Экологическое воспитание детей средствами детского экологического общественного движения
статья по экологии на тему

Показателем эффективности формирования экологической культуры является не столько осознанность, глубина и прочность знаний, сколько реальное следование экологическим нормам и правилам в поведении и деятельности.  Личное участие детей в природоохранной деятельности является важнейшей составляющей экологического воспитания в лицее № 1 г. Зеленодольска Республики Татарстан и реализуется через деятельность экологического отряда «Позитив». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskoe_vospitanie.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

 СРЕДСТВАМИ ДЕТСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ

Нестерова Наталья Владимировна,

учитель биологии

Муниципального  бюджетного  

образовательного учреждения

 «Лицей № 1 Зеленодольского

муниципального района

Республики Татарстан»                  

г.Зеленодольск, 2013

Экологическое воспитание детей средствами детского общественного экологического движения

        Охрана окружающей среды, экологические нормы, сбережение природных богатств для потомков – эти проблемы в настоящее время очень  актуальны. Но чтобы успешно охранять наши леса и водоемы, землю и воздух от оскудения, а животный мир от исчезновения, надо знать природу, глубоко понимать ее законы и истинную ценность.

        Но одних только знаний тоже не достаточно, чтобы оградить наше природное окружение от разрушительного натиска экологически неграмотных людей. Поэтому, показателем эффективности формирования экологической культуры является не столько осознанность, глубина и прочность знаний, сколько реальное следование экологическим нормам и правилам в поведении и деятельности.

         Личное участие детей в природоохранной деятельности является важнейшей составляющей экологического воспитания в лицее № 1 г. Зеленодольска Республики Татарстан и реализуется через деятельность экологического отряда «Позитив». Возраст участников – 10 - 16 лет. Причем школьники 3 - 7 классов массово и активно принимают участие в природоохранных мероприятиях. А ребята постарше (8 - 10 класс) выступают, как старшие наставники, координаторы деятельности, разработчики экологических проектов, акций, конкурсов.

Цель деятельности отряда  – личное участие школьников в природоохранной деятельности. 

Задачи:

1. Осваивать  правила поведения, обращения и общения с живой природой.

2. Участвовать  в природоохранных мероприятиях.

3. Пропагандировать бережное отношение к природе, готовность к активным действиям по ее охране.

 Ребята из отряда экологического движения «Позитив» постоянно организуют и участвуют в природоохранных мероприятиях, акциях и конкурсах, многие из которых, стали традиционными:

  • «Дерево в ладошке». В рамках этой акции организуется помощь лесничеству города по сбору семян редких пород деревьев, таких, как туя, каштан, дуб. Ежегодно в сентябре члены экологического отряда  выходят на улицы и лесопарковые зоны города Зеленодольска, где произрастают эти виды деревьев и собирают семена. В среднем около 4 кг. семян туи, 3 кг. семян каштана и 20 кг. желудей сдается в лесничество. Сотрудники лесничества высевают эти семена и выращивают их в питомниках.  Эти  саженцы в дальнейшем используются для озеленения улиц города, в том числе в рамках акции «Посади дерево».
  • «Посади дерево». В течение весны и осени 2013 года школьниками лицея на улицах города высажено 8 саженцев туи,  10 – ели, 100 – рябины и яблони. После посадки за деревцами обязательно осуществляется уход – полив и рыхление.
  •  «Добрая зима», «Птичья столовая». Участники экологического отряда лицея в зимний период изготавливают кормушки для зимующих птиц и развешивают их на территории школы и   в лесопарковых зонах города. Организуют постоянное наполнение их кормами. Для изготовления кормушек используется «бросовый материал»: пластиковые бутылки, коробки. В качестве корма используются пшено, овес и семена подсолнечника. Зимой 2012-2013 года в городе было развешано 40 кормушек.
  •  «Бездомные животные тоже хотят жить». Эта акция, посвящена проблеме животных, не имеющих хозяев. В рамках акции  участники вышли на улицы города с плакатами и листовками, призывающими граждан к милосердию по отношению к «братьям нашим меньшим», к готовности приютить их и сделать домашними.
  • «Чистый город» - уборка улиц и лесопарковых зон  города проводится  постоянно, в течение весны и осени. Благодаря  учащимся, городская территория, закрепленная за лицеем, считается одной из самых чистых.
  • «День птиц». На празднике-конкурсе, посвященном Всемирному Дню птиц, перед участниками  выступают сотрудники Министерства экологии и природных ресурсов РТ,  ГПКЗ «Свияжский», лесничества города. В ходе мероприятия школьники выполняют интеллектуальные и творческие задания, выступают на сцене с песнями, стихотворениями и инсценировками на экологическую тему. В рамках мероприятия проводятся конкурс рисунков «Птицы Татарстана» и конкурс скворечников «Птичий домик». Все скворечники, представленные на конкурс передаются сотрудникам ГПКЗ «Свияжский» и лесничества и развешиваются ими  на территории заказника и лесу, прилегающем к городу.
  • Конкурсы и мероприятия  различной тематики: «Кто спасет землю?», «Земля. Природа. Родина. Будущее», «Друзья природы», «По лесным тропинкам», «Как прекрасен мир цветной, разноцветный шар земной!», «Экологический серпантин» и др. проводятся 3-4 раза в учебном году. Ребята соревнуются в творческих, интеллектуальных, спортивных заданиях, изготавливают поделки из природного и «бросового материала», сочиняют стихи, песни и лозунги, призывающие к природоохранной деятельности
  • Особое место в природоохранной деятельности занимает экологическая тропа, как один из видов экологического воспитания. Экологическая тропа формирует у детей нравственность, чувство бережного отношения к природе, любовь к частичке родной земли.

