Тематическое планирование по экологии растений 6 класс
календарно-тематическое планирование по экологии (6 класс) по теме

Емельянова Ирина Александровна

Планирование расчитано на 68 часов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologia_6.doc139.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно-тематическое планирование

по экологии растений

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     

Класс:  6

Количество часов:

Всего:  68 часа;    в неделю 2  часа.

Планирование составлено на основе

Региональной программы для общеобразовательных учреждений 5-11 класс.

Учебник:

А.М.Былова, Н.И.Шорина. Экология растений: Пособие для учащихся 6 класса общеобразовательной школы/Под ред.

Д-ра биол.наук проф. Н.М.Черновой. – М.: Издательский центр «Вентана – Граф», 1999. – 240 с.: ил.

Дополнительная литература:

И.М.Культиасов. Экология растений: Учебник. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1982. – 384 с.

 Вронский В.А. Прикладная экология. Ростов – на – Дону: Феникс,1996.     Город-экосистема. М.:ИГРАН,1996.

 Петров К.М. Общая экология: взаимодействие общества и природы:    Учебн. Пособ.для вузов.СПб: Химия,1977.

Проблемы жизни в окружающей среде: Учебн. Пособ. Саратов: Изд-во Саратов.ун-та, 1995.

Основная цель курса:

 - формирование у учащихся представления об  экологии растений.

Задачи курса:

 - создание у учащихся понятийного аппарата и знакомство с основными закономерностями  экологии растений;

- знакомство учащихся с основными направлениями и особенностями исследований глобальных, региональных и локальных экологических проблем;

- привитие умений и навыков выполнения простейших видов экологических исследований;

- воспитание экологически и географически грамотных людей, способных в будущем принимать экологически ориентированные решения при воздействии на природу.

Количество часов по рабочему плану

Всего – 68  часов; в неделю – 2 часа.

Форма промежуточной и итоговой аттестации – тестирование.

Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса по курсу «Экология растений»

  1. Называть основные экологические факторы в жизни растений.
  2. Описывать различные условия существования, периоды жизни и возрастные состояния растений.
  3. Приводить примеры различных растительных  сообществ и их видового состава, различных жизненных форм растений.
  4. Описывать и объяснять приспособление растений к различным экологическим факторам и влияние экологических факторов на жизнедеятельность растений.
  5. Давать характеристику различным растительным сообществам, взаимосвязям внутри растительного сообщества, различным сезонным изменениям растений.
  6. Определять антропогенное влияние на растительные сообщества, уровни жизненного состояния растений.
  7. Объяснять значение различных экологических факторов для растений разных периодов жизни и возрастных состояний; для устойчивости растительных сообществ, видового разнообразия растений, разнообразия растительных сообществ.
  8. Объяснять роль и значение растений, грибов и бактерий в круговороте веществ и непрерывности жизни.
  9. Объяснять роль человека в охране растительного мира, в сохранении биоразнообразия растений.
  10. Уметь прогнозировать изменения в развитии растительных сообществ и отдельных растений под воздействием усилившейся антропогенной нагрузки.
  11. Применять знания об экологических факторах для повышения выживаемости комнатных и сельскохозяйственных растений.

         


Наименование разделов

и  тем

Количество

часов

Вид занятия

Содержание тем

 учебного курса

Требования к уровню

подготовки учащихся

Наглядные пособия

и технические

средства

Календарные сроки

Примечание

ТЕМА № 1     ЭКОЛОГИЯ РАСТЕНИЙ: РАЗДЕЛ НАУКИ И УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ (2 часа)

1

Предмет изучения экологии растений.

1

УОНМ

Экология как наука.

Экология растений и животных как учебный предмет.

Знать что такое экология.

Что изучает экология растений.

2

Среда обитания и условия существования.

1

УОНМ,

Экскурсия

«Живой организм, его среда обитания и условия существования»

Среда обитания и условия существования. Взаимосвязи живых организмов и среды. Особенности взаимодействия растений и животных с окружающей их средой.

Знать основные понятия: среда обитания, условия существования.

Уметь характеризовать взаимосвязи растений с условиями существования.

Таблица «Влияние экологических факторов на живой организм»

ТЕМА № 2    СВЕТ В ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ (5 часов)

3

Свет как экологический фактор.

