эколого-географические подвижные игры
методическая разработка по экологии (8 класс) по теме

Коледина Тамара Ивановна

Вашему вниманию представлены три сценария эколого-географических подвижных игр. Данные игры позволяют закрепить учащимся имеющие знания , а также получить новую информацию о родном крае. Игры предназначены для учащихся 7-9 классов и могут использоваться во внеклассной  работе в общеобразовательной школе, а также на занятиях дополнительного образования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologo-geograficheskie_igry.docx40.61 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

          ПОДВИЖНЫЕ  ЭКОЛОГО – ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ  ИГРЫ

                                                                                   Автор-составитель

                                                                                   Коледина Т.И.,

                                                                                   Методист Дома детского

                                                                                   творчества

                                                 Тисуль

                                                   2012

                                               

                                                   

                                                Содержание

Введение                                                                                                        3

Эколого-географическая подвижная  игра «Мой край родной»              4

Эколого-географическая подвижная  игра «Кладоискатели»                  7

Эколого-географическая подвижная  игра

«Экологический турнир «Друзья природы»                                              10                                                                                                        

 Литература                                                                                                    13

                       

                                                      Введение

                      Эколого-географические подвижные игры

      Среди конкретных видов деятельности, которые имеют особое значение в становлении экологической культуры школьников, решающее значение имеет организация игровой деятельности, формирующая опыт принятия экологически грамотных решений, усвоения моральных норм и правил поведения в окружающей среде. Использование дидактических игр также позволяет школьникам значительно расширить знания о конкретных объектах природного окружения, которые необходимо усвоить.

     Сценарии представленных эколого-географических подвижных игр позволяет школьникам закрепить имеющие знания, а также получить новую информацию о родном крае. Подготовительная работа к играм незатруднительна и не требует больших затрат  времени. Для подготовки к играм необходимо за 1-2 недели объявить ребятам о  проведении игр  и порекомендовать  дополнительную литературу для чтения. Главной целью проведения игр является расширение и углубление экологических и географических знаний о родном крае, воспитание бережного отношения к природе.

Использовать данные  игры  можно на занятиях дополнительного  образования к знаменательным датам родного края, области, элементы игры можно использовать на уроках биологии, экологии, географии и во внеклассной работе в общеобразовательных школах. Вопросы для игр можно подбирать  согласно возрасту игроков  и  географического положения  местности.  Сценарий представленных  игр соответствует школьникам 7-9 класса.  Количество участников в командах может варьировать от 2-3 до 5-8 человек.

           

     Эколого-географическая подвижная  игра «Мой край родной»

Цель: Закрепление экологических и географических знаний о родном крае.

           Развитие кругозора, мышления,  памяти, любознательности.

           Воспитание чувства патриотизма, бережного  отношения  к природе,  

          взаимовыручки , дружеского отношения друг к другу.

Оборудование:  мел, 2 мяча.

Участники: 2 команды по 5-7 человек. 

Командам дается   задание: выбрать капитана, придумать название, девиз, приветствие.

Жюри: 3 человека ( оценка по 5-ти балльной системе).

Ход игры

1 тайм. Приветствие команд.

2 тайм. Пешком по параллелям.

(Принимают участие по одному человеку из команды.)

На полу  расчерчен круг, посередине «параллель 55 градусов северной широты».  Участники встают за прочерченной линией лицом друг к другу.  Первый  участник идет навстречу другому участнику по «параллели», называя формы рельефа своей области, которые он пересекает, двигаясь с запада на восток, дойдя до соперника,  в игру вступает второй  участник (из команды соперника), двигаясь с  востока на запад и называя формы рельефа в обратном порядке.

(в случае заминки – штрафное очко, побеждает тот, кто назовет все объекты с минимумом штрафных очков).

(ответ: с запада на восток : Салаирский кряж,  Кузнецкая котловина,  Кузнецкий Алатау).

3 тайм. Игра «Лови -  не лови!»

(Принимают участие все участники команд, выстроившись в шеренгу.)

Ведущий с мячом находится на расстоянии 4-х шагов от игроков.

Условие: при броске мяча произносится слово (название города), если город из Кемеровской области- ловить мяч ,  если нет- не ловить. Кто ошибется, тот выбывает из игры.

