Экология. 5 класс
рабочая программа по экологии (5 класс) по теме
разработка рабочей программы по экологии 5 класс учебнику Никишова(34часа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_ekologii5_klass_uchebniku_nikishova.docx | 25.71 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Экология. 5 класс
Авторы программы: А. И. Никишов, В. Н. Кузнецов, Д. Л. Теплов.
(34 ч, 1чв неделю)
Программа курса «Экология» для 5 класса построена с учетом возрастных особенностей детей на основе планомерного и преемственного формирования и развития биологических и экологических понятий, усвоения ведущих экологических идей и научных фактов. Программе соответствует учебник «Экология» А. И. Никишова, В. Н. Кузнецова, Д. Л. Теплова.
Данная программа позволила конкретизировать цель обучения экологии — становление научно - познавательного, эмоционально-нравственного, практически - деятельностного и оценочного отношения к окружающей среде и к своему здоровью.
Предлагаемая программа является закономерным продолжением программ по разделам «Неживая природа» как начальной школы, так и программ курса «Естествознание» и конструируется на подходах, рекомендованных Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации и опубликованных в 1993 г.: программа коллектива под рук. И. Н. Пономаревой (1 вариант), под рук. А. И. Никишова (3 вариант), программа под рук. М. Б. Беркинблита (4 вариант), а также программа коллектива под рук. И. Т. Суравегиной по курсу «Естествознание» для 5—7 классов (2 вариант).
Полноценность использования данной программы обеспечивается, на наш взгляд, тем, что она органично соединяет базовые знания по неживой природе с определенным объемом знаний по живой природе и тем самым подготавливает учащихся к последующему изучению естественнонаучных предметов.
По мнению авторского коллектива, предпочтительным является структурирование новых знаний в ключе основных экологических понятий, раскрывающих характер взаимоотношений человека и природы.
Содержание тем учебного курса по экологии 5 кл.
Введение(1ч)
Предмет и задачи экологии. Экологические знания как основа взаимодействия человека с окружающей средой, рационального использования природных ресурсов.
Демонстрация карт, атласов, справочников, энциклопедий и других материалов по экологии.
Общие сведения о биосфере (3 ч)
Сферы Земли: литосфера, гидросфера, атмосфера. Взаимосвязь сфер Земли. Живые организмы Земли и их распределение по сферам.
Границы распространения живых организмов в сферах Земли. Биосфера как совокупность сфер, населенных живыми организмами. Многообразие и высокая численность живых организмов на границах контактирующих сфер. Горизонтальное и вертикальное (зональность) распределение живых организмов на Земле в зависимости от температуры и других климатических условий.
Демонстрация таблиц по геосферам Земли, по биосфере, справочников.
Среды жизни и приспособления к ним живых организмов (6 ч.)
Основные среды жизни: водная, наземно-воздушная и почвенная. Вода как среда жизни: вода пресная и соленая, проточная и стоячая, различная степень нагретости воды, отсутствие резких колебаний температуры, плотность и особенности теплового расширения воды, превращение воды в лед, давление воды и его увеличение с возрастанием глубины водоема, уменьшение освещенности воды с увеличением глубины водоема. Живые организмы водной среды и их приспособленность к условиям жизни в воде.
Наземно-воздушная среда обитания и ее характеристика. Воздух, его газовый состав, основные свойства воздуха (прозрачность, низкая теплопроводность, плотность воздуха и ее зависимость от температуры, давление воздуха). Перемещение воздушных потоков. Наличие влаги как условие жизни организмов наземно-воздушной среды. Осадки и их значение. Свет и температура как факторы наземно-воздушной среды.
Живые организмы и их приспособленность к жизни в наземно-воздушной среде.
Почвенная среда жизни и ее характеристика. Состав почвы. Твердость частиц почвы. Сглаженность температурных колебаний в почве с увеличением глубины. Способность почвы удерживать воздух и влагу. Структурная и бесструктурная почвы. Живые организмы почвы, способные перерабатывать органические остатки в минеральные вещества, необходимые для жизни растений. Другие живые организмы — обитатели почвы и их приспособительные особенности.