1

УОНМ

Свет и фотосинтез. Влияние света на рост и цветение растений. Свет как экологический фактор.

Уметь давать определение таким понятиям как: свет и фотосинтез.

4

Разнообразие условий освещения на Земле

1

КУ

5-6

Экологические группы растений по отношению к свету.

1

КУ

Л/Р№1

«Изучение строения листьев светолюбивого и тенелюбивого растения под микроскопом»

Экологические группы растений по отношению к свету.

Уметь:  работать с микроскопом.

Делать выводы о связи строения листа с его функцией и его расположением относительно направления световых лучей.

Знать характеристику основных экологических групп по отношению к свету.

Микроскоп.

7-8

Приспособление растений к меняющимся условиям освещения.

1

КУ

Приспособление растений к меняющимся условиям освещения

Знать:

- что такое растения длинного дня, растения короткого дня;

-влияние прямого солнечного света, рассеянного света.

Уметь:

- характеризовать влияние света на рост и развитие растений;

-объяснять сущность процесса фотосинтеза;

-давать классификацию растениям по отношению к свету: светолюбивые, теневыносливые и тенелюбивые.

ДЕМ: Сравнение растений выросших на свету и в темноте.

ТЕМА № 3        ТЕПЛО В ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ (5 часов)

9

Тепло как необходимое условие жизни растений.

1

УОНМ

Тепло как необходимое условие жизни растений. Значение тепла для прорастания семян, роста и развития растений. Температура как экологический фактор. Разнообразие температурных условий на Земле.

Знать: - что тепло является необходимым условием жизни растений

Уметь:

- характеризовать тепловые пояса.

Таблица «Температура, необходимая для прорастания семян»

10

Температура как экологический фактор.

1

КУ

Выделение тепла растениями. Зависимость температуры растений от температуры окружающей среды.

Знать: -   о влиянии  температуры на растения.

Уметь:

- характеризовать состояние растения от температуры окружающей среды.

Таблица «Температура среды обитания и различных органов растения»

11

Температура тела растений.

1

КУ

12

Приспособление растений к высоким и низким температурам.

1

КУ

Экологические группы растений по отношению к теплу. Приспособления растений к различным температурам.

Знать: - как приспосабливаются растения к высоким и низким температурам.

Уметь: - характеризовать экологические группы растений по отношению к температуре.

Рис. 17,18 с.35

Рис. 19 с.36

Рис. 20 с. 20

13

Зачет по теме: «Свет и тепло в жизни растений»

1

зачет

ТЕМА №4   ВОДА В ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ (7 часов)

14

Вода как необходимое условие жизни растений.

1

УОНМ

Вода как необходимое условие жизни растений. Значение воды для питания, охлаждения, расселения, для прорастания семян, роста  и развития растений.

Знать: - что вода, есть необходимое условие для жизни растений;

Уметь: характеризовать влияние воды на рост и развитие растений.

Рис. 22 с. 41

15

Как поступает и удерживается вода в растениях

1

КУ

16-

17-18

Экологические группы растений по отношению к воде.

3

КУ

Влажность как экологический фактор. Экологические группы растений по отношению к воде.

Знать:- значение влажности для растений.

Уметь: -  характеризовать экологические группы растений по отношению к воде ( влаголюбивые растения, засухоустойчивые растения, суккуленты).

ДЕМ: Гербарные экземпляры растений различных экологических групп.

Рис.25 с.46

Рис.26 с. 47

Рис.27 с. 49

19

Приспособление растений к меняющимся условиям влажности.

1

КУ

Приспособление растений к меняющимся условиям влажности.

Знать: - как приспосабливаются растения к недостатку влаги.

Уметь: - характеризовать приспособление растений к меняющимся условиям влажности

ДЕМ: Гербарные экземпляры растений различных экологических групп

Рис. 29 с. 52

Рис. 30 с. 54

20

Обеспечение растений водой

1

КУ

21

Зачет по теме: «Вода в жизни растений»

1

зачет

ТЕМА №5         ВОЗДУХ В ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ (5 часов)

22

Газовый состав воздуха в жизни растений.

1

УОНМ

Л/О

«Определение с помощью домашних растений степени запыленности воздуха.

Газовый состав и движение масс воздуха как экологические факторы в жизни растений. Значение для растений азота, кислорода, и углекислого газа. Приспособление растений к извлечению азота, кислорода и углекислого газа из воздуха.

