«Методика обучения игре на музыкальных инструментах детей, не имеющих музыкальной подготовки»
методическая разработка

Мохова Татьяна Михайловна

Данная педагогическая практика  посвящена методам обучения игре на музыкальных инструментах детей дошкольного и младшего школьного возраста, не имеющих музыкальной подготовки, и, как следствие,не имеющих возможности дома закреплять изученный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodich_razrabotka_2025.docx938.24 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Педагогическая практика

«Методика обучения игре на музыкальных инструментах детей,

не имеющих  музыкальной подготовки»

 Мохова Т.М., педагог дополнительного образования,

методическая поддержка Носовой М.А.

Аннотация.

Сегодня мы говорим о том, что музыкально-творческое воспитание человека, развитие его природной музыкальности – это не только путь к эстетическому образованию или способ приобщения к ценностям культуры, а очень эффективный способ развития самых разных способностей людей, путь к их самореализации как личности. Мониторинг социального заказа по данному направлению деятельности  показал, что у детей дошкольного и младшего школьного возраста, не имеющих специальной музыкальной подготовки,   имеется большая мотивация прикоснуться к миру музыки и играть на музыкальных инструментах.  В современных условиях в рамках дополнительных общеобразовательных программ в центрах детского творчества индивидуально обучать игре на музыкальных инструментах не предоставляется возможности. Поэтому обучая детей, не имеющих музыкальной подготовки, по методикам обучения «Цифровой грамоты» и «Цветной нотной грамоты», каждый ребенок быстро находит свое место на занятиях независимо от уровня музыкальных способностей.

Важно, чтобы дети, пришедшие на занятия, до момента изучения нотной грамоты не потеряли интерес к процессу игры на музыкальных инструментах в ансамбле. Используемые методики позволяют обучающихся не только быстро обучить элементарному музицированию, но и  включить их сразу в состав ансамбля.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья музыка особенно является одним из наиболее привлекательных видов деятельности. Ведь через музыку они могут раскрыть свою душу и получить «ситуацию успеха», которая им особенно нужна. Используемые в практике методики обучения  позволяют «особым» детям, не только обучиться игре на отдельном музыкальном инструменте орфовского оркестра, но и стать полноценным исполнителем инструментального оркестра.

Данная педагогическая практика  посвящена методам обучения игре на музыкальных инструментах детей дошкольного и младшего школьного возраста, не имеющих музыкальной подготовки, и, как следствие, не имеющих возможности дома закреплять изученный материал.

 Опыт работы по представленной педагогической практике может быть полезен в работе педагогическим работникам системы дополнительного образования и учреждений культуры.

Введение.

        Занятия музыкой имеют познавательное значение, так как музыка отражает многие жизненные явления, обогащает  представления воспитанников о природе, истории, быте и традициях разных народов. Музыкальные занятия положительно влияют на общую культуру поведения ребенка, развивают фантазию, воображение, артистичность, интеллект, то есть формируют универсальные способности, необходимые в любых сферах  деятельности.

  В настоящее время актуально высказывание одного из современных психологов Абрахама Маслоу, который пишет: «Мы должны учить детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нам сегодня необходим человек иного качества, который чувствует себя достаточно сильным и отважным, чтобы смело входить в современную ситуацию, уметь владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, если это будет нужно. Во времена быстрых перемен дети нуждаются в гибкости и независимости мышления, вере в свои силы и идеи, мужестве пробовать и ошибаться, приспосабливать и менять, пока удовлетворительное решение не будет найдено».

Важнейшей составляющей современного музыкального образования является обучение музицированию, владению игрой на музыкальном инструменте, поэтому, игра на музыкальных инструментах – один из видов детского исполнительства.

Значение элементарного музицирования для музыкального и общего развития детей трудно переоценить. В процессе игры на инструментах развиваются музыкальные способности и прежде всего все виды музыкального слуха: звуковысотный, метроритмический, ладогармонический, тембровый, динамический.

В процессе обучения  создаются условия для совершенствования личностных качеств ребенка. Музыкальная деятельность включает в себя не только восприятие музыки, но и посильное исполнительство, основанное на опыте восприятия. С помощью игры на музыкальных инструментах можно развить другую музыкальную способность – умение представить и воспроизвести высоту музыкальных звуков в мелодии. Развитие этой способности предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание – и, таким образом, влияет не только на музыкальное, но и на общее развитие ребенка.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте.