Живые организмы как среда обитания других живых организмов и их приспособительные особенности.
Демонстрация разнообразия объектов живой природы (гербарий, коллекции).
Взаимоотношения живых организмов (6 ч)
Основные типы взаимоотношений живых организмов. Взаимовыгодные отношения между организмами. Отношения, выгодные одним и безразличные другим организмам. Взаимоотношения живых организмов типа «хищник—жертва», «паразит—хозяин». Отношения живых организмов, при которых одни вытесняются другими. Сложность отношений живых организмов и их использование человеком.
Демонстрация примеров биотических отношений в природе на таблицах, слайдах.
Естественные и искусственные экосистемы (11 ч)
Совместное обитание живых организмов в природе. Сообщества живых организмов, или биоценозы. Основные группы живых организмов в природных сообществах; организмы- производители, организмы-потребители и организмы-разрушители органических веществ. Цепи питания и сети питания в сообществах живых организмов. Потери органических веществ на каждом звене цепи питания.
Природные и искусственные сообщества. Пруд или озеро как природные сообщества. Аквариум как искусственный пресноводный водоем.
Луг как сообщество живых организмов. Поле и плодово-ягодный сад как искусственные сообщества живых организмов. Болото как природный биоценоз.
Широколиственный лес и сосновый бор как природные биоценозы. Лесопарк как искусственный биоценоз.
Сезонные изменения в биоценозах. Смена биоценозов. Влияние человека на смену биоценозов. Город как искусственный биоценоз.
Демонстрация таблиц по биоценозу смешанного леса, пруда, смены биоценозов. Человек как часть природы (7 ч)
Природа как источник жизни человека. Использование природной среды человеком-охотником и человеком-землепашцем и пастухом, его влияние на окружающую среду. Изменения в природе в связи с развитием сельского хозяйства и ростом народонаселения. Загрязнение окружающей среды в связи с развитием промышленности, ростом городов. Город как среда жизни и как загрязнитель природы. Загрязнение воздушной среды современным человеком (парниковый эффект, разрушение озонового экрана, кислотные дожди). Охрана воздушной среды от дальнейшего загрязнения.
Загрязнение и охрана водных богатств Земли. Влияние окружающей среды на здоровье человека.
Потери почвы и ее охрана. Влияние человека на растительный мир. Охрана растений. Лесные пожары и борьба с ними. Воздействия человека на животный мир и его охрана. Значение заповедных территорий в сохранении природы.
Сохранение природы и самого человека в условиях увеличения народонаселения.
Демонстрация таблиц по экологии и охране природы, слайдов, видеофильмов, журналов и книг по экологии и охране окружающей природной среды.
Экскурсия в природу (желательно в ближайший заповедник).
