Паспорт Детского Экологического Центра
методическая разработка по экологии по теме

Один из вариантов организации работы по  экологии в средней школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskiy_centr.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт

Детского Экологического Центра

МОУ «СОШ №3»

г. Луги,

Ленинградской области

«Деметра»

Деметра – богиня зерна и роста. Она покровительствовала растениям, детям и молодым людям. Первая часть её имени «дем» представляет собой древнее слово, обозначающее землю, а вторая часть «метра» означает мать.

Руководитель Центра Семенова Н. Н.

Учитель биологии, экологии и химии.


Экологическая модель:

Экологизация процесса образования в логике построения традиционных учебных предметов через отдельные специальные и различные виды внеклассной деятельности учащихся.

Экологизация:

Подача изучаемого материала, при которой элемент экологии (экологические идеи, факты, понятия, суждения, принципы, проблемы, подходы) становится ясным и более развёрнутым, ориентирующим на формирование экологического сознания, экологической культуры, природосообразного отношения к действительности.

Экологическая культура:

Важнейшая часть общей культуры, проявляющаяся в духовной жизни и поступках, это особое качество личности сознавать непреходящую ценность жизни, природы и проявлять активность их защите.


Цель

  1. Становление экологической культуры личности как совокупности практического и духовного взаимодействия человечества с природой, обеспечение благоприятных экологических условий.
  2. Приобретение детьми системы экологических знаний, формирование у них экологического сознания и развитие экологической культуры.

Мы учитываем социальный заказ, интересы ребёнка, его психофизиологические и возрастные особенности.


ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ

МАРШРУТЫ

Детский экологический центр работает с детьми по шести образовательным маршрутам в рамках концепции непрерывного образования:

  1. Начальное экологическое просвещение

- Школа живой природы

- «Мы – дети зёленого дома»

- Театр миниатюр «Динозаврики»

- Школа ЮнЭк

  1. Экология растений

 - Огородничество

 - Цветоводство

  1. Мониторинг окружающей земли

- Биоиндикация воздушного пространства

- Биоиндикация водных объектов

- Биоиндикация почвы

- Экология города

  1. Экология животных

- Занимательная зоология

- Практическая зоология

  1. Прикладная природная эстетика

- Мастерская росписи по дереву

- Основы изобразительного искусства

- Мастерская художественной флористики

- Плетение из корней, бересты, тростника, ивы

  1. Экологическое право

- Изучение нормативных документов

УРОВНИ РАБОТЫ

Занятия с детьми проводятся на четырёх возрастных уровнях, учитывающих возрастную психологию ребёнка

1.6-9 лет

2.10-12 лет

3.13-14 лет

4.16-17 лет


НАПРАВЛЕНИЯ

РАБОТЫ

Организация работ ведётся в трёх направлениях:

  1. начальное экологическое просвещение;
  2. специализированные лаборатории, мастерские;
  3. индивидуальная и исследовательская работа.

ВИДЫ

ДЕТЕЛЬНОСТИ

1.Поурочная

-«Природа Ленинградской области»

-«Экология и природопользование Ленинградской области»

- Традиционные уроки с элементом экологизации

- География Ленинградской области

- История Ленинградской области

2.Внеурочная

- Конкурсы

- Праздники «День Земли», «День Здоровья» и другие

- Работа на Пришкольном участке

- Исследования в природе, обработка результатов

3.Внешкольная

- Экскурсии по Ленинградской области

- Районные, городские конкурсы

- Походы


ФОРМЫ И МЕТОДЫ

Выезды и исследовательская работа на водоёмах и в лесу, экскурсии, практические работы в лабораториях, выступления лекторских групп, экологические праздники, сюжетно – ролевые игры, экологические акции, участие в городских, районных, областных и всероссийских олимпиадах и конкурсах.


СИМВОЛИКА

Эмблема, девиз, бейдж

ТРАДИЦИИ И РИТУАЛЫ

  1. - Посвящение в юные экологи
  2. - День рождение экологического центра
  3. - Экологические праздники:
  1. «День Земли»
  2. «День Здоровья»
  3. «День птиц»
  1. -Акции борьбы с курением и наркотиками
  2. -Выездные заседания экологического центра в природе

СИСТЕМА ПРИЁМА
В ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

  1. личное желание учащегося,
  2. личное заявление,
  3. посвящение в экологи школы.