Идея широко использовать музыкальные инструменты для развития ребёнка не нова. Инициатором обучения детей игре на музыкальных инструментах уже в 20-е годы стал известный музыкальный деятель и педагог Н. А. Метлов, ему же принадлежит идея организации детского оркестра. Николай Афанасьевич провел большую работу по созданию и совершенствованию конструкции детских музыкальных инструментов (металлофона и ксилофона.), имеющих звукоряд.

Данная технология основывается на лучших традициях отечественной и зарубежной музыкальной педагогики. Работы таких известных авторов, как Б.М. Теплов, Н.А. Ветлугина, В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский, Л. Баренбойм, Э. Жак-Далькроз, Ш. Судзуки. Особенно широко рассмотрен данный подход в музыкально-педагогической концепции воспитания и обучения детей немецким педагогом Карлом Орфом, которая появилась еще в 30-е годы прошлого столетия в Германии. Он собрал очень много практического материала для детского музицирования под названием «Шульверк». Педагог, кандидат искусствоведения Т.Э. Тютюнникова явилась транслятором многообразного педагогического опыта музыкального воспитания и обучения детей в России, накопленного человечеством. Она отмечала, что «дошкольное музыкальное обучение целесообразно и необходимо строить, исходя из ведущего принципа педагогики «обучение в действии»: ребенок во всем принимает участие, вовлекается педагогом в процесс активных творческих действий.

Методологическим основанием орф-технологии явилась деятельностный метод, который предполагает партнерские взаимоотношения детей и взрослых, их взаимное обучение и развитие (обучая детей, педагог сам делает для себя новые открытия и таким образом развивает собственное сознание).

Перед каждым педагогом в свое время встают вопросы: как заинтересовать ребенка музыкой, как добиться того, чтоб он захотел заниматься и старался добиться результатов? Тем более дети, которые приходят в центры дополнительного образования, зачастую не обладают особыми музыкальными способностями, кто-то не интонирует совсем, у кого-то неустойчивое чувство ритма или памяти. И одним из ответов на эти вопросы может стать раннее коллективное музицирование.

 И чем раньше происходит встреча ребенка с коллективным творчеством, тем быстрее он начнет проявлять большую заинтересованность в занятиях и быстрее будет его развитие в техническом и звуковом отношении. Даже самые слабые ребята начинают преображаться в ансамбле и более успешно занимаются. Все они, попадая ансамбль народных инструментов, получают возможность не спеша и в дружественной обстановке развить свои музыкальные способности, так как они проявляются только в процессе творчества. Дети младшего возраста воспринимают музыку непосредственно, конкретно и эмоционально.

Во времена информационных технологий у детей и подростков потерян интерес к классической и народной музыке, т. к. обучение игре на музыкальных инструментах длительный и сложный путь. Используемые методики Цифровой грамоты» и «Цветной нотной грамоты» позволяют обучению детей игре ударных, шумовых инструментах, металлофоне, аккордеоне, синтезаторе достаточно быстро и без особых усилий. Техническая лёгкость игры на шумовых инструментах, их способность тотчас же откликаться на любое прикосновение дает возможность поддержать интерес к музицированию у детей и приводит к достижению ими «ситуации успеха», а коллективное исполнение музыкального произведения в ансамбле, развивает  способность к заинтересованному, продуктивному общению, чувство взаимной поддержки, коллективизма.

.  «Особенные» дети через несколько занятий вполне могут играть в составе ансамбля, у них повышается самооценка и они чувствует себя полноценными участниками музыкального коллектива. Обучение игре на ударных, шумовых инструментах и металлофонах с разноцветными пластинами развивает у таких детей мелкую моторику, активизирует внутренний слух, развивает память и уверенность

Двумя основными принципами технологии являются: импровизационно-творческая деятельность и игра.

Также принцип обучения «от простого к сложному» игре на музыкальных инструментах является в данном случае приоритетным и должен сохраняться на всех этапах обучения и во всех формах  работы. На нем основан и порядок добавления различных инструментов в ансамбль.

Основная часть.

Цель педагогической практики:  Формирование у детей дошкольного и младшего школьного  возраста первоначальных навыков элементарного музицирования, удовлетворение потребности детей в эмоциональном самовыражении с помощью элементарного музицирования.

