Главные вкладки

    Тематическое планирование по экологии. 7-8 классы.
    календарно-тематическое планирование по экологии (7 класс) по теме

    Аганина Елена Николаевна

    Тематическое планирование по экологии 7 - 8 классы по программе Зверева.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon ekologiya._zverev._7-8_klassy.doc123.5 КБ

    Предварительный просмотр:

                              Пояснительная записка.

    Данная программа по курсу «экологического образования» составлена на  основе программы по экологии в соответствии с рекомендациями Департамента образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ.(5 марта 2002г.)

    Целью современного экологического образования является: научить людей жить в условиях новой модели развития мирового сообщества, основанной на мировоззрении, которое должно прийти на смену господствующему в настоящее время потребительскому мировоззрению. В связи с этим воспитательная и образовательная деятельность сконцентрирована на решении именно этой задачи. Успех решения всех остальных задач экологии – сохранение природы, уменьшение техногенного пресса и загрязнения окружающей среды и др. - напрямую зависит от достижения фундаментальной цели экологического образования.

    Данная авторская программа непрерывного экологического образования школьников преследует именно эту фундаментальную цель -  формирование у  обучающихся экологического мировоззрения, базирующегося на знании, высокой нравственности и социальном сознании. Поэтому в ней большое внимание уделено экологическим проблемам социально-мировоззренческого характера: экологической культуре, нравственности и морали, экологическому праву, экологическим общественным движениям, истории взаимоотношений общества и природы.

    В программе представлены основные направления развития современной экологии- биологическая, прикладная , социальная и глобальная экология. Все разделы программы взаимосвязаны между собой, имеют преемственность на каждом этапе обучения. Содержание программы скоординировано с содержанием других школьных предметов, и,  прежде всего с биологией, географией, историей, физикой, химией и природоведением. Предмет «Экология» рассматривается автором как естественное  объединяющее начало, вокруг которого и на базе которого осуществляется экологизация всех остальных школьных предметов.

    Целью преподавания экологии в 7-8  классах является:

    -    продолжить  воспитание экологического мировоззрения на основе изучения итории возникновения и современного состояния экологических проблем в системе «общество – природа»;

    1. раскрыть основные понятия и основное содержание экологии;
    2. показать причины региональных и глобальных экологических проблем и возможные пути их преодоления как на основе более рационального природопользования. Так и изменения потребительского мировоззрения на экологическое.

    В результате изучения экологии  в 7 – 8  классах учащиеся должны знать:

    -основные результаты воздействия общества на природу в доисторическое и историческое время;

    -основные экологические последствия этого воздействия;

    -современное  экологическое состояние экосистем, закономерности их развития;

    -основные экологические проблемы разных отраслей народного хозяйства;

    -основные природоохранные мероприятия;

    -принципы рационального природопользования;

    -условия устойчивого развития человечества.

    Учащиеся должны уметь:

    -анализировать различные экологические ситуации и принимать конкретные решения по их улучшению;

    -оценивать общее экологическое состояние экосистем;

    -проводить практическую работу по посадке деревьев, уборке территории;

    -приобрести практические навыки и умение работать в коллективе, решать коллективные задачи.

    При составлении использована следующая литература:

    1. «Экология» 7-9 классы А.Т.Зверев, Москва. Оникс 2007г.
    2. Методическое пособие «Экология» 7-9 классы. А.Т.Зверев, В.Н.Кузнецов, Москва: изд. Оникс 2007г.

    КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ    «ЭКОЛОГИЯ – 7 класс», 35 часов.      

    Дата

    № п/п

    Тема

    Отработка основных определений и  ведущих понятий

    Домашнее задание

    Введение (3 часа).

    1

    Экология, этапы ее становления и место среди других наук.

    Экология, природа (живая и неживая), окружающий мир

    § 1

    2

    Цель и задачи экологии.

    Антропогенный фактор, биоэкология, прикладная экология, социальная экология.

    § 2

    3

    Значение экологии. Урок-экскурсия «Дом, в котором я живу».

    § 3

    Часть 1. Биоэкология.

    Раздел 1. Экология организмов (6 часов).

    1

    Взаимоотношения организма с окружающей природной средой.

    Среда обитания, приспособленность (адаптированность), относительный характер приспособленности, эволюция.

    § 4

    2

    Естественный отбор и наследственность.

    Эволюция, наследственность, изменчивость, факторы эволюции, мутация.

