Кружок эколого-географического направления "ЭКОГРАН"
рабочая программа по географии на тему

Амелина Нина Васильевна

Программа  "Экогран"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekogran_8-9kl.docx36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа кружка эколого-географического направления

«ЭКОГРАН»

Кружок  «ЭКОГРАН»  рассчитан на обучающихся ребят среднего звена 8 – 11кл.). В основной школе ученики имеют достаточно знаний в области географии, биологии, экологии и других дисциплин, необходимых для занятий исследовательской деятельностью.

Цель кружка: привлечь обучающихся к работе по изучению и сохранению исторических и культурных ценностей района Ново-Переделкино, по выявлению проблем экологического состояния окружающей среды и практическому участию в решении природоохранных задач.

Формы и методы работы: исследовательская деятельность предполагает применение различных форм и методов практической деятельности в природе, умение работать с метеорологическими, гидрологическими приборами и оборудованием.

Задачи кружка: последовательное расширение и углубление знаний, умений и навыков, полученных на уроках природоведения, географии, биологии, экологии; развитие навыков исследовательской деятельности.

Важное место на занятиях кружка уделяется навыкам оформления исследовательских работ и умениям работать с научно-популярной и художественной литературой, со статистическими и справочными материалами, интернет-сайтами Данные навыки и умения обучающиеся могут применять на уроках [Приложение 1.].

Теоретическая часть программы состоит из 5 разделов:

I. Введение

II. Оформление исследовательских работ

III. Исследования в области экологии и географии

IV. Исследовательская работа в природе

V. Изучение родного края

На занятиях кружка используются наглядные пособия (в т.ч. собственного изготовления), технические средства, подписные издания, что способствует лучшему усвоению знаний об исторических, природных, экологических особенностях г.Москвы.

Практическая часть программы предусматривает выполнение практических работ на местности, проведение экскурсий, полевых практик. Результаты, полученные в ходе экскурсий, полевых практик и практических работ используются для написания исследовательских работ и во внеклассной работе по географии и экологии.

Программа кружка рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю). Однако руководитель кружка вправе вносить коррективы в программу в соответствии с учебно- методическими и материально- техническими возможностями образовательного учреждения, изменять количество часов на изучение отдельных тем, число практических работ, экскурсий.

Содержание программы

I. Введение (4 ч.)

Формы и методы организации исследовательской деятельности. Источники получения информации: таблицы, графики, диаграммы, картосхемы, справочники, словари, энциклопедии. Основные правила работы с ними. Особенности чтения научно- популярной и методической литературы. Чтение-просмотр: выборочное, полное (сплошное), с проработкой и изучением материала. Особенности и приемы конспектирования. Составление тезисов [Приложение 4.].

Экскурсия в районную библиотеку.

Учащиеся должны знать:

  • формы и методы исследовательской деятельности;
  • правила работы с источниками получения информации;
  • особенности чтения научно- популярной литературы;
  • особенности и приемы конспектирования;
  • основные правила составления тезисов.

Учащиеся должны уметь:

  • анализировать научно-популярную литературу; 
  • отбирать нужное содержание;
  • выбирать главные моменты;
  • работать с архивными документами.

II. Оформление исследовательских работ (11 ч.)

Основы научного исследования. Проблема, выдвижение гипотез, формулирование целей и задач исследования. Выбор темы исследовательской работы. Отбор и анализ методической и научно-популярной литературы по выбранной теме. Составление рабочего плана-конспекта исследования. Обоснование выбранной темы. Оформление титульного листа. Оформление страниц «Введение», «Содержание», «Литературная справка», «Используемая литература».

Работа индивидуальная и коллективная. Вклад каждого участника группы в работу.

Логическое построение текстового материала в работе. Наглядный материал. Построение и размещение диаграмм, графиков, таблиц, схем и т.д. Отбор и размещение рисунков, фотографий. Научный язык и стиль. Сокращения, обозначения.

Объем исследовательской работы. Эстетическое оформление.

