Урок по экологии 5 класс обобщающий по природным зонам России
методическая разработка по экологии (5 класс) по теме

обобщающий урок  "Природные зоны экология 5класс"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_kologii.docx20.96 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Крапивенская средняя общеобразовательная школа № 24 имени Д.А. Зайцева»

Урок по экологии 5 класс

обобщающий по природным зонам России

Учитель биологии:

Дремина С.Н.


Цель: подвести итоги изучения природы нашей Родины, обобщить и углубить эти знания. Установить причины изменения природы с севера на юг. Показать значение разнообразия природа для развития хозяйства.

Ход урока: 

1. На сегодняшнем уроке мы совершим путешествие на самолете над бескрайними просторами нашей Родины – России. Мы побываем во всех природных зонах, как с Севера на Юг, так с Запада на Восток, но желанными гостями мы будем с нашей лесной природной зоне.

На борту нашего воздушного корабля сегодня собрался необычный коллектив. У нас летят младшие научные сотрудники, специалисты по флоре и фауне, а также команда ребят – «почемучек» и лирики, большие любители природы. Да и конечно же эксперты – наши гости.

2. Итак, начинаем наш полет. Пристегните ремни безопасности. Летим. (За бортом  полярная ночь, t -50°С).

а) Вижу океан, скованный льдами, ледоходы и ослепительная белизна, кажется будто под нами летит огромная белая скатерть.

Снижаемся.

Мы находимся над природной зоной, называемой Крайним Севером. Это Северный Ледовитый океан и острова.

1. Эта зона удалена от Экватора, поэтому здесь мало тепла. Длинная морозная зима 9 – 10 мес. Вечные льды, сильные метели. Морозы до -50°, -60° С. Всю зиму длится полярная ночь, которую изредка освещает Северное Сияние. На смену зиме приходит короткое полярное лето 2 – 3 мес. и полярный день, лучи солнца скользят по льду и отражаются от него, поэтому летом здесь холодно, сыро, ветрено.

Из животных живут: медведи белые, моржи, тюлени. Летом сюда прилетает множество птиц: кайры, тупики, гагары, гаги. На островах находятся полярные станции, где живут полярники, люди, изучающие природу Крайнего Севера.

2. – Летим через Северный океан и вот мы в следующей зоне – тундре. Здесь также полярная зимняя ночь. t° за бортом -30°С. Но зима короче, чем на Крайнем Севере – 3 мес.

Лето тоже более теплое и вечная мерзлота оттаивает на 1 м, но оно короткое. Однако здесь уже появляются растения, такие как карликовая ива, береза, разнообразные мхи, лишайники. На болотах растут низкорослые кустарники  - голубика, клюква, брусника. Маленькие они из-за сильных ветров и вечной мерзлоты. Богаче здесь и животный мир: есть олени, песец, белая куропатка, полярная сова. Люди здесь занимаются разведением оленей, рыбной ловлей, охотой, добычей полезных ископаемых.

3. А вот и следующая огромная и очень нам родная и знакомая зона – лесная. За боротом день (а далее – погода на этот день и отмечаем в календаре t). Протяженность ее с севера на юг около 3 тыс. км, с запада на восток – 10 тыс. км. Солнце здесь поднимается высоко над горизонтом, поэтому более теплые зимы и длинные солнечные летние дни. На востоке этой зоны раскинулась тайга, где растет большое количество хвойных деревьев: кедр, пихты, лиственница, сосна, ель.

 - Мы снижаемся. Под нами Тульская земля с ее Тульскими Засеками, знаменитыми и бескрайними, которые тянутся широкой полосой с севера на юг, с запада на восток. Здесь в основном преобладают широколиственные леса.

Почемучки:

- А какие леса называют широколиственными, а какие хвойными?

(Широколиственные или смешанные, здесь находится большое разнообразие  как лиственных пород деревьев, так и хвойных, а хвойные состоят из хвойных пород.)

- Мы приземлились, отстегните ремни безопасности и давайте совершим небольшую экскурсию по нашей Засеке, а затем полетим дальше.

В Тульской области лес занимает 14% всей территории области. На каждого жителя приходится примерно по 20 соток, покрытой лесом площади.

Лес наш надежный друг.

С самого раннего детства он входит в нашу жизнь из сказок и стихотворений. Он хорош в любое время года. Давайте послушаем стихотворение о зимнем лесе Ф.И. Тютчева. (Читается стихотворение)

Наш русский народ придумал много пословиц о лесе:

- Нет милей чудес, чем наш зимний лес.

- Лес – краса природы.

- Лес богаче царя.

И действительно лес дает человеку очень много. Это и ценная древесина, из которой изготавливается много товаров: мебель, фанеру, спички, бумагу, лаки, краски, дома. Лес – легкие нашей Земли. Он дает кислород, газ которым мы дышим. Укрепляет склоны балок, оврагов, защищает поля.

В наших  лесах растут такие породы деревьев и кустарников как липа, дуб, береза, клен, вяз, ольха, орешник, осина, ели, сосны, ясень, малина, шиповник, и многие другие. (Коллекции гербариев древесных пород, выставка рисунков.). И большое количество травянистых растений. Многие из них стали редкими и охраняются законом. В нашем Щекинском районе их 432 вида. Из них 6 видов занесены в Красную книгу России. И только от нас зависит: увидят ли их наши потомки. Давайте и мы посмотрим на них и не будем их срывать в букеты, пусть они лучше укрепляют лесные поляны. (Младший научный сотрудник по Тульской флоре показывает выставку этих растений на стенде).

Почемучки загадывают загадки о деревьях, а затем о растениях.