Задачи:

  • развивать эмоциональность детей, как важнейшей основы их внутреннего мира и способности воспринимать, переживать и понимать музыку;
  • воспитывать интерес и любовь к музицированию;
  • развивать творческую активность, художественный вкус; приобщать к инструментальной музыке и самостоятельному осмысленному музицированию;
  • формировать качества, способствующие самоутверждению личности: самостоятельности и свободы выбора, индивидуальности восприятия и самовыражения.

Технология рассчитана на обучение элементарному музицированию детей дошкольного и младшего школьного возраста, изъявивших желание обучаться по дополнительной общеобразовательной программе «Ансамблю народных инструментов «Фантазия», реализуемой в МБУДО «Центр детского творчества с 1991 года. Занятия проводятся с детьми с 6-летнего возраста без предварительного отбора, для всех желающих.

Важно, чтобы дети, прищедшие на занятия, до момента изучения нотной грамоты не потеряли интерес к процессу игры на музыкальных инструментах в ансамбле. Золтан Кодей, венгерский композитор, педагог, утверждал: «Нет немузыкальных детей. Немузыкальные взрослые — это те, музыкальность которых в детстве не была замечена и развита».

За время обучения в ансамбле дети имеют возможность познакомиться и овладеть игрой на таких музыкальных инструментах как: металлофон, диатонические колокольчики, ксилофон, аккордеон, духовая гармоника, румба, бубен, маракас, ложки и другие ударные и шумовые инструменты (рис.1).

C:\Users\Преподаватель\Pictures\Ансамбль Фантазия\Ансамбли\Колокольчики\DSCF1920.jpg

                              Рисунок 1.

Относительная лёгкость игры на шумовых инструментах располагает и побуждает детей к звукокрасочной игре, а через неё – к простейшей импровизации. Таким образом, шумовые инструменты позволяют всем детям, независимо от способностей, участвовать в музицировании. Каждому ребёнку в этом ансамбле может быть найдена подходящая роль. Роль ребенка может быть небольшой и очень простой, но качественно необходимой для его саморазвития.

Данная технология реализуется в образовательной деятельности детей, на детских праздниках, развлечениях. В процессе обучения детей игре на ДМИ можно выделить 3 этапа:

  1. Прослушивание музыкальных произведений, обсуждение, какие инструменты будут звучать. Распределение инструментов для исполнения музыкального произведения с учетом предпочтения детей и их способностей.
  2. Разучивание каждой партии отдельно и по подгруппам, запоминание ритмического рисунка.
  3. Освоение детьми техники игры на своих инструментах, исполнение своей партии, объединение в  ансамбль.

Поскольку коллективное музицирование является также одной из форм общения, бесспорна и воспитательная функция оркестра. У детей появляется ответственность за правильное исполнение своей партии, собранность, сосредоточенность. Оркестр объединяет детей, помогает выработать волю, упорство в достижении поставленной задачи, помогает преодолеть нерешительность, робость, неуверенность в своих силах

В начале обучения методические приемы педагога направлены на то, чтобы вызвать у детей интерес к новому для детей занятия. В характере звучания каждого музыкального инструмента можно найти аналогию с каким-либо явлением природы – голосами птиц, животных, речью человека. Педагог обращает внимание детей на то, что птички  поют высоко, звонко, нежно и это можно изобразить на металлофоне. Металлофон  самый доступный для ребенка инструмент (рис.2). С него мы и начинаем обучение в ансамбле.

C:\Users\Преподаватель\Desktop\Фантазия декабрь 2014\101CANON\IMG_2236.JPG

        

                                   Рисунок 2.

Занятия по обучению игре на металлофоне групповые. Для исполнения на металлофоне вначале берутся несложные и хорошо знакомые детям мелодии. Для того чтобы облегчить работу педагога, и заинтересовать детей предлагается:

•  активно использовать ритмические карточки;

• записывать упражнения и попевки при помощи «цветной» нотной грамоты, что, прежде всего, является методическим пособием для педагога и дидактическим наглядным материалом для детей.

Упражнения с карточками позволяет сделать работу по развитию чувства ритма более эффективной. Ведь именно ритм и музыкально-ритмическое воспитание занимает ведущую роль в элементарном музицировании.

