РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Клуб волонтеров»
рабочая программа (5 класс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности «Клуб волонтеров»

(направление: гражданское воспитание)

 

для обучающихся 5 классов

 

 

 

 

Составитель: педагог-организатор

Варфоломеева А.А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_klub_volonterov_5_klass.docx33.88 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Комитет по образованию Санкт-Петербурга

Администрация Приморского района Санкт-Петербурга

ГБОУ СОШ №598

РАССМОТРЕНО

Методическое объединение учителей русского языка и литературы

________________________

                 Петрухина И.Г.

Протокол №1

 от «21» августа 2025 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

________________________

                  Шкарупа Н.В.

Протокол №1

 от «29» августа 2025 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор

________________________

Трачук Е.Ф.

Приказ №170-а

от «29» августа 2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности «Клуб волонтеров»

(направление: гражданское воспитание)

для обучающихся 5 классов

Составитель: педагог-организатор

Варфоломеева А.А.

Санкт-Петербург 2025 год

Пояснительная записка.

Актуальность учебной программы.

Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования как к организации самого учебно-воспитательного процесса в средней школе, так и к содержанию образования. В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства, засилья рекламы и подмены ценностей, подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте. В основе любого волонтерского движения лежит старый как мир принцип: хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому. Этот принцип понятен и близок всем тем, кому знакомо чувство справедливости, кто понимает, что сделать жизнь общества лучше можно только совместными усилиями каждого из его членов. Почему люди идут в волонтеры? У каждого свои причины, и немногие изъявляют желание откровенно о них говорить. В основном, это дело совести каждого человека, но кроме морального удовлетворения, которое приносит безвозмездная помощь ближнему, движение волонтеров дает целый ряд преимуществ, особенно молодежи. Это и новые знакомства, и приобретение новых профессиональных навыков, знаний, возможность сделать неплохую карьеру, оформление электронной волонтерской книжки, для получения дополнительных баллов к ЕГЭ.  В наше трудное время особенно страдают пожилые, тяжелобольные люди, инвалиды. Чтобы помогать им, мы организуем взаимодействие с Санкт-Петербургским государственным бюджетным стационарным учреждением социального обслуживания «Дом-интернат для престарелых и инвалидов №1» и каждый может узнать, где больше всего ждут его помощи, где час его пребывания действует лучше самого сильного лекарства.

Нормативная база. Данная программа разработана:

- Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего

образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287;

- Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

- Письмо Минпросвещения РФ от 5 июля 2022 г. n тв-1290/03 «О направлении методических рекомендаций»;

- Федеральная  образовательная  программа  основного  общего  образования,

утвержденная приказом Минпросвещения России от 18 мая 2023 г. № 370 (далее ФОП ООО);

- Приказ Минпросвещения России от 09.10.2024 № 704"О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающихся федеральных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования"(Зарегистрировано в Минюсте России 11.02.2025 N 81220)

- Устав ГБОУ школа № 598;

- Основная образовательная программа основного общего образования ГБОУ школа № 598 (Рабочая программа воспитания), утвержденная приказом директора школы от 29 августа 2025 № 170-а;

- Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (далее – СП 2.4.3648-20);

- Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 2 Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685- 21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" (далее – СанПиН 1.2.3685- 21);

- ПОЛОЖЕНИЕ о внеурочной деятельности по ФГОС Государственного бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №598 с углубленным изучением математики, химии и биологии, утвержденное приказом директора школы от 31.08.2017 № 357-а.

Цель программы  

- создание условий для развития подросткового добровольческого движения, возродить лучшие отечественные традиции благотворительности, воспитание доброты, чуткости, сострадания.

Задачи программы:

- знакомство с деятельностью волонтерских организации в мире и России.

- содействие утверждению в жизни современного общества идей добра и красоты, духовного и физического совершенствования детей и подростков

- овладение основными практическими умениями в области социальных отношений.

- формирование позитивного мнения по отношению к людям с ограниченными возможностями.