Побеждает команда, у которой  в течение 2-х минут останется больше игроков.

(Города, поселки Кемеровской области:   Кемерово, Новокузнецк,  Анжеро-Судженск, Киселевск, Прокопьевск, Междуреченск, Мариинск, Калтан, Осинники, Салаир, Гурьевск, Тайга, Таштагол, Топки, Юрга, Мыски, Тисуль, Яшкино, Крапивино, Малиновка);

города не из Кемеровской области: (Новосибирск, Оренбург, Сыктывкар, Салехард, Оймякон, Красноярск, Ачинск и др.)    

4. Тайм. Игра «Раз, два, три!»  

Участники 2-х команд берутся  за руки и становятся в круг. Начиная движение по часовой стрелке, произносят слова: « Раз, два, три - растение назови». Называют дикорастущие древесные и кустарниковые растения Кемеровской области. Если кто-то молчит более 3-х секунд, выбывает из игры. Побеждает команда, у которой останется наибольшее число участников команды.

5 Тайм. Игра «Ловушка»

На полу вычерчивают 2 круга ( для 2-х команд).

Ведущий называет редкие растения Кузбасса. Если команда считает это растение редким забегает в круг, если – нет, стоит на месте. В случае ошибки, команда исполняет один куплет  любой  песни о растении (например, цветке). Побеждает команда, у которой не было ошибок.

(редкие растения Кузбасса: Венерин башмачок, Брунерра сибирская, горицвет, золотой корень, кандык, ковыль, кувшинка белая,                             прострел, маралий корень.)

6 тайм.Конкурс капитанов.

( по 5 вопросов каждому капитану. Правильный ответ-очко. Побеждает команда, набравшая большее количество  очков)

Высочайшая точка Горной Шории ( г. Мустаг-1560 км)

Коренные жители Кемеровской области  (шорцы и телеуты)

Площадь Тисульского района (11 тыс.кв.м.)

Основные полезные ископаемые  Кемеровской области (уголь, золото, железо, полиметаллические руды)

Кем и когда был открыт кузнецкий уголь (М.Волков, 1721г.)

Высшая точка Кузнецкого Алатау( Верхний зуб-2178м)

Год основания п. Тисуль (1783 г.)

Площадь Кемеровской области ( 95.5тыс. кв.км)

Горные породы в районе Утинка? (Осадочные)

Название климататического пояса, в котором находится Кемеровская область (Умеренный).

   7. Тайм. Игра «Я-река»

 (по 5 мячей  каждой  команде. Правильный ответ-очко. Побеждает команда , набравшая большее количество очков).

Ведущий держит мяч и называет реку, затем подкатывает к 1-му участнику команды, тот должен назвать реку или озеро, куда она впадает:

Томь-Обь

Кия –Чулым

ЯЯ-Чулым

Мрассу-Томь

Тисулка-Серта

Берикуль-Кия

Дудет-Урюп

Колба-Серта

Кундат-Кия

Серта-Кия

8. Тайм. Пойми меня.

Участник команды должен при помощи жестов, мимики, походки изобразить животное, обитающее в Кемеровской области так, чтобы участники команды соперницы смогли отгадать название этого животного. Необходимо отгадать по два   животных.

Выигрывает команда, которая  понятней и артистичней изобразит животных.

9.тайм. Знатоки.

Задаются вопросы обеим командам. Побеждает команда, ответившая на большее число вопросов.

1.Кто слышит ногами? (сверчок, таракан, кузнечик).

2.Какая бабочка самая маленькая ? (Моль, шелкопряд,Крапивница).

3. Какая птица выводит птиц зимой?( Филин, клест, стриж).

4. Наука, изучающая птиц? (Орнитология, энтомология).

5. При увеличении концентрации какого газа можно задохнуться? (Азот, кислород, углекислый газ)

6. Какое дерево дольше живет? (кедр, осина, тополь)

7. По присутствию какого животного можно определить чистоту воды? ( Уж, рак, лягушка).

8.Какой зверек спит всю зиму вниз головой? ( Барсук, летучая мышь, суслик).

9.Не пустили в огород- оттого она и жжет(Крапива).

