Главные вкладки

    Урок экологии 9 класс "Внутреннее разнообразие и устойчивость человеческого общества"
    методическая разработка по экологии (9 класс) по теме

    Садовская Дина Ивановна

    Урок по экологии для 9 класса в форме презентации. Программа «Биосфера и человечество», автор - И.М.Швец. 

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Глава 2. Человечество в социосфере Внутреннее разнообразие и устойчивость человеческого общества

    Слайд 2

    Человек – часть биосферы, т.к. Потребляет вещества и энергию из окружающей среды; Человек – часть ноосферы, т.к. Взаимодействует с источником информации и преобразует природу при помощи технических средств, созданных им самим.

    Слайд 3

    Социосфера - Человечество совместно с освоенной им частью природной среды

    Слайд 4

    На данном этапе развития ЧЕЛОВЕК РАЗУМНЫЙ – единственный вид, занимающий широкий ареал обитания. АРЕАЛ – область распространения определенной систематической группы организмов – вида, рода, семейства и т.д.

    Слайд 5

    Размещение населения — это процесс заселения и хозяйственного освоения людьми земной поверхности. Сложившаяся к настоящему времени картина размещения населения мира неоднородна. В мире существуют как густо- так и слабозаселенные территории.

    Слайд 6

    Население по Земле размещается неравномерно: Неосвоенные земли – 15% (области с экстремальными природными условиями) Средняя плотность населения – около 50% земель

    Слайд 7

    70% населения живет всего на 7% территории суши. В Восточном полушарии сосредоточено 80% всего населения, в Северном полушарии - 0,9%. При этом основная масса людей живет в пределах умеренного, субтропического и субэкваториального климатических поясов.

    Слайд 8

    Плотность населения – количество человек на единицу площади Основным показателем, характеризующим размещение населения, является плотность населения.

    Слайд 9

    Средняя плотность населения Земли - 40 чел./км 2 . Однако неравномерность размещения населения в разных регионах и странах мира огромна. Показатель плотности населения колеблется от десятых долей до 2000 чел./км 2 .

    Слайд 10

    Плотность населения Земли (1994 год)

    Слайд 11

    Плотность населения по странам (2006 год)

    Слайд 12

    Плотность населения России на 14.10.2010 В Российской Федерации средняя плотность населения — 8,4 чел/км².

    Слайд 13

    В настоящее время в мире можно выделить несколько районов наибольшей концентрации населения. К ним относятся: Восточная Азия (восточное побережье Китая, Япония, КНДР, Республика Корея), где проживает около 1 млрд чел.; Южная Азия (Индия, Бангладеш, Шри-Ланка, Пакистан), где проживает около 1 млрд чел.; Юго-Восточная Азия (Индонезия, Филиппины, Таиланд, Малайзия), где проживает свыше 300 млн чел.; Зарубежная Европа, где проживает около 500 млн. чел.; Северо-восток США, где проживает около 100 млн. чел.

    Слайд 14

    Плотность населения стран мира Место Страна Плотность населения, чел./км 2 1 Монако 16500 2 Сингапур 7326,12 141 Соединенные Штаты Америки 33,1 142 Либерия 32,91 177 Оман 9,39 178 Боливия 9,13 179 Чад 8,78 180 Россия 8,31 181 Центрально-Африканская Республика 7,23 182 Казахстан 5,96 183 Габон 5,61 184 Ливия 3,72 185 Гайана 3,54 186 Канада 3,43 190 Исландия 3,08 191 Австралия 2,92 192 Намибия 2,68 193 Монголия 1,77