Календарно-тематическое планирование
ЭКОЛОГИЯ 5 класс
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Тип урока | Дата проведения урока | |
По плану | Фактически | ||||
1 | Введение (знакомство с предметом, учебником) | 1 ч. | Экскурсия № 1 «По окрестностям школы» | Сентябрь | |
Общее сведения о биосфере | 3 ч. | ||||
1 | Что такое биосфера? Сферы земли: литосфера, атмосфера, гидросфера | 1 | Изучение нового материала. | Сентябрь | |
2 | Живые организмы Земли и их распределение по сферам: зональное, вертикальное | 1 | Изучение нового материала. | Сентябрь | |
3 | Обобщение: Что мы узнали о биосфере? | 1 | Повторение | Сентябрь | |
Среды жизни и приспособления к ним живых организмов | 6 ч. | ||||
1 | Основные среды жизни: водная, наземно-воздушная, почвенная, организменная. Наземно-воздушная среда и ее характеристики. Состав, плотность, давление, свет | 1 | Изучение нового материала. | Октябрь | |
2 | Наземно-воздушная среда и ее характеристики: вода, температура | 1 | Изучение нового материала | Октябрь | |
3 | Вода как среда жизни. Факторы водной среды | 1 | Изучение нового материала | Октябрь | |
4 | Почвенная среда жизни и ее характеристики: состав, св-ва почвы, структурные – бесструктурные. Живые организмы обитатели почвы | 1 | Изучение нового материала | Ноябрь | |
5 | Живые организмы как среда обитания других живых организмов и их приспособительные особенности | 1 | Изучение нового материала | Ноябрь | |
6 | Обобщающий урок: что мы узнали о средах жизни организмов | 1 | Контрольная работа № 1 | Ноябрь | |
Взаимоотношения живых организмов | 6 ч. | ||||
1 | Основные типы взаимоотношений живых организмов в природе. Взаимовыгодные отношения между организмами | 1 | Урок изучения нового материала, анализ к.р. | Декабрь | |
2 | Отношения выгодные одним и безразличные другим организмам | 1 | Изучение нового материала | Декабрь | |
3 | Взаимоотношения других орг-ов типа: хищник – жертва, паразит - хозяин | 1 | Изучение нового материала | Декабрь | |
4 | Отношения живых организмов, при которых одни вытесняются другими | 1 | Изучение нового материала | Декабрь | |
5 | Сложность отношений живых организмов и их использование человеком | 1 | Изучение нового материала | Январь | |
6 | Что мы узнали о взаимоотношениях живых организмов | 1 | Урок - обобщение | Январь | |
Естественные и искусственные экосистемы | 11 ч | ||||
1 | Совместное обитание жив. орг-ов в природе. Сообщества жив. орг-ов или биоценозы. Основные группы жив. орг-ов: производители, потребители, разрушители | 1 | Анализ тестовой работы, урок изучения нового материала | Январь | |
2 | Цепи питания и сети питания в сообществах живых организмов. Потеря органических в-в на каждом звене цепи питания | 1 | Урок изучения нового материала | Февраль | |
3 | Природные и искусственные сообщества. Пруд или озеро как природные сообщества. Аквариум как искусственный пресноводный водоем. Р.к. Естественные и искусственные водоемы Тул. обл. | 1 | Изучение нового материала | Февраль | |
4 | Луг как сообщество живых организмов. Поле как искусственное сообщество. Р.к. Растения и животные обитатели лугов в Тульском крае. Культурные растения полей С.П.К. «Крапивенское» | 1 | Изучение нового материала | Февраль | |
5 | Лесопарк как искусственный биоценоз. Плодово-ягодный сад как искусственное сообщество жив. орг-ов | 1 | Экскурсия № 2 Крапивенский парк | Февраль | |
6 | Широколиственный лес и сосновый бор как примеры естественных биоценозов. Р.к. Флора и фауна Тульских засек | 1 | Изучение нового материала | Март | |
7 | Болото как природный биоценоз | 1 | Изучение нового материала | Март | |
8 | Сезонные изменения в биоценозах | 1 | Изучение нового материала | Март | |
9 | Смена биоценозов | 1 | Изучение нового материала | Март | |
10 | Город как искусственный биоценоз. Влияние деятельности человека на смену биоценозов | 1 | Экскурсия № 3 «Выявление негативного влияния деятельности человека в нашей местности» | Апрель | |
11 | Что мы узнали о сообществах живых организмов | 1 | Проверка знаний | Апрель | |
Человек как часть природы | 7 ч | ||||
1 | Природа как источник жизни человека. Использование природной среды человеком – охотником и землепашцем, его влияние на окружающую среду. Изменения в природе в связи с развитием с.х. и роста народонаселения | 1 | Урок изучения нового материала | Апрель | |
2 | Загрязнение окружающей среды в связи с развитием промышленности, ростом городов. Город как среда жизни и как загрязнитель природы. Загрязнение воздушной среды современным человеком. Охрана воздушной среды от загрязнения Р.к. г. Щекино и химкомбинат «Азот» | 1 | Изучение нового материала | Апрель | |
3 | Загрязнение и охрана водных богатств Земли. Потеря почвы и ее охраны | 1 | Изучение нового материала | Май | |
4 | Влияние деятельности человека на растительный мир. Охрана растений. Лесные пожары и борьба с ними. Р.к. Красная книга редких растений Тул. обл. | 1 | Изучение нового материала | Май | |
5 | Воздействие человека на животный мир и его охрана. Значение заповедников в охране природы. Р.к. Редкие и исчезающие животные Тул. обл. | 1 | Изучение нового материала | Май | |
6 | Сохранение природы и самого человека в условиях увеличения народонаселения | 1 | Изучение нового материала | Май | |
7 | Обобщение по теме: Влияние деятельности человека на природную среду | 1 | Обобщение и закрепление | Май | Май |
Всего: 34 часа. Контрольных работ – 3, экскурсий – 3.
