"Новые горизонты экологического образования"
рабочая программа (экология, 6 класс) по теме

Панина Татьяна Евгеньевна

Программа дополнительного образования по экологии "Юный эколог", расчитанная на 72 часа, для 6 - 7 классов.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Методика итоговой аттестации обучающихся

по программе

дополнительного образования

«Юный эколог».

Защита проектов:

Темы индивидуальных проектов:

«Универсальное растение»

«Как сделать остров живым»

«Формирование фитосообщества в заданных условиях»

«Газоны пришкольного участка и их польза»

«Растения Красной книги ближайшего окружения»

Темы групповых проектов:

«Моё дерево»

«Экологическое состояние пришкольной территории»

«Составление ассортимента древесно – кустарниковых растений для озеленения пришкольного участка»

«Роль зелёных насаждений в очистке воздуха»

«Декоративное оформление пришкольного участка»                                                                                      



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №4»

города Котовска Тамбовской области

Утверждена        Утверждаю

Методическим советом        директор школ

 школы                                                                                                                        В.С. Корнаухов  _____

«           »________2010 года        «  »_______2010 год

Протокол №

ПРОГРАММА

дополнительного  образования

« Юный эколог»

(для обучающихся среднего школьного возраста,

12 – 13 лет)

Составите: Т.Е.Панина, учитель биологии

                  Срок реализации  - 1 год

                                            Год разработки программы – 2010 год.

Пояснительная записка

Дополнительная образовательная программа, реализуемая в образовательном учреждении,  направлена на формирование знаний о сути и причинах явлений в растительном мире. Программа имеет эколого-биологическую направленность. Расширяет представления  о роли растений в жизни человека, о роли окружающей среды в формировании растительного многообразия, главенствующей роли растений, знакомит с этносом и культурой родного края. Краеведческий материал помогает развить у учащихся понимание сложных взаимоотношений и взаимосвязей ближайшего природного окружения.

Задачи:

  1. Активизировать внимание школьников к экологическому состоянию близлежащего окружения
  2. Обобщить и углубить знания о влиянии окружающей среды на здоровье человека.
  3. Сформировать умения и навыки, необходимые для изучения и оценки экологического состояния окружающей среды.
  4. Продолжить воспитание ответственного отношения к природе и здоровью человека.
  5. Мотивировать необходимость деятельности  по благоустройству пришкольной территории.

Цели: 

Одной из ведущих целей экологического образования школьников  в настоящее время стало формирование ответственного отношения к окружающей среде. Для её решения требуется организация овладеть умениями и навыками правильного поведения в природе, научиться оценивать состояние окружающей среды ближайшего природного окружения двора, улицы и т.д., вносить свой практический вклад в сохранение и улучшение богатств и красот природы.

Отличительными особенностями данной образовательной программы от уже существующих образовательных программ является то, что в данной программе делается акцент на самостоятельное исследование и поисковую активность детей, развевать творчество и фантазию – как школьников, так и свою, а так же привлечь к участию в проекте семью ребёнка. Дополнительная образовательная программа рассчитана на детей от 11  до 15 лет. Продолжительность образовательного процесса – 1 год. Форма занятий урочная. Режим занятий 2 раза в неделю.

Ожидаемые результаты:

По изучению данной программы учащиеся должны:

Знать:

  1. Структурную организацию экосистем;
  2. Разнообразие экологических факторов и закономерности их проявления;
  3. Причины и значения природного разнообразия:

Уметь:

  1. Объяснять экологическую опасность обеднения биологического разнообразия;
  2. Объяснять необходимость сохранения экологически целесообразного поведения;
  3. Разработать экологический проект благоустройства ближайшего окружения, заполнить паспорт одного или нескольких деревьев.

Способом определения результативности программы должна стать защита обучающимися индивидуальных и групповых проектов.   Формой подведения итогов данной дополнительной образовательной программы могут быть выставки,  праздники, участие в конкурсных проектах.

