Проект комплексного экологического описания объекта
учебно-методическое пособие по экологии на тему

В проекте освещаются вопросы экологического описания объектов водных. Предлагается програма изучения вод своей местности, с четким указаним предполагаемых результатов. Программа реализуется на уровне 2-11 классов. Как в НОУ, так и в обычных общеобразовательных классах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комитет по образованию г.Карабаша

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6 г.Карабаша»

«Проект комплексного экологического исследования

малых  водных объектов Карабашского городского округа»

Автор учитель биологии- географии

Петухова Г.В.

Карабаш 2013

        Природа России одна из самых богатейших и красивейших в мире. Каждый край и каждая область России уникальна и неповторима. А уголков с прекрасной природой в России просто не перечесть. Одним из таких является Южный Урал и относящаяся к нему Челябинская область. Чистейший воздух, пропитанный запахами растительности, прозрачные озера, сосновые и лиственные леса под сенью величественных горных вершин – все это присуще Южному Уралу. На Южном Урале много крупных и мелких озер, рек, прудов, ручьев, водохранилищ. Некоторые из них изучены достаточно хорошо, другие же требуют своего исследования. Предметом  своего проекта мы выбрали малые водные объекты своего городского округа. О многих из них в литературе федерального и регионального уровня приводятся либо скупые строчки, либо данных нет. Примером могут служить озера Большие и Малые Барны, которые входили в территорию закрытого военного городка и данных, о которых нет даже в водном кадастре страны.  

        При создании исследовательского проекта, рассчитанного на реализацию в течение нескольких лет, мы исходили из федеральных, региональных и местных законов, и подзаконных актов, таких как Федеральный Закон № 73 от 3 июня 2006 «О введении в действие водного кодекса Российской Федерации», Федерального Закона № 7 от 10 января 2006 года «Об охране окружающей среды»,  Закон Челябинской области N 81 от 4 мая 2002 года «Об особо охраняемых территориях  Челябинской области»,  Закон Челябинской области  N 357 от 29 января 2009 г "О регулировании отношений в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, водных биологических ресурсов на территории Челябинской области",  Закон Челябинской области N 105 от 27 января 2000 г. "Об экологическом мониторинге", Решение Собрания Депутатов Карабашского Городского округа №  184 от 17 февраля   2011г « О  реализации целевую муниципальную программы  «Чистая вода» в Карабашском городском

округе Челябинской области на 2010-2020гг.».                                                                              
     Качество воды - один из важнейших показателей качества окружающей среды, влияющий на здоровье человека.   С помощью физических, химических, биологических исследований можно оценить качество воды и обозначить тенденции в его изменении. Эти исследования дают понять, какие воздействия на водоемы являются неблагоприятными, и каким образом восстановить здоровье воды.

       Актуальность проекта заключается в том, что исследуются в комплексе малые водные объекты. Для такого исследования составлен практикум, с помощью которого дети знакомятся с различными методами исследования, чувствуют себя настоящими учеными, планируют и анализируют свою деятельность. Ведь  малые водные объекты — речки, озера, пруды, родники  — важная часть нашей малой Родины. Очевидно, в России нет ни одного города, поселка, деревни, где не было бы, по крайней мере, «малой воды». Это и понятно: с давних времен люди обязательно выбирали место для жилья вблизи воды — большой или малой. Вода была необходима человеку не только для питья, водопоя домашних животных, полива выращиваемых растений. Это и рыбалка — издавна российские реки и озера были богаты рыбой. Это и средство передвижения — летом на лодках, зимой по льду на санях.

        Антуан де Сент-Экзюпери сочинил настоящий гимн воде: «Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха,  тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни; ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились, по твоей милости в нас вновь начинают бурлить высокие родники нашего сердца. Ты самое большое богатство на свете».

    На территории Карабашского городского округа много водных объектов, некоторые из них