10.Сверху листик гладкий, но с байковой подкладкой (Мать-и-Мачеха).

11.Весной растет, летом цветет, осенью осыпается, зимой отсыпается. А цветет–то медок, лечит от гриппа, кашля и хрипа (Липа).

12. Обожжет без огня и тебя и меня, а живет у плетня (Крапива).

13. Как узнать возраст сосны без спила (По числу ярусов плюс 5-6 лет молодости).

14. Назовите карандашное дерево (Кедр).

Подсчет очков. Подарки команде победителей и всем участникам.

                 Эколого-географическая подвижная игра «Кладоискатели».

Цель: Закрепление экологических и географических знаний о родно

           крае.

           Развитие кругозора, мышления, памяти, любознательности.

           Воспитание чувства патриотизма , бережного  отношения  к

           природе,   взаимовыручки,  дружеского отношения друг к другу.

Для участия выбирают 2 команды по 5-6 человек.

Членам команд дается  задание, в котором они должны придумать название, девиз для своей команды, выбрать капитана.

Для ведения игры потребуется 6 вожатых (старшеклассников или педагогов).

Оборудование:  маршрутные листы, шарф, канат, листы бумаги, ручки, поощрительные призы и главный приз, оформленный под древний сундучок.

Форма маршрутного листа

     № станции

 Название станции

 Общий балл

       Роспись  

      вожатого

1.

2.

3.

4.

5.

         6.

Сборы в дорогу

Знай и люби родную  природу

На лесном перекрестке

Трудности кладоискателя

Лесные истории

Походная

 

                                                 

Ход игры

Ведущий: Дорогие ребята! Вы все, наверное, любите приключения и с интересом следите за похождениями героев книг и фильмов. Сегодня я предлагаю вам самим отправиться на поиски клада. Чтобы найти его, надо очень хорошо знать и любить географию, животных и растения, любить свой родной край.

Кто знает, как называются люди, которые отправляются на поиски  клада?

- Кладоискатели! (отвечают дети).

Ведущий: Верно, сегодня каждый из вас будет кладоискателем, но в одиночку  найти клад трудно, поэтому мы будем путешествовать командами. Пусть команды выйдут и представятся.

(каждая команда представляет своё название и  девиз).

Ведущий: Сейчас команды отправятся по станциям. Их всего  шесть. Команды получат свои маршрутные листы и командиры по ним будут вести своих кладоискателей. На каждой станции вас ждут испытания. Чем лучше вы с ними справитесь, тем больше баллов получите и тем больше шансов будет у вас завладеть кладом.

Ведущий раздает маршрутные листы.

Игра началась. В путь! Удачи вам.

Команды отправляются на первую станцию по своему маршрутному листу. Вожатый станции даёт задание, оценивает его выполнение и ставит полученное количество баллов в маршрутный лист.

Далее идет путешествие по станциям.

В конце игры подведение итогов. Команда, набравшая наибольшее количество очков, получает «клад» в коробке, оформленной  под «древний сундук», а остальные поощрительные призы.

Станция № 1(сборы в дорогу).

(Составить как можно больше слов из букв, имеющихся в слове «Кладоискатели»). Количество баллов соответствует количеству слов, составленных за 3 минуты.

Станция №2 (Знай и люби родную природу).

Ответы на вопросы (правильный ответ -1балл).

Как называются горы на востоке нашей области? (Кузнецкий Алатау).

Самая крупная река Кемеровской области? (Томь).

В Кузбассе водятся  5 видов оленей, назовите их (Лось, марал, северный олень, косуля, кабарга).

Климат Кемеровской области (Континентальный).

Город на юге Кузбасса , его название переводится с шорского как «каменный лог». (Таштагол).

Небольшое животное горной тайги, дающее мускус для получения в парфюмерной промышленности стойких по запаху духов. Крайне редкое. (Кабарга)

Самая высокая точка Кузнецкого Алатау.(Верхний Зуб)

Кто открыл угол в кузбассе? (М.Волков)

В какую реку впадает Тисулка? (В Серту).

Главные полезные ископаемые Кемеровской области.(Уголь, железо, золото).

Станция №3 «На лесном перекрестке»

Ответы на вопросы (правильный ответ-1 балл).