Знать: -газовый состав воздуха , каково значение для растений азота, кислорода, и углекислого газа.

-Влияние кислотных дождей на рост и развитие растений.

Уметь: характеризовать приспособления растений к извлечению азота, кислорода и углекислого газа из воздуха.

Л/О (С помощью ленты-скотча определяется степень запыленности воздуха).

23

Ветер в жизни растений. Опыление.

1

КУ

 

Приспособление растений к опылению.

Знать: о роли ветра в опылении растений.

Уметь: - характеризовать приспособление растений к опылению ветром.

Коллекция плодов и семян, лупа.

24

Ветроопыляемые растения

1

ЛР

25

Распространение плодов и семян ветром.

1

КУ

Приспособление растений к распространению ветром.

Знать: о роли ветра в распространении растений.

Уметь: характеризовать приспособление растений к  распространению  ветром.

Коллекция плодов и семян, лупа.

26

Регулирование человеком воздушных потоков и газового состава воздуха

1

КУ

ТЕМА №6    ПОЧВА В ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ (4 часа)

27

Что такое почва.

1

УОНМ

Почва как необходимое условие жизни растений. Виды почв. Состав почвы.

Знать: что такое почва; состав почвы; значение минеральных и органических веществ почвы; гумус, его значение для растений;

Уметь: характеризовать почвенное питание растений;

Доказывать,  что сроки прорастания семян и развития проростков зависят от типа почвы.

Домашний опыт:

«Влияние механического состава почвы на прорастание семян, рост и развитие проростков»

28

Почва как необходимое условие жизни растений.

1

КУ

29

Экологические группы растений по отношению к разным свойствам почв.

1

КУ

Экологические группы растений по отношению к разным свойствам почв.

Знать: Экологические группы растений по отношению к разным свойствам почв.

Уметь: характеризовать солевыносливые (солеустойчивые) растения.

ДЕМ: Рис. и  фотографий  экологических групп растений по отношению к разным свойствам почв.

30

Улучшение почв человеком. Плодородие.

1

КУ

Плодородие почв. Действия человека, влияющие на качество почв.

Знать: что такое плодородие почв, чем оно обусловлено; как улучшает человек плодородие почвы (органические и минеральные удобрения).

Уметь: объяснять влияние человека на плодородие почв,    характеризовать  эрозию почв.

Рис. 45 с. 81

31

Зачет по теме: «Почвы и воздух в жизни растений»

1

зачет

ТЕМА № 7   ЖИВОТНЫЕ И РАСТЕНИЯ (4 часа)

32

Значение животных для опыления и распространения растений.

1

УОНМ

Взаимное влияние животных и растений. Значение животных для опыления и распространения растений.

Знать: о взаимное влияние животных и растений.  О значение животных для опыления и распространения растений.

Уметь: характеризовать растительноядных животных, животных-опылителей и приспособления растений к их опылению. Характеризовать способы распространения плодов и семян.

Коллекция плодов и семян, лупа.

Крапива -жгучие волоски, барбарис или боярышник – колючки.

33

Животные-распространители семян и плодов

1

КУ

34

Растения и растительноядные животные

1

КУ

Взаимное влияние животных и растений. Значение растений для животных.  Растения – хищники.

Знать: о растениях – хищниках.

Уметь: характеризовать дополнительный способ питания у растений и приспособления к нему у растений- хищников.

Рис., фотографии, гербарные экземпляры растений – хищников.

35

Растения-хищники

1

КУ

ТЕМА № 8    ВЛИЯНИЕ РАСТЕНИЙ ДРУГ НА ДРУГА (2 часа)

36

Прямое влияние растений друг на друга.

1

КУ

Прямое и опосредованное влияние растений друг на друга. Различные формы взаимодействия между растениями. Конкуренция между растениями по отношению к различным экологическим факторам.

Знать: Как влияют растения друг на друга.

Уметь: характеризовать типы взаимоотношений растений друг с другом: конкуренцию, растения-паразиты.

ДЕМ: Растений (паразиты, полупаразиты, эпифиты, растения-лианы)

Коллекция растений, фото, рисунки.

37

Косвенное влияние растений друг на друга

1

КУ

ТЕМА №9   Грибы и бактерии в жизни растений (4 часа)

38

Роль грибов и бактерий в жизни растений. Круговорот веществ в природе.

