Календарно - тематическое планирование по экологии 8 класс (на 34, на 17 часов)
рабочая программа по экологии (8 класс) по теме

Чупрун Марина Александровна
Изучение «Экологии человека» в 8 классе осуществляется в соответствии с программой авторского коллектива Федоровой М.З., Кучменко В.С., Лукиной Т.П.. Программа предназначена для организации обучения экологии по учебнику «Экологии человека. Культура и здоровье» (авторский коллектив Федорова М.З., Кучменко В.С., Лукина Т.П.; М.; ИЦ Вентана-граф). Планирование рассчитано на 34 часа (1 час  в неделю) и на 17 часов (1 час в полугодие) и включает следующие разделы: «Окружающая среда и здоровье человека», «Влияние факторов среды на функционирование систем органов», «Репродуктивное здоровье». Внутри второго раздела материал распределяется по темам в соответствии с изученными в курсе анатомии системами органов. После изучения основных разделов и тем предусматривается проектная деятельность учащихся. Кроме того, для формирования навыков и умений практически использовать полученные знания предлагаются лабораторные и практические работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tematicheskoe_planirovanie_urokov_ekologii_v_8_klasse.doc132.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Изучение «Экологии человека» в 8 классе осуществляется в соответствии с программой авторского коллектива Федоровой М.З., Кучменко В.С., Лукиной Т.П.. Программа предназначена для организации обучения экологии по учебнику «Экологии человека. Культура и здоровье» (авторский коллектив Федорова М.З., Кучменко В.С., Лукина Т.П.; М.; ИЦ Вентана-граф). Планирование рассчитано на 34 часа (1 час  в неделю) и включает следующие разделы: «Окружающая среда и здоровье человека», «Влияние факторов среды на функционирование систем органов», «Репродуктивное здоровье». Внутри второго раздела материал распределяется по темам в соответствии с изученными в курсе анатомии системами органов. После изучения основных разделов и тем предусматривается проектная деятельность учащихся. Кроме того, для формирования навыков и умений практически использовать полученные знания предлагаются лабораторные и практические работы.

Программа «Экология человека» конкретизирует основные экологические понятия. Сохраняется логика построения курса: от общих представлений о среде обитания и условиях существования через конкретизацию влияния каждого экологического фактора на жизнедеятельность и здоровье человека к обобщенным показателям взаимоотношений человека с окружающей средой. Рассмотрены взаимодействия человека с основными экологическими факторами: абиотическими, биотическими, психологическими, социальными, культурными.

Тематическое планирование уроков экологии в 8 классе

(34 часа в год. Авторы учебника и программы: Федорова М.З., Кучменко В.С., Лукина Т.П.)

№ урока

Тема урока

Цели урока

Базовые понятия

Виды контроля

Дом. задание

Дата

1. Окружающая среда и здоровье человека

 (8 часов)

Что изучает экология человека?

Сформировать представление об экологии человека как научном направлении, включающее биологическую, социальную и прикладную составляющие.

Экология человека: биологическая, социальная, прикладная. Экологические факторы: абиотические, биотические. Антропогенные (социальные, физические, химические, биологические).

Текущий.

§  1

Здоровье и образ жизни.

Лаб. Раб. «Оценка состояния физического здоровья»

Сформировать представление о человеке как биосоциальном существе.

Человек – биосоциальное существо. Природная и социальная среда. Здоровье, образ жизни, режим дня.

Текущий. Индивидуальный.

Взаимоконтроль.

§2,  Оценить состояние физ. здоровья в семье.

История развития представлений о  здоровом образе жизни.

Проследить историю развития представлений о  здоровом образе жизни.

Охарактеризовать этапы развития взаимоотношений человека с природой.

История развития представлений о  здоровом образе жизни. Этапы развития взаимоотношений человека с природой.

Текущий.

§3 Выбор темы проекта.

§4

Расы человека.

Дать характеристику основных адаптивных типов человека.

Основные адоптивные типы людей, расы человека (негроидная, европеоидная, монголоидная). Этнография.

Промежуточный

§ 5

Климат и здоровье

Раскрыть влияние климатических факторов на здоровье.

Климат и здоровье. Погода и здоровье.

Текущий.

§6

Экстремальные факторы окружающей среды.

Проследить влияние экстремальных факторов окружающей среды на здоровье человека.

Экстремальные факторы: перегрузки,  невесомость, электрические и магнитные поля, ионизирующая радиация.

Текущий.

§7

 Вредные привычки.