Ритмические карточки – это прежде всего методический материал (рис.3). При работе с карточками эффективен прием подтекстовки длительностей, где длинный звук обозначается слогом «та», короткий звук – слогом «ти». Важно, чтобы ритмические карточки были организованы, то есть соответствовали размеру: четыре четверти, три четверти или две четверти. В игровой форме можно моделировать ритмические фразы из попевок. Активная работа с ритмическими рисунками способствует накоплению различных ритмических шаблонов, которые юные музыканты используют при игре на музыкальных инструментах не только при импровизации, но и при игре по партитуре, стоит только лишь вспомнить тот или иной ритмический рисунок, который был выучен раньше.

Из опыта работы: Методика обучения игре на детских музыкальных инструментах.  «Цветная» нотная грамота.

                                           Рисунок 3.

«Цветная» нотная грамота – это доступный и интересный способ знакомства детей с миром звуков. На каждой пластине металлофона, в пределах октавы, имеется цветная метка, которая, позволяет быстро находить нужную ноту. Ноты второй октавы дублируются: цвет остается тот же, но появляется знак «птичка-кавычка», ребенку объясняю, что название нотки такое же, но звук более высокий (рис. 4). Начинаю знакомство с «цветными» нотами, используя метод последовательности и доступности. Объясняю, что каждая нотка окрасилась в свой цвет, предлагаю найти красную нотку на металлофоне, ребенок с удовольствием это делает, ударяя по пластине молоточком – отрабатываем технику удара.

Необходимо отметить, что в работе с детьми, применять методику игры по цветной нотной грамоте целесообразно при первоначальном освоении музыкальных инструментов и при разучивании упражнений или попевок.

http://www.maam.ru/upload/blogs/553c5c8a89cf92f874369ab278dd7abb.jpg.jpg

                             Рисунок 4.

Одним из главенствующих способов обучения детей игре на музыкальных инструментах является – игра по слуху. Ребенок осмысленно вслушивается в мелодию и ритм и играет на инструменте – формируется навык слуховой ориентации в мелодии. Необходимо, чтобы инструментальные попевки и упражнения, при разучивании, сопровождались пением, так как пропевание позволяет детям лучше представить направление движения мелодии, развивает музыкально-слуховое представление.

Диапазон попевок расширяется и «цветная» нотная грамота помогает эффективней работать с музыкальным материалом. Во время самостоятельной музыкальной деятельности и музицирования, педагог может помочь юному музыканту, если необходимо, вспомнить ритмический рисунок, направление мелодии, так как всегда под рукой музыкальные карточки. Важно, чтобы весь материал преподносить детям доступно, последовательно и в игровой форме.

Методика использования «Цифровой грамоты».

Ввиду того, что изучение нотной грамоты  при обучении детей игре на музыкальных инструментах происходит плавно, то вначале мы пользуемся цифровой грамотой. Цифры помогают детям запомнить и при исполнении мелодии найти нужную пластинку на металлофоне, а на аккордеоне – нужную клавишу. Как же пользоваться цифровой грамотой?

Для игры на металлофоне:  ставим вдоль задней стенки инструмента (позади пластинок) полоску из плотной бумаги шириной 4–5 см с цифрами, начиная от 1 до 7, по числу семи ступеней гаммы. Цифра 1 соответствует звуку «до», цифра 2 — звуку «ре» и т. д.

Можно и  не пользоваться цифрами. В этом случае, дети должны запоминать определённый музыкальный «шаг» (через сколько пластинок и сколько раз ударить ту или иную пластинку). Хотя, эта методика изучения инструмента более сложная для детей и  дается им с трудом.

На начальной стадии ознакомления с инструментами дети играют одной правой рукой, положив металлофон на стол или на специальную подставку (пюпитр).
Прежде чем приступить с детьми к разучиванию мелодии на металлофоне, педагог сам должен несколько раз грамотно исполнить эту мелодию на металлофоне, а обучающиеся послушать. Затем показывают самым смелым воспитанникам, по каким пластинкам и сколько раз надо «проиграть». Детям сразу запомнить всю мелодию трудно, поэтому, лучше разучивать ее частями, например, выучить запев песни. Когда ребенок освоит эту часть музыкального произведения, можно показать припев, а потом соединить обе части мелодии.