Некоторые аспекты природоохранной деятельности учащихся МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3», г. Луги, Ленинградской области

под руководством учителя биологии и экологии

Семеновой Натальи Николаевны

Экологическая ситуация г. Луга, Лужского района и Ленинградской области в целом вызывает серьезную озабоченность общественности. Для принятия необходимых мер по оздоровлению экологической обстановки необходима постоянная информация от населения. Ребята нашей школы принимают самое активное участие в этом, используя доступные методики экологических исследований, которые не требуют наличия сложных приборов, большого количества химических реактивов, а результаты имеют, в свою очередь, определенную ценность.

С помощью этих методик дается оценка степени загрязнения окружающей среды. Возможен постоянный контроль за ее качеством и происходящими изменениями. Это актуально в связи с тем, что г. луга – это центр абразивной, металлообрабатывающей, химической промышленности. А также крупный транспортный узел (через город проходят транспортные рейсы из Санкт-Петербурга в Псков, Новгород, Порхов, пушкинские Горы, Ригу и т.д.).

Исследования организованы по следующим направлениям:

  1. Качественная оценка загрязнений воздуха с помощью лишайников в окрестностях завода «Белкозин», Абразивного завода, Химического завода, мясокомбината, санатория «Жемчужина», санатория «Зеленый бор» и садоводчества «Жемчужина» лесопарковой зоны.
  2. Биоиндикация воздушного пространства по состоянию хвои сосен. Была изучена следующая территория: центральная часть города, Полигон (часть города, находящаяся в лесном массиве, соседствующая с воинской частью), окрестности озера Омчино и окраина города Лангина гора.
  3. Биоиндикация загрязнения водоемов по состоянию популяций растений семейства рясковые (озера Омчино и Толони, Зеленое и Раковское, Череменецкое).
  4. Оценка качества водной среды на основе биотического индекса (на перечисленных выше озерах, а также р. Луга и ее притоках).
  5. Оценка состояния зеленых насаждений по состоянию древесной растительности (в северном промышленном районе города и южном жилом районе).

Полученные результаты явились сигналом о тревожной ситуации. Это те недостатки и нерешенные проблемы, над которыми следует работать постоянно. Но экологическое сознание не приходит сразу, его надо воспитывать и развивать, начиная с рождения человека – в семье, в школе, на рабочих местах промышленных предприятий. Все это обществу позволит прейти от созерцательной позитивной позиции к более активной, действенной.

Результаты исследования используются в школах города на уроках биологии и экологии, для проведения научно-практических конференций, городских и районных школьных эколого-биологических мероприятий, как материалы для экскурсий. А также кафедрой естественных наук КГУ имени Кирилла и Мефодия, г. Луга, службами охраны здоровья на промышленных предприятиях.

Некоторые данные наших исследований опубликованы в аннотированном сборники «Адреса педагогического опыта ленинградской области», СПБ 2002.

Наши исследования – это I этап в оздоровлении экологической обстановки г. Луги, района и области. В дальнейшем мы планируем продолжить работу над разработкой и совершенствование мероприятий, которые позволят значительно уменьшить или полностью исключить перечисленные выше отрицательные моменты.

Летние экологические исследования - 2006 в рамках проекта «Усынови заказник»

Название акции: «Омчино – чистые берега, чистую воду».

Объект: озеро Омчино и его окрестности.

Цель: Формирование экологической культуры подрастающего поколения и принципов его повседневной жизни, которые станут основой его мировоззрения и помогут принимать грамотные решения во имя сохранения природы, духовного и физического здоровья человека.

Время проведения акции: 6 июня 2006.

Участники акции: учащиеся 8-10 классов.

