Беседа о клёне.
методическая разработка по экологии (6 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Занятие по экологии для среднего школьного возраста.
Тема: Клён.
Цель:
Расширять у детей знания и представления о дереве клён.
Задачи:
- Развивать связную речь детей: учить давать полные ответы на вопросы.
- Формировать реалистические представления о природе.
- Продолжать развивать интерес к окружающему миру, бережное отношение к природе.
Оборудование: презентация о клёне, семена клёна – крылатки.
Ход занятия.
- Оргмомент. Сообщение темы занятия:
Загадка: Осень тихая настанет,
Дивным дерево то станет:
Листья – звёзды яркие,
Золотые, жаркие. (Клён)
- Правильно, сегодня мы будем беседовать именно об этом дереве.
2. Речевая разминка.
Закружила осень
Рыжие метели,
Золотые листья
С клёнов полетели.
Закружился листьев
Пёстрый хоровод,
Заблестел на лужах
Первый тонкий лёд.
- Рассказ воспитателя.
Клён – высокое стройное дерево до 30 метров высотой. Ствол у него прямой, покрытый гладкой, тонкой, серой корой. Растут клёны очень быстро, за год их поросль вырастает почти на метр.
В России более 20 видов клёна.
Клён любит свет и тепло. Весной, когда деревья оживают после зимнего сна, клён зацветает. Его цветки собраны в ароматные соцветия. Пчёлы слетаются к клёнам за душистым, сладким нектаром. Клён – один из лучших медоносов.
К концу лета созревают кленовые семена. Эти плодики называют крылатками. К каждому семени прикреплено небольшое крылышко, падая на землю, оно быстро и долго вращается в воздухе, и ветер успевает отнести его далеко от материнского дерева.
Семена падают прямо в тающий снег и дают маленькие корешки. Прорастают семена клёнов ранней весной, когда в лесу ещё кое-где лежат снежные островки. Вначале появляется тонкий стебелёк, а потом на нём вырастают два зелёных листочка.
Клён очень неприхотлив. Он хорошо растёт в тени, и на скудных почвах. У его семян отличная всхожесть.
Древесный сок клёна сладок. Даже в нашем обычном клёне содержится до 5% сахара. В США и Канаде растёт клён сахарный – один из самых высоких видов клёна. Деревья достигают высоты 40 метров. Из сока этого клёна получают кленовый сахар и сироп. С одного дерева можно получить от 50 до 100 литров сока, который затем перерабатывают в сироп.
Осенью листья клёнов окрашиваются в золотисто-оранжевые, красные и лимонно-жёлтые цвета. Опавшие листья клёна будут защищать корни дерева от морозов как тёплая перина. А весной, перегнив под дождями, удобрят почву и дадут деревьям полезные вещества.
Ёж и медведь собирают сухие душистые листья и утепляют ими своё зимнее жильё.
- Чтение стихотворения «Золотой клубочек».
Загорелись, как пожар,
На рябине кисти.
Катится навстречу шар
Из осенних листьев.
Ты его не узнаёшь?
Приглядись-ка! Это ёж!
Золотым клубочком стал
Хитрый ёжик колкий,
Листья клёнов нанизал
На свои иголки.
Их несёт к себе домой,
Стелет на кроватку,
Чтобы долгою зимой
Спать под ёлкой сладко.
Пусть ему навеют сны
Снежные метели,
Пусть проспит он до весны
В тёплой колыбели.
5. Физминутка.
6. Продолжение беседы.
Дети тоже любят собирать в осеннем лесу разноцветные букеты из резных кленовых листьев. Приносят их домой, ставят в вазу. Опавшие листья стоят недолго, быстро высыхают, свёртываются по краям, теряя свою красоту. Но если листья положить под стекло или засушить, то они долго будут напоминать о прогулках в осенний лес.
Клён имеет довольно ценную древесину. Она прочная и красивая. Мастера – столяры делают из неё мебель, а резчики по дереву вырезают шкатулки, сундучки. Изготавливают из клёна и музыкальные инструменты.
На государственном флаге Канады изображён кленовый лист. Он украшает и форму канадских хоккеистов.
7. Вопросы для закрепления.
- Как выглядит клён?
- В каких местах растут клёны?
- Когда зацветают клёны?
- Когда созревают семена клёна7
- Зачем кленовому семени крылышко?
- Когда прорастают кленовые семена?
- Какие животные утепляют опавшими листьями свои жилища на зиму?
- Как используют древесину клёна?
8. Итог занятия:
- О каком дереве мы сегодня говорили?
- Что нового вы узнали?
9. Анализ деятельности детей.
Используемая литература.
Васильева Н. Ю. Школьный словарик. – М.: Вако, 2009.
Шорыгина Т. А. Деревья. Какие они? - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2003.
Ресурсы.
http: // rastmira.ru
http: // tropictrava.od.ua
http: // Children.claw.ru