Экологический практикум
проект по химии на тему

Работа проекта заключается в практических экологических исследованиях воды и почвы Воскресенского района для оценки экологического состояния окружающей среды. Данные исследования могут иметь большую социальную и практическую значимость благодаря их комплексности и возможности использования  в предметной классной и внеклассной работе.Работа проекта заключается в практических экологических исследованиях воды и почвы Воскресенского района для оценки экологического состояния окружающей среды. Данные исследования могут иметь большую социальную и практическую значимость благодаря их комплексности и возможности использования  в предметной классной и внеклассной работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskiy_praktikum.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

\        

1

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №26»

Муниципальный конкурс профессионального мастерства

«Педагог года-2015»

Номинация «Учитель года»

Первый тур конкурса

«Образовательный проект

«Экологический практикум»

                                                    Учитель химии МОУ “СОШ №26”

                                                                                    Рязановой Юлии Андреевны

г. Воскресенск, 2014


Содержание

1.Паспорт проекта………………………………………………………………..3

2.Аналитическое обоснование…………………………………………………..5        

3.Исследовательская часть ……………………………………………………...9

Список литературы для учителей……………………………………………...12

Список литературы для учащихся………………………………………….….13

Паспорт проекта

Название проекта

«Экологический практикум»

ФИО автора проекта, место и должность

Рязанова Юлия Андреевна, учитель химии

МОУ «СОШ № 26»

Обоснование актуальности проекта

Приобщение молодежи к практической экологической работе является важнейшим компонентом экологического воспитания и образования школьников, приобретение навыков практической природоохранной работы и формирования нравственного отношения к окружающей природной среде.

Исследовательская деятельность ведется в соответствии с муниципальной программой «Охрана окружающей среды на территории Воскресенского муниципального района Московской области  на 2014-2016 годы»

Цель и задачи проекта

Цель: Подготовка и развитие практических умений учащихся в области экологической оценки состояния окружающей среды, а также ее охраны и восстановления.

Задачи: 1. Проанализировать педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.

2. Определить сущность и основное содержание понятий экологическое воспитание и природоохранная деятельность.

3. Разработать и экспериментально апробировать систему работы по организации природоохранной деятельности в процессе экологического воспитания школьников.

Целевая аудитория проекта

Учащиеся МОУ «СОШ №26» 8-11 классов

Ресурсное обеспечение

  • Ресурсный центр по организации и проведению учебной, исследовательской и лабораторной деятельности школьников на базе МОУ «СОШ №2»
  • Педагогический коллектив МОУ «СОШ №26»
  • Тест- комплект для анализа воды и водных вытяжек ЗАО «Крисмас+»
  • Раздаточный материал

География проекта

Образовательные учреждения Воскресенского района

Сроки реализации проекта

Исследовательская деятельность ведется в соответствии с муниципальной программой «Охрана окружающей среды на территории Воскресенского муниципального района Московской области  на 2014-2016 годы»

Презентация проекта

Ссылка для ознакомления с проектом

Аналитическое обоснование

               Работа проекта заключается в практических экологических исследованиях воды и почвы Воскресенского района для оценки экологического состояния окружающей среды. Данные исследования могут иметь большую социальную и практическую значимость благодаря их комплексности и возможности использования  в предметной классной и внеклассной работе.

                    Введение системы непрерывного экологического образования, его направленность на развитие экологической культуры подрастающего поколения требует формирования и закрепления у учащихся  знаний о реальных факторах экологической опасности, практических  навыков по оценке качеств окружающей среды, экологически оправданного поведения.