Данная методика предполагает чередование игры педагога с детским исполнением: запев играет педагог, а ребенок на другом металлофоне — припев, или наоборот. Желательно, чтобы ребенок, освоив часть или все музыкальное произведение, исполнил его с педагогом (на двух металлофонах). Ударив не ту пластинку, ребенок слышит ошибку, старается ее исправить.
Другое важное условие при выборе репертуара — строение мелодии. Звуки мелодии должны быть расположены близко друг от друга, большие интервалы для игры трудны детям.

Из простых, доступных мелодий можно взять: «Корова» М. Раухвергера, «Елка» Т. Попатенко, русские народные мелодии «На зеленом лугу», «Во саду ли, в огороде», «Полянка», «К нам гости пришли» Ан. Александрова, «Песня про елочку» Е. Тиличеевой, белорусская народная мелодия «Савка и Гришка».

Играть мелодии, построенные на одном звуке, нецелесообразно, да и неинтересно детям.

Наиболее  способные обучающиеся быстро запоминают несложные мелодии, начинают играть их самостоятельно и охотно обучают сверстников, тем самым помогая педагогу.

Желательно привлекать сразу всех обучающихся в ансамбле к игре на инструментах, хотя некоторые боятся играть.

Методика использования «Цветной» нотной грамоты.

Использование «Цветной» нотной грамоты при игре на металлофоне: детям сложно первоначально добиваться правильного удара по пластине металлофона (молоточек не отскакивает, звук гаснет, чтобы упражнения по отработке правильного удара не были скучными, предлагается использовать цветные флажки (рис.5), соответствующие пластинам на инструменте с цветными метками:

http://www.maam.ru/upload/blogs/2134062b31ea0d5b83272e7ddbec4e91.jpg.jpg

                                  Рисунок 5.

• педагог предлагает игру на внимание. Участвует несколько детей 3-5 человек, по количеству металлофонов. Педагог показывает флажок определенного цвета – исполнители последовательно ударяют по пластине инструмента. Далее задание усложняется: задается определенный ритмический рисунок, также по показу флажка уже другого цвета звучит музыкальная фраза на всех инструментах по очереди.

• более сложный вариант: используется несколько звуков (несколько цветов). По показу цветных флажков в определенной последовательности музыканты исполняют музыкальную фразу по очереди, затем – одновременно. Так, в игровой форме можно отрабатывать удары и добиваться красивого звучания при игре на металлофоне.

  1. Использование «Цветных» нот при импровизации (6-7 лет) :

• педагог показывает несколько флажков разного цвета, и предлагает детям придумать и исполнить короткую музыкальную фразу, используя предложенные ноты. Дается несколько минут для самостоятельной работы, а затем юные музыканты исполняют свою импровизацию поочередно. Дошкольникам предлагается вспомнить один из ритмических рисунков, так как к этому возрасту у них уже накоплен определенный запас ритмических модулей, а затем использовать предложенные ноты. И желательно, чтобы получилась законченная музыкальная фраза – предлагается начинать и заканчивать мелодию на одном и том же звуке.

  1. Применение «Цветной» нотной грамоты при игре на диатонических колокольчиках:

• у каждого музыканта по одному колокольчику в руке. Все сидят или стоят в последовательности диатонического звукоряда. Желательно, чтобы мелодия или песня, которая предлагается для исполнения была знакома. Исполнители ритмически воспроизводят рисунок (на слоги «та» и «ти», а если это песня- поют слова).

Педагог показывает флажки в определенной последовательности, а дети воспроизводят звук в момент показа флажка соответствующего цвету колокольчика (рис.6). При первоначальном исполнении педагог напевает ритмический рисунок вместе с музыкантами. При дальнейшем разучивании нет необходимости педагогу показывать цветные флажки, каждый ребенок, как правило, запоминает момент своего вступления.

                http://www.maam.ru/upload/blogs/d9939b0d3b599d865c32367d2109f3a5.jpg.jpg

                                                 

                                                  Рисунок 6.        

• музыкальный номер с применением диатонических колокольчиков можно показать на открытых мероприятиях и праздниках в сопровождении аккомпанемента исполненным руководителем ансамбля или параллельно звучащей фонограммой в темпе, который выдерживают юные музыканты. Этот вариант эффективно можно использовать на праздничных мероприятиях, где музыкантами будут родители – музыкальный номер без предварительной подготовки.

Хочу отметить, что, как показывает практика,  использование «Цветных» нот при обучении игре на музыкальных инструментах детям очень нравится, процесс обучения превращается в игру.

