ЭКОЛОГО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА р. ПАЛЬНЫ.
статья по краеведению (8 класс) на тему

Черкасова Вера Владимировна

Статья о малой реке Пальне в Липецкой области.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palna.docx20.55 КБ

Предварительный просмотр:

В. В. Черкасова, МБОУ   СШ№ 10 г. Ельца

ЭКОЛОГО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

р. ПАЛЬНЫ.

Обязательно ли изучение экологии своей местности непосредственно в природе? Казалось бы, учащиеся 9-10 классов уже имеют представления об особенностях растений, животных, об экосистемах и т.д. Может быть, достаточно ограничиться напоминаниями: «Вы видели растения... животных, вы заметили, какая среда их окружает, и т.д.?»

Нет, без непосредственного контакта с природой под руководством учителя ученик так и останется на уровне «своих» представлений и запомнит лишь «слова о природе». Такой человек будет совершенно равнодушен к судьбе уникальных природных объектов. Полевые исследования, экскурсии, экспедиции дают полные знания об объектах и явлениях природы. У школьников развиваются пространственные представления об экосистемах, расстояниях, высоте, формах поверхности, размещении объектов на местности.

Целенаправленное изучение природы по заранее разработанным заданиям ставит ученика в положение «исследователя», применяющего некоторые доступные ему методы эколого-географических исследований. А если руководят работой научные сотрудники - настоящие профессионалы, то такие исследования становятся более важными для учащихся, помогают в профориентации.

Систематические пояснения, уточнения приобретенных краеведческих знаний активизируют деятельность учащихся, заставляют как бы делать открытия в обычном и, казалось, хорошо знакомом.

В последние годы вновь пробудился интерес к малым рекам. Они являются начальным звеном речной сети, и все изменения в их режиме непременно отражаются во всей гидрографической цепи. Что такое «малая река»? К ним принято относить реки длиной до 250км, водосборной площадью до 10 тысяч квадратных километров и средним многолетним расходом до 20 куб. м в с. Существует 5 категорий малых рек: незначительные, очень малые, самые малые, средние малые и малые.

К малым рекам в Липецкой области относят притоки Дона 1-2 порядка: Воргол, Быстрая Сосна. Матыра, Большая Чернава, Пальна, Олым, Кшень, Семенек, Птань, Кобылья Снова, Вязовка, Становая Ряса, Кузь-минка, Байгора, Плавица. Остальные из 127 рек более мелкие, летом около 200 ручьев мелеют.

В экологический лагерь в течение 3-х лет на р.Пальну в район с.Трубицино выезжали учащиеся СОШ №10, 15, 16 г.Ельца. Руководили работой сотрудники заповедника «Галичья Гора»: заместитель директора по научной работе орнитолог Сарычев B.C., миколог Сарычева Л.А., энтомолог Цуриков М.Н., гидробиолог Мокшин П.Ю., а также ботаники и гидроботаники. Они показали методики полевых исследований, провели интересные экскурсии на местности. Студенты биофака ЛГПУ научили определять виды местных рыб, прошли на лодке от Белого Камня до устья р.Пальны, совершили сплав через Ольшанскую плотину на р. Сосне. Материал экспедиции позволяет составить эколого-географическую характеристику р. Пальны. Урочище «Просека» должно стать заказником. Участники экологического лагеря хотят обратить внимание областного руководства на придание этому уникальному месту заповедного статуса.

Река Пальна берет начало от слияния у с.Калиновки временных пересыхающих водотоков, текущих от населенных пунктов Чернолес, Поря-хино, Суходол.