    § 5,6

    3

    Экологические факторы. Классификация экологических факторов.

    Экологический, абиотический, биотический, антропогенный факторы, техногенное воздействие.

    § 7

    4

    Изменчивость природной среды.

    Климат, ледниковый период. Миграции, глобальное воздействие.

    § 8

    5

    Реакция организма на изменение условий жизни.

    Приспособленность, обратимый характер приспособлений, акклиматизация (природная и искусственная), экотип.

    § 9

    Раздел 2. Экология популяций (4 часа).

    1

    Понятия о популяциях. Свойства популяций животных.

    Популяция, генетический фонд, пространственное распределение особей, численность и плотность популяции, динамика популяции, рождаемость и смертность, емкость среды, возрастные группы и соотношение полов.

    § 10

    2

    Колебания численности популяций в естественных условиях.

    § 10

    3

    Лимитирующие факторы роста популяций животных.

    Лимитирующий фактор, конкуренция, минимальная, оптимальная и максимальная численность, хищники как лимитирующий фактор, прямое воздействие, косвенное воздействие.

    § 11

    4

    Пагубное воздействие высокой плотности.

    «Шоковая болезнь», перенаселенность, общественное поведение.

    § 12

    Раздел 3. Экология биоценозов. Экосистемы (12 часов).

    1

    Понятие биоценоза. Разграничение биоценозов и их свойства.

    Биоценоз, фитоценоз, зооценоз, микоценоз, микробоценоз.

    § 13, 14

    2

    Причины разнообразия биоценозов.

    Состав (набор) видов, свойства биоценозов, мозаичность, ярусность, исторические причины, биотические причины, климатические причины.

    § 15

    3

    Развитие биоценозов.

    Биотоп, сукцессия первичная и вторичная, организмы-пионеры, динамика биоценозов.

    § 16

    4

    Обобщение темы «Экология

    биоценозов».

    Повторить

    5

    Понятие биогеоценоза и экосистемы.

    Биогеоценоз, экосистема, микроэкосистемы, мезоэкосистемы, макроэкосистемы, макроэкосистемы, биосфера (глобальная экосистема), искусственная (антропогенная) экосистема, агроэкосистема.

    § 17

    6

    Иерархия экосистем и их типы.

    Микроэкосистема, мезоэкосистема, макроэкосистема, антропогенные экосистемы, техногенные экосистемы.

    § 18

    7

    Перемещение вещества в экосистемах.

    Пищевая, трофическая цепь, продуценты, консументы, редуценты, биологический круговорот веществ, автотрофы, гетеротрофы, детритофаги.

    § 19

    8

    Экологические пирамиды.

    Пирамида численности, пирамида биомассы, пирамида энергии.

    § 20

    9

    Перенос энергии и продуктивность экосистем.

    Фотосинтез, экологическая эффективность экосистемы, биологическая продуктивность, продукция (первичная, вторичная)

    § 21

    10

    Экологическая ниша. Адаптивная реакция.

    Экологическая ниша, закон Гаузе (правило конкурентного исключения), интродукция, эволюционная адаптация.

    § 22,с23

    11

    Урок-экскурсия «Виды природных экосистем. Особенности формирования и существования разных экосистем».

    Повторить  тему «Экосистемы».

    12

    Обобщающий урок по теме:  «Экосистемы».

    Тест по теме.

    Повторить.

    Раздел 4. Учение о биосфере (4 часа).

    1

    Понятие биосфера.

    Биосфера, оболочки Земли, озоновый слой, ультрафиолетовое излучение, свободный кислород.

    § 24

    2

    Биогеохимические циклы.

    Биогеохимические циклы, биогенные элементы, микроэлементы, круговорот углерода, азота, фосфора, кислорода.

    § 25

    3

    Основные законы биосферы.

    Закон функционирования, закон развития, закон целостности, искусственный круговорот веществ.

    § 26

    4

    Поток энергии и продуктивность на уровне биосферы.

    Потоки энергии в биосфере, продуктивность (низкая и высокая), лимитирующие факторы, солнечная энергия и продуктивность экосистем.

    § 27

    Раздел 5. Необходимость охраны животных, растений и мест их обитания (5 часов).

    1

    Значение диких видов животных и растений для человека.

    Биоразнообразие, видообразование, вымирание, значение диких видов.