Умелое и грамотное использование педагогом методики «Цветной» нотной грамоты является интересным и доступным методом в процессе музыкального воспитания дошкольников в области музицирования.

Если дети играют только на одних металлофонах, то, чтобы ансамбль не звучал монотонно, не следует всем металлофонам играть одновременно. Например, в песне «К нам гости пришли» первые четыре такта играют несколько металлофонов, а на 5–8-й такты включаются все. Или в песне «Во саду ли, в огороде» с каждым куплетом количество металлофонов увеличивается.

При исполнении веселых, плясовых мелодий или мелодий маршевого характера в оркестр можно включить бубны, барабан, аккордеон, синтезатор, но так, чтобы они не заглушали слабый звук металлофонов. Концовку таких музыкальных произведений можно отметить ударом медных тарелок.

Методика обучения игре на аккордеоне и духовой гармонике.

Для обучения неподготовленных к музицированию детей игре на аккордеоне лучше всего пользоваться детским хроматическим аккордеоном (рис.7).


http://muzruk.info/wp-content/uploads/2012/09/akkordeon.jpg

                            Рисунок 7.

На нем с правой стороны 20 клавиш с диапазоном  «до»— «соль», слева — четыре аккорда.

Прежде чем обучать игре на аккордеоне, следует показать детям, как правильно сидеть и держать инструмент. Ребенок сидит на стуле, занимая примерно половину сиденья, ноги стоят на полу.

Один ремень аккордеона надевают на середину правого предплечья, другой — на середину левого. Первый ремень длиннее, короткий ремень на левом предплечье придает инструменту устойчивость. Аккордеон устанавливают на колене таким образом, чтобы левая часть корпуса аккордеона и мех во время игры поддерживались левой рукой.

Во время игры дети касаются клавиш подушечками пальцев. Локоть должен быть  опущен, пальцы полусогнуты. Надо следить, чтобы дети не играли одним пальцем.

Для каждой мелодии указывается удобное расположение пальцев (аппликатуру). Играть двумя руками маленьким детям трудно.

При обучении детей игре на аккордеоне пользуемся цифровой грамотой, как и на металлофоне. Цифры наносят на верхнюю часть белых клавиш. Постепенно дети перестают смотреть на цифры, играют не глядя, пользуясь мышечным ощущением. На аккордеоне могут играть не все дети; некоторых ребят затрудняет одновременное исполнение мелодии пальцами правой руки и раздувание мехов левой.

Когда обучающиеся освоят игру на аккордеоне, более способных детей можно начать учить игре на духовом инструменте. Из духовых инструментов рекомендую духовую гармонику (рис.8).http://muzruk.info/wp-content/uploads/2012/09/garmonika-150x150.jpg

                       Рисунок 8

У духовой гармоники  есть  клавиатура, как у фортепиано с 26 клавишами и диапазоном  от  ноты «си»  малой октавы до ноты «до» третьей октавы.

Инструмент необходимо держать левой рукой, при этом, четыре пальца охватывают ручку, большой палец упирается в инструмент с обратной стороны снизу. Мундштук берут в рот.

Инструмент надо держать слегка наклонно вниз. Левая рука и локоть приподняты. Правая рука принимает то же положение, пальцы чуть согнуты и свободно передвигаются по клавиатуре.

Играют пятью пальцами, как на фортепиано. Вначале знакомства с инструментом можно пользоваться четырехпальцевой системой, как на аккордеоне. На верхнюю часть белых клавиш наносят цифры. Когда дети привыкнут к  клавиатуре, цифры можно снять. Звук, извлекаемый во время игры, зависит от струи воздуха. Дуть нужно без напряжения. По окончании игры следует удалить накопившуюся влагу. Для этого пользуются специальным клапаном: нажимают кнопку на обратной стороне инструмента и легко дуют в мундштук.

Заключение.

Детское музицирование расширяет сферу образовательной деятельности ребенка, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка и общий кругозор. Дети слышат звучание детских музыкальных инструментов и играют сами во время различных видов деятельности: пения, музыкально-ритмических движений, развлекательных игр.