Раскрыть отрицательное значение вредных привычек и пагубных пристрастий.

Вредные привычки, пагубные пристрастия: табакокурение, употребление алкоголя и наркотических веществ.

Текущий.

§8

Контрольная работа №1 по теме «Окружающая среда и здоровье человека»

Контроль за усвоением учащимися темы

Итоговый

2. Влияние факторов среды на функционирование систем органов.

(22ч)

А) Опорно-двигательная система (2)

Условия правильного формирования опорно-двигательной системы

Рассмотреть условия правильного формирования опорно-двигательной системы (ОДС)

ОДС: кости и мышцы.  Факторы: наследственность, питание, физическая нагрузка, алкоголь, табакокурение.

Промежуточный

§ 9

Воздействие двигательной активности на организм человека.

Лаб. Раб. №2 Оценка подготовки организма к занятиям физ. культурой.

Рассмотреть воздействие двигательной активности на организм человека. Оценить подготовленность учащихся к занятиям спорта на практике.

Гиподинамия, активный образ жизни, Основные категории упражнений: аэробные, силовые, растяжки.

Текущий. Индивидуальный.

Взаимоконтроль.

§ 10

Б) Кровь и кровообращение (5)

Природные и антропогенные факторы, влияющие на состав крови.

Раскрыть влияние природных и  антропогенных факторов на состав крови человека.

Природные и антропогенные факторы, влияющие на состав крови. Гипоксия, анемия.

Текущий.

§ 11

Иммунитет и здоровье.

Сформировать понятие иммунитета. Раскрыть причины изменения клеток иммунной системы.

Измененные клетки, онкологические заболевания, аллергия, аллерген.

Промежуточный

§ 12

Условия полноценного развития системы кровообращения.

Рассмотреть условия полноценного развития системы кровообращения.

Ударный объем, частота сердечных сокращений (ЧСС), юношеская гипертония.

Текущий.

§ 13

Профилактика нарушений деятельности сердечно-сосудистой системы.

Раскрыть положительное значение профилактики нарушений деятельности сердечно-сосудистой системы.

Гипертония.

Текущий.

§ 14

Лаб. Раб. № 3 Оценка состояния противоинфекционного иммунитета.

Лаб. Раб. № 4 Реакция сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку.

Лаб. Раб. № 5  Определение стрессоустойчивости сердечно-сосудистой системы

В ходе эксперимента изучить 1) реакцию ССС на физическую нагрузку, 2) приспособленность организма к воздействиям внешней среды по показателям ЧСС, 3) стрессоустойчивость  ССС по реакции изменения пульса в условиях эмоционального напряжения.

Индивидуальный.

Взаимоконтроль.

§ 14 повт.

В) Дыхательная система (1 час)

Правильное дыхание.

Лаб. Раб. № 6  Влияние холода на частоту дыхательных движений.

Сформировать навыки правильного дыхания.

Правильное дыхание. Горная болезнь. Носовое дыхание, канцерогены.

Текущий. Индивидуальный.

Взаимоконтроль.

§ 15

Г) Пищеварительная система (4 часа.)


Состав и значение основных компонентов пищи.

Раскрыть состав и значение пищевых продуктов.

Основные компоненты пищи: белки, жиры, углеводы, витамины, вода, минеральные соли. Вкусовые компоненты, природные пищевые компоненты: растительные волокна, бактерии, дрожжи.

Текущий.

Самоконтроль

§16 Принести этикетки от различных продуктов питания.

Вредные примеси пищи.

Лаб. Раб. № 7  «О чем может рассказать упаковка»

Рассмотреть влияние вредных примесей в пище на здоровье человека.

Вредные вещества: нитриты, нитраты, пестициды, тяжелые металлы. Сальмонеллез, ботулизм.

Текущий. Индивидуальный.

Взаимоконтроль.

§ 17

Рациональное питание

Сформировать понятие «рациональное питание» и рассмотреть его значение.

Рациональное питание, культура питания, диета.

§ 18

Д) Кожа (3 часа)

Воздействие солнечных лучей на кожу

Раскрыть положительное и отрицательное воздействие солнечных лучей на кожу.

Инфракрасные, видимые, ультрафиолетовые лучи. Солнечное голодание. Правила пребывания на солнце.

Текущий.

Самоконтроль

§ 19

Участие кожи в терморегуляции.

Лаб. Раб. № 8  «Реакция организма на изменение температуры окружающей среды»

Рассмотреть влияние температуры окружающей среды на кожу и участие кожи в терморегуляции.

