Профессиональная адаптация молодых педагогов
консультация

Ляпина Ольга Васильевна

Упражнения для знакомства и адаптации молодых педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_professionalnaya_adaptatsiya_molodyh_pedagogov.docx18.4 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг 

«Профессиональная адаптация молодых педагогов"

Подготовила:Ляпина О.В.                    14.10.2025

Цель: содействие успешной социально-психологической адаптации молодых педагогов.

Задачи:

• Помочь научиться быстро и оптимально устанавливать эмоциональный контакт.

• Создать атмосферу сотрудничества в группе педагогов, формирование уверенности в себе, доверия к людям, принятие коллективных решений.

• Отработать различные способы межличностного восприятия. Осознание педагогами своих личностных особенностей и изменение в позитивную сторону отношения к себе и другому человеку.

• Предоставлять возможность молодым педагогам и воспитателям лучше узнать друг друга и традиции учреждения.

Материалы: листы бумаги по количеству участников, цветные карандаши, музыкальное сопровождение, маркер, доска – магнитная, магниты, шкатулка.

Ход ТРЕНИНГА

1. Вступительное слово

- Хочу начать наше мероприятие с мудрых слов.

"Со мной работали десятки молодых педагогов

Я убедился, что как бы человек успешно

не кончил педагогический вуз, как бы он не был талантлив,

а если не будет учиться на опыте, никогда не будет хорошим педагогом,

я сам учился у более старых педагогов…"                            А.С. Макаренко

Самое важное на новом рабочем месте, педагогу суметь адаптироваться в коллективе. Все люди отличаются друг от друга. Разные люди имеют разные способности к адаптации к новым жизненным условиям, к коллективу тех сотрудников, которые их окружают. Одному человеку для того, чтобы чувствовать себя уверенно в новом коллективе, на новой работе необходимо небольшое количество времени, другому человеку, напротив, этого времени нужно намного больше. Но, так или иначе, все педагоги, пришедшие впервые в учреждение, сталкиваются с проблемами и всем необходим адаптационный период для того, чтобы приспособиться к новым условиям жизнедеятельности.

Адаптация работника - это приспособление индивидуума к рабочему месту и трудовому коллективу. Таким образом, когда в организацию приходит новый сотрудник, наблюдается процесс привыкания. Поэтому процесс адаптации можно определить как взаимное приспособление сотрудника к организации, и организации к сотруднику. И возможность долгосрочного сотрудничества зависит от того, насколько успешно пройдет это приспособление.

Профессиональная адаптация - это приспособление работника к выполняемой работе. Заключается в ознакомлении и активном освоении профессии, ее тонкостей, специфики, приобретении профессиональных навыков, достаточных для качественного выполнения обязанностей, в формировании некоторых профессионально необходимых качеств личности, в развитии устойчивого положительного отношения работника к своей профессии.

1.Игра на сближение «Я и моё имя»

Цель: познакомиться с участниками, установить доверительные отношения друг с другом. Каждый участник пишет свое имя на карточке.

У каждого из нас есть своя уникальность это наше имя. Нас называют по-разному по имени отчеству, близкие люди просто по имени. Я предлагаю на листе бумаги написать свое имя. Как бы мы могли сегодня к вам обращаться, но добавьте к нему определение, начинающееся на ту, же букву, что и ваше имя, как можно больше. Например «Терпеливый и талантливый Толя»

Чего больше в ваших определениях иронии, сарказма, любви, нежности. А какое определение вам бы подобрали другие участники тренинга?

2. Упражнение «Хорошо и плохо»

«Я предлагаю вам назвать несколько профессионально качеств учителя и записать их на листах бумаги. По кругу каждый участник выскажет свое мнение о данном качестве. При этом первый участник свое высказывание начинает со слов «хорошо быть (выбранное качество, потому что …», а следующий участник начинает со слов «плохо быть (выбранное качество, потому что…» и так далее попеременно. Проводится 2 круга для того, чтобы каждый мог отразить и позитивную и негативную сторону качества».

3. Упражнение Продолжи предложение «За этот месяц мне удалось…»;

Цель: способствовать развитию умения анализировать собственную деятельность самоанализа, конструктивно относится к собственным успехам и неудачам.

Закончите фразы:

«В этом месяце я не знаю как….»

«Я боюсь представить себе, что…..»

«Если бы у меня была волшебная палочка…..»

4. Игра «Тренировка интонации»

Цель: осознание значения интонации для достижения цели воздействия воспитателя в общении с родителями. (Участники разделены на два круга)

Произнести фразы:

Мне не безразличны успехи Вашего ребенка (первый круг)

Мне хотелось бы большей откровенности в нашем разговоре (второй круг).

Произнести эти фразы с оттенками иронии, упрёка, безразличия, требовательности, доброжелательности (интонации обозначены на карточках). По окончании произнесения участники сообщают, удалось, ли на их взгляд, достичь цели воздействия; какая интонация наиболее приемлема в общении с родителями.