Программа акции:

  1. Как мы, школьники, можем узнать, в каком состоянии природа вокруг нас (подбор методик для исследования окружающей среды, работа с научной литературой).
  2. Встреча с Омчино. Кто живет на воде, в воде? А кто на берегу? (работа над проектами:
  1. «Биоиндикация загрязнения водоемов по состоянию популяций растений семейства рясковые».
  2. «Оценка качества водной среды на основе биотического индекса. Разработка маршрута по берегу озера, взятие проб воды».
  3. Биоиндикация воздушного пространства по состоянию хвои сосен в окрестностях озера Омчино. Разработка экологической тропы для младших школьников.
  1. О чем расскажут нам собранные материалы? (работа в лаборатории: определение беспозвоночных животных, подсчет щитков ряски, обработка полученных данных).
  2. Идем на помощь: «Операция SOS!». (Уборка мусора с поверхности воды и берегов озера).
  3. Советы отдыхающим по охране природы (изготовление, установка щитов).
  4. Омчино глазами художников, поэтов, эрудитов (конкурс эссе, плакатов, стихотворений, рисунков об Омчино).
  5. Подведение итогов акции – Круглый стол. Предварительные результаты исследования, выработка обращения участников акции.
  6. Проведение экологической тропы для младших школьников.

Проект берегового щита для отдыхающих:


Экологический центр МОУ СОШ № 3, руководитель Семенова Н.Н., в июне проводил природоохранную акцию «Омчино – чистые берега, чистую воду».

Подобные акции дают возможность учащимся не только сделать для себя какое-то открытие, но и вызвать у школьников желание принять участие в практическом решении экологических проблем.

Данная акция проводилась по инициативе Экологического центра школы и Мичуринского охотхозяйства.

Для привлечения внимания населения к решению поставленных проблем в местной газете «Лужская правда» было опубликовано обращение.

Обращение.

Мы живем рядом с прекрасным озером Омчино. Оно такое большое и такое беззащитное. Мы любим его и хотим сохранить его воду голубой, а берега – чистыми и зелеными.

Давайте сделаем так, чтобы мы могли возвращаться к нему снова и снова не с  ощущением стыда, а с радостью!

Мы защитим то, что любим!

Пусть будет озеру хорошо!

  1. Не шумите в лесу – это фактор беспокойства для его обитателей.
  2. Убирайте за собой мусор, иначе он вернется к Вам в виде загрязненной грунтовой воды, токсичной пыли.
  3. Вода – среда обитания многих видов растений и животных, не разрушайте ее.
  4. В костер кидайте только сушняк! Во избежание пожаров не разводите костер под деревьями.
  5. От нашего отношения к озеру зависит не только его жизнь, но и наше здоровье!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьный экологический центр "Радуга"

Школьный экологический центр "Радуга"...

Экологическое воспитание учащихся МБОУ лицей № 87 имени Л.И.Новиковой в рамках организации детского экологического объединения «Зелёная планета»

При создании условий для участия подростков в природоохранной и научно-исследовательской деятельности нами было создано детское экологическое объединение «Зелёная планета», целью которого являет...

Паспорт детского общественного объединения «Евроклуб»

Программа-описание объединения «Евроклуб»...

Вестник экологического центра общества восстановления и охраны природы города Москвы. Выпуск №5(15) - 2014

В этом материале показана моя статья по теме "Театрализация - одно из эффективных средств повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка" с.26 - 28...

Экологическое воспитание детей средствами детского экологического общественного движения

Показателем эффективности формирования экологической культуры является не столько осознанность, глубина и прочность знаний, сколько реальное следование экологическим нормам и правилам в поведении и де...

Выступление на Педагогическом совете ГБОУ детско-юношеского центра "Основные приоритетны и направления деятельности детско-юношеского центра" 03.09.2013 г.

Выступление на тему "Дидактические условия формирования коммуникативной компетентности детей и подростков в условиях открытой образовательной среды" раскрывает понятие коммуникативной компетентности к...

Сценарий театрализованного творческого отчета детских коллективов Центра детского творчества "Планета детства"

Сценарий рассчитан на двух ведущих- девочка и женщина. Материал легко переделать под самые разнообразные концертные номера, блоки выступающих мобильны, их можно менять местами.  В сюжете сценирия...