    Слайд 15

    Неравномерность размещения населения на Земле объясняется рядом факторов. Влияние природного фактора проявляется : в слабой освоенности территорий с неблагоприятными для человека природными условиями (пустыни, тундры, тропические леса, полярные области); в проживании основной части населения на высоте до 1000 м над уровнем моря (при этом 56% населения сосредоточено на равнинах с высотой до 200 м, 24% - до 500 м над уровнем моря); в концентрации населения вблизи морского побережья (более 50% населения живет в пределах 200 км от побережий морей и океанов); в высокой освоенности территорий с плодородными почвами и благоприятными агроклиматическими условиями (субтропический, субэкваториальный и юг умеренного климатического пояса). Воздействие исторических особенностей заселения суши проявляется в том, что, по мнению ученых, заселение Земли происходило с территорий, где формировался человек современного вида, Юго-Западной Азии, Северной Африки и Южной Европы, по Старому Свету, затем в Америку и Австралию. Время заселения серьезно повлияло на численность населения регионов. Различия в современной демографической ситуации связаны с естественным приростом населения отдельных стран. Яркий пример - Бангладеш с высоким уровнем рождаемости. Плотность населения этой страны в настоящее время составляет более 750 чел./км2. Воздействие социально-экономических условий связано с размещением промышленных зон, транспортных путей, освоением крупных месторождений полезных ископаемых, способствующих концентрации населения.

    Слайд 16

    Рост численности населения в странах мира Место Страна Рост численности, % в год Рост численности, человек в год 1 Бурунди 3.69 314351 2 Объединенные Арабские Эмираты 3.69 173688 3 Нигер 3.68 584789 4 Кувейт 3.55 108311 5 Конго, демократическая республика 3.21 2177247 115 Соединенные Штаты Америки 0.98 3040362 116 Тунис 0.98 103223 173 Молдавия -0.08 -2851 174 Чехия -0.09 -9461 175 Россия -0.09 -127734 176 Тринидад и Тобаго -0.1 -1344 177 Словения -0.11 -2270 191 Украина -0.63 -288994 192 Болгария -0.79 -59858 193 Черногория -0.85 -5321

    Слайд 17

    Зависимость плотности населения от способа ведения хозяйства Способ ведения хозяйства Плотность населения Охота и собирательство Более 0,2 Земледелие и скотоводство Более 0,5 Земледелие Более 10 Индустриализация Более 30 Этап постиндустриального 200-1500

    Слайд 18

    Географическая обособленность, разнообразные сочетания действующих экологических факторов и разный характер взаимоотношения с природной средой и соплеменниками способствовала появлению отличающихся друг о друга групп людей – ЭТНОСОВ , в каждом из которых сформировались свои традиции и обычаи, язык, верования, хозяйство и устройство общества.

    Слайд 19

    Типы обществ: Техногенный - Западный Традиционный – Восточный Сравните между собой ценности различных типов обществ, используя таблицу 4 на с. 65

    Слайд 20

    Рост численности человечества приводит к обострению экологических проблем в биосфере. Угрозой является не столько само увеличение численности, сколько последствия его преобразующей деятельности.

    Слайд 21

    Вывод: Успешное использование новых технологий и эффективное извлечение природных ресурсов позволило человечеству быстро развиваться и укреплять связи внутри общества. Но по мере усложнения человеческого общества возрастает нагрузка на природную среду, происходит разрушение связей внутри биосферы и она теряет свою устойчивость.

    Слайд 22

    Практическая работа «Социальное разнообразие – условие устойчивости человеческого общества»

    Слайд 23

    Домашнее задание § 10, п/р - доделать


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Будущее человеческого общества.

    разработка учебного занятия по обществознанию на II курсе ...

    Семинар "Устойчивое развитие общества и образовательная среда"

    Современные направления в образовании; здоровье общества- основа в решении поставленных проблем. Роль школы и семьи в сохранении здоровья школьников....

    Качественное образование- Ресурс устойчивого развития общества

    Качественное образование-Ресурс устойчивого развития общества...

    Конспект урока по теме: "Начальные этапы становления человеческого общества". 10 класс.

    Конспект урока по теме: "Начальные этапы становления человеческого общества". 10 класс. Всеобщая история....

    Использование технологии "Критическое мышление" на уроках экологии Москвы и устойчивое развитие.

    Используя сравнительный анализ рассматриваются три стадии технологии: вызов, осмысление, рефлексия....

    Проблемно диалогический урок. (Технологическая карта)Географическая среда – земное окружение человеческого общества

    Проблемно диалогический урок. Географическая среда – земное окружение человеческого обществаУчебник география 7 класс «Материки,океаны и страны», И.В.Душина,Т.А.Смоктунович, «В...

    «Экология и урок немецкого языка в концепции устойчивого развития»

    laquo;Экология и урок немецкого языка в концепции устойчивого развития»...