5.Психотехническое упражнение «Давление».

Цель: осознание разных моделей в общении и взаимодействии с партнером, установка на равноправное общение.

Встаньте друг против друга, поднимите руки на уровне груди и слегка прикоснитесь друг к другу ладонями. Договоритесь, кто будет ведущим. Задача ведущего – слегка надавить на ладони своего партнера. Затем, поменяйтесь ролями и повторите движение давления на ладони партнера по игре.

Выскажите друг другу свои впечатления. В какой ситуации Вам было эмоционально комфортнее: когда Вы давили или когда Ваш партнёр давил на Ваши ладони?

Тогда, попробуйте не давить друг на друга, выполняйте совместные движения обращёнными друг к другу ладонями рук так, чтобы между вами возникло взаимное ощущение тепла (психоэнергетический контакт).

Почувствовали ли Вы, насколько приятнее взаимодействовать на равных, а не добиваться превосходства? Не забывайте, что стремясь к психологическому давлению на партнера по общению (будет родитель, коллега, ребенок), мы рискуем вызвать у него реакцию не подчинения, а возмущения. И вместо помощи, он просто откажется от контакта с нами.

6.Упражнение «Шкатулка ценностей»

Группе объявляется, что сейчас каждому молодому педагогу передаётся шкатулка и участникам предлагается написать и положить в нее «ювелирные ценности» профессиональные пожелания. «Ювелирные ценности» – пожелания, советы, качества, которые понадобятся для успешного профессионального и личностного развития.

3. Напутствие

Не забывайте, что у вас есть своя жизнь. Самое главное — не несите работу домой! У вас есть друзья, родители, муж, жена, дети — вы им нужны. Распределяйте силы равномерно и обязательно переключайтесь на другие сферы своей жизни. В противном случае эмоциональное выгорание вам гарантировано.

Не работайте по принципу «Моя хата с краю» Или«Как мне платят, так я и работаю»«Им не нужно, мне тем более»Так не пойдет: вы согласились с условиями, взяли ответственность,  работайте на 100%: занимайтесь и обучением, и воспитанием, и неуспех ученика и его нежелание идти на ваш предмет и учить его — и ваша вина тоже. Как и успех ученика, и его любовь к предмету — ваша заслуга. Учитель — не вузовский преподаватель, читающий лекцию с листа, учитель должен учить, заинтересовывать, воспитывать. Да, не всегда удачно, не всегда получается, но нужно искать подходы и методы, нужно целенаправленно прилагать усилия к успеху своих учеников.

4. Рефлексия по кругу.

Мне сегодня особенно повезет.

Жизнь готовит мне приятный сюрприз.

Наступило время сделать то, что я постоянно откладываю.

Люблю себя такой, какая я есть, неповторимой!

Сделаю себе подарок, я его заслуживаю.

Сегодня со мной радость и спокойствие.

Сегодня мой день, успехов мне.

Все мои желания и мечты реализуются, я в это верю.

Живу и радуюсь, остальное приложится.

Я думаю о хорошем и всё будет хорошо!

Пусть мои глаза всегда сияют.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Профессиональная адаптация молодого педагога»

Определяющим условием развития и модернизации образовательной системы является обеспечение образовательных учреждений квалифицированными кадрами....

Условия успешной профессиональной адаптации молодого педагога в ОУ

Современная система школьного образования характеризуется постоянным повышением его качества, она требует максимальной организации образовательного процесса в образовательном учреждении. При этом...

Доклад на тему: Профессиональная рефлексия как фактор развития профессиональной деятельности молодого педагога.

Доклад на тему "Профессиональная рефлексия как фактор разватия профессиональной деятельности молодого педагога"  предназначен для учителей и будет полезен при подготовке материала на вы...

Презентация "Деятельность педагога – наставника как условие профессионального становления молодых педагогов в форме наставничества «учитель-учитель».

Презентация содержит информацию о наставничестве как социально-экономическом тренде современной России, рассказывает о составляющих образа учителя-наставника (психологические аспекты), расскрывает эта...

Практикум "Профессиональная адаптация молодых педагогов"

Тренинговое занятие напралено на развитие коммуникативных компетенций молодого специалиста, развитие профессионально-важных качеств и успешную адаптацию к условиям профессиональной деятельности педаго...

ОТ ДИАГНОСТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕФИЦИТОВ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ ДО УЧАСТИЯ В КОНКУРСЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА. Из опыта наствнической деятельности.

ОТ ДИАГНОСТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕФИЦИТОВ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ ДО УЧАСТИЯ В КОНКУРСЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА.Из опыта наствнической деятельности....

Наставничество — эффективная форма профессиональной адаптации молодого педагога

В статье раскрываются трудности молодого педагога в первые дни работы в общеобразовательном учреждении.Показана эффективность наставничества, как формы адаптации молодого специалиста в общеобразовател...


 

Комментарии

Окатова Светлана Евгеньевна

Спасибо за тренинг.Возьму на заметочку.