Обработка и оформление результатов экспериментальной деятельности. Выводы и оформление «Заключения» [Приложение 3.].

Практические работы:

1. Оформление исследовательских работ для участия в районной экологической конференции и других конкурсах по проблемам охраны окружающей среды.

2. Выступление с результатами исследований на школьной научно-практической конференции школы.

3. Конспектирование научно- популярной статьи.

4. Составление доклада для выступления.

Учащиеся должны знать: 

  • требования, предъявляемые к оформлению исследовательских работ;
  • вклад каждого участника группы (если работает несколько авторов) в работу.

Учащиеся должны уметь:

  • оформлять исследовательские работы в соответствии с требованиями;
  • логически выстраивать текстовой материал;
  • обрабатывать результаты экспериментальной деятельности. 

III. Исследования в области экологии (18 ч.)

Предмет и задачи экологии. Экология - синтез естественных наук.

Краткая характеристика экологической ситуации в г.Москве. Природоохранная деятельность в регионе. Влияние антропогенного фактора. Рациональное и нерациональное природопользование.

Нормативно-правовые документы, действующие на территории России и края в области экологии. «Красная книга Алтайского края», «Красная книга Сибири». Охрана редких растений, животных и мест их обитания.

Биосфера, границы биосферы. Основные формы организации жизни. Биосфера, биоценоз, популяции, организм - ступени организации жизни. Биосфера как среда жизни человека. Влияние хозяйственной деятельности человека на состояние биосферы. Ноосфера.

Главные источники загрязнения атмосферного воздуха. Меры предотвращения загрязнения воздушного бассейна. Роль растительности в охране и оздоровлении атмосферного воздуха.

Охрана окружающей среды от новых типов загрязнений. Мусор как фактор загрязнения природы и современный источник сырья для различных отраслей промышленности. Шум. Воздействие шума на биологические объекты. Меры предотвращения шумового воздействия на окружающую природную среду. Возможности появления новых видов загрязнений природы и меры по их предупреждению.

Особенности охраны природы в городах и сельской местности. Общность, различия природоохранных мероприятий в городе и сельской местности. Необходимость объединения совместных усилий городских и сельских организаций в области охраны природы.

Наблюдения, эксперименты, другие виды исследований. Навыки исследовательской деятельности в области экологии. Методы обработки результатов наблюдений и исследований.

Практические работы:

1. Составление картосхемы предприятий своей местности, влияющих на окружающую среду.

2. Сбор материалов по охране природы своего края.

3. Загрязнение воздуха автотранспортом на территории своего населенного пункта.

4. Обмен опытом природоохранной работы между городскими обьединениями.

5. Проведение опытов и наблюдений по выявлению растений, наиболее и наименее устойчивых к загрязнению воздуха.

6. Подготовка сообщений о растениях и животных Ульяновского лесопарка.

7. Обработка результатов исследований.

Учащиеся должны знать:

  • экологическое состояние природной среды в России, своем крае;
  • основные нормативно- правовые документы в области экологии;
  • растения и животных своего края, находящихся под охраной;
  • понятия «ноосфера», «биосфера», «границы биосферы»;
  • основные формы организации жизни;
  • влияние хозяйственной деятельности человека на состояние биосферы;
  • новые типы загрязнений;
  • особенности охраны природы в городах и сельской местности;
  • виды исследований;
  • главные источники загрязнения воздуха;
  • меры по предотвращению загрязнения воздуха;
  • роль растительности в охране и оздоровлении воздуха.

Учащиеся должны уметь:

  • давать характеристику экологической ситуации в России, своем крае;
  • приводить примеры рационального и нерационального природопользования;
  • определять степень воздействия хозяйственной деятельности человека на природную среду;
  • прогнозировать возможности появления новых видов загрязнений;
  • осуществлять практическую деятельность по охране природы своего края, района;
  • обладать навыками исследовательской деятельности;
  • выявлять растения, наиболее и наименее устойчивые к загрязнению воздуха. 