Река течет в глубоком каньоне, пропиливая русло в девонских известняках. Для реки характерно быстрое течение. Определена скорость течения у брода (скала Белый Камень) от 0,7 до 2,1 м в секунду. Расход воды рассчитали oil 1 куб. м в секунду до 32,6 куб.м в секунду на разных участках. Ширина русла около 8м, глубина от 25 см до 2м. Направление течения - с северо-запада на юго-восток. К реке выходит большое количество оврагов-ущелий с родниками. Со скалы Белый Камень открывается живописный вид на реку, которая поворачивает почти под углом 90 градусов. Отсюда видна старая колокольня с.Аргамач-Пальна. У подножия скалы - излюбленное место отдыха населения, смельчаки прыгают в реку с высокого уступа, хотя глубина едва достигает 2м, что очень опасно.

Рядом находится брод через реку. К сожалению, каждый год участники эколагеря были вынуждены убирать мусор, оставленный отдыхавшими, больно видеть, как такое уникальное место превращается в мусорную свалку. В лесу были выкопаны ямы, и весь собранный мусор захоронен.

Особый микроклимат сформировался в глубоких ущельях, где очень сыро и прохладно. Среди нагромождения камней можно отыскать следы лап барсука, на скале - папоротник костенец постенный. Узкие трещины в скале круто спускаются к реке, образуют гроты, маленькие пещерки, а сверху все заросло лесом. Деревья порой растут на скале, обнажая корни. На левом берегу найдены реликтовые растения - шиверекия подольская, колокольчик алтайский и другие. У бровки склона южной экспозиции, в 500 м на восток от леса «Просека» были описаны 5 пробных площадок с луговой растительностью. Особенно ребятам запомнилось растение - липучка растопыренная, которая цеплялась к одежде. Среди животных следует отметить канюка, зимородка, лисиц. Одну молодую умирающую особь ребята обнаружили в глубоком каньоне, очевидно, она была больна, пришлось ее закопать. В лесу найдены следы кабана и в ущелье-барсука.

Большой интерес вызвала гидробиология. Обитателей воды можно было обнаружить в чистой родниковой воде под камнями - это ручейники, личинки мух, бокоплавы. Методом кошения удалось поймать насекомых, а процедив по 150л воды из реки через сеть Апштейна- планктон. В микроскопе П.Ю.Мокшин продемонстрировал пробы из реки- амеб, коловраток, дафний, личинок комаров. Их наличие свидетельствует о чистоте реки. Гидроботанические исследования показали, что среди изученных на 50м вдоль берега растений преобладают: рдест курчавый, рдест гребенчатый, элодея канадская, ряска малая, полевица гигантская, майник белый, вероника. На фунте берега встречаются осока прибрежная, горец птичий, хвощ луговой, подорожник большой, лютик ползучий, шлемник, мята и др.

Правый противоположный берег выделяется ярким разнотравьем, цветами у самой воды. Местные жители собирают душицу и другие лекарственные растения.

Слово «Пальна» происходит от слов «пал», «пальный», означающих выжигание степных пространств для преграждения пути кочевникам. Очевидно, берега Пальны в прошлом покрывала высокая степная растительность, а сейчас жители местных сел пасут скот, заготавливают сено.

К числу древнерусских археологических памятников г.Ельца относят селище 12-16вв на правом берегу реки у с.Аргамач-Пальна. Очевидно, наши предки использовали возвышенные места для создания застав, сторожевых пунктов, наблюдавших за движением кочевников.

Длина р.Пальны около 32 км, у с.Трубицино она впадает в р.Быструю Сосну в глубоком овраге. При впадении на р.Быстрой Сосне образован остров, заросший кустарником -это вынесенные р.Пальной илистые и песчаные наносы. От истока до устья река преодолевает высоту около 50 м, ее уклон составляет 156 см/км ,что соответствует горным рекам. К примеру, уклон р.Невы 5,4см на 1км длины. Профиль речной долины v-образный, пойма узкая или отсутствует, берега крутые, местами отвесные. Повороты резкие, иногда почти на 90 градусов. На обнажившихся скалах девонского известняка мною трещин, небольших гротов и пещерок, что является удобными убежищами для лисиц, барсуков, летучих мышей. Местами известняковые плиты обрушиваются, образуя в каньонах - оврагах непроходимые нагромождения.