-  формирование опыта и навыков для реализации собственных идей и проектов в социальной сфере.

Объём и срок освоения программы. Программа рассчитана на 1 год обучения, 34 учебных часа.

Форма обучения – очная.

Режим обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Нелинейный курс.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ: ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ

Личностные:

•        формирование эстетического вкуса как ориентира в самостоятельном восприятии искусства;

формирование нравственных основ личности волонтера;

Метапредметные:

•        развитие социальной активности обучающихся, самостоятельности и ответственности, коммуникативные умения и навыки;

•        развитие творческих способностей обучающихся;

•        развитие умения устного и письменного выступления;

•        развитие творческого потенциала обучающихся посредством стимулирования творческой активности;

Предметные:

•        предоставление возможности для самореализации развития организаторских качеств обучающихся посредством участия в планировании и проведении социально значимых дел, акций;

•        формирование первоначальных знаний о волонтёрской деятельности.

Содержание обучения

Содержание учебного плана

  1. Вводное занятие. Знакомство. Волонтерство (1ч.)

Основные понятия: Понятие волонтерство.  Цели и задачи кружка. Описание перспектив работы.

Виды деятельности: Обучающиеся познакомятся с основными правовыми актами и документами, регламентирующими волонтерскую деятельность

  1. Регистрация на сайте «Добро. ру». Онлайн-курс для волонтеров (1ч.)

Основные понятия: Дети обсуждают примеры того, почему люди занимаются волонтёрством.

Виды деятельности:  Тест. Получение электронной волонтерской книжки.

  1. Осенний Кубок Чистоты «Чистые Игры - соревнования по сбору и сортировке мусора (4ч)

Основные понятия: Изучение положения о «Чистых играх».

Виды деятельности:  Участие в командных соревнованиях по очистке природных территорий от мусора и разделению отходов.

  1. Соглашение с ДИПИ (1ч)

Основные понятия: Обсуждение особенностей волонтёрского (добровольческого) труда. Как работают волонтёры (добровольцы)? Пять основных причин занятия волонтёрством (добровольчеством).

Виды деятельности: Составление плана работы.

  1. Подготовка к празднику «День пожилого человека» (2ч)

Основные понятия: Как организовать профилактическую акцию, социальный проект.

Виды деятельности:  Изготовление открыток, плакатов, видеопоздравлений

  1. Проведение праздника «День пожилого человека» в ДИПИ (4ч)

Основные понятия: тренинг по теме «Этика делового общения» «Вербальное невербальное общение».

Виды деятельности:   Реализация проведения праздника

  1. Подготовка к проведению лекции в ДИПИ о финансовой грамотности (1ч)

Основные понятия: Определение проблемы, целей и задач.

Виды деятельности:   Составление плана лекции.

  1. Проведение лекции о финансовой грамотности в ДИПИ (2ч)

Основные понятия: Финансовая грамотность. История развития.

Виды деятельности: Проведение мероприятия.

  1. Участие в волонтерской организации «Добровольцы Петербурга» (6ч)

Основные понятия: Лекция. История развития милосердия. Презентация организаций, занимающихся благотворительностью. Беседа о Матери Терезе, как пример милосердия, признанный всем миром.

Виды деятельности:  Проект EcoMap

  1. Участие в волонтерском объединении «Свои» (6ч)

Основные понятия: Обучающиеся определяют круг людей, нуждающихся в заботе и внимании - это дети с ограниченными возможностями, дети из малообеспеченных семей, сироты, пожилые люди.

Виды деятельности: Помощь на массовых соревнований по футболу среди общеобразовательных учреждений города «Попади в девятку»!

  1. Участие в акции "Георгиевская ленточка". Поздравление ветеранов ДИПИ (5ч)

Основные понятия: Определение проблемы, целей и задач. Составление плана акции.

Виды деятельности: Реализация этапов акции.

