Роль семьи в формировании экологической культуры ребенка
статья по экологии по теме

Люфт Елена Валерьевна

Данную статью можно использовать на тематическом родительском собрании.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Люфт Елена Валерьевна,

учитель биологии

Г. Когалым, ХМАО – Югра,

МБОУ «СОШ №10», учитель биологии

РОЛЬ СЕМЬИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА

        Последнее время тема экологии становится все более актуальной и социально значимой. Все чаще мы слышим об  экологических катастрофах, проблемах, их последствиях и причинах. Однако, экология для многих является призрачным понятием, окутанной неизвестностью.

        У населения возникает четкое представление о том, что проблемами экологии должны заниматься некие солидные инстанции, а роль простого рядового жителя планеты, в решении экологических проблем, ничтожно мала.

        Одной из  проблем населения является  всеобщее убеждение в том, что экологический след от одного жителя планеты еле заметен в масштабах экологических борозд, которое оставляет после себя любое производственное предприятие, транспорт и энергетика. Вследствие  этого у населения возникает ощущение не причастности ко всем возникающим  экологическим проблемам.

        Ну и наконец,  одной из самых сложных проблем в сознании современного человека  – это само восприятие природы. А где эта природа?  Возникает ощущение, что человек живет изолированно от природы. А та, что окружает, воспринимается как элементы декора городских улиц: клумбы  цветов, некоторые деревья, соседские собаки и т.д.

Безусловно, связь «Человек – Природа» ослабевает, а порой и безнадежно обрывается. У человека формируется потребительское отношение к природе: хорошая погода, удобная полянка для пикника и чистый пляж у моря.

Это специфическое мировоззрение, мы волей – неволей передаем своим детям. И они в свою очередь формируют свое видение природы, воспринимая ее как некую угрозу для жизни. Дети боятся взаимодействовать с домашними животными, так как от них обязательно появятся заразные болезни. Детям категорически запрещается  бегать по лужам, босиком по траве, а тем более под дождем, так как это  обязательно приведет к ОРЗ и гриппу, хождение в лес не поощряется из-за опасения укусов вредных насекомых.

Так в каждой семье формируется своя неповторимая психологическая атмосфера, которая отражает отношение к окружающему миру. Взгляды родителей являются ориентиром в формировании экологической культуры подрастающего поколения. К сожалению, ориентиры семьи направлены на экономические и личностные интересы, а природа в аспектах ценностях не рассматривается.

Поэтому реализацию  экологического просвещения     нужно начинать с раннего возраста детей и их родителей.

Экологическое воспитание детей достигает огромного эффекта, если родители и педагоги находятся в сотрудничестве и взаимосвязи, создается необходимое условие для полноценного развития ребенка.

Важно донести до родителей осознание необходимой целенаправленной работы, тесной взаимосвязи семьи и школы. На начальном этапе задача педагога привлечь внимание родителей к проблеме, постепенно побуждая их к сотрудничеству в первую очередь с самими детьми.

Экологический опыт закладывается в ситуациях, когда эмоционально-чувственная сфера обнажается: ребенок получает радость от общения с природой, сострадает и грустит, замечая негативные последствия антропогенного фактора.  Именно семья  в близком контакте со своим ребенком может создавать такие ситуации, формируя у ребенка экологический смысл.

Работая в школе учителем биологии и одновременно являясь классным руководителем 5 класса, свою воспитательную  деятельность я  планировала с учетом решения данной проблемы. Все дети этого класса являются участниками «Детского эколого-краеведческого движения».

         В течение года были проведены несколько тематических лекториев  для родителей. На родительских собраниях, в процессе консультаций и бесед, важно направить  мысли и действия родителей, подсказывая, какие примеры они могут взять на вооружение для воспитания у детей любви к природе, к родному краю, к растениям и животным, нас окружающим.

 

        Ниже, представлены наиболее удачные мероприятия, проводимые в 2011-2012 учебном году  в рамках реализации экологической программы  «Моя семья за природу в ответе!»

  1. Городская краеведческая игра «Знай, свой край!»
  2. Городская экологическая игра «Мой дом – Югра!»
  3. Театрализация сказки «Как Вова живую воду искал»
  4. Совместный экологический проект «Экономь бумагу – спаси лес!»
  5. Участие в Областном экологическом форуме «Зеленая планета»
  6. Конкурс поделок из упаковочного материала.
  7. Конкурс костюмов из нетрадиционных материалов.
  8. Школьная эколого-краеведческая игра «Край наш Югорский!»
  9. Семейный субботник
  10. Семейные пикники.
  11. Лесные прогулки.
  12. Тематические фотоконкурсы.