IV. Исследовательская работа в природе (22 ч.)

Исследования водных объектов. Водоем как замкнутая экологическая система.

Гидробиология как наука, изучающая водные организмы и биологические процессы, происходящие в водоемах. Методы гидробиологических исследований.

Охрана водоемов. Меры охраны и очистки вод от загрязнения. Топонимы водных объектов.

Общее понятие о распространении водных организмов. Распространение водных организмов в связи с условиями освещенности. Состояние численности водных животных на водоемах своего края.

Значение воды в круговороте веществ. Физические и химические свойства воды.

Изучение климата. Метеорология как наука. Краткосрочные и долгосрочные прогнозы.

Метеорологические явления по сезонам года. Продолжительность дня. Температура воздуха и ее влияние на жизнь растений и животных. Вскрытие и замерзание водоемов. Осадки, преобладающие виды осадков по сезонам года.

Организация метеорологических наблюдений. Обработка результатов наблюдений.

Особенности рельефа своей местности. Изучение горных пород окружающей территории, их важнейшие свойства и хозяйственное использование. Влияние ветра, воды, температуры воздуха на разрушение горных пород. Образование почвы [Приложение 2.].

Практические работы:

1. Гидрологические исследования на водоемах своего края.

2. Изучение физических и химических свойств воды.

3. Ведение дневника погоды. Обработка результатов наблюдений.

4. Изучение режима реки по сезонам года.

5. Построение и анализ диаграммы осадков, графика хода температур.

6. Измерение климатических показателей с помощью приборов и подручными средствами.

7. Наблюдения за деятельностью природных факторов (воды, ветра, температуры воздуха) в местных условиях, их роль в формировании рельефа.

8. Сбор образцов полезных ископаемых.

Экскурсии на местный водоем; на метеостанцию своего района, на производства

Учащиеся должны знать: 

  • гидрологические и гидробиологические методы исследования водных объектов;
  • меры по охране вод от загрязнения;
  • состояние численности водных организмов на водоемах своего края;
  • метеорологические явления по сезонам года, характерные для своей местности;
  • влияние температуры воздуха на жизнь растений и животных;
  • преобладающие виды осадков по сезонам года;
  • особенности рельефа своей местности;
  • свойства местных горных пород, их хозяйственное использование;
  • процесс образования почвы.

Учащиеся должны уметь:

  • проводить гидрологические и гидробиологические исследования на водоеме;
  • определять физические и химические свойства воды;
  • давать краткосрочные прогнозы погоды;
  • проводить метеорологические исследования с помощью приборов и подручными средствами;
  • обрабатывать результаты наблюдений и измерений;
  • строить и анализировать схемы, диаграммы, графики по результатам измерений;
  • определять свойства горных пород, добываемых в своей местности;
  • прогнозировать разрушение горных пород под действием природных факторов. 

V. Изучение своего края (13 ч.)

Особенности географического положения и природы своего края. История заселения территории. Топонимика названий.

Изучение истории, культуры, своего края. Знаменитые земляки. Рекреационные (природные и антропогенные) объекты, мероприятия по их охране.

Население: численность, рождаемость и смертность, национальный, религиозный, половой и возрастной состав, причины, влияющие на эти показатели. Демографическая ситуация на современном этапе. Традиции и обычаи народов, проживающих на территории своего населенного пункта. Трудовые навыки населения в прошлом и в настоящее время.

Практические работы:

1. Участие в охране, восстановлении и озеленении исторических и природных памятников.

2. Составление карты или плана местности с нанесением памятников природы (усадебные парки, растительные сообщества, устья рек, родники, отдельно стоящие деревья и др.).

3.Сбор материала и помощь в оформлении стендов для школьного краеведческого музея.

4.Написание статей и заметок в районные и краевые периодические издания об истории, культуре, природе своего края, особо охраняемых природных территориях, развития туризма, экологических экспедиций.

5. Встречи со знаменитыми земляками (ветеранами войны и тыла, литераторами, руководителями предприятий, почётными гражданами района).