Теплоотдача: теплопроведение, теплоизлучение, потоиспарение, участие кровеносных сосудов. Закаливание.

Текущий. Индивидуальный.

Взаимоконтроль.

§ 20

Средства и способы закаливания.

Сформировать представление о средствах и способах закаливания.

Солнечные ванны, воздушные ванны. Водные процедуры.

Промежуточный.

§ 21

Е) Нервная система. Высшая нервная деятельность.

 (5 часов)

Факторы, влияющие на развитие и функционирования нервной системы. 

Лаб. Раб. № 9  «Развитие утомления»

Рассмотреть факторы, влияющие на развитие и функционирования нервной системы.

Утомление. Переутомление.

Текущий. Индивидуальный.

Взаимоконтроль.

§ 22

Стресс как негативный биосоциальный фактор.

Лаб. Раб. № 10  «Оценка температурного режима учебных помещений»

Сформировать понятие стресса как негативного биосоциального фактора.

Стресс, стадии стресса.

Текущий. Индивидуальный.

Взаимоконтроль.

§ 25

Типы высшей нервной деятельности  (ВНД)

Лаб. Раб. № 11  «Определение свойств нервных процессов, лежащих в основе деления на типы ВНД»

Сформировать представление о  типах высшей нервной деятельности.

Темпераменты: сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик.

Текущий. Индивидуальный.

Взаимоконтроль.

§ 26

Биоритмы и причины их нарушений.

Сформировать понятие «биоритмы» и рассмотреть причины их нарушений.

Биоритмы, биологические часы.

Текущий

§ 27 Д. Лаб. раб. 12 «Оценка суточных изменений некоторых физиологических показателей»

Гигиенический режим сна.

Сформировать представление о  гигиеническом режиме сна как составляющем здорового образа жизни.

Сон, значение фаз сна, продолжительность сна, гигиена сна.

Промежуточный

§ 28

Ж) Анализаторы (2часа)

Условия нормального функционирования зрительного анализатора.

Рассмотреть условия нормального функционирования зрительного анализатора.

Фотоэпилепсия, работа на компьютере.

Текущий.

§ 24

Внешнее воздействие на слух и органы равновесия.

Лаб. Раб. № 13 «Воздействие шума на остроту слуха»

Раскрыть влияние внешнего воздействия на слух и органы равновесия.  

Звук, шум, укачивание, вибрационная болезнь.

Текущий. Индивидуальный.

Взаимоконтроль.

§ 25 повт. 9-29

Контрольная работа №2 по теме «Влияние факторов среды на функционирование систем органов»

Контроль за усвоением учащимися темы

Итоговый

3. Репродуктивное здоровье (3часа)

Особенности развития организмов юноши и девушки.

Раскрыть особенности развития организмов юноши и девушки под действием биосоциальных факторов.

Половые железы, половые гормоны, период полового созревания, вторичные половые признаки.

Самоконтроль

§ 30-31 Подготовить выступления о половых болезнях.

Проблемы взросления и культура здоровья.

Заболевания, передающиеся половым путем.

Сформировать понятия: половая жизнь, беременность, естественное и искусственное прерывание беременности.

Познакомить с болезнями, которые передаются половым путем.

Половая жизнь, беременность, естественное и искусственное прерывание беременности.

Сифилис, гонорея, хламидиоз, трихомоноз, герпес, СПИД

Взаимоконтроль

§ 32-34

Защита проектов.

Оценить проектную деятельность учащихся за год.

Итоговый

Всего 34 часа

Тематическое планирование уроков экологии в 8 классе

(17 часов в год. Авторы учебника и программы: Федорова М.З., Кучменко В.С., Лукина Т.П.)

Пояснительная записка

Изучение «Экологии человека» в 8 классе осуществляется в соответствии с программой авторского коллектива Федоровой М.З., Кучменко В.С., Лукиной Т.П.. Программа предназначена для организации обучения экологии по учебнику «Экологии человека. Культура и здоровье» (авторский коллектив Федорова М.З., Кучменко В.С., Лукина Т.П.; М.; ИЦ Вентана-граф). Планирование рассчитано на 17 часов (1 час  в неделю первого полугодия) и включает следующие разделы: «Окружающая среда и здоровье человека», «Влияние факторов среды на функционирование систем органов». Внутри второго раздела материал распределяется по темам в соответствии с изученными в курсе анатомии системами органов. После изучения основных разделов и тем предусматривается проектная деятельность учащихся. Кроме того, для формирования навыков и умений практически использовать полученные знания предлагаются лабораторные и практические работы.