Какой зверь падок до малины? ( Медведь).

Тощим или жирным ложится медведь в берлогу? (Жирным, жир греет и питает медведя).

Что означает «Волка ноги кормят»?    (Волк не стережет добычу в засаде, как кошки, а догоняет её бегом).

Какой зверь спит вниз головой ? (Летучая мышь).

Какая птица из наших птиц быстрее всего летает? (Стриж).

Где зимуют раки? ( В естественных подводных береговых норах, или роют сами).

Какая корова сытнее живет хвостатая или бесхвостая ( Хвостатая. Бесхвостая мотает головой, отпугивая мух и поэтому меньше щиплет траву.)

Про каких животных можно сказать, что они вылезают из кожи?  (Змеи).

Почему кустарник дикой розы называют шиповником? (От слова «Шипы»)

Почему растение «пастушья сумка» имеет такое название? (Форма плодов похожа на пастушью сумку).

Станция № 4 (трудности кладоискателей).

А) Преодолеть горные хребты.

Для этого придется с закрытыми глазами пройти по горам-канату, разложенному на полу. По канату проходит каждый член команды. Балл засчитывается каждому участнику команды, если он ни разу не оступился, пока преодолевал «горные хребты».

Б) Преодолеть болото.

Начертить на полу «болото» ( круг) и преодолеть это болото, но преодолеть его можно только, ответив на вопросы. Болото преодолевает каждый член команды, в случае, если участник игры не знает ответа , ему помогают другие члены команды).Преодолевшему болото ставится 1 балл.  Каждому члену команды необходимо ответить на 3 вопроса:

У какой птицы птенец еще не родился, а уже отдан на воспитание.(У кукушки).

Как определить левый и правый приток реки? (Встать по течению и по правую руку- правый приток, по левую –левый).

На какой равнине мы живем? ( Западно- сибирская).

Какой цветок носит мужское и женское имя? (Иван-да-Марья).

Самая длинная река кемеровской области?(Томь).

Какое топливо добывают на болоте? (Торф).

Сколько планет в солнечной  системе? (9).

Как называется уменьшенная  модель Земли? (Глобус).

Назовите пресмыкающего животного  наших лесов , название которого  имеют 2 буквы (Уж).

Каким поясом  никогда не подпояшешься? (Географическим).

Самый маленький хищник наших лесов ?(Ласка).

Самый крупный олень наших лесов? ( Лось)

Самое большое озеро Кемеровской области? (Берчикуль).

Светолюбивое, неприхотливое к почвам  хвойное дерево? (Сосна).

Подробное изображение небольших участков земной поверхности? (План).

Станция №5 Лесные истории. 

(Оценка по 5-ти балльной системе).

Команды  показывают сценку в виде пантомимы в течение 1 минуты, изображая небольшой сюжет из жизни лесных животных. Задействована вся команда. Чем понятней и интересней будет пантомима для жюри, тем выше балл будет у команды. Сюжет для пантомимы подбирается участниками команд самостоятельно, либо предлагается членами жюри (например, улетающие на юг журавли; ползущая змея; пчелы, собирающие нектар).

Станция №6. Походная.

Максимальная оценка-5 баллов.

Ребятам предлагают рассказать, как правильно разводить костер и убирать за собой мусор, а также исполнить всей командой один куплет  песни о дружбе.

  Эколого-подвижная игра  «Экологический  турнир «Друзья природы»

 Цель: Закрепление экологических и географических знаний о родном

             крае.

           Развитие кругозора, мышления, памяти, любознательности.

           Воспитание чувства патриотизма , бережного  отношения  к

            природе, коммуникативных способностей.

Оборудование: гербарий лекарственных растений, ватман, фломастеры, ножницы, нитки, пластмассовые бутылки.

Детям заранее дается домашнее задание:

подготовить название команды, эмблему, девиз, выбрать капитана.

Для проведения игры выбирается жюри из числа старшеклассников или педагогов, которые обговаривают критерии оценки и баллы каждого этапа.