Приобщение молодёжи к практической экологической работе является важнейшим компонентом экологического образования и необходимым условием формирования экологического мировоззрения. Основной вклад в практическую экологическую деятельность учащихся вносят экологические исследования и работы по оценке состояния окружающей среды, которые в максимальной степени работают на содержание образования школьников и студентов. Практические навыки и знания, полученные учащимися в процессе подготовки и проведения школьных практических работ, полевых экологических экспедиций, как нельзя лучше отвечают целям школьного и дополнительного образования. Углублённое практическое изучение экологических проблем и их проявлений, так же как и натуралистическая работа экологической направленности, требуют владения методическим аппаратом — оборудованием и технологией выполнения исследований, для чего необходима и соответствующая дополнительная подготовка учащихся. Существенно, что участие школьников-абитуриентов в подобных работах обусловливает, в значительной степени, осознанный выбор их дальнейшего образовательного маршрута и успешное поступление в вузы.

Практические экологические исследования также дают учащимся и педагогам богатейший материал для использования, как в предметной классной работе, так и для творческих углублённых работ в кружках, на факультативах. Подобные материалы успешно используются учащимися на конференциях, олимпиадах, конкурсах, и хорошо представляют работу образовательного учреждения. Следует отметить, что результаты работ учащихся по оценке экологического состояния окружающей среды, при кажущемся непрофессионализме, могут иметь большую социальную значимость благодаря их комплексности и ориентации на гражданские интересы больших групп людей.

Следует особо отметить, что комплексность и системность программы не препятствует использованию в учебно-воспитательном процессе приведённых материалов как в сокращенном виде, так и в виде отдельных тем. Отдельные темы программы могут быть использованы при формировании базовых курсов предметов как естественнонаучного цикла с элементами экологии в её практическом аспекте, так и для предметов гуманитарного цикла (обществознания) — истории и даже литературы, например, через изучение состояния объектов культурного наследия, причём как в полной, так и в средней школе. Приведённые в проекте перечнь оборудования позволяют выбрать средства оснащения практических работ, наиболее подходящие для реализации проекта в выбранном варианте, с учётом возраста учащихся, их подготовленности, а также необходимой глубины содержания занятий.

 Новизна проекта состоит в комплексном и системном подходе к оценке экологического состояния всех компонентов окружающей среды  в школьном экологическом образовании, с выделением экологически неблагоприятных факторов (опасных и вредных), в том числе факторов антропогенной нагрузки на природные компоненты среды. Особо следует

отметить возможности контроля усвоения материала, достигаемые

при использовании контрольно-измерительных материалов, разработанных учебным центром ЗАО «Крисмас+».

Целевой группой проекта являются учащиеся 8-11 класса образовательных учреждений. Именно для них, в итоговом счете, организуются мероприятия в рамках реализации проекта. Вовлечение большого числа школьников в работу над проектом на местах, позволит наиболее масштабно реализовать проектную идею, а также, максимально эффективно реализовать создание проектного продукта.

 Ожидаемые педагогические результаты:

— развитие практических умений учащихся, формирование навыков практической оценки состояния окружающей среды;

— развитие исследовательских умений в области экологического образования;

— повышение безопасности жизнедеятельности детей в условиях экологически неблагоприятных ситуаций;

— создание мотивов долгосрочной работы учащихся в направлении оценки состояния окружающей среды;

—профессиональная ориентация учащихся, проявивших интерес и способности к исследовательской работе экологической направленности;

— развитие содержания экологического образования;

— повышение доли актуализированной практико-ориентированной деятельности учащихся в учебно-воспитательном процессе;

— повышение квалификации педагогов в части расширения области компетенции и приобретения специальной подготовленности.

Для диагностики результативности работы по программе могут быть применены методы отслеживания как текущих результатов (мотивации, успеваемости, роста познавательного интереса и др.), так и итоговых (интегральных) показателей (количество и уровень выполненных творческих работ, обоснованный выбор профессии, уровень и структура успеваемости за год по разным предметам и др.).

Умения и навыки учащихся могут быть отслежены в системе практической деятельности учащихся по результатам выполнения исследовательских и проектных работ, отчётов по результатам практических работ, через оценку поведения учащихся в ролевых играх, в системе педагогических наблюдений.