Экскурсии в краеведческие музеи, мемориальные комплексы, природные парки.

Учащиеся должны знать:

  • особенности географического положения и природы своего населенного пункта;
  • состояние исторических, культурных, природных памятников своего края;
  • основные демографические характеристики населения своей местности;
  • традиции, обычаи, трудовые навыки населения своей местности.

Учащиеся должны уметь:

  • определять географическое положение своего населенного пункта;
  • принимать участие в мероприятиях по охране исторических, культурных, природных памятников;
  • уметь определять на карте памятники природы регионального значения.

Приложение 1.

Ожидаемые результаты реализации программы, основные индикаторы.

Задачи

Ожидаемые результаты

Индикаторы

Расширить экологические знания, полученные при изучении школьных предметов.

Повысится уровень экологической культуры учащихся.

Результанты анкетирования.

Приобщить детей к природоохранной деятельности.

У детей появится чувство ответственности за окружающую среду.

100 % учащихся принимают участие в решении экологических проблем села.

Обратить детей к здоровому образу жизни.

Возрастет число учащихся, желающих вести здоровый образ жизни.

90 - 95 % учащихся ведут здоровый образ

жизни.

Выявить среди учащихся, склонных к исследовательской деятельности в области экологии.

Учащиеся приобретут навыки самостоятельной исследовательской деятельности (сбора материала, его обработки, анализа и общения).

Выступление на научно-практических конференциях.

Развить творческие и коммуникативные способности учащихся.

Увеличится количество учеников, участвующих в творческих работах.

70 % участников, занимающих призовые места в творческих работах на экологическую тему.

Приложение 2.

Содержательные блоки.

Блок №1. Я наблюдаю.

Направление деятельности

Мероприятия

«Край, в котором ты живешь».

Знакомство с окружающей природой.

  1. Игры в природе.
  2. Работа в группах по заданиям.
  3. Выбор объектов для организации природоохранных работ.
  4. Выставка рисунков о природе родного края.
  5. Устный журнал «Берегите родную природу».
  6. Викторина «Памятники природы нашего края».

«Тропа следопыта».

  1. Находить следы пребывания человека в природе, фотографировать.
  2. Редкие и исчезающие виды растений в нашем лесу (описать).
  3. Ядовитые растения нашего леса (описать).
  4. Экскурсия на реку Сетунь «Изучение разнообразия растительного мира».

Блок №2. Я проектирую.

Направление деятельности.

Мероприятия.

Познай тайны нашей природы.

  1. Исследовательская работа «Лекарственные растения нашего края».
  2. Экологическое лото.
  3. Экологическое ассорти (ученики готовят памятки о лесных растениях Ульяновского лесопарка)
  4. Операция «Зеленая аптека».

Спортивно-туристическая.

  1. Освоение  основ туризма: как ставить палатку, разводить костер, готовить пищу на костре, составлять маршрут.
  2. Экологический ликбез: «Искусство не оставлять следов».
  3. Веселые старты с экологическими препятствиями.

Блок №3. Я создаю.

Направление деятельности.

Мероприятия.

Природоохранные акции.

  1. «Чистые берега р.Сетунь»
  2. Создание экологических лозунгов, плакатов, призывающих к сохранению окружающей среды.
  3. Рисуем набор открыток «Лекарственные растения».
  4. Создание и поддерживание экологического сайта школы.
  5. Мультимедийые презентации: «Милые уголки моего края», «Памятники природы НОВО-ПЕРЕДЕЛКИНО», «Особо охраняемые природные территории», «Экологический туризм»

Войди в мир природы с другом.

  1. Работа на школьном дворе «Цвети, родная школа».
  2. Экологический субботник.
  3. Тематический праздник «День Земли».
  4. «Изучай и береги родную природу» - библиотечный урок.

Приложение 3.

Основные правила

к содержанию и оформлению научно-исследовательской работы

 

1. Структура работы.

Научная работа должна содержать: введение, основную часть, заключение, список использованных источников или литературы, приложения (могут отсутствовать), оглавление.