Ход игры

Ведущий: Уважаемые ребята, сегодня вам предстоит состязаться в настоящих турнирах, но не рыцарских - на шпагах и саблях за честь и достоинство как в старину, а в турнирах защитников и знатоков  природы.   Вам пригодятся знания о родном крае, смекалка, дружба и находчивость, быстрота и аккуратность в  выполнении заданий. Пусть сегодня  вам будет сопутствовать удача!

1 тур. Представление команд.

Команды отправляются в путь. Кто стоит у нас на старте?

Объявляются команды - участницы с представлением возможности  разъяснить название команды,  эмблемы  и девиза.

2 тур. Лесные пародии.

Участникам команд предлагается изобразить  зверей и птиц, насекомых, при этом необходимо правильно передать их повадки   и поведение.  Участники либо сами выбирают объект пародии и готовятся, либо членами жюри предлагаются варианты , например, такие:

-улетающие на юг журавли;

-добывающие еду лягушки;

-утка с выводком;

-муравьи на охоте.

 Через 5-7 минут можно начинать представление.

3 тур. Ах, цветы, цветы вокруг.

Посмотрите вокруг. Столько знакомых и неизвестных растений вокруг!

Команды отвечают на вопросы викторины о цветах. Ведущий поочередно задает вопросы командам, но отвечает тот, кто первый поднял руку. Если команда не может ответить на вопрос или отвечает неправильно, этот же вопрос задается соперникам.

Вопросы викторины.

1. Эти цветы привлекают нас неброской красотой. Предание гласит, что когда Адам был изгнан из рая, он долго шел и плакал, а на тех местах, куда капали его слезинки, появлялись прекрасные цветы. Другая легенда рассказывает о том, что дочь Атласа, отказавшаяся покориться богу Солнца, была превращена в этот цветок. Эти цветы были растениями –символами на протяжении всей истории человечества: галлы и греки этими цветами посыпали ложе невесты. Он был любимым цветком Наполеона и Джозефины. Древние греки использовали это растение для приготовления благовоний, а римляне применяли его в качестве приправы для вин. У нас эти цветы часто называют «анютины глазки» (Фиалка).

2. Из каких цветов варят варенье? ( Из одуванчика).

3. Это растение имеет сильный неприятный запах, содержит эфирные масла, используется в парфюмерной, пищевой и мыловаренной промышленности.(Герань)

4. Какие цветы растений и кустарников могут предсказывать погоду?

(Если цветки смородины, жимолости сильно запахли и их облепили насекомые, - жди дождя. Если же пчелы роем гудят на цветущей черемухе или рябине,- завтра будет ясный день. Их цветки выделяют нектар только в ясную погоду. Если в солнечный день закрываются цветки одуванчика – быть дождю.

5. Назовите растения , занесенные в Красную книгу Кемеровской области, в названии которых можно прочесть женские имена? (Вероника густоцветковая, Вероника перистая, Любка двулистная, Лилия кудреватая, пион Мароьин корень, фиалка надрезанная – Виола).

6. Почему цветы,  распускающиеся ночью, имеют светлую окраску? (Светлые цветы лучше видны ночью насекомым опылителям).

7. Как называется цветок, в котором женщина обнаружила Дюймовочку? (Тюльпан).

8. Как правильно держать букет цветов? (Стеблями вниз, цветками кверху).

9. Сколько цветов должно быть в букете? (Если цветов до 10, то количество их должно быть нечетным, при большем количестве- произвольное.

10. Назовите  растение, которое  используется в технических целях, из него изготавливают синий краситель, а  также применяется в народной медицине. (Девясил).

4 тур. Привал.

Все  немного устали. Давайте отдохнем, а какой отдых на природе без песен?

Композиторы и поэты часто в своем творчестве обращались к растениям, воспевая  их красоту и  прелесть ароматов. Каждая команда за 3 минуты должна вспомнить как можно больше песен с названиями растений.

(Обязательное исполнение одного куплета. Песни поются по очереди, выигрывает последняя команда, правильно спевшая песню. Повтор песен, даже если пример был из другого куплета, запрещен.

4 тур. Сделал дело- гуляй смело.

Когда туристы или отдыхающие  собираются уходить домой, куда убираются пустые пластмассовые бутылки?

Попробуйте из пустых пластмассовых  бутылок  сделать полезные вещи для леса  или проходящих мимо туристов.