Исследовательская часть

Выполнение проектной работы способствовало реализации муниципальной программы «Охрана окружающей среды на территории Воскресенского муниципального района Московской области на 2014-2016 годы».На основе сотрудничества с МОУ ДПОС «Воскресенский научно-методический центр», с ресурсным центром по организации и проведению учебной, исследовательской и лабораторной деятельности школьников Воскресенского муниципального района была организована работа на базе МОУ «СОШ №26».

Календарный план реализации основных этапов проекта в 2013-2014 учебном году:

Месяц

Этап проекта

Сентябрь

1.Определение целей и задач проекта

2.Методы оценки качества воды (органолептические, химические, микробиологические) и оборудование, используемое для анализа: простейшие индикаторные средства(индикаторные бумажки ,тест-системы).

Октябрь

Темы практических работ учащихся:

1. Отбор проб воды (дождя, снега) и определение общих показателей воды

( мутности, цвета, запах).

2. Приготовление модельных загрязнений воды  и их экспресс-определение.

3. Обор проб почвы

Ноябрь, март

Темы практических работ учащихся:

1.Определение загрязнения воды водоёмов, сточных вод дождя, талой воды (снега, льда).

2.Приготовление почвенных вытяжек (водных)

Декабрь

Темы практических работ учащихся:

1. Анализ  почвенных вытяжек (определение pH, солевого состава)

Февраль

Темы практических работ учащихся:

1. Отбор проб воды (дождя, снега) и определение общих показателей воды

( мутности, цвета, запах).

2.Определение загрязнения талой воды (снега, льда).

Апрель

Темы практических работ учащихся:

1. Отбор проб воды (дождя, снега) и определение общих показателей воды

( мутности, цвета, запах).

2.Анализ проб воды водоёмов, сточных вод дождя, талой воды (снега, льда).

Май

1.Подведение итогов работы, формирование отчета и задач на следующий учебный год.

Для оценки показателей данной группы предусмотрено использование типового комплекта оборудования для лаборатории предназначенного для проведения учебно-исследовательских работ и практикумов экологической

направленности по тематике экологической оценки состояния окружающей среды в общем среднем (полном) образовании (химия,экология, биология, ОБЖ, технология, факультативы, профильные курсы), в профессиональном и дополнительном образовании. Комплект позволяет проводить демонстрационные опыты и лабораторные фронтальные работы (ученические эксперименты), работы базового и повышенного уровней в условиях класса, учебной лаборатории и в поле; выполнять творческие и проектные работы по тематике оценки состояния окружающей среды, здоровья, экологической безопасности. Используемые методы учебных исследований позволяют обучающимся реализовать оценку химических показателей окружающей среды, санитарно-пищевую оценку продуктов питания и столовых приборов, а также гидробиологическую оценку состояния водоёма, приобрести и усвоить соответствующие навыки и умения практической исследовательской работы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

1. Исследование экологического состояния водных объектов:Руководство по применению ранцевой полевой лаборатории «НКВ-Р» / Под ред. к.х.н. А.Г. Муравьёва. — СПб.: «Крисмас+», 2012. — 232 с.

2. Комплексная экологическая практика школьников и студентов. Программы. Методики. Оснащение: Учебно-методическое пособие / Под ред. проф. Л.А. Коробейниковой. — Изд. 3-е, перераб. и доп. — СПб.: Крисмас+, 2002. — 268 с.

3. Мансурова С.Е., Кокуева Г.Н. Следим за окружающей средой нашего города: 9–11 классы. Школьный практикум. — М., 2001. — 112 с.

4. Мельник А.А. Заочное тестирование в рамках VII конкурса исследовательских работ школьников «Инструментальные исследования окружающей среды»: Задания, ответы, комментарии, участники и победители.— СПб.: Крисмас+, 2013.— 208

5. Мельник А.А. Контрольные измерительные материалы по оценке факторов экологического состояния окружающей среды: Сборник заданий и ответов / Под общ. ред. Муравьёва А.Г. — СПб.: Крисмас+, 2013. — 152 с.

