Экологический практикум
календарно-тематическое планирование по экологии (8 класс) по теме

Экологический практикум знакомит учащихся с миром природы, умением составлять коллекции и монтировать гербарии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskiy_praktikum.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Экологический практикум

Цель:  воспитание экологической культуры учащихся, познание законов природы.

задачи:

  1. закрепить и углубить знания, полученные на занятиях в школе;
  2. показать биоразнообразие беспозвоночных животных и растений;
  3. познакомить    с    местными    представителями, имеющих значение для лесного и сельского хозяйства, медицины и ветеринарии, продемонстрировать многообразие экологических связей животных с условиями их обитания;

-        на   конкретных    примерах    изучить    адаптивные    способности организации и поведения животных, обитающих в различных экологических условиях;

  1. ознакомить с основными методами изучения беспозвоночных животных и растений;
  2. овладеть методами сбора и камеральной обработки собранного материала;
  3. привлечь школьников к самостоятельной, в том числе научно-исследовательской работе.
    Полученные в процессе практики знания позволят:

  1. оценить взаимоотношения, возникающие в естественных сообществах,
  2. определить роль антропогенных факторов в динамике наземных и водных биоценозов,
  1. обратить внимание на проблемы и формы охраны живой природы, сохранение природных
    зооценозов.

При прохождении практики школьники приобретают:

  1. навыки натуралистической и природоведческой работы,
  2. расширяют и углубляют знания по ботанике, полученные зимой,
  3. закрепляют навыки правильного поведения в природе и бережного отношения к ней,

  1. навыки флористической работы,
  2. осваивают методику биоморфологического описания и определения растений.

Работа школьников складывается из экскурсий в природу и обработки собранного материала в лаборатории. На экскурсиях школьники знакомятся с разнообразием видового состава в районе практики и закономерностями сложения растительных сообществ, с биологией и экологией отдельных видов. При работе в природе школьники должны руководствоваться непреложным принципом: максимальное сохранение целостности флоры и растительности. Особенное внимание следует уделить редким и исчезающим видам растений. Необходимо уметь пользоваться определителем непосредственно в природе, описывать и зарисовывать растения и животных на месте обитания, не нанося им ущерба.

Летняя практика способствует развитию у школьников

  1. наблюдательности,
  2. умения ориентироваться в природе,
  3. вызывает у них повышенный интерес к ботанике, зоологии и обеспечивает более
    эффективное их усвоение.
  4. мышления и практических умений.

В программе предусмотрены экскурсии в лес, к водоему, на поле, школьный учебно-опытный участок. Полученные в процессе практики знания позволят оценить взаимоотношения, возникающие в естественных сообществах, определить роль антропогенных факторов в динамике наземных и водных биоценозов, обратить внимание на проблемы и формы охраны живой природы, сохранение природных зооценозов.

ФОРМЫ РАБОТЫ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ ЛЕТНЕЙ ПРАКТИКИ

1. Комплексные  и  тематические  экскурсии в природу под  руководством преподавателя или самостоятельные, на которых школьники знакомятся с представителями различных систематических групп     беспозвоночных животных, методами  учета животных и растений, принадлежащих к разнообразным жизненным формам.

2. Камеральная обработка собранных материалов.

3. Самостоятельное выполнение индивидуальных тем, взятых по выбору.

ФОРМЫ ОТЧЕТНОСТИ

1. Альбом с зарисовками 20 видов наземных и водных беспозвоночных животных и растений, определением систематического положения каждого вида. Рисунки сопровождаются описанием морфологии животных и растений.

2. Сводная таблица видов собранных животных по следующей схеме:

Тип,

Клас

Отряд

Семе

Род

Вид

Жизнен

Положение в

п/н

подти

с

йство

ная

трофической

п

форма

цепи

3. Знание латинских названий определенных животных, растений и особенностей их строения.

4. Коллекция собранных животных.

5. Гербарий собранных растений

6.Знание теоретического материала, читаемого на вводной лекции и помещенного в данных методических указаниях.

7. Представление оформленной самостоятельной работы по выбранной теме, доклад на конференции или реферативное сообщение. 

Планирование

1 день

  1. Изучение видового состава деревьев и кустарников в окрестностях школы.
  2. Изучение видового состава сорной растительности пришкольного учебно-опытного участка
  3. Камеральная обработка и определение растений.

2 день

  1. Изучение флористического состава лекарственных растений окрестностей школы.
  2. Изучение деятельности листогрызущих насекомых в биотопе школы.
  3. Камеральная обработка и определение растений.
  4. Определение повреждений насекомыми.

3 день

  1. Экскурсия в еловый лес
  2. Опыты со мхами в природе.
  3. Изучение видового разнообразия мхов и папоротников нашей местности.
  4. Сбор растений для определения.
  5. Закладка гербария.

4 день

  1. Экскурсия в лес.
  2. Изучение зависимости активности земляных муравьев от времени суток и состояния

погоды.

  1. Изучение состава пищи земляных муравьев.
  2. Наблюдение в природе.

5 день

  1. Экскурсия на стоячий водоем.
  2. Изучение беспозвоночных животных разных экологических групп.
  3. Изучение высших водных растений.
  4. Сбор растений для гербария.

6 день

  1. Экскурсия в лес.
  2. Растения елового леса.
  3. Сбор растений для гербария.

7 день

  1. Экскурсия - Болотные экосистемы.
  2. Изучение видового разнообразия животных и растений болота.
  3. Наблюдение за животными в природе.

8 день

  1. Изучение охраняемых растений в нашей местности.
  2. Оформление фотовыставки.

9 день

  1. Монтирование коллекций.
  2. Оформление гербария.
  3. Оформление отчета о проделанной работе.

10 день

  1. Закрытие интеллектуального лагеря.
  2. Презентация своей деятельности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический практикум изучения водного объекта

Практикум написан в соавторстве с мужем Петуховым С.Ю. на Всероссийском  конкурсе методических разработок на экологическую тематику награжден дипломом 3 степени. Экология исследует сложнейшие вза...

Отчет по работе кружка "Экологический практикум"

Преобладающей формой работы кружка является исследовательская, в частности экологический мониторинг окружающей среды человека (природной и бытовой), лесной мониторинг, изучение экологических...

Экологический практикум.

Данные инструкци экологического практикума помогут выполнить исследовательскую работу по экологии, провести занятие - исследование....

Элективный курс «Социально - экологический практикум школьника»

Представлено описание программы элективного курса...

Экологический практикум

Работа проекта заключается в практических экологических исследованиях воды и почвы Воскресенского района для оценки экологического состояния окружающей среды. Данные исследования могут иметь большую с...

Программа организации полевых экологических практикумов Учебная и исследовательская деятельность школьников 8,10 классов в природе на полевых экологических практиках.

Программа экологического образования детей для проведения полевых практик   8,10 классов (профильная) естественнонаучного профиля.Организация практических занятий по естественнонаучным дисци...

Рабочая программа учебного практикума "Экологический практикум"

Рабочая программа учебного практикума "Экологический практикум" лоя обучающихся 10-11кл....