«Забытый край, застывший в лихолетье» (традиции, фольклор, детские игры республики Тува)
план-конспект

Цель: создать условия для формирования представления о тувинском народе, проживающем в республике Тува, о традициях, фольклоре, детских играх через театрализованное представление. Задачи: Образовательные:  формировать познавательный интерес к разным народам, проживающим в России и за ее пределами через знакомство с фольклором, играми, сказками. Развивающие:  развивать коммуникативные навыки, творческие способности через выступления на сцене Воспитательные:  воспитывать уважение к тувинскому народу, к его традициям, обычаям. Форма занятия: занятие - игра Виды деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная. Методы проведения: Словесный (слово педагога, объяснение, опрос, беседа, произношение пословиц, работа над текстом сказки «Почему птицы не говорят»). Практический (выполнение упражнений и заданий) Наглядный (наблюдение) Игровой (творческая игра) Технологии: здоровьесберегающие, игровые. Технические средства обучения: музыкальный центр, фонограмма музыки к занятию. Литература: сценарий тувинской народной сказки «Почему птицы не говорят»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tuva.docx23.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

  1. дополнительного образования

  1. «Дорогобужский Дом детского творчества»

«Забытый край, застывший в лихолетье»

(традиции, фольклор, детские игры республики Тува)

 

                                                         

 

Составила педагог дополнительного образования

Березовская Ирина Васильевна

 

г.  Дорогобуж

2025 г.

Цель:  создать условия для формирования представления о тувинском народе, проживающем в республике Тува, о традициях, фольклоре, детских играх через театрализованное представление.

Задачи:

Образовательные:

  • формировать познавательный интерес к разным народам, проживающим в России и за ее пределами через знакомство с фольклором, играми, сказками.

Развивающие:

  • развивать коммуникативные навыки, творческие способности через выступления на сцене 

Воспитательные:

  • воспитывать уважение к тувинскому народу, к его традициям, обычаям.

Форма занятия: занятие - игра

Виды  деятельности:   коммуникативная,  игровая, двигательная.

Методы проведения: 

Словесный (слово педагога, объяснение, опрос, беседа, произношение пословиц, работа над текстом сказки «Почему птицы не говорят»).

Практический  (выполнение упражнений и заданий)

Наглядный (наблюдение)

Игровой (творческая игра)

Технологии: здоровьесберегающие, игровые.

Технические средства обучения: музыкальный центр, фонограмма музыки к занятию.

Литература: сценарий тувинской народной сказки «Почему птицы не говорят»

 

Ход мероприятия

I. Орг.момент.

а) Создание психологической комфортности. 

Тихо сели, спинки прямо, телефоны все убрали,

Поработать час настал,

Вижу: все вы  – молодцы!

Так что время не теряем,

В мире много интересного

И работать начинаем,

И начнём наше занятие.

- Сегодня вам на нашем занятии понадобятся  внимательные глаза, чуткие уши, ловкие руки, сообразительные головы, а главное – хорошее настроение.  Надеюсь, что к концу занятия  хорошее настроение не только сохранится, но и улучшится.

II. Основная часть

(Звучит народная тувинская музыка)

Педагог (на фоне музыки читает стихотворение):

Забытый край, застывший в лихолетье,

Таёжный ветер, очертанье гор…

Загадочное место на планете,

Где слышится… с природой разговор…


Здесь первозданность, свежесть и простор,

Гостеприимные простые люди.

Увидел кто сиянье снежных гор,

Вовеки красоты той не забудет.

- Сегодня, на нашем занятии мы поговорим с вами о необыкновенной республике  под названием Тува. Столица город Кызыл. И чего в ней только нет! Высокие горы и ровные, широкие степи, густые леса и хлебные поля. Жарко там  летом, а зимой–   большие морозы. Богата тувинская земля кладами. Есть в ней кобальт и асбест, золото и каменный уголь. Пшеница, ячмень, просо, разные овощи и кормовые травы растут на полях. Полны рыбой  чистые глубокие озера и быстрые реки.