Тематическое планирование программы « Юный Эколог»

Тема

Количество часов

Из них

Дата

Теорити-ческих

Практи-ческих

План

Фактич.

Тема: Введение 2 ч.

1

2

Эколгия как наука.

Разнообразие растительного мира

1

1

1

1

Тема: Организм и среда 21 ч.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

Экологические факторы

Где живут растения?

Чем отличается окружающая среда, среда обитания и среда жизни.

Факторы и ресурсы окружающей среды.

Как факторы изменяют растения?  (народные приметы, пословицы и сказания)

Как растения приспособились к окружающей среде?

Проект «Универсальное растение». Знакомство с адаптированными особенностями растений в различных средах обитания.

Кому нужны цветы на планете?

Как растения защищаются?

Кто в лесу главный?

Почему растения называют «главным поваром планеты».  Практическая работа №1 « Для кого готовят растения?»

О чём думают растения? (урок – диспут).

Как сделать остров живым? Проект формирования фитосообщества в заданных условиях

Как растения относятся к свету. Как растения выживают в тени? Листовая мозаика. Экологические группы комнатных растений по отношению к свету.

Практическая работа № 2 «Особенности листовых пластинок теневых и светолюбивых листьев»

Как помогает лист и корень справиться с засухой?

Почему плавает лист кувшинки?

Практическая работа №3 «Особенности растений  различных мест обитания ближайшего окружения»

Как «обижают» мороз и жара растения?

Народные приметы  о жизни растений. Фенологические карты.

Мифы и легенды о растениях. Сказочные герои – растения. Экологический смысл сказок.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Тема Основы экологии растений. 8 ч

1

2

3

4

5

6

7

8

Практическая работа №4 «Экологические группы растений ближайшего окружения».

Почему Тамбовская область относится к зоне лесостепей?

Экскурсия в лес. Какие вопросы Вам могут задать растения ?

Диалог с растениями.

Нужен ли растениям кислород?

Как помогает людям лес.

Лекарственные и ядовитые растения.

Основы экологии. Зачёт с элементами игры.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

   1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

                 Тема Экологические иследования. 26 ч.

Проект «Моё дерево». Знакомство с деревом.

Изучение кроны листьев.

Изучение коры, ствола выбранных деревьев.

Изучение цветков.  ( соцветий)

Изучение плодова, семян.

Изучение почвы и уход за деревьями.

Обобщение материалов по работе «Моё дерево» (сочинения, фото, сказки, составление  паспорта дерева)

Проблемный урок. Что я могу сделать для моего дерева?

Праздник «День дерева»

Проект «Экологическое состояние пришкольной территории. История школы.

Знакомство с планировкой пришкольного участка.

Определение общей площади участка и площади каждой отдельгой зоны.

Описание географического положения пришкольного участка.

Городская среда и растения.

Основные формы озеленения в городе.

Видовой состав древесных растений используемых в озеленении и их краткое биолгическое описание.

Болезни зелёных насаждений.

Разработка рекомендаций для улучшения ситуации в озеленении пришкольного участка.

Изучение степени запылённости воздуха в различных местах пришкольной территории.

Сколько деревьев  и какова площадь кустарников приходиться на одного учащегося.

Требование к озеленению школы.

Роль зелёных насаждений в очистке воздуха.

Зелёное насаждения и шумовое загрязнение.

Газоны пришкольного участка и их польза.

Обобщающий материал проекта «экология пришкольной территории.

Праздник «День Земли».

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Тема Ландшафтный дизайн. 15 ч.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

От дворцовых парадных парков до скромных садов горожан . . .

Декоративное оформление участка.

Газон. Подготовка почвы под газон

Уход за газоном . Состав травосмесей.

Альпийские горки.

Размещение альпийских горок. Ассортимент растений для горки.

Цветочные бордюры.

Ассортимент растений для бордюров.

Проектирование цветочного оформления на фоне газона.

Биологические и дикоративные особенности растений, используемых в зелёном страительстве.

Составление ассортимента древесно – кустарниковых растений для озеленения пришкольного участка.

