Оркестровые фонограммы для ансамблевого музицирования
план-конспект урока

 Галина Владимировна Федорова

Из опыта применения оркестровых фонограмм в классе общего фортепиано

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

Использование оркестровых фонограмм для развития навыков ансамблевого музицирования по методике Е.Олерской.

Место проведения: МАУДО « Детская школа искусств» 

Ф.И.О. преподавателя: Федорова Галина Владимировна

Дата проведения:  18.04.2024г.

Предмет: Фортепиано

Тема урока:  Использование  оркестровых фонограмм для развития навыков ансамблевого музицирования по методике Е. Олерской «Ручные пьесы».

 Урок проводится с учащейся 1 го класса. Марининой Маргаритой..

Сведения о преподавателе:  Федорова  Галина Владимировна
Цель урока « Основные методы  и этапы  работы с учащимися для развития навыка игры на фортепиано с оркестровой фонограммой  «минус» в рамках методики «Ручные пьесы»                

Задачи: Обучающие                                                                                                                                            - приобщение к музицированию,                                                                                         - формирование правильного воспроизведения полученных знаний на практике,                                                                                                                     - закрепление умения слушать и слышать себя в комплексе музыкальной ткани в процессе исполнения.

 Развивающие:                                                                                                                                          - развитие навыка игры на фортепиано с фонограммой «минус», внимания,                                                                    памяти,                                                                                                                                                   - формирование  общего кругозора,                                                                                                                            - формирование коммуникативной компетенции обучающегося,                                             - развитие умений самостоятельно анализировать изучаемый материал,                                              - развитие мотивации и интереса к получению новых знаний,                                                                                                                        

Воспитательные:                                                                                                                           - развитие эстетического вкуса,                                                                                                      -   развитие воли и управления своим поведением,                                                                               - воспитание настойчивости и целеустремленности в процессе практической деятельности.

Здоровьесберегающие:                                                                                                                           - снятие мышечных зажимов,                                                                                          - правильная организация пианистического аппарата.

Ожидаемый результат: Овладение определенными видами фортепианной техники в пределах изучаемых на данном этапе произведений, правильное и свободное исполнение произведений на фортепиано с фонограммой «минус».

Методы обучения:

  1. Метод показа.
  2. Метод сравнения и сопоставления музыкальных произведений

Содержание урока:

                                                ЭТАПЫ УРОКА                                                                                                                 I Организационный.   Организация начала урока, сообщение темы урока и обоснование значимости. Постановка образовательных, воспитательных и развивающих задач.    

  II Основной.                                                                                      

     Организация и проведение практического занятия.                                                                1. Е. Олерская «Ходит  месяц» - пьеса выучена, работа  направлена на закрепление и совершенствование навыка соединения двух звуков легато и над исполнением над фонограммой.

1.исполнение пьесы без фонограммы, работа над освобождением запястья.

2. исполнение с фонограммой, с разными вариантами динамики.

2.  «Дождевые облака» -  пьеса строится на поступенном движении вниз, в диапазоне двух октав. Левая рука повторяет каждую интонацию правой руки, на октаву ниже, с эффектом «Эха».  Техническая задача этой пьесы – исполнение двухзвуков легато, различными парами пальцев. Сложность -  в большом диапазоне, необходимости быстро переносить руки на две октавы вверх для продолжения .Фонограмма звучит в быстром темпе.

1.Повторение нотного текста, разбор строения фраз .Сравнение с пьесой «Ходит месяц». Отличие – исполнение обеими руками поочередно, левая рука- «эхо» правой.

2. Исполнение пьесы поочередно с учителем, по фразам. Задача – вовремя вступить и удержать темп.                                                                                                                                               3. Дирижирование воображаемым оркестром – правая рука – скрипки, левая –виолончели.                                                                                                                      4. Исполнение в характере, в среднем темпе, 3-2пальцем, затем в медленном темпе -4-3 пальцем.                                                                                                                                        5.Пропевание мелодии с фонограммой, вместе и поочередно.                                        6.Исполнение с фонограммой ученик играет партию правой руки. Учитель – левой, с соблюдением штрихов.                                                                                                           7.Исполнение с фонограммой, в темпе. Задание – не останавливаться на ошибках, продолжать со следующей фразы.

Результат – фонограмма звучит в быстром темпе, пока у Маргариты не получается исполнить всю пьесу без ошибок. Она уверенно, в темпе и характере играет первую часть, научился  подхватывать мелодию с новой фразы во второй части. Работа над пьесой будет продолжена во втором классе, что соответствует принципам заложенным в методике «Ручные пьесы»

3. «Ой лопнул обруч», «Полька» - пьесы с оркестровыми фонограммами из сборника А. Серова  «Юным асам» - концертное исполнение.

Маргарита уверенно держит темп, заданный фонограммой, играет выразительно, соблюдает штрихи и динамические оттенки.

III Итоговый.  2 минуты                                                                                               Подведение итогов урока, домашнее задание.

Характеристика работы преподавателя и рекомендации:

Преподаватель выполнил поставленные цели и  задачи. Преподаватель владеет методикой преподавания, умеет увлечь ученика и создать на уроке профессиональную обстановку, которая способствует развитию музыкально-эстетического вкуса ребенка. Применены разнообразные формы работы, грамотно подобраны различные виды деятельности, чередующие умственную и физическую нагрузку . Урок проведен интересно и  методически верно.

                                                                                 

                                                                                   .

                                                                             

                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие навыков ансамблевого музицирования в классе фортепиано"

Методические рекомендации. Данные рекомендации адресованы преподавателям фортепиано ДМШ и ДШИ....

Конспект урок "Работа над развитием тембрового, гармонического ладотонального, ритмического слуха начинающего пианиста посредством ансамблевого музицирования его с педагогом"

В ходе урока идет развитие тембрового, гармонического ладотонального, ритмического слуха начинающего пианиста, воспитывается любовь и интерес к ансамблевому музицированию....

Ансамблевое музицирование в классе фортепиано

Коллективное музыкальное музицирование - это одна из самых доступных форм ознакомления учащихся с миром музыки. Цель работы - обобщение методических рекомендаций, направленных на совершенствован...

Ансамблевое музицирование как развивающая форма фортепианного обучения

В последние годы концепция развивающего обучения является одной из парадигм современной педагогической науки. В процессе обучения происходит интенсивное и всестороннее развитие способностей учащихся. ...

Ансамблевое музицирование

В методической разработке рассматривается одна из эффективных форм музыкального воспитания и развития учащегося – ансамблевое музицирование. Дано обоснование исследуемой темы разработки. Освещен...

"Ансамблевое музицирование в ДМШ, ДШИ и его значение в музыкальном воспитании учащихся"

С  чем  связана  популярность  ансамблевого  музицирования  среди  учащихся  и  преподавателей  детских  школ  искусств? Какие  в...

«Освоение ансамблевого музицирования как средства формирования личности».

В городе Тарко-Сале музыкальная студия «Зажигай Солнце» является единственной в своем роде. Я считаю, что обучение в вокально-инструментальном ансамбле является чрезвычайно ценным средством музыкально...