    § 28

    2

    Причины исчезновения диких видов животных и растений.

    Загрязнение, фактор беспокойства, браконьерство, коллекционирование, предвзятое отношение

    § 29

    3

    Красная книга.

    Красная книга, редкие виды, виды, находящиеся под угрозой исчезновения

    § 30

    4

    Охрана мест  обитания растений и животных.

    Заповедник, заказник, национальный парк

    § 31

    5

    Итоговое тестирование по темам изученного курса.

    Повторить

    Повторение и обобщение основных вопросов курса 7 класса (1 час).

    1

    Повторение и обобщение основных вопросов курса 7 класса.

    КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ        «ЭКОЛОГИЯ – 8 класс», 35 часов.

    Дата

    № п/п

    Тема

    Отработка основных определений и ведущих понятий

    Домашнее задание

    Часть 2. Прикладная экология

    Раздел 6. Введение в прикладную экологию ( 1 час).

    1

    Основные понятия, цели, задачи и научные направления прикладной экологии.

    Прикладная экология, цель и задачи прикладной экологии, сельскохозяйственная, лесохозяйственная, водохозяйственная и промышленная экология.

    § 32

    Раздел 7. Сельскохозяйственная экология ( 7 часов).

    1

    Сельскохозяйственная деятельность и окружающая среда. История сельского хозяйства.

    Сельское хозяйство, агроэкосистема, самовосстановление, самоочищение, двупольная, подсечно-огневая, трехпольная четырехпольная системы земледелия.

    § 33, 34

    2

    Влияние абиотических факторов на агроценозы.

    Климат, почва, рельеф, плодородие, гумус, почвенный раствор, микроклимат.

    § 35

    3

    Деятельность человека по поддержанию агроэкосистем.

    Удобрения, правила внесения удобрений, пестициды, фитонциды, биологические методы.

    § 36

    4

    Отрицательное воздействие человека на агроэкосистемы.

    Эрозия почвы (ветровая, водная), кислотные дожди, засоление почв, кислотные дожди, уплотнение почв, отходы животноводства, вытаптывание почвы скотом.

    § 37

    5

    Мероприятия по сохранению плодородия почв.

    Культивация,  севооборот, безотвальная обработка почвы, полезащитные лесополосы, дезактивация почвы.

    § 38

    6

    Экологически грамотное ведение сельского хозяйства.

    Биологическое земледелие, органическое, зеленое, бактериальное, гумусовое  удобрение, культура земледелие.

    § 39

    7

    Обобщение по теме:   «Сельскохозяйственная экология».

    Тест.

    Повторить

    Раздел 8. Лесохозяйственная экология ( 7 часов).

    1

    Истребление лесов на Земле – экологическая трагедия.

    Значение леса для окружающей среды и живых организмов, фитоценоз, транспирация, фитонциды, глобальная экологическая катастрофа.

    § 40

    2

    Условия существования и продуктивность лесных экосистем.

    Условия существования лесных экосистем, продуктивность, бонитет, годовой прирост древесины.

    § 41

    3

    Лесистость территории РФ.

    Леса Российской Федерации, типы лесов (тайга, смешанные леса, широколиственные).

    § 42

    4

    Болезни леса и методы борьбы с ними.

    Повреждение леса насекомыми и методы борьбы с ними.

    Инфекционные и неинфекционные болезни леса, вредители листьев и хвои, корней, шишек, плодов и семян, стволовые вредители, биологические методы борьбы

    § 43, 44

    5

    Лесные пожары и защита леса от пожара.

    Низовые, верховые, подземные пожары, противопожарные мероприятия.

    § 45

    6

    Влияние промышленных выбросов в атмосферу на здоровье леса.

    Шкала оценки газоустойчивости, основные ядовитые вещества, признаки поражения деревьев, практика озеленения промзон.

    § 46

    7

    Обобщение по теме: «Лесохозяйственная экология».

    Тест.

    Повторить

    Раздел 9. Водохозяйственная экология ( 8 часов).

    1

    Растительный и животный мир водных экосистем.

    Фитопланктон, зоопланктон, укореняющиеся растения, придонные организмы.

    § 47

    2

    Экологическое состояние пресноводных водоемов и морей.

    Эвтрофикация водоемов, малые реки – реки, имеющие в длину менее 200 км и площадь водосбора менее 2000 км.

    § 48

    3

    Экологические проблемы Балтийского моря.