Как человек защищает растения.

Растения Красной книги Тамбовскуой области.

Презентация проектов озеленения ближайшего окружения.

Итоговое занятие.

Итого

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

72ч

1

1

1

1

1

1

1

1

39

1

1

1

1

1

1

1

33

Содержание программы

1.Введение – 2 ч.

Экология как наука. Разделы экологии. Что изучает экология. Экологические знания в библейских сказаниях, фольклоре. Понимание экологических процессов на основе ответа на вопросы о причинах многообразия растений и роли их в формировании биосферы.

2. Организм и среда – 21 ч.

Понятие среды обитания, окружающая среда. Элементы, факторы и ресурсы окружающей среды. Практическая часть « Факторы и ресурсы окружающей среды».  Взаимосвязь экологических факторов и жизненных форм растений. Практическая часть «Как растения приспособились к окружающе5й среде». Особенности растений различных природных зон. Практическая часть. Проект « Универсальное растение». Биоритмические факторы и биологические ресурсы. Практическая часть. « Кто в лесу главный». Биотические взаимоотношения, пищевые цепи.  Практическая часть. « Почему растения называют  «главным поваром планеты». Биосферная роль продуцентов.

Практическая работа № 1 «Для кого «готовят» растения». Составление примеров пищевых цепей.

Практическая часть « Как сделать остров живым».  Проект формирования фитосообщества в заданных условиях.

Практическая работа № 2 «Особенности листовых пластинок теневых и световых листьев»

Практическая работа № 3 «Особенности растений различных мест обитания ближайшего окружения»

Практическая  часть  «Как «обижают» мороз и жара наши растения?»

3. Основы экологии растений. – 7 ч.

 Значение света в жизни растений. Адаптация растений к свету. Экологические группы растений. Морфологические особенности растений. Климат Тамбовской области. Влияние растительности на газовый состав атмосферы. Изменение химического состава воздуха и почв под влиянием растений.

Практическая работа №4 « экологические группы растений ближайшего окружения».

Практическая часть. Экскурсия в лес.  «Какие вопросы вам могут задать растения?» Практическая часть  «Диалог с растениями».

4.Экологические исследования – 26 ч.

Практическая часть. Проект «Моё дерево». Знакомство с деревом. Вид. Многообразие видов.

Практическая часть. «Изучение кроны,  листьев» Практическая часть. « Изучение коры, ствола, выбранных деревьев». Внешнее строение листа. Влияние факторов среды на строение листа. Видоизменение побегов. Цветок. Соцветие. Практическая часть. «Изучение цветков (соцветий)». Побег и почки. Распространение плодов и семян. Практическая часть. «Изучение плодов и семян». Годичные кольца. Структура сообщества. Практическая часть. «Изучение почвы и уход за деревьями».  Ярусность леса. Трофические структуры. Детритные цепи. Экологические сукцесии

Практическая часть. Проект «Экологическое состояние пришкольной территории. История школы» Практическая часть. «Знакомство с планировкой школьного  участка». Практическая часть. « Определение общей площади участка и площади каждой отдельной зоны.» Практическая часть. «описание географического положения пришкольного участка». Практическая часть. «Основные формы озеленения в городе». Практическая часть. «Видовой состав древесных растений, используемых в озеленении, и их краткое биологическое описание». Химическое загрязнение среды и здоровье человека. Практическая часть. «Изучение степени запылённости воздуха в различных местах пришкольной территории». Практическая часть. « Сколько деревьев и какова площадь кустарников приходится на одного учащегося». Практическая часть. «Роль зелёных насаждений в очистке воздуха». Влияние звуков на человека. Практическая часть «Зелёные насаждения и шумовое загрязнение». Проблемы адаптации человека к окружающей среде. Практическая часть.  « Газоны пришкольного участка и их польза».

5. Ландшафтный дизайн – 16 ч.