Программа «Экология человека» конкретизирует основные экологические понятия. Сохраняется логика построения курса: от общих представлений о среде обитания и условиях существования через конкретизацию влияния каждого экологического фактора на жизнедеятельность и здоровье человека к обобщенным показателям взаимоотношений человека с окружающей средой. Рассмотрены взаимодействия человека с основными экологическими факторами: абиотическими, биотическими, психологическими, социальными, культурными.

Тематическое планирование уроков экологии в 8 классе

№ урока

Тема урока

Цели урока

Базовые понятия

Виды контроля

Дом. задание

Дата

1. Окружающая среда и здоровье человека

 (4 часа)

Что изучает экология человека?

Сформировать представление об экологии человека как научном направлении, включающее биологическую, социальную и прикладную составляющие.

Экология человека: биологическая, социальная, прикладная. Экологические факторы: абиотические, биотические. Антропогенные (социальные, физические, химические, биологические).

Текущий.

§  1

Здоровье и образ жизни.

Лаб. Раб. «Оценка состояния физического здоровья»

Сформировать представление о человеке как биосоциальном существе.

Человек – биосоциальное существо. Природная и социальная среда. Здоровье, образ жизни, режим дня.

Текущий. Индивидуальный.

Взаимоконтроль.

§2,  Оценить состояние физ. здоровья в семье.

Расы человека.

Климат и здоровье

Дать характеристику основных адаптивных типов человека.

Раскрыть влияние климатических факторов на здоровье.

Основные адоптивные типы людей, расы человека (негроидная, европеоидная, монголоидная). Этнография.

Климат и здоровье. Погода и здоровье.

Промежуточный

Текущий.

§ 5

§6

 Вредные привычки.

Раскрыть отрицательное значение вредных привычек и пагубных пристрастий.

Вредные привычки, пагубные пристрастия: табакокурение, употребление алкоголя и наркотических веществ.

Текущий.

§8

2. Влияние факторов среды на функционирование систем органов.

(22ч)

А) Опорно-двигательная система (1)

Воздействие двигательной активности на организм человека.

Лаб. Раб. №2 Оценка подготовки организма к занятиям физ. культурой.

Рассмотреть воздействие двигательной активности на организм человека. Оценить подготовленность учащихся к занятиям спорта на практике.

Гиподинамия, активный образ жизни, Основные категории упражнений: аэробные, силовые, растяжки.

Текущий. Индивидуальный.

Взаимоконтроль.

§ 10

Б) Кровь и кровообращение (5)

Условия полноценного развития системы кровообращения.

Рассмотреть условия полноценного развития системы кровообращения.

Ударный объем, частота сердечных сокращений (ЧСС), юношеская гипертония.

Текущий.

§ 13

Профилактика нарушений деятельности сердечно-сосудистой системы.

Раскрыть положительное значение профилактики нарушений деятельности сердечно-сосудистой системы.

Гипертония.

Текущий.

§ 14

Лаб. Раб. № 3 Оценка состояния противоинфекционного иммунитета.

Лаб. Раб. № 4 Реакция сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку.

Лаб. Раб. № 5  Определение стрессоустойчивости сердечно-сосудистой системы

В ходе эксперимента изучить 1) реакцию ССС на физическую нагрузку, 2) приспособленность организма к воздействиям внешней среды по показателям ЧСС, 3) стрессоустойчивость  ССС по реакции изменения пульса в условиях эмоционального напряжения.

Индивидуальный.

Взаимоконтроль.

§ 14 повт.

В) Дыхательная система (1 час)

Правильное дыхание.

Лаб. Раб. № 6  Влияние холода на частоту дыхательных движений.

Сформировать навыки правильного дыхания.

Правильное дыхание. Горная болезнь. Носовое дыхание, канцерогены.

Текущий. Индивидуальный.

Взаимоконтроль.

§ 15

Г) Пищеварительная система (1 часа.)


Состав и значение основных компонентов пищи.

Раскрыть состав и значение пищевых продуктов.

Основные компоненты пищи: белки, жиры, углеводы, витамины, вода, минеральные соли. Вкусовые компоненты, природные пищевые компоненты: растительные волокна, бактерии, дрожжи.

Текущий.

Самоконтроль

§16 Принести этикетки от различных продуктов питания.

Д) Кожа (2 часа)

Воздействие солнечных лучей на кожу.Средства и способы закаливания.