    Экологические проблемы Балтийского моря.

    § 49

    4

    Экологические проблемы Азовского и Каспийского морей.

    Экологические проблемы морей:  Азовского моря, Каспийского моря.

    § 50

    5

    Подземные и грунтовые – источник питьевой воды.

    Подземные воды, грунтовые воды,

    § 51

    6

    Определения качества питьевой воды.

    Химический анализ, анализ физических свойств, анализ бактериологический, биоиндикаторы

    § 52

    7

    Основные источники загрязнения воды и состав сточных вод.

    Концентрация загрязнения, Две группы загрязняющих сточные воды веществ – минеральные и органические.

    § 53

    8

    Водоохранные мероприятия.

    Водоохранная, прибрежная зона, санитарная зона.

    § 54

    9

    Обобщение по теме: «Водохозяйственная экология».

    Контрольная работа.

    Повторить

    Раздел 10. Промышленная экология ( 11 часов).

    1

    Научно-технический прогресс и экология.

    НТР, экологические проблемы и глобальная катастрофа, природообразующая сила человечества.

    § 55

    2

    Промышленное загрязнение атмосферы.

    Аэрозоль, парниковый эффект, радиоактивное загрязнение, кислотные дожди, степень загрязнения, канцерогены, парниковый эффект и его усиление.

    § 56

    3

    Промышленное загрязнение воды. Очистка сточных вод.

    Механический, химический, биологический методы очистки воды, использование воды в промышленности.

    § 57

    4

    Промышленное загрязнение почв. Рекультивация почв.

    Источники загрязнения почв, классы опасности загрязнения, рекультивация (техническая, биологическая).

    § 58

    5

    Промышленные и бытовые отходы и их утилизация.

    Токсичные вещества, синтетические материалы, утилизация и сжигание отходов, вторичное сырье.

    § 59

    6

    Обобщение темы «Промышленное загрязнение атмосферы, воды, почвы».

    Повторить

    7

    Защита биосферы от разрушительного воздействия промышленности.

    Защита атмосферы, воды, почвы, организация безотходных производств.

    § 60

    8

    Экологически чистые источники энергии. Энергосбережение и энергоэффективность.

    Энергия воды, ветра, Солнца, геотермальная энергия, энергосбережение, энергоэффективность.

    § 61, 62

    9

    Общегосударственная экологическая служба и экологический контроль.

    Экологический контроль, систематичность, комплексность, единые методы и методики.

    § 63

    10

    Понятие об экологическом мониторинге.

    Мониторинг (локальный, региональный, глобальный).

    § 64

    11

    Тестирование по теме: «Промышленная экология».

    Повторить

    Повторение и обобщение основных вопросов курса 8 класса ( 1 час).

    1

    Повторение и обобщение основных вопросов курса 8 класса.

    Повторить


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тематическое планирование по экологии 10-11 класс

    Учебник Е.А.Криксунова и В.В.Пасечника "экология"10(11)....

    Тематическое планирование по экологии растений 6 класс

    Планирование расчитано на 68 часов. ...

    Календарно - тематическое планирование по экологии 5 класс

    Рабочая программа по экологии составлена на основе программы Колчанова В.И. и Шурыгиной А.Г.  Курс рассчитан на 34 часа учебного времени в год  из расчета 1 час в неделю. Программа включает ...

    Календарно - тематическое планирование по экологии 7 класс

    Рабочая программа  разработана на основе программы "Эклогия растений" автор И. М. Швец. Программа предлагает углубление и конкретизацию основных экологических понятий, формирование которых начало...

    Календарно - тематическое планирование по экологии 8 класс (на 34, на 17 часов)

    Изучение «Экологии человека» в 8 классе осуществляется в соответствии с программой авторского коллектива Федоровой М.З., Кучменко В.С., Лукиной Т.П.. Программа предназначена для организации обучения э...

    Календарно-тематическое планирование по экологии "Экология Москвы и устойчивое развитие" 10 класс.

    Календарно-тематическое планирование по экологии"Экология Москвы и устойчивое развитие" для 10 класса.Учебник: Г.А.Ягодин, М.В.Аргунова, Т.А.Плюснина, Д.В.Моргун«Экология Москвы и устойчивое развитие»...

    Календарно-тематическое планирование по экологии 6-9 классы

    Файл содержит календарно-тематическое планирование по экологии для 6-9 классов....