Ландшафт как фактор здоровья. Экосистема города. Городской ландшафт. Цветоводство. Альпийские горки. Практическая часть. «Размещение альпийских горок. Ассортимент растений для горки».  Газон. Практическая часть. « Подготовка почвы под газон». Декоративное оформление.  Практическая часть.  « Ассортимент для бордюров». Состав травосмесей. Практическая часть. «Проектирование цветочного оформления на фоне газона». Почва – важнейшая составляющая часть биосферы. Практическая часть.  «Составление ассортимента древесно – кустарниковых растений для озеленения пришкольного участка». Загрязнение почвы.

Методическое обеспечение дополнительной  образовательной программы.

Зачёт с элементами игры.

Игра « Исправь ошибки»

Схемы выполнены на доске: Один участник команды исправляет допущенные ошибки.

А) Поток энергии в биоценозах:

                                                           Продуценты

                                      редуцент            консументы

Б) Цепи питания:

Пшеница               волк            мыши

В)                                       Факторы среды

Биотические        Абиотические        Антропогенные

Давление        влияние человека        хищничество

Свет        на среду обитания        симбиоз

температура        и организмы        нейтрализм

Игра « Поставь на место»

Каждой группе выдаются листки со списком терминов напечатанных подряд, которые необходимо распределить по сооответствующим темам. Для этого их можно определённым образом помечать или выписывать в 3 столбика.

Темы: «Факторы среды», «Биологические факторы», «Экосистемы».

Термины: автотрофы, гетеротрофы, анабиоз, биогеоценоз, продуцент, редуцент, симбиоз. Лимитирующий фактор, абиотический фактор и т.д.

Тест: « Выбири правильный ответ»

1.  Какому термину соответствует определе6ние; устойчивое сообщество растений, животных и микроорганизмов, находящихся в постоянном взаимодействии с компанентами атмосферы, гидросферы, литосферы.

А) биоценоз    Б) биогеоценоз        В) популяция            (ответ: Б)

2 . Какие организмы называются гетеротрофными?

А) потребители готовыфх органических веществ

Б) производители органических веществ

В) хемоавтотрофы        ( ответ: А)

3.  Как называется форма взаимоотношений организмов при которой оба партнёра извлекают пользу от совместного проживания?

А) симбиоз  Б) нейтрализм В) аменсализм         ( ответ: А)

4.  Как называется ряд взаимосвязанных видов,  из которых каждый предыдущий служит пищей предадущему?

А) цепь питания   Б) популяция   В) сукцессионный ряд      (ответ: А)

Работа с сигнальными карточками.

Отвечают на вопросы,  поднимая карточки (синий – нет, красный – да).

1.Реакция организмов на длину светового дня называется фотопереодизмом?      (да)

2. Термин «экология» предложил Геккель?              (да)

3. Все растения являются автотрофными организмами?         (да)

4. Первичная сукцессия происходит при заселении недавно возникшего вулканического острова? (да)

5. С одного пищевого уровня переходит 50 % энергии и биомассы?                                   (нет)

6. Цветением воды называют цветение кувшинок?                                                   (нет)

7. Во всех экосистемах есть продуцент?        (нет)

8. Тропические леса – лёгкие планеты?        (нет)

Работа с группой.

Ответы на вопросы учащиеся готовят в группах коллективно.

1. а) Перечислите основные экологические факторы.

б) Почему кроговорот веществ в биогеоценозе составляет основу жизни?

в) Какой термин лишний в ряду: продуцент, консумент, гетеротрофы, редуценты?

2. а) Приведите примеры фотопериодической реакции у растений и животных.

Б) Какие вещи лежат в основе существования биогеоциноза? Приведите примеры  пищевой цепи из 4 или 5 звеньев.

3. а) Что такое лимитирующий фактор?

б) Что нужно знать для характеристики биогеоценоза?

в) Приведите примеры потребителей органического вещества на разных трофических уровнях.

4. а) Какой термин лишний в ряду: симбиоз, хищничество, мутуализм, аменсализм?

б)  В чём сходство и различие пастбищных и детритных цепей питания?