Введение должно включать в себя формулировку проблемы, отражать научную актуальность и новизну темы, определение целей и задач, поставленных перед исполнителем работы, краткий обзор используемой литературы, степень изученности данного вопроса, характеристику личного вклада автора работы в решение избранной проблемы. Рекомендуемый объем введения до 4 страниц.

Основная часть должна содержать информацию, собранную и обработанную исследователем, а именно: описание основных рассматриваемых фактов, характеристику методов решения проблемы, сравнение известных автору старых и предлагаемых методов решения проблемы, обоснование выбранного варианта решения (эффективность, точность, простота, наглядность, практическая значимость и т.д.). Основная часть делится на главы.

В заключении в лаконичном виде формулируются выводы и результаты, полученные автором (с указанием, если возможно, направления дальнейших исследований и предложений по возможному практическому использованию результатов исследования).

В список литературы заносятся публикации, исследования и источники, использованные автором.

Работа может содержать приложения с иллюстративным материалом (рисунки, схемы, карты, таблицы, фотографии и т.п.), который должен быть связан с основным содержанием.

Оглавление может быть расположено как после титульного листа, так и в конце работы. В него должны быть включены основные заголовки работы (введение, названия глав и параграфов, заключение, список литературы, название приложений) и соответствующие номера страниц.

2. Оформление работы.

В оформленной работе должна строго просматриваться структура научного исследования, как описано выше.

Работа должна быть выполнена без исправлений на бумаге стандартного формата А4, напечатана на принтере или написана разборчивым почерком. Страницы должны быть пронумерованы. Работа с приложениями скрепляется вместе с титульным листом (рекомендуются скоросшиватели и пластиковые файлы).

Объем работы зависит от конкретных целей и условий ее выполнения.

Титульный лист работы является обязательным элементом и содержит выходные данные: название организации, программы или мероприятия, в рамках которой выполнена работа, название исследования; сведение об авторе (фамилия, имя, отчество, класс, образовательное учреждение) и научном руководителе (фамилия, имя, отчество, место работы, должность, ученая степень).

Введение, заключение, список литературы, приложения также начинаются с новой страницы. Каждая глава основной части нумеруется и начинается с новой страницы. Если в главах имеются параграфы, имеющие заголовки, они нумеруются при помощи двойной нумерации.

Ссылки в тексте работы обязательны на источники и используемую литературу, желательно на каждую книгу, статью, приведенную в списке литературы. Ссылки оформляются в виде нумерованных сносок с комментариями.

Приложения должны быть пронумерованы и озаглавлены. В тексте доклада на них должны содержаться ссылки.

Список литературы оформляется с новой страницы в алфавитном порядке.

.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы эколого-географического воспитания в системе школьного образования

«Проблемы  эколого-географического воспитания в системе школьного образования»          В   век   научно  - техническог...

эколого-географические подвижные игры

Вашему вниманию представлены три сценария эколого-географических подвижных игр. Данные игры позволяют закрепить учащимся имеющие знания , а также получить новую информацию о родном крае. Игры предназн...

Организация исследовательской и природоохранной деятельности в эколого-географическом образовании учащихся

При организации исследовательской работы используются следующие методы: анализ литературных источников, визуальные наблюдения, фотографирование, интервью, статистический, картографический, исследовате...

ЭКОЛОГО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА р. ПАЛЬНЫ.

Статья о малой реке Пальне в Липецкой области....

День Птиц! Эколого-географический КВН

Эколого-географический КВН для учащихся 5-6 классов...

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа кружка эколого - географической направленности «Юный путешественник»

Данная программа имеет эколого - географическую направленность. Она является вариативной, предполагает получение несовершеннолетними общих сведений о природе своей страны и края, о взаимосвязях явлени...

Урок на тему "Геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России"

При изучении нового материала необходимо заполнить логически - опорный конспект (по параграфу учебника). Где необходимо отразить особенности различных видов положения России и стран, которые взаимодей...