Во всех мероприятиях родители принимали активное участие и в организации и в подготовке. Проведение совместных мероприятий позволяет создавать условия для сотрудничества детей, родителей и школы; повышает интерес к экологическому образованию, а самое главное, способствует эмоциональному и психологическому сближению всех участников образовательного процесса.

Деятельность в направлении экологического просвещения детей и родителей находится в развитии, и я искренне убеждена в эффективности этого подхода.

Рекомендации для родителей «Как приобщить ребенка к природе»

  «Никогда никого не убивай!» Совершая прогулки, следует помнить, что в природе нет полезного и вредного. Все в природе взаимосвязано.

  «Время с пользой!» Организуя походы в природу, загородные поездки всей семьей, помните, что с вами дети, поэтому заранее нужно быть готовым стать для них на это время проводником по миру природы. Это уникальный шанс обогатить знания детей, приобщить его к природе, принимая в этом  прямое участие.

  «Природу – мать с любовью встречать!»  Поход в природу желательно начинать с приветствия не только друзей, с которыми встречаешься, но при этом важно поздороваться и с деревьями, кустами, птицами, насекомыми, солнцем, небом. Детей, как правило, такое поведение родителей приводит в восторг. Да и взрослым следует помнить, что улыбка солнцу – поднимает настроение, а рассматривание неба – снимает мышечное напряжение глаз, стабилизирует внутриглазное давление.

  «Замеченное – оживает!» Объекты природы, попавшие во внимание ребенка, оживают. Взрослым следует привлекать внимание детей к муравейнику, полету птиц, гнездам, интересным растениям и т.д.  Дети -  неутомимые исследователи. Помощь ребенку стоит оказывать по возможности так, чтобы большую часть поиска он делал сам. Иногда достаточно бывает указать на лужу, как место поиска и понаблюдать там осторожно за водомерками.

  «Наблюдай!» Многие дети любят рисовать с натуры. Это хорошо делать непосредственно на природе, приспособив для этого фанерку и присев на пеньке. Карандаши при этом можно разместить в кармане куртки.

  Уместно загадать детям загадки о природных явлениях. Подумайте, сколько положительных эмоций получит ребенок, получив живую отгадку! Хорошо на природе прочитать подходящие к месту стихотворные строки, пословицы, поговорки, приметы.  

 «Пример родителей – самый надежный урок!»  Не допускайте того, чтобы ребенок видел следы варварского поведения на лоне природы, которое превращает лесные поляны, полные тайн и чудес, в полумертвый пейзаж. Такие картины глубоко ранят и развращают душу детей!

 Только в том случае, если вы сами бережно относитесь к природе, можно требовать этого от детей, терпеливо обучая их азбуке поведения на природе с детства!

  1. «Очеловечивайте нечеловечное!» Взрослые часто навязывают детям чувство отвращения к некоторым животным: червякам, паукам, лягушкам, насекомым. Не делайте этого! Наоборот, акцентируйте внимание детей на их беспомощности, жертвенности, трудности в выживании и заботе о потомстве.
  2. «Никогда не поздно начать!» Помните, что бережное отношение к богатствам природы надо воспитывать с раннего детства, но и никогда не поздно начать с любого возраста.

Литература:

http://nsportal.ru/detskii-sad/materialy-dlya-roditelei/rekomendatsii-dlya-roditelei-1 (некоторые правила)  - Социальная сеть работников образования.  Дубина Светлана Александровна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в формировании личности ребенка.

Важнейшая социальная функция семьи - воспитание подрастающего поколения. Семья - это институт первичной социализации ребенка. Главными задачами семьи являются формирование первой социальной потребност...

Роль географического образования. Формирование экологической культуры населения

Описания роли географического образования, формирования экологической культуры населения культуры населения села Тюрнясево...

Родительское собрание «Роль родителей в формировании правовой культуры ребенка»

Текст и презентация для общешкольного родительского собрания в 5-6 классах.  В ходе мероприятия родители должны узнать, кукую роль они играют в формировании правовой культуры детей....

Роль семьи в формировании речевого развития ребенка

В условиях школы низкий уровень развития речи является одним из главных препятствий в формировании навыков учебно-познавательной деятельности, в полноценном общении со сверстниками и взрослыми, тормоз...

Роль семьи в формировании читательской культуры ребенка.

Чтение лежит в основе духовного воспитания личности, задача родителей - привить ребенку любовь к чтению. "Чтение - это окошко, через которое дети видят и понимают мир и самих себя" гов...

Роль биологии в формировании экологической культуры

В современных условиях экологические  проблемы занимают одно из ведущих мест. Об их важности свидетельствует тот  факт, что ХХI век объявлен мировым  сообществом как  «...