По карте новейшей тектоники можно определить ,что долина р.Пальны соответствует зоне повышенной трещиноватости Ефремовского поднятия. На поверхности девонские известняки покрывают дочетвертич-ные отложения, а в нижнем течении на пойме - аллювий. Разрабатывается Трубицинское месторождение известняков. Почвы - оподзоленные сред-негумусные, по узкой пойме реки- пойменные луговые . Скала урочища «Просека» заросла дубовым лесом, возраст деревьев 40-65лет. Очевидно, что в годы войны лес сильно пострадал от вырубок. Кроме дуба черешчатого в лесу произрастают липа сердцелистная, клен остролистный, кустарники. Если не будет умеренного выпаса скота, то лес будет зарастать. Дубравы лучше растут, когда животные вытаптывают подрост клена, липы, ясеня. На опушке леса можно встретить марьянник, колокольчик кра-пиволистный, борщевик, ирис, сныть, жимолость ,купену и др. По физико-географическому районированию долина р.Пальны относится к Верхнедевонскому подрайону Придонского района лесостепной провинции Среднерусской возвышенности. Преобладающий тип местности - склоновый с пересеченным рельефом и повышенной лесистостью. Среди посевов на полях преобладает сахарная свекла, что объясняется близостью к сахарному заводу г.Ельца.

Крупные населенные пункты на р.Пальна: с.Пальна-Михайловка, с.Аргамач-Пальна, с.Трубицино. В Пальне-Михайловке находится усадьба Стаховичей начала 19 века, старинный парк, дом 1820г., церковь 1855г. Здесь бывали художники П. Ге, И.Е. Репин, артист К.С. Станиславский. В Трубицино интерес вызывает колодец с журавлем, дом с резными деревянными колоннами и фонтаном по дворе.

Все участники экологическою лагеря полюбили лот yra-ок родного края. Самостоятельно сделали видеоклипы, написали заметку в областную экологическую газету «Сыроежка».  Полученные на занятиях кружка при МОУ ДОД «Детский парк» туристические навыки, освоили методики полевых исследований.

Экологическое краеведение - новое направление. Краевед-это, образно говоря, муравей, по крупицам собирающий факты в копилку местной  летописи   природы,  ведь  экология тесно  связана с  историей.

биологией, географией. Только общими усилиями можно воссоздать цельную картину развития края.

А ведь человеку свойственна глубокая привязанность к родной земле. Это святое чувство, лежащее в основании нашего мироощущения. Утоление чувства любви к родине - постоянная потребность людей. Они ищут удовлетворения этой потребности не только в созерцании знакомых с детства лесов и полей, рек и озер, не только в общении с друзьями, соседями, земляками, но и в изъяснении патриотической гордости за свой край, свой город, улицу, дом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы эколого-географического воспитания в системе школьного образования

«Проблемы  эколого-географического воспитания в системе школьного образования»          В   век   научно  - техническог...

эколого-географические подвижные игры

Вашему вниманию представлены три сценария эколого-географических подвижных игр. Данные игры позволяют закрепить учащимся имеющие знания , а также получить новую информацию о родном крае. Игры предназн...

Организация исследовательской и природоохранной деятельности в эколого-географическом образовании учащихся

При организации исследовательской работы используются следующие методы: анализ литературных источников, визуальные наблюдения, фотографирование, интервью, статистический, картографический, исследовате...

День Птиц! Эколого-географический КВН

Эколого-географический КВН для учащихся 5-6 классов...

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа кружка эколого - географической направленности «Юный путешественник»

Данная программа имеет эколого - географическую направленность. Она является вариативной, предполагает получение несовершеннолетними общих сведений о природе своей страны и края, о взаимосвязях явлени...

Урок на тему "Геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России"

При изучении нового материала необходимо заполнить логически - опорный конспект (по параграфу учебника). Где необходимо отразить особенности различных видов положения России и стран, которые взаимодей...