в) Что называется сукцессией?

Практическая работа № 1 « Для кого готовят растения? ». Составить из предложенных компонентов пищевые цепи, объяснить значение пищевых цепей.

Практическая работа № 2 « Особенности листовых пластинок теневых и световых листьев». Приготовить листья различных мест произрастания. Изучить морфологию и анатомию листа. Уметь объяснять особенностми выращивания комнатных растений различных экологических групп.

Практическая работа № 3 «Особенности растений различных мест обитания ближайшего окружения». Гербарий Тамбовской области, знать видовые и народные назвыания растений своего края (определять ядовитые растения).

 

Проектная деятельность

Проект « Моё дерево»

1. Подготовительный этап.

Бесседа, дискуссии. Вопросы для дискуссии:

- Давайте представим,  что деревья вдруг исчезли.

- Что произойдёт на всей Земле?

- В нашем городе?

- Возле нашей школы? У вашего дома?

- Изменится ли что – нибудь в нашей жизни?

- А почему деревья могут исчезнуть?

Сделать вывод.

Экскурсия вокруг планеты. Объяснение задач проекта детям выбор объекта исследований, дать имя своему дереву, работа с родителями.

Оформление результатов исследований, наблюдений.

.

2. Исследовательский этап.

- знакомство с деревом

- изучение: кроны листьев,  коры ствола, цветков (соцветий), плодов, семян,  почвы,  уход за деревом.  Фенологические наблюдения.

3. Обобщение материалов.

Написание сочинений, составление сказок, рисунков, составление паспорта.

Праздник «День дерева»

Составление рекламы и поздравления своему дереву. Игра изображение своих деревьев, каждый учащийся изображает своё дерево, а остальные отгадывают его название.

Создание серии знаков, запрещающие и разрешающие рекомендации по охране дерева.

 

Исследовательский проект « Экологическое состояние пришкольной территории».

1. Подготовительный этап.

Знакомство с целями и задачами практической работы, с методикой проведения основных исследований, устройством и работой приборов: термометра, компаса и др.; формирование групп и вручение им инструктивных карточек по проведению работ. В содержании карточки входят: текст заданий, описание методики проведения исследований, критерии и нормы оценок исследуемых объектов. План составления отчёта.

2. Исследовательский этап.

Работа проводится по  двум направлениям.

Первое – знакомство с планировкой школьного участка. Этот этап включает следующие исследования:

- выделение зон на пришкольной территории : спортивная, учебно – опытная, и др.

- определение общей площади участка и площади каждой отдельной зоны – их отношение и соответствия санитарно – гигеническим нормам.

- описание географического положения пришкольного участка.

Второе направление – изучение экологического соотношения пришкольной территории.

Включает следующие исследования:

- проведение анализа положение школы в микрорайонею.

- изучение степени запылённости воздуха в различных участках пришкольной территории.

- изучение видового состава растительности и её состояние.

- определение уровнея шумовой нагрузки на пришкольную территорию.

- Изучение роли растений пришкольного участка в улучшении микроклимата.

3. Обобщение материалов.

Заполнение паспорта школы.

Презентация проектов озеленения пришкольной территории. Праздник « День Земли».

«Зелёная волна».  Трудовой десант на пришкольной территории.

Итоговое занятие.

Материально – техническое обеспечение.

Для реализации образовательной программы « Юный эколог» имеются:

  1. Помещения, рассчитанные на 30 человек
  2. DVD
  3. Мультимидийное обеспечение по экологии
  4. Магнитофон
  5. Телевизор
  6. Фотоаппарат
  7. компьютер

Литература:

Для учителя:

1. Беркинблит М.Б., Чуб В.В. “Биология" (экспериментальный учебник для 6 класса) - М., “Вентана-Граф”, 1993 г.

2. Будорагина Л.В., Ростроса Н.К. “Производство кисломолочных продуктов" - М., “Агропромиздат”, 1986 г.