        С трех сторон город Зеленодольск окружен лесом. Одно из самых красивых мест Зеленодольска – лесной массив у спортивной базы «Маяк». Этот уголок живой природы не является ни заказником, ни памятником природы, ни национальным парком и никакой другой особо охраняемой природной территорией. Но, уникальность этого места в том, что на небольшом участке леса, протяженностью около двух километров, представлены различные биогеоценозы: болото, сосновый, березовый, смешанный лес. И прекрасно оно в любое время года. Поэтому оно было выбрано экологической тропой отряда «Позитив». Здесь ребята проводят природоохранные мероприятия и фенологические наблюдения:

  • Операция «Муравейник». Ежегодно весной, после схода снега ребята  выходят на экологическую тропу, подкармливают муравьев, проснувшихся после зимней спячки, считают муравейники, делают сравнения и выводы.
  • Операция «Первоцвет». Проводится весной, после схода снега. На всей протяженности экологической тропы школьники  развешивают плакаты, листовки, призывающие горожан не рвать «подснежники». Агитационным материалом служат творческие работы, предоставленные учениками младших классов на конкурс «Осторожно, первоцвет!».  
  • Акция  «Чистый лес». Несмотря на удаленность от города, в течение года на экологической тропе собирается очень много бытового мусора (пластиковые и стеклянные бутылки, пакеты), т.к. эта территория - любимое место прогулок и отдыха горожан. Поэтому, ежегодно в сентябре и мае организуются десанты по уборке экологической тропы от бытового мусора, который собирается в мешки и выносится в ближайшие контейнеры для сбора мусора.

        Экологические проблемы существуют и будут существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Поэтому, именно в школьном возрасте детям и подросткам важно научиться правилам поведения и  ответственного отношения к природе, получить основы экологических  знаний, ощутить личную ответственность за будущее планеты, приобщиться к природоохранной деятельности. Именно такую возможность дает участие детей в работе школьных отрядов детского экологического движения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы «Культурно-досуговая деятельность как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня».

МБДОУ «Детский сад «Мастерок» Опыт работы «Культурно-досуговая деятельность как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня». Учитель-л...

План по самообразованию "Культурно-досуговая деятельность как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня".

План по самообразованиюКультурно-досуговая деятельность как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. (2011-2012 г.г.)Учитель-логопед: Рогалева Наталья А...

Экологическое воспитание детей в системе дополнительного образования на примере детского творческого объединения "Задумка" МБОУ ДО ДДТ р.п. Усть-Донецкий Ростовской области

Завершается 2016-2017  учебный год,  но работа по экологическому воспитанию детей в системе дополнительного образования продолжается. Детское творческое объединение , имеющее художественную ...

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ Развитие экологической культуры школьников на основе создания МОДЕЛИ ЦЕНТРА нравственно-экологического воспитания детей и подростков «ЭКОС- экологическое содружество»

Рузский район – «жемчужина Подмосковья». Край плодородной земли, зеленых просторов лесов, прозрачных озер и кристально-чистого воздуха.Человек, увы, не всегда живет по законам разума...

"Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации экологических акций в ДОУ"

АннотацияВ данной статье рассмотрены особенности экологического воспитания дошкольников. Проанализированы методы работы с детьми, особое внимание автор уделил наблюдению, а также рассказал о реализаци...

Экологическое воспитание как средство формирования нравственности и духовности детей

Экологическое воспитание необходимый аспект воспитания подрастающего поколения, оно способствует развитию  активной гражданской позиции для сохранения природы....