Главные вкладки

    Потребность человечества в питании и её влияние на биосферу
    занимательные факты по экологии (11 класс) по теме

    Судакова Елена Владимировна

     

    1. Можно ли, исходя из того, как питается человек, судить о его здоровье?

       «Короткую жизнь мы не получаем, а делаем ее такой;

    Не бедны мы жизнью, а пользуемся ею расточительно.

    Жизнь длинна, если ею умело пользоваться»              

                            Луций Сенека ( 4 г д.н.э. – 60 г.н.э.)

     

    «Здоровье до того перешивает все блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля»

                                                               А. Шопенгауэр

     

     «Здоровье человека это не только отсутствие болезней, но и гармоничное развитие психических и физиологических процессов, высокой физической и умственной работоспособности, социальной активности и долголетия»

    С. И. Павлов

        

    Здоровье людей – важный показатель благополучия общества.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Открытый урок в 11 классе50.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа № 8

    г. Новоузенска Саратовской области»

    Учитель экологии и биологии

    Котова Е. В.

    Новоузенск 2010

    План  открытого урока по экологии №4

    Тема 2. Воздействие человечества на биосферу.

    Потребность человечества в питании и её влияние на биосферу.

    Цель урока – рассмотреть потребность человечества в питании её влияние на биосферу.                  

    Задачи урока:

    1. рассмотреть основополагающее свойство любого живого существа и человека – обмен веществ;
    2. рассмотрение изменений в характере питания человека на разных этапах развития общества;
    3. дать определения понятиям «несбалансированное питание», «адекватное питание», «ксенобиотики», «экологически чистая пища».

    Средства обучения: учебник (рис. 9); ИКТ; таблицы.

    Основные понятия: несбалансированное питание, адекватное питание, ксенобиотики, экологически чистая пища.

    Методические рекомендации

    Постановка проблемы урока

    Анализ особенностей потребности человечества в питании и её влияние на биосферу.

    Для решения проблемы урока сформулированы следующие вопросы:

    1. Можно ли, исходя из того, как питается человек, судить о его здоровье?

    2. Как, по-вашему, пищевая промышленность заботится о здоровье человека и можно ли назвать производство продуктов питания человека биосферным процессом?

    I.Актуализация знаний учащихся о потребности человека в питании её влияние на биосферу.

    1. Контроль знаний  о биосфере как системе (интерактивный тест для учащихся).

    II. Изучение нового материала

            Перечислите признаки живого организма. Что является основополагающим свойством любого живого существа и человека?

          1. Обмен веществ – главное проявление жизнедеятельности клетки и всего организма (в процессе обмена веществ образовавшиеся продукты используются клеткой на построение её тела. Другие оказываются ненужными клетке (их называют конечными продуктами обмена веществ), и она их выделяет во внешнюю среду или в вакуоль).

    Обмен веществ – основополагающее свойство любого живого существа и человека в том числе. Он  происходит за счет питания, дыхания и выделения. Любое живое существо является составным звеном пищевых цепей: оно кого-то поедает и одновременно служит объектом питания для другого существа.

            Что же такое пищевая связь, пищевая цепь?

    Пищевая цепь – (цепь питания) – последовательность групп организмов (пищевых звеньев) через которые в экосистеме происходит переход и преобразование веществ и энергии;  каждая группа служит пищей для последующей группы; т.е.  связана отношением  «пища- потребность» (стр. 22 в рамочке определение «пищевая цепь» (выписать)).

           Производство, переработка, хранение, распределение пищи, осуществляемые человечеством при удовлетворении потребности в питании, оказывают большое влияние на окружающую среду. Промышленное и сельскохозяйственное производства продуктов питания являются процессами, охватывающими всю биосферу.

             Развитие человеческого общества сопровождалось сменной  источников энергии, о чем мы беседовали § 1. Для каждого этапа хозяйствования характерны качественно  различные  источники питания (рис.9). Домашнее задание стр. 27 – заполнение таблицы.

    1. Можно ли, исходя из того, как питается человек, судить о его здоровье?

       «Короткую жизнь мы не получаем, а делаем ее такой;

    Не бедны мы жизнью, а пользуемся ею расточительно.

    Жизнь длинна, если ею умело пользоваться»              

                            Луций Сенека ( 4 г д.н.э. – 60 г.н.э.)