3. Корчагина В.А. “Биология: растения, бактерии, грибы, лишайники”. Учебник для 6-7 класса - М., “Просвещение”, 1992 год (на каждую парту).

4. Медников Б.М. “Биология: формы и уровни жизни" - М., “Просвещение”, 1994 г.

5.Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. “Биология: растения, бактерии, грибы, лишайники" (учебник для 6 класса) - М., “Вентана-Граф”, 2001 г. (на каждую парту).

6.Ресурсы сети ИНТЕРНЕТ

Для обучающихся:

1. Биология: справочник школьника (составитель Власова З. А.) - М., изд. “Слово”, 1995 г.

2. Большой энциклопедический словарь.

3.Энциклопедия Кирилла и Мефодия.

Рецензия

на программу дополнительного образования

«Юный эколог»

Содержание программы построено таким образом. Чтобы оно способствовало пониманию сущности в современной эк5ологии и применялось практически в своей жизни.

На занятиях используется экологический проект, которые позволяют воочию увидеть результат своей работы, особенно на оформлении газонов территории школы.

Задания и практические работы позволяют развивать умения и навыки работать в коллективе, приглашать для сотрудничества не только родителей, но и экологические службы.

Программа «Юный эколог может быть реализован в общеобразовательном учреждении, так как соответствует стимулированию познавательной деятельности., развивает коммуникативные и компетентные навыки учащихся. Может быть использована в системе дополнительного образования детей.

Учитель МОУ «СОШ №3»                      Т.Е. Пархоменко ________________

2010 год

Рецензия

на программу дополнительного образования

«Юный эколог»

Программа ориентирована для учащихся среднего школьного возраста. Имеет экологическую направленность.

Разработана данная программа в соответствии с требованиями, предъявленными, к программам дополнительного образования и предполагает,  расширение знаний учащихся о сути и причинах явлений в растительном и животном мире,  о роли человека в охране окружающей среды.

Содержание программы не дублирует общеобразовательную программу по биологии.

Структура программы выдержана в соответствии с рекомендациями. Для реализации данной программы предлагается мультимедийные обеспечения, DVD.

В процессе обучения предусматривается различные формы учебных занятий: поисковая, игровая деятельность учащихся, тестирование, выполнение исследовательской работы.

Вывод: данная программа может быть использована в системе дополнительного образования детей.

Заместитель директора МБОУ «ООШ №4»:  

                                                                                       Л.И.Жидкова

        _________________

2010 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Ты-завтрашний лидер, мы откроем тебе новые горизонты!"

Дополнительное образование детей - это сфера педагогической деятельности, которая  выходит далеко за рамки традиционных внеклассных мероприятий, которые обычно направлены на решение воспитательны...

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ВОСПИТАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ В РАМКАХ НАУЧНО-УЧЕБНО-КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ЦЕНТРА НЕПРЕРЫВНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»

В данной работе автор - Украйченко А.А. представляет непрерывное экологическое образование в рамках центра "Экологическое краеведение"...

Культура Западной Европы в XIV – XV веках: новые горизонты

План-конспект и презентация урока по истории в 6 классе....

Новые подходы к экологическому образованию выпускников образовательных учреждений Республики Коми в интересах устойчивого развития

В статье "Новые подходы к экологическому образованию выпускников образовательных учреждений Республики Коми в интересах устойчивого развития" описываются новшества вводимые для развития экологического...

«Профессиональное самосовершенствование педагога – новые горизонты творчества в системе дополнительного образования»

СЕМИНАР ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ТЕМЕ:«Профессиональное самосовершенствование педагога – новые горизонты творчества в системе дополнительного образования»      ...

Экологическая компетенция как новый планируемый результат экологического образования

В соответствии с международными обязательствами России в области образования для устойчивого развития (УР) и российским законодательством, в условиях повышения требований общества к качеству образован...

История. 7 класс. Новые миры, новые горизонты.

УМК С.Н. Карпова. Издательство "Русское слово". О.В. Дмитриева. Всеобщая история. История Нового времени. 7 класс....