Получая знания и навыки при освоении  игры на  диатонических и шумовых музыкальных инструментах,  обучающиеся  расширяют не только музыкальный кругозор. Воспитанники ансамбля народных инструментов получают возможность окунуться  на занятиях  в комфортную среду, где происходит активизация их познавательной деятельности.    В процессе такого образования неисчерпаемы возможности переживания каждым ребенком ситуации успеха, позиционируя себя в роли артиста на концертах, что благотворно сказывается на повышении его самооценки, укреплении его личного достоинства.

Поэтому, можно сделать вывод, что дополнительное образование данной направленности создает условия, чтобы дети смогли полноценно прожить пору детства.

Понимание сущности и смысла музыкального обучения в современном мире под влиянием различных наук о человеке постепенно сдвигается в сторону осознания его не как дополнительного, а как необходимого. Новые подходы к музыкальному образованию требуют и использования абсолютно иных, наиболее эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей.

Понимая это, в центре детского творчества творческий коллектив ансамбль народных инструментов «Фантазия» в новых условиях, предъявляемых к учреждениям дополнительного образования детей, продолжает успешно работать, его состав стабилен. Коллектив постоянный участник концертов и других мероприятий, проводимых в центре. Ежегодно ансамбль участвует в конкурсных мероприятиях и занимает призовые места.

Список литературы

  1. Ветлугина Н. А. Детский оркестр-М.,1976.
  2. Ветлугина Н. А. Музыкальный букварь.-М.,1972,1985.
  3. Воспитать человека, под ред. В. А. Березина. Л. И. Виноградова. М., «Вентана-Граф», 2002
  4. Дзержинская И.Л. Музыкальное воспитание  дошкольников.-М.,1985.
  5. Говорушко П. Школа игры на баяне. – Л., 1981
  6. Говорушко П. Об основах исполнительских навыков баяниста – В кн. – Методика обучения игре на народных инструментах. - Л., 1975
  7. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? -М., 1982.
  8. Квитницкая Е.Н. Развитие музыкального слуха – условие формирования песенного творчества – М., 1974. – С.20-28.
  9. Капишников Н. А. Музыкальный момент, из-е 4-е, М., «Просвещение», М. «Советский композитор», 1985
  10. Липс Ф. О переложениях и транскрипциях – В кН. : Баян и баянисты. Вып. 3- М.,1977
  11. Лукьянова М.Б. Творчество детей в танцах – М., 1974. – с. 29-32.
  12.  Музыка и движение. Сост.С.И. Бекина, Т.П. Ломова, Е.Н. Соковникова.-М.,1981,1983,1984.
  13. Методика музыкального воспитания дошкольников. Н. А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л. Н. Комиссарова.
  14. Шорникова М. Музыкальная литература. Музыка её формы и жанры. 1 г.обуч., изд-е 4 –е Ростов-на-Дону «Феникс», 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра на детских музыкальных инструментах как средство развития музыкально - ритмических и творческих способностей учащихся

Игра в оркестре детских шумовых и ударных инструментов способствует развитию музыкально - ритмических и творческих способностей учащихся. Занятия в оркестре дают позитивные результаты всем без исключе...

План-программа обучения музицированию на детских музыкальных инструментах детей старшего дошкольного возраста "Музыкальный калейдоскоп".

Порой кажется, что развитие ребёнка происходит как бы само собой: малыш растёт, становится крепче, умнее, незаметно усваивает знания, навыки. Многое при этом зависит от того, как складываются у ...

Олимпиада по музыке для учащихся старших классов (проводилась в рамках школьной Недели музыки) Цель: Систематизация полученных знаний о музыке, композиторах, музыкальных жанрах, музыкальных инструментах. Закрепление интереса к музыкальному искусству.

Олимпиада по музыке для учащихся старших классов (проводилась в рамках школьной Недели музыки) Цель: Систематизация полученных знаний о музыке, композиторах, музыкальных жанрах, му...

Обучение игре на детских музыкальных инструментах детей старшего дошкольного возраста.

Обучение детей тгре на детских муыкальных инструментах. Содание условий для творчества. Этапы работы. Основные положения....

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства по учебному предмету музыкальный инструмент предмет по выбору (фортепиано) срок обучения 3 года.

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства по учебному предмету музыкальный инструмент предмет по выбору (фортепиано) срок обучения 3 года....

Конспект урока на тему: "Музыкальные инструменты. У каждого свой музыкальный инструмент".

laquo;Музыкальные инструменты. У каждого свой музыкальный инструмент»....