  1. Подведение итогов за учебный год  (1ч)

Основные понятия: О пропаганде ЗОЖ и нравственных ценностях.

Виды деятельности: Защита волонтерской книжки

1.4. Ожидаемые результаты обучения

К концу обучения, обучающиеся должны знать:

- историю развития волонтерского движения;

- виды и функции волонтерской помощи;

- кодекс волонтера;

- правила составления и изготовления плаката/бюллетеня/буклета;

- основные определения понятий «экология», «помощь», «толерантность»;

- понятие, виды, алгоритм проведения социальной акции.

К концу обучения, обучающиеся должны уметь:

- владеть навыками планирования и самоанализа;

- составлять информационный буклет средствами Microsoft Office, «Canva»;

- работать в коллективе;

- устанавливать контакт с незнакомыми людьми;

- владеть навыками проведения социальной акции.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы проведения занятий

Формы аттестации, контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Знакомство. Волонтерство

1

1

беседа, лекция-диалог, рассказ

устный опрос

2

Регистрация на сайте «Добро.ру». Онлайн-курс для волонтеров

1

1

практическая работа

Тест.

 Получение электронной волонтерской книжки

3

Осенний Кубок Чистоты «Чистые Игры - соревнования по сбору и сортировке мусора

4

4

практическая работа

фотоотчет

4

Соглашение с ДИПИ. Составление плана работы в ДИПИ

1

1

самостоятельная работа

план работы

5

Подготовка к празднику «День пожилого человека».

2

2

самостоятельная работа

фотоотчет

6

Проведение праздника «День пожилого человека» в ДИПИ

4

4

праздничное мероприятие

выставка работ, фотоотчет

7

Подготовка к проведению лекции в ДИПИ о финансовой грамотности

1

1

практическая работа

Презентация

8

Проведение лекции о финансовой грамотности в ДИПИ

2

2

беседа, лекция-диалог, рассказ

фотоотчет

9

Участие в волонтерском объединении «Свои»

6

6

акция

фотоотчет

10

Участие в волонтерской организации «Добровольцы Петербурга»

6

6

акция

фотоотчет

11

Участие в акции «Георгиевская ленточка».

Поздравление ветеранов ДИПИ

5

1

4

акция

творческая работа

12

Подведение итогов за учебный год

1

1

самостоятельная работа

фотоотчет

Итого:

34

5

29

        

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ для учителя и ученика

      Нормативно-правовые документы:

  1. Закон Российской Федерации «Об Образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ – [Электронный ресурс] / http://xn–273–84d1f.xn–p1ai/zakonodatelstvo/federalnyy-zakon-ot-29-dekabrya-2012-g-no-273-fz-ob-obrazovanii-v-rf
  2. Приказ Минпросвещения России «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» от 09.11.2018 №196 – [Электронный ресурс] / https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/dopolnitelnoe-obrazovanie/normativnye-dokumenty/prikaz-minprosveshcheniya-rossii-ot-09-11-2018-196-ob-utverzhdenii-poryadka-organizatsii-i-osushchestvleniya-obrazovatelnoj-d.html
  3. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организации дополнительного образования от 04.07.2014 г. №41 – [Электронный ресурс] / http://docs.cntd.ru/document/420207400
  4. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015г. № 09-3242 «О направлении информации» – [Электронный ресурс] / https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/dopolnitelnoe-obrazovanie/normativnye-dokumenty/3242-ot-18-11-2015-trebovaniya-k-programmav-dop.html

Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726 – [Электронный ресурс] / https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/documenti/rasporyazhenie-pravitelstva-rf-ot-4-sentyabrya-2014-g-n-1726-r.html

Психолого-педагогическая литература:

  1. Евладова Е. Б., Логинова Л. Г. Организация дополнительного образования детей: Практикум: Учеб. Пособие для студ. Учреждений сред. Проф. Образования. – М.: Гумманит. Изд. Центр Владос, 2003. – 192с.
  2. Зимняя И. А. Педагогичекася психология: Учеб. пособие. – Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997. – 480 с.
  3. Немов Р.С. Психология: Учеб. для  студ. Высш. Пед. Учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гумманит. Изд. Центр Владос,  2001. – Кн. 2: Психология образования. – 608 с.

