождик», мячики-антистресс, расслабление-напряжение, упражнения на активизацию правого полушария и др.);
- свободное время ребенка дома (упражнение «Каракули» (показ образца), рисование при помощи рук, пальцев, нетрадиционное рисование, правополушарное рисование – просто и эффективно!!!);
- завести «Дневник настроения» на первые дни, недели в СОШ.
И многое другое согласно вашим возможностям, интересам детей. Важно, чтобы родители активно принимали участие в данной деятельности!
В связи с большой занятостью родителей, нет ни времени, ни сил дополнительно заниматься с детьми. Но есть учреждения Дополнительного образования, где педагоги проводят занятия арт-терапевтической направленности. И в нашем «Центре «Радуга» также есть такие программы «Мир цвета и чувств», «Юный Пикассо», на которые приглашаем ваших детей. Фотографии, представленные в презентации, были сделаны в ходе занятий данных программ.
Спасибо всем за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад с элементами мастер-класса на тему "Этап включения в систему новых знаний и рефлексия"
Работа предназначена для выступления на педсоветах, заседаниях РМО, ШМО. Включает описание 2 этапов урока по ФГОС, и практические приемы их реализации....

2018 г. Доклад с элементами мастер-класса на ГМО. "Подготовка учащихся к ГИА"
В данном выступлении описаны используемые мною стратегии обучения учащихся 9, 11 класов аудированию и говорению формата ОГЭ, ЕГЭ...

2019 г. Доклад с элементами мастер-класса на ГМО по теме самообразования "Персонализированное обучение в развитии коммуникативной компетенции учащихся"
Персонализированное обучение в развитии коммуникативной компетенции учащихся необходимо, так как каждый учащийся индивидуален, имеет свой способ восприятия и воспроизведения языковой и речевой информа...

Устный журнал (с элементами мастер – класса) «Я – кадет!»
Цель: формирование позитивного отношения к кадетству, кадетским классам. Задачи: · способствовать утверждению патриотических ценностей...

Мастер-класс "Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями как средство формирования их жизненных компетенций"
Мастер-класс "Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями как средство формирования их жизненных компетенций&q...

Урок-игра с элементами мастер-класса для детей с ТМНР, обучающихся в старших классах по профильному труду "Растения и цветоводство", и «Декоративно – прикладное искусство». Тема урока: «В мире Цветов».
Аннотация Трудовое обучение является подготовкой обучающихся и подростков с (ТМНР) к доступной трудовой деятельности. Время проведения - 2 урока совмещённых ...