    «Здоровье до того перешивает все блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля»

                                                               А. Шопенгауэр

     «Здоровье человека это не только отсутствие болезней, но и гармоничное развитие психических и физиологических процессов, высокой физической и умственной работоспособности, социальной активности и долголетия»

    С. И. Павлов

         

    Здоровье людей – важный показатель благополучия общества.

    2. Как, по-вашему, пищевая промышленность заботится о здоровье человека и можно ли назвать производство продуктов питания человека биосферным процессом?

    Переработка пищевой промышленности больших объемов сырья требует времени, поэтому с момента сбора урожая возникает проблема его хранения. Человек создал различные химические вещества, которые увеличивают срок годности сырья, а также изготовленных из него продуктов питания. Однако консерванты поступают с пищей в организм человека и пагубно сказываются на его здоровье. Для безопасности здоровья важен и состав пищи, и способ её приготовления. Один из наиболее передовых методов обработки – очистка (рафинирование) – был образован для того, чтобы улучшить качество пищевых продуктов. Однако при этом многие полезные и необходимые человеку биологически активные вещества оказываются в отходах.

    Важно, чтобы пища была экологически чистой (т. е. не содержала ксенобиотиков) 

    Ксенобиотики – (от греческого ксенос - «чужой» и биос – «жизнь») – чужеродные (зачастую ядовитые) для организмов химические вещества, прямо или косвенно порожденные хозяйственной деятельностью человека, - промышленные загрязнители, искусственно созданные вещества (лекарственные препараты, ядохимикаты, препараты бытовой химии и т. д.). При попадании в естественный круговорот они, как правило, не обезвреживаются.

    Большую проблему в современном обществе представляют нарушения рациона питания – его калорийности или соотношения основных компонентов пищи (белков, жиров, углеводов, витаминов, микроэлементов). По данным ЮНЕСКО, такое несбалансированное питание  характерно для 2/3 населения Земли. Оно ставит под угрозу здоровье людей. Домашнее задание стр. 26 – вопросы 1-3.

    Хотя питание должно быть сбалансированным по количеству белков, жиров и углеводов, единого для всех людей равновесия этих веществ не существует. В традициях разных культур закрепились различные соотношения данных компонентов. Особенности национальных кухонь разных народов мира (рис. 10) складывались при взаимодействии с той природной средой, которая окружала людей на протяжении столетий.

    Какие особенности национальных кухонь вы знаете?

    В условиях жаркого климата выработалось такое приспособление к сохранению пищи, как использование разнообразных специй. Народы севера употребляют большое количество жира, что предохраняет от легочных заболеваний. У мусульман – запрет на свинину (она быстро портится и подвержена заражению паразитами).

    Адекватное питание – это правильный подбор режима и рациона человека должен учитывать экологические условия, окружающие его в данный момент времени, его трудовые затраты и темперамент, а также особенности пищеварительной системы, унаследованные его организмом от предков.

    III. Закрепление знаний  

    Человечество является обязательным звеном в сплетении пищевых цепей биосферы. Производство, переработка и хранение пищи во многом зависят от степени развития промышленности и с/х; они охватывают всю биосферу. По мере развития человечества в рационе питания разных людей происходили изменения. Для поддержания здоровья человеку необходимо сбалансированное, адекватное питание, а пищевые продукты должны быть экологически чистыми.

    IV. Домашнее задание: изучить §3, 4 учебника;

    выполнить задания: стр. 26 – вопросы 1-3 письменно; стр. 27 – (заполнение таблицы «Развитие человечества» (вопрос 4)).

    Доклады на темы:

    1. Заболевания, обусловленные характером питания.
    2. Особенности национальных кухонь разных народов мира.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок экологии 9 класс "Экологическое и технологическое влияние на биосферу"

    Урок по экологии для 9 класса в форме презентации. Программа «Биосфера и человечество», автор - И.М.Швец. ...

    Урок экологии 9 класс "Потребность человечества в питании"

    Урок экологии для 9 класса в форме презентации. Программа «Биосфера и человечество», автор - И.М.Швец....

    Урок экологии 9 класс "Потребность человечества в дыхании и ее влияние на биосферу"

    Урок по экологии для 9 класса в форме презентации. Программа «Биосфера и человечество», автор - И.М.Швец....

    Потребность человека в питании и ее влияние на биосферу.

    Презентация к уроку экологии в 9 классе....

    Потребность человечества в питании

    Понятия : обмен веществ, пищевая цепь....


     

    Комментарии

    Артамонова Майя Владимировна

    Очень интересно. Спасибо.

    Судакова Елена Владимировна

    Спасибо, очень актуальная тема в наше время.