Электронные ресурсы:

  1. Чумак Е.Г., Комлева Е.Р., Понамарева М.И. Основы волонтёрской деятельности: учебно-метод. Пособие / авт.-сост.:– Сургут: Изд-во бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Методический центр развития социального обслуживания», 2016. – 60 с.
  2. Сайназаров К.Б. Управление волонтёрами. – Б.: Изд. Молодежный Проект ВООН, 2007. – 52 с.
  3. Тюшкевич Н., Решта И. Базовое руководство по работе с волонтёрами. - 2013. – 43 с.
  4. Шевцов А.В., Глубокова Е.Н., Кошелева А.Н., Курагина Г.С., Луговая В.Ф., Петровская Е.Н., Сундукова Э.И., Рохина Е.В. Технология волонтёрской деятельности в социальной сфере. – М.: Изд. «Бесплатная электронная библиотека - Авторефераты, Диссертации, Монографии, Методички, учебные программы» - 2015. – 236 с.
  5. Кривошеина О.А., Денисова А.В. Волонтёрство и добровольчество в современной школе. – Санкт-Петербург: Районная экспериментальная площадка - 2014. – 24 с.
  6. Данилова Ю.К., Карпова И.В. Франдрайзинг для начинающих: как искать средства на благотворительный проект. М.: Лепта Книга – 2016. – 200 с.
  7. Фролова Ж., Соколова О., Виткалова Н. – Социальное волонтёрство. Теория и практика. – Москва: Омега Л., 2016. – 128 с.
  8. Белановский Ю., Рымаренко А., Парастаева Л., Середа Е., Фролова Ж., Соколова О., Шубина И. Корпоративное и социальное волонтёрство. Опыт брендов и мнения экспертов – М.: Омега-Л., 2017. – 161 с.
  9. Думлер А.А., Тирская А.А. Основы взаимодействия волонтёра подростка с инвалидностью в процессе занятий в трудовой мастерской. – Красноярск – 2012. – 46 с.
  10.  Трусова А.В., Гайнуллина Э.Н., Сенотрусова Р.Р., Хуснутдинова З.А. Записная книжка волонтёра. - Уфа: Альфа-реклама – 2014. – 92 с.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Клуб музей на колесах»

Благотворительная, социально-значимая деятельность музея сплачивает и детей, и взрослых, придавая образовательному и воспитательному процессу совершенно новые качества.  Образование в музее, в от...

Внеурочная деятельность. Программа курса внеурочной деятельности "Клуб юного читателя" 2 класс

Образовательная программа внеурочной деятельности «Клуб юного читателя» составлена в соответствии  с  требованиями  Федерального  государственного  образовательног...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности Клуб «По странам и континентам» 9 класc

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности "Клуб «По странам и континентам» 9 классы " разработана учителем географии МБОУ Одинцовского лицея№2 Шевченко Ириной Егоровно...

рабочая программа курса внеурочной деятельности "Клуб начинающих предпринимателей"

Рабочая программа ориентирована на учащихся 10 классов общеобразовательной школы. Разработана на основе общеобразовательной программы "Основы предпринимательской деятельности". Рассчитана на...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Клуб любителей английского языка.Talking»

Рабочая программа внеурочной деятельности с тематическим планировнием по английскому языку 6 класс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся 8-9 класса "Английский клуб"

Данная рабочая программа позволяет в полной мере подготовить учащихся 8-9 класса к успешной сдаче ОГЭ по английскому языку. Программа рассчитана на 2 часа в неделю, в течение двух лет. Содержит календ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности клуб "Робототехники" для учащихся 7-х классов 2019-2020г.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности клуб "Робототехники" для учащихся 7-х классов 2019-2020г....