Раскрыть положительное и отрицательное воздействие солнечных лучей на кожу.

Сформировать представление о средствах и способах закаливания.

Инфракрасные, видимые, ультрафиолетовые лучи. Солнечное голодание. Правила пребывания на солнце.

Солнечные ванны, воздушные ванны. Водные процедуры.

Текущий.

Самоконтроль

§ 19

Участие кожи в терморегуляции.

Лаб. Раб. № 7  «Реакция организма на изменение температуры окружающей среды»

Рассмотреть влияние температуры окружающей среды на кожу и участие кожи в терморегуляции.

Теплоотдача: теплопроведение, теплоизлучение, потоиспарение, участие кровеносных сосудов. Закаливание.

Текущий. Индивидуальный.

Взаимоконтроль.

§ 20

Е) Нервная система. Высшая нервная деятельность.

 (2 часа)

Факторы, влияющие на развитие и функционирования нервной системы. 

Лаб. Раб. № 9  «Развитие утомления»

Рассмотреть факторы, влияющие на развитие и функционирования нервной системы.

Утомление. Переутомление.

Текущий. Индивидуальный.

Взаимоконтроль.

§ 22

Стресс как негативный биосоциальный фактор. Биоритмы и причины их нарушений

Сформировать понятие стресса как негативного биосоциального фактора. Сформировать понятие «биоритмы» и рассмотреть причины их нарушений.

Стресс, стадии стресса. Биоритмы, биологические часы.

Текущий. Индивидуальный.

Взаимоконтроль.

§ 25

Ж) Анализаторы (2часа)

Условия нормального функционирования зрительного анализатора.

Рассмотреть условия нормального функционирования зрительного анализатора.

Фотоэпилепсия, работа на компьютере.

Текущий.

§ 24

Внешнее воздействие на слух и органы равновесия.

Лаб. Раб. № 13 «Воздействие шума на остроту слуха»

Раскрыть влияние внешнего воздействия на слух и органы равновесия.  

Звук, шум, укачивание, вибрационная болезнь.

Текущий. Индивидуальный.

Взаимоконтроль.

§ 25 повт. 9-29

Обобщающий урок по изученным вопросам.

Контроль за усвоением учащимися темы

Итоговый

Всего 17 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование 8-й класс О.С. Габриелян Часов 68

Рабочая программа составлена на основе авторской программы среднего общего образования по химии 8 класс, автор О.С.Габриелян, программа курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений; Моск...

Календарно-тематическое планирование 9-й класс О.С. Габриелян Часов 68

1.     Пояснительная записка к рабочей программеРабочая программа составлена на основе авторской программы среднего общего образования по химии 9 класс, автор О.С.Габриелян, програ...

Календарно-тематическое планирование 10-й класс О.С. Габриелян Часов 34

1.     Пояснительная записка к рабочей программеРабочая программа составлена на основе авторской программы среднего общего образования по химии 10 класс, автор О.С.Габриелян, прогр...

Календарно-тематическое планирование 11-й класс О.С. Габриелян Часов 34

Рабочая программа составлена на основе авторской программы среднего общего образования по химии 11 класс, автор О.С.Габриелян, программа курса химии для 11 класса общеобразовательных учреждений (базов...

Календарно – тематическое планирование для 3 класса к учебнику Ю.А.Комаровой, И.В.Ларионовой, Ж.Перретт «Английский язык. Brilliant», 2 часа в неделю, 70 часов в год

Календарно – тематическое планирование для 3 класса к учебнику Ю.А.Комаровой, И.В.Ларионовой, Ж.Перретт «Английский язык. Brilliant», 2 часа в неделю, 70 часов в год...

Календарно – тематическое планирование для 4 класса к учебнику Ю.А.Комаровой, И.В.Ларионовой, Ж.Перретт «Английский язык. Brilliant», 2 часа в неделю, 70 часов в год

Календарно – тематическое планирование для 4 класса к учебнику Ю.А.Комаровой, И.В.Ларионовой, Ж.Перретт «Английский язык. Brilliant», 2 часа в неделю, 70 часов в год...

Календарно-тематическое планирование по экологии "Экология Москвы и устойчивое развитие" 10 класс.

Календарно-тематическое планирование по экологии"Экология Москвы и устойчивое развитие" для 10 класса.Учебник: Г.А.Ягодин, М.В.Аргунова, Т.А.Плюснина, Д.В.Моргун«Экология Москвы и устойчивое развитие»...