1

УОНМ

Роль грибов и бактерий в жизни растений. Круговорот веществ и непрерывность жизни.

Знать: о роли грибов и бактерий в круговороте веществ;  о роли микоризы для растений и грибов.

Уметь: характеризовать способы питания грибов и паразитов (сапротрофы, паразиты);

Таблица

«Разные формы микориз»

«Бактериальные клубеньки на корнях»

39

Сожительство с грибами и бактериями у растений

1

КУ

40

Бактериальные и грибковые  болезни растений.

1

КУ

Л\Р №6

«Грибные заболевания злаков»

Бактериальные и грибковые  болезни растений.

Знать: о грибковых заболеваниях злаков; о способах распространения бактериальных и грибковых болезней растений.

Уметь: характеризовать бактериальные и грибковые  болезни растений  (фитофтороз, Фруктовую гниль, ржавчину, мучнистую росу).

Гербарные экземпляры

Рисунки «Грибковые заболевания»

Рис. 65 с.115,

«Грибы-паразиты» Рис.66 с. 116

41

Экологические группы грибов.

1

КУ

ТЕМА № 10     СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ РАСТЕНИЙ (3 часа)

42

Приспособления растений к сезонам года. Осень и зима. Листопад.

1

УОНМ

Приспособления растений к сезонам года. Листопад и его роль в жизни растений.   Глубокий и вынужденный покой.

Знать: как приспосабливаются растения к сезонам года; о значении листопада; лесной подстилки;

Уметь: характеризовать глубокий и вынужденный покой;

Рис. , фото с изображением растений в разные  сезоны года.

43

Приспособления растений к сезонам года. Весна и лето.

1

КУ

Приспособления растений к сезонам года. Озимые и яровые однолетники. Глубокий и вынужденный покой. Фенологические фазы растений и влияние на них климата и погоды.

Знать: что такое озимые однолетники,  весеннее сокодвижение.

Уметь:

Характеризовать яровые однолетники;

Давать понятие фенологии, фенологическим фазам.

Рис. , фото с изображением растений в разные  сезоны года.

44

Фенология

1

КУ

45

Зачет по теме: «Влияние растений друг на друга. Сезонные изменения в жизни растений»

1

зачет

ТЕМА № 11   ИЗМЕНЕНИЕ РАСТЕНИЙ В ТЕЧЕНИЕ ЖИЗНИ   (2 часа)

46

Как долго живут растения

1

КУ

Периоды жизни и возрастные состояния растений. Значение различных экологических факторов для растений разных периодов жизни и возрастных состояний. Причины покоя семян. Условия обитания и длительности возрастных состояний растений.

Знать: периоды течения жизни растений ( период покоя, период молодости, период зрелости).

Уметь:

Характеризовать периоды течения жизни растений ( период покоя, период молодости, период зрелости).

Таблицы

«Годичные приросты на ветке дуба» (почечные кольца),

«Продолжительность жизни растений»

«Редкие и охраняемые растения»

Гербарные экземпляры

47

Периоды жизни и возрастные состояния растений.

1

КУ

ТЕМА 12    РАЗНООБРАЗИЕ УСЛОВИЙ СУЩЕСТВОВАНИЯ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РАЗНЫЕ ЭТАПЫ ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ  (2 часа)

48

Разнообразие условий существования растений.

1

УОНМ

Разнообразие условий существования растений.

Знать: о разнообразных условиях существования растений.

Уметь: давать характеристику растениям с широкой и узкой экологической приспособленностью.

49

Уровни жизненного состояния растений.

1

КУ

Жизненное состояние растений как показатель условий жизни. Уровни жизненного состояния растений.

Знать: что такое жизненное состояние растений, вторичный покой растений.

Уметь: характеризовать жизненное  состояние растений (высокое, среднее, низкое).

Рис. 90 с. 151 «Разная  жизненность деревьев дуба черешчатого»

ТЕМА № 13    ЖИЗНЕННЫЕ ФОРМЫ РАСТЕНИЙ (2 часа)

50

Разнообразие жизненных форм растений.

1

КУ

Разнообразие жизненных форм растений. Разнообразие деревьев разных климатических зон. Жизненные формы растений своей местности.