- А каких зверей можно встретить в тайге, в степях, в горах, мы с вами узнаем, когда отгадаем тувинские загадки:

 Какой зверь опасный,

 Ходит в шубе красной,

 Снег разгребает, мышек хватает? (Лиса)

        

 На овчарку он похож:

 Что ни зуб, то острый нож!

 Он бежит, оскалив пасть

На овцу готов напасть. (Волк)

Облачко на ножках бегает по дорожке (Овца)

Грива — ветер, сам — огонь,

Счастлив в беге резвый? — Конь.

Не корова, а с рогами:
«Кто же я?» — узнайте сами.
Тоже травку я жую,
Тоже молоко даю,
Утром рано просыпаюсь,
На лужок я отправляюсь,
Там до вечера пасусь,
Ну, и как же я зовусь? (Коза).

Всю жизнь ношу я два горба,
Имею два желудка!
Но каждый горб — не горб, амбар!
Еды в них — на семь суток! (Верблюд).

Длинношёрстый, длиннорогий в горах бродит без дороги (Як)

В тундре он бродит большими стадами,
Словно короной, красуясь рогами.
Важен он в жизни полярных народов —
Транспорт надёжный для дальних походов. (Северный олень).

Прыгать, лазать по горам он не трусит ни на грамм.

Белый с пятнами окрас — носит шубу… (снежный барс)

Физминутка

(Сжать пальчики в кулачок. Затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца)

Этот пальчик – горы, степи, леса, поля.
Этот пальчик – злаки, овощи, клады, животные, города и села.
Этот пальчик – наземные, речные и воздушные дороги.
Этот пальчик – тувинцы, русские, хакасы, татары.
Этот пальчик – это страна Тува!

Тувинские пословицы

Педагог: Ключ к пониманию образа мыслей и характера коренного народа Сибири — тувинские народные пословицы и поговорки, которые полны чувств и эмоций, что делает их действительно интересными.

Без ветра трава не колышется.

В одиночку — слабы, вместе — сильны.

Верблюд состарится, верблюжонок вырастет.

Одежда хороша новая, а друг — старый.

Получать легко, отдавать трудно.

Старый конь с дороги не собьется.

Тувинская народная сказка «Почему птицы не говорят»

Тувинские народные игры «В бегунки» «Найти бусинку»

 III. Итог занятия

Педагог: Кто тут однажды был,

                 Тот навсегда Туву полюбит.

                 Будь счастлив, дорогой Кызыл.

                 Пусть хорошо все в жизни будет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация внеклассного урока "В КРАЮ ГОР И ЛЕГЕНД" (к 20-летию образования Республики Адыгея)

Эта презентация предназначена  для учащихся 5-9 классов.Дети – самое главное богатство любого народа, его надежда, его будущее. А будущее невозможно без прошлого, без истории своего народа. Патри...

Программа Детского самоуправления Республики Солнечной

Программа, по которой можно работать с детским самоуправлением....

"Развитие детского футбола в Туве"

Статья про развитие детского футбола в Туве, в том числе в сельских местностей....

Народные игры Республики Саха (Якутия) в культурно- спортивной программе «Игры предков»

В данной работе представлен ход организации национальной игры народа Саха  "Чыысхай"...

КРАЕВОЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ КОНКУРС « КУБАНЬ – КРАЙ 100 НАРОДОВ «Культура и фольклор народов края»

Я живу в красивом живописном месте в городе Тимашевске Краснодарского края (см. Приложение 1) Я здесь родилась, но корни моей семьи из Армении. Мои родители родились в Армении. Отец мой из Кировакана ...

ТРАДИЦИИ ФОЛЬКЛОРА В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.

Традиции – это наследие, которое передается из поколения в поколение.Слово «традиция» является существительным женского рода, при необходимости его можно заменить на понятия обычай, ...

Энциклопедия детских достижений Республики Бурятия

Зурбаева Алтан-Гэрэл Бэлектоевна...