6. Модернизация современного образования: к экологической компетентности — через экологическую деятельность: Материалы V Всероссийского научно-методического семинара 8–12 ноября 2006 г. Санкт-Петербург. — СПб.: «Крисмас+», 2006. — 264 с.

7. Муравьёв А.Г., Каррыев Б.Б., Ляндзберг А.Р. Оценка экологического состояния почвы: Практическое руководство / Под ред. А.Г. Муравьёва. — Изд. 2-е, перераб. и дополн. —СПб.: Крисмас+, 2008. — 216 с.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

1. Алексеев С.В. Экология: Учебн. пособие для уч-ся 10–11 кл. общеобразовательных учреждений разных видов. — СПб.: СМИО Пресс, 1997.

2. Алексеев С.В. Экология: Учебное пособие для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений разных видов. — СПб.: СМИО Пресс, 1998. — 352 с., ил.

3. Исследование экологического состояния водных объектов: Руководство по применению ранцевой полевой лаборатории «НКВ-Р» / Под ред. к.х.н. А.Г. Муравьёва. — СПб.: «Крисмас+», 2012. — 232 с.

4. Мансурова С.Е., Кокуева Г.Н. Следим за окружающей средой нашего города: 9–11 классы. Школьный практикум. — М., 2001. — 112 с.

5. Мельник А.А. Заочное тестирование в рамках VII конкурса исследовательских работ школьников «Инструментальные исследования окружающей среды»: Задания, ответы, комментарии, участники и победители.— СПб.: Крисмас+, 2013. — 208

6. Муравьёв А.Г., Каррыев Б.Б., Ляндзберг А.Р. Оценка экологического состояния почвы: Практическое руководство / Под ред. А.Г. Муравьёва. — Изд. 2-е, перераб. и дополн. —СПб.: Крисмас+, 2008. — 216 с.

7. Муравьёв А.Г. Оценка экологического состояния природно-антропогенного комплекса: Учебно-методическое пособие. — Изд. 2-е, перераб. и доп. — СПб.: Крисмас+, 2000. —118 с.

8. Муравьёв А.Г., Пугал Н.А., Лаврова В.Н. Экологический практикум: Учебное пособие с комплектом карт-инструкций / Под ред. к.х.н. А.Г. Муравьёва. — 3-е изд., испр. — СПб.: Крисмас+, 2012. — 176 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический практикум

Экологический практикум знакомит учащихся с миром природы, умением составлять коллекции и монтировать гербарии....

Экологический практикум изучения водного объекта

Практикум написан в соавторстве с мужем Петуховым С.Ю. на Всероссийском  конкурсе методических разработок на экологическую тематику награжден дипломом 3 степени. Экология исследует сложнейшие вза...

Отчет по работе кружка "Экологический практикум"

Преобладающей формой работы кружка является исследовательская, в частности экологический мониторинг окружающей среды человека (природной и бытовой), лесной мониторинг, изучение экологических...

Экологический практикум.

Данные инструкци экологического практикума помогут выполнить исследовательскую работу по экологии, провести занятие - исследование....

Элективный курс «Социально - экологический практикум школьника»

Представлено описание программы элективного курса...

Экологический практикум для обучающихся 5-6 классов «Я-эколог»

Программа ИГЗ «Я-эколог» рассчитана для учащихся 5-6 классов и предусматривает 35 учебных часов  (1 час в неделю). Использование школьного экологического практикума как средства формирования...

Программа организации полевых экологических практикумов Учебная и исследовательская деятельность школьников 8,10 классов в природе на полевых экологических практиках.

Программа экологического образования детей для проведения полевых практик   8,10 классов (профильная) естественнонаучного профиля.Организация практических занятий по естественнонаучным дисци...