Знать: Разнообразие жизненных форм растений (широколиственные, мелколиственные, хвойные деревья; суккулентные стеблевые деревья; бутылочные и розеточные деревья; деревья- душители и деревья-рощи)

Уметь:

Давать характеристику разнообразию жизненных форм растений.

Таблицы

«Жизненные формы растений»

51

Разнообразие деревьев

1

КУ

52

Зачет по темам 11, 12,13

1

зачет

ТЕМА №14    РАСТИТЕЛЬНЫЕ СООБЩЕСТВА (6 часов)

53-54

Растительные сообщества,  их видовой состав.

1

УОНМ

Растительные сообщества,  их видовой состав. Естественные и искусственные растительные сообщества.

Знать: характеристику растительного сообщества.

Уметь: характеризовать видовой состав, разнообразие растений входящих в сообщество.

55

Количественные соотношения видов в растительных сообществах.

1

КУ

Устойчивость растительных сообществ. Взаимное влияние растений друг на друга в сообществе. Количественные соотношения видов в растительном сообществе.

Знать: характеристику растительного сообщества.

Уметь: характеризовать видовой состав, разнообразие растений входящих в сообщество.

56

Строение растительных сообществ.

1

КУ

Строение растительных сообществ: ярусность, слоистость, горизонтальная расчлененность. Суточные и сезонные изменения в растительных сообществах.

Знать: что такое ярусность.

Уметь: характеризовать смену растительных сообществ.

Таблица

«Надземная ярусность и подземная слоистость корневых систем»

57

Ярусность леса и степи

1

экскурсия

58

Изменения растительных сообществ.

1

КУ

ТЕМА №15   ОХРАНА РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА (6  часов)

59

Обеднение видового разнообразия растений.

1

УОНМ

Обеднение видового разнообразия растений.

Знать:  причины обеднения видового разнообразия растений

Уметь: наблюдать за состоянием растений.

60

Редкие и охраняемые растения.

1

КУ

П\Р №2

«Охраняемые растения своей местности»

Редкие и охраняемые растения. Редкие и охраняемые растения своей местности.

Знать: меры охраны растительного мира, что такое Красные книги.

Уметь: наблюдать за состоянием растений.

61

Охраняемые территории.

1

КУ

Охраняемые территории.

Знать: классификацию охраняемых территорий ( заповедники, биосферные заповедники, национальные парки, памятники природы).

Уметь: характеризовать охраняемые территории.

62

Влияние окружающей среды на здоровье человека

1

семинар

63

Человек как часть природы. Обобщение.

1

КУ

64

Итоговое обобщени

1

зачет

Резервное время – 4 часа



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематическое планирование по экологии 5 класс

Рабочая программа по экологии составлена на основе программы Колчанова В.И. и Шурыгиной А.Г.  Курс рассчитан на 34 часа учебного времени в год  из расчета 1 час в неделю. Программа включает ...

Календарно - тематическое планирование по экологии 7 класс

Рабочая программа  разработана на основе программы "Эклогия растений" автор И. М. Швец. Программа предлагает углубление и конкретизацию основных экологических понятий, формирование которых начало...

Календарно - тематическое планирование по экологии 8 класс (на 34, на 17 часов)

Изучение «Экологии человека» в 8 классе осуществляется в соответствии с программой авторского коллектива Федоровой М.З., Кучменко В.С., Лукиной Т.П.. Программа предназначена для организации обучения э...

Тематическое планирование по экологии 5 класс Сухова Т.С. Драгомилов А.Г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАУчебная  программа по экологии «Природоведение. Введение в биологию и экологию» 5 классСухова Т.С. Драгомилов А.Г. «Вентана-Граф», 2008.Данная программа способствует не...

тематическое планирование по экологии 6 класс Швец И.М.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАУчебная  программа по экологии «Экология растений» 6 классШвец И.М. «Вентана-Граф», 2008.Цель курса: - формирование у учащихся представления об  экологии раст...

тематическое планирование по экологии 7 класс Швец И.М.

Пояснительная запискаПрограмма: «Экология животных» 7 классШвец И.М. «Вентана-Граф», 2008.Важной задачей курса является расширение представления учащихся о животных, об ихприспособленности...

Календарно-тематическое планирование кружка "Экология растений"

Календарное планирование, которое предусматривает теоретические, практические и выездные занятия....