5 тур. Пословицы и поговорки о животных нашего края.

-Труда рыбки не без вытащить и пруда из.

-Хвост всякая хвалит свой лисица.

- Свистнет на рак когда горе.

-Осени считают цыплят по.

- Корми лес в сколько равно смотрит  корми не все он волка.

6тур. Целебные растения.

Лес нас кормит, поит и лечит. Предлагаем вам, ребята отыскать лекарственные растения на поляне, в лесу, рассказать о правилах сбора, сушки и хранения лекарственных растений и ответить на вопросы.

1.Кору какого дерева применяли при малярии до появления хины? ( Кору ивы).

2.Назовите растения, которые применяют при простудах? ( Малина, липа, ромашка, мать- и –мачеха, крапива, багульник).

3.Какое растение используется  для лечения мелких ран, ушибов, ссадин? (Листья подорожника).

4.Какое растение  носит название «Мяун-трава» и какое лекарство изготовляют из него?( Валериана, сердечные капли).

5.Какое растение индейцы называли «След белого»  и почему? (Подорожник, привезенный европейцами из Америки).

6.Каким растением можно остановить  кровотечение? (Тысячелистником).

7.Какое растение может заменить вату?  (Мох сфагнум).

8. Химический состав её сложен. В ней много аскорбиновой кислоты, каротина, витамина К, способствующего свертыванию крови. В медицине

Она применяется как поливитаминное средство при гиповитаминозах, кишечных и других кровотечениях, а также при диабете. (Крапива).

Почки этого дерева используются в народной медицине, из свежих игл изготавливают напиток, богатый витамином С. ( Сосна).

9. Какое лекарственное растение носит название «глаз птицы» и употребляется человеком для лечения в качестве глазных капель? (Вороний глаз).

10. Из каких ядовитых растений изготавливают лекарства? (Дурман, белена, вороний глаз, белладонна).

7 тур. Защитники природы.

На окраине тропы – завод.

Каждая  команда   в течение  10 минут должна изобразить на половине листа ватмана завод будущего, который бы не отравлял окружающую природу, главное– защита проекта с доказательностью полной экологической чистоты завода.(Защита эколог проектов).

                   Список использованной литературы

1. Акимушкин, И.И.Мир животных.[Текст]: учеб.пособие/ И.И.Акимушкин.-    М.: Просвещение, 1974.-185с.

2.  Андреев, К.А. 100 загадок про лес.[Текст]: учеб.пособие/ К.А. Андреев.-Петрозаводск, 1991.-102с.

3.  Варанкина, В.А. Веселый праздник «Цветочный этикет».[Текст] /В.А. Варанкина // Педсовет.-2000.- №6.- С.3.

4. Лихачев, Д.С. Любить свой родной край.[Текст]:учеб.пособие/ Д.С.Лихачев.- М., Профиздат,1990.- 176с.

 5.  Соловьев, Л.И.Живи , Кузнецкая земля. [Текст]: Л.И. Соловьев.- Кемерово.,1997.- С.152-170.

 6. Коренева, М.А. Экологический КВН.[Текст] /М.А. Коренева // Педсовет.-2005.- №6.- С.3.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы эколого-географического воспитания в системе школьного образования

«Проблемы  эколого-географического воспитания в системе школьного образования»          В   век   научно  - техническог...

Организация исследовательской и природоохранной деятельности в эколого-географическом образовании учащихся

При организации исследовательской работы используются следующие методы: анализ литературных источников, визуальные наблюдения, фотографирование, интервью, статистический, картографический, исследовате...

ЭКОЛОГО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА р. ПАЛЬНЫ.

Статья о малой реке Пальне в Липецкой области....

День Птиц! Эколого-географический КВН

Эколого-географический КВН для учащихся 5-6 классов...

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа кружка эколого - географической направленности «Юный путешественник»

Данная программа имеет эколого - географическую направленность. Она является вариативной, предполагает получение несовершеннолетними общих сведений о природе своей страны и края, о взаимосвязях явлени...

Урок на тему "Геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России"

При изучении нового материала необходимо заполнить логически - опорный конспект (по параграфу учебника). Где необходимо отразить особенности различных видов положения России и стран, которые взаимодей...