Наставничество — эффективная форма профессиональной адаптации молодого педагога
статья по химии

Голенда Марина Викторовна

В статье раскрываются трудности молодого педагога в первые дни работы в общеобразовательном учреждении.

Показана эффективность наставничества, как формы адаптации молодого специалиста в общеобразовательном учреждении.

Рассказано о системе наставничества в гимназии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Первые дни и даже месяцы работы для молодых специалистов особенно тяжелы и напряженны, ими ощущается информационная перегрузка. Еще бы! Нужно осваивать огромное количество новой работы:составление планов уроков, ведение документации, такой как электронный журнал, журналы по внеурочной деятельности и прочее. Кроме этого, взаимодействие с учениками и их родителями, с коллегами и администрацией. Все участники образовательного действа хотят видеть в прибывшем учителе грамотного специалиста, профессионала и даже психолога. И молодому педагогу действительно сложно адаптироваться во всех этих процессах [1].

Эта ситуация может привести к высокому уровню стресса, который часто сопровождается чувством разочарования, переутомления, даже депрессии. Статистика говорит о том, что многие молодые специалисты уходят из профессии «учитель» именно в первые три года...Чтобы начинающий педагог не чувствовал себя «брошенным на произвол судьбы», в нашей гимназии существует система наставничества, которая уже доказала свою эффективность и полезность. К каждому молодому специалисту прикрепляется опытный педагог-наставник, который целенаправленно сопровождает его все три года.

Наставничество – это двусторонний процесс: с одной стороны – деятельность педагога-наставника, с другой – деятельность начинающего педагога. Этот процесс носит личностный характер и является одной из форм взаимодействия педагогов. Наставник должен обладать основательными знаниями в области педагогики, психологии, культурологии и высокой профессиональной компетентностью [2].

Наставник - это не просто источник информации, а профессионал, помогающий молодому специалисту преодолеть трудности периода адаптации и постепенно и безболезненно влиться в коллектив гимназии. Цель наставничества – обеспечить качественный профессиональный рост молодого педагога, способствовать его адаптации к специфике работы в общеобразовательном учреждении и предотвратить профессиональное выгорание.

В нашей гимназии молодому специалисту предлагается заполнить анкету начинающего учителя

Анкета начинающего учителя

  1. Удовлетворяет ли Вас уровень Вашей профессиональной подготовки:

– да;

– нет;

– частично

  1. Каких знаний, умений, навыков, компетенций Вам не хватало в начальный период педагогической деятельности?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. В каких направлениях организации учебно-воспитательного процесса вы испытываете трудности:
  • в календарно-тематическом планировании:

– да;

– нет;

– частично;

  • в проведении уроков

– да;

– нет;

– частично;

  • в проведении внеклассных мероприятий

– да;

– нет;

– частично;

  • в общении с коллегами, администрацией

– да;

– нет;

– частично;

  • в общении с учащимися, их родителями

– да;

– нет;

– частично;

  • другое (допишите)
  1. Что представляет ли для Вас трудность:
  • формулировка целей урока

– да;

– нет;

– частично;

выбор соответствующих методов и методических приемов для реализации целей урока

– да;

– нет;

– частично;

  • мотивация деятельности учащихся
  • – да;
  • – нет;
  • – частично;
  • формулировка вопросов проблемного характера
  • – да;
  • – нет;
  • – частично;
  • создание проблемно-поисковых ситуаций в обучении
  • – да;
  • – нет;
  • – частично;

подготовка для учащихся заданий различной степени трудности – да;

– нет;

– частично;

  • активизация учащихся в обучении
  • – да;
  • – нет;
  • – частично;

организация сотрудничества учащихся – да;

– нет;

– частично;

  • организация само- и взаимоконтроля учащихся
  • – да;
  • – нет;
  • – частично;

организация своевременного контроля и коррекции образовательных достижений учащихся

– да;

– нет;

– частично;

  • развитие творческих способностей учащихся
  • – да;
  • – нет;
  • – частично;
  • другое (допишите) ______________________________________________________________________
  1. Каким формам повышения квалификации своей профессиональной компетентности отдали бы Вы предпочтение в первую, вторую и т.д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора):
  • cамообразованию;
  • практико-ориентированному семинару;
  • курсам повышения квалификации;
  • мастер-классам; творческим лабораториям;
  • индивидуальной помощи со стороны наставника;
  • предметным кафедрам;
  • школе начинающего учителя;
  • другое (допишите)

Если бы вам предоставили возможность выбора практико-ориентированных семинаров для повышения своей профессиональной компетентности, то в каком из них Вы приняли бы участие в первую, во вторую и т. д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора):

  • типы уроков, методика их подготовки и проведения;
  • методы обучения и их эффективное использование в образовательном процессе;
  • приемы активизации учебно- познавательной деятельности учащихся;
  • учет и оценка современных образовательных результатов учащихся;
  • психолого-педагогические особенности учащихся разных возрастов;
  • урегулирование конфликтных ситуаций;
  • формы работы с родителями;
  • формы и методы педагогического сотрудничества с учащимися;
  • другое (допишите)

На основании данной анкеты составляется план работы с данным конкретным молодым учителем. Наставник посещает минимум 2 урока в четверть, помогает в методических вопросах подготовки и проведения уроков, анализирует совместно с подопечным его уроки, составляет отчет по «ведению» молодого педагога.

Данная система работы уже показала высокую эффективность.

Таким образом, наставничество в общеобразовательных учреждениях способствует более быстрому адаптированию молодого специалиста к новому месту работы, позволяет ему стать более уверенными в своих силах. Эта система приносит пользу не только молодым специалистам, но и наставникам,которые тоже многое перенимают от молодого поколения.

Список литературы

1. Леван Т.Н. Педагог-наставник: лишняя нагрузка или ресурс для профес-

сионального развития? / Т.Н. Леван // Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и пси-

хология. – 2022. – No2.

2. Наставничество как одна из эффективных форм профессионального ро-

ста педагога / В.С. Бреусова, В.И. Мосиенко, М.Н. Ольшанская [и др.] // Моло-

дой ученый. – 2023. – (). – С. 5–8 [Электронный ресурс]. – Режим

доступа: (дата обращения: ). EDN

NYUQUI


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Профессиональная адаптация молодого педагога»

Определяющим условием развития и модернизации образовательной системы является обеспечение образовательных учреждений квалифицированными кадрами....

Презентация "Наставничество как форма работы с молодыми педагогами"

В данной работе рассматривается проблема наставничества над молодыми педагогами в школе. Эта проблема остается актуальной, так как возрастаюттребования к уровню владения педагогическим мастерством. И ...

Программа «Наставничество – эффективный путь профессионального становления молодого специалиста»

http://Наставничество – одна из наиболее эффективных форм адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению в образовательных учреждениях педагогических кадров. З...

Роль наставничества в формировании профессиональных качеств молодого педагога.

Формирование профессиональных качеств молодого педагога....

Презентация "Наставничество как форма работы с молодыми педагогами"

 Сегодня система наставничества в образовании вновь заслуживает самого пристального внимания, в ней отражена жизненная необходимость начинающего педагога получить поддержку опытного п...

«Наставничество как традиционный прием адаптации молодого педагога на рабочем месте»

Выступление на педчтениях  из опыта работы МБУ ДО "Агнес"  по наставничеству  . Материал включает описание  опыта работы по программе "Первые шаги в профессию"...

Программа «Наставничество - эффективный путь профессионального становления молодого специалиста.

Наставничество – одна из наиболее эффективных форм   адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению в образовательных учреждениях педагогических кадр...