Многие растения имеют и лекарственные свойства. Это почки сосны, березы, пихты, тополя, соплодия ольхи, дуба, соцветия липы, малины, земляники, не говоря уже о лекарственных травах: ландыш, колчан, зверобой.

(Демонстрирует рисунки, фотографии).

Подключается сотрудник научный по фауне.

Леса богаты большим разнообразием животного мира, но и многие виды животных взяты под охрану (?).

В наших лесах живут: волки, зайцы, кабаны, лисы, косули, белки, лоси, выдры, ондатры, ласки, ежи, из птиц: тетерев, перепелка, дятел, дрозд, серая цапля, коршун, а также очень много насекомых и рыб в реках и озерах.

Почемучки задают загадки о животных.

А в тайге много пушных животных с ценным мехом (лисица, куница, соболь, горностай, норка).

Люди нашей природной зоны занимаются разведением этих ценных животных, охотой, заготовлением древесины,  ее переработкой. У нас развито сельское хозяйство, добыча полезных ископаемых и их переработка на заводах и фабриках.

4. Ну а теперь вновь в путь, нас ждет следующая природная зона – степь.

Зима здесь короче, чем в нашей зоне, лето жаркое и более длинное. Весна ранняя, лето сухое. Плодородные почвы, поэтому здесь очень богат травяной покров. Это тюльпаны, ирисы, гиацинты, ковыль. А также выращивают зерновые культуры, подсолнечник, свеклу. И получают богатые урожаи. Много в степи животных: суслики, хомяки, мыши, сурки, лисицы, волки, орлы, канюки. Здесь разводят овец, лошадей, коров.

5. Летим дальше. Но если вы устали, предлагаем сделать небольшую физкультразминку. И вот постепенно и плавно зона степей перешла в зону пустынь. Над этой территорией солнце зимой и летом светит высоко, поэтому зима здесь короткая, маломорозная, лето длинное, солнечное, жаркое и сухое. Очень редки здесь дожди. Поэтому очень своеобразен растительный и животный мир. Основное место здесь занимает пустыня Каракум, чуть меньше – Кызылкум.

Растения здесь очень своеобразные: или рано отцветают весной, это тюльпаны, маки, или имеют длинный корень как саксаул, или не имеют листья – верблюжья колючка. Основное животное пустыни – верблюд. Он кормилец, поилец для местных жителей, да и одевает их. Поэтому их здесь разводят. Есть также антилопы, джейраны, ящеры, змеи, насекомые, тушканчики, суслики. Так же люди разводят коз, овец, выращивают фрукты и основную сельскохозяйственную культуру – хлопчатник. А главное богатство этих мест – вода, так как ее не хватает из-за сильной жары.

6. И вновь мы в пути. Впереди Черное море и последний этап нашего путешествия. Это зона – Черноморское побережье Кавказа и Крым. Слушаем научного сотрудника, изучающего эту природную зону.

Солнце стоит высоко, поэтому и зима и лето здесь очень теплые, большую роль оказывают и горы, которые защищают эту территорию от холодных ветров. Здесь часто идут дожди, поэтому климат очень хорош для растений, а также и богатые почвы. Здесь растут любимые детьми фрукты: апельсины, мандарины, гранаты, виноград, инжир, черешня, вишня, персики, дыни, арбузы, много овощей и разных других теплолюбивых растений: пальмы, кипарисы, олеандры, магнолии, туи, каштаны, грецкие орехи, лавровишни, бамбук, чай.

Люди занимаются в основном сельскохозяйственными работами, выращивают чай, табак, разводят коз, овец.

Богат здесь и животный мир.

И вот на этой теплой ноте и завершилось наше путешествие по природным зонам России. И мы с вами убедились как богат и разнообразен климат, растительный и животный мир нашей большой страны. А так же поняли одну простую истину, что нет ничего дороже и ближе родных мест. Большое внимание мы сегодня уделили нашей природной лесной зоне. Мы бы не знали столько много, если бы нам не помогли наши друзья – книги, а также особая благодарность нашему гл. консультанту по лесам – это Минаичевой Е.А.

Полет окончен. Спасибо гостям, что были с нами и всем вам, ребята, спасибо.

А гостям мы скажем: «До свидания!»

Урок – путешествие окончен!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по окружающему миру в 4-м классе по теме "Природные зоны России» с использованием шоу-технологий и ИКТ

Обобщающий урок по окружающему миру              в 4-м классе по теме "Природные зоны России»       ...

Урок природоведения в 4 классе по теме" Природные зоны России"

Урок по природоведению  4 класс           Тема:  Природные зоны России          Цели:...

Открытый урок по географии (8 класс) по теме: "Природные зоны России"

Урок обобщеня и повторения знаний по теме "Природные зоны России", выстроен по структуре ФГОС, в рамках конкурса "Учитель года 2017"...

Обобщающий урок географии в 8 классе по теме "Природные зоны России"

Урок обобщения и повторения знаний по теме "Природные зоны России" 8 класс...

Урок обобщение в 8 классе по теме "Природные зоны России"

Материал для обобщения знаний по теме "Природные зоны России". География 8 класс...

Конспект урока биологии для 5 класса по теме "Природные зоны России"

Структура урока традиционная , обеспечивающая реализацию системно-деятельностного подхода: повторение и закрепление материала предыдущего урока, благодаря которым происходит актуализация знаний и форм...

Подборка заданий ВПР 8 класс по теме "Природные зоны России"

Подборка заданий ВПР по теме "Природные  зоны России" пригодится не только для подготовки учащихся к ВПР, но и при изучении темы "Природные зоны России"....