Список литературы:
У.К. учащихся – учебник по экологии 5 (6) класс, авторы: А.И. Никишов, В.Н. Кузнецов, Д.Л. Теплов «Экология», Москва, «Устойчивый мир», 2000 г.
У.М.К. учителя – учебник «Экология» 5 (6) класс, авторы: А.И. Никишов, В.Н. Кузнецов, Д.Л. Теплов, Москва, «Устойчивый мир».
Методическое пособие уроков экологии 5 класс.
Руймерс Н.Ф. Природоиспользование: словарь-справочник, М., Мысль, 1990г.
Руймерс Н.Ф. Экология. – М., Россия молодая, 1994 г.
Арский Ю.М. и др. Экологические проблемы, что происходит, кто виноват и что делать. – М. МНЭПУ, 1997 г.
Экология для школьников; атлас под ред. А.Т. Зверева, М. АСТ-ПРЕСС, 2001г.
Вернадский В.И. Размышления натуралиста. – М. Наука, 1975 г.
Израэль Ю.А., Равинский Ф.Я. Берегите биосферу. – М. Педагогика, 1875 г.
Хабарова Е.И., Панова С.А. Экология в таблицах. – М. Дрофа, 2001 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по экологии 8 кл. "Экология человека. Ландшафтная экология"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАЭкология человекаАвторы учебника М.З. Федорова, В.С. Кучменко, Г.А. Воронина «экология человека 8 класс».Н.А.Чумаченко «Введение в ландшафтную экологию»...
Рабочая программа по экологии 10 класс. 34 часа по учебнику Экология 10-11 класс, 1 полугодиепод редакцией Черновой Н.И, Галушина В.М, Константинова В.М.
Рабочая программа составлена из рассчета 34 часа для учащихся 10 класса. Даннная программа содержит17 часов, т.е. 1 полугодие...
Календарно-тематическое планирование по экологии "Экология Москвы и устойчивое развитие" 10 класс.
Календарно-тематическое планирование по экологии"Экология Москвы и устойчивое развитие" для 10 класса.Учебник: Г.А.Ягодин, М.В.Аргунова, Т.А.Плюснина, Д.В.Моргун«Экология Москвы и устойчивое развитие»...
введение в экологию. презентации к урокам экологии 5 класс
некоторые темы экологии 5 класса в презентациях к урокам...
Рабочая программа "Экология". 6 - 9 класс. По программе Т.С.Сухова, В.И.Строганов, И.Н.Пономарева, Природоведение. Биология. Экология. 5-11 классы,
Содержит: основные идеи и особенности курса экологии 6 - 9 классов, тематический план, основное содержание, требования к уровню подготовки учащихся, содержание тем учебного материала, календарно...
Конспект урока по экологии Тема урока: Предмет и задачи экологии. История развития экологии как науки
Конспект урока по экологииТема урока: Предмет и задачи экологии. История развития экологии как науки...
Рабочая программа элективного курса "Экология растений", "Экология животных", "Экология человека", "Экология и биосфера"
Рабочая программа составлена в соответствии с программой автор И.М. Швец. Включает следующие разделы: пояснительную записку, основное содержание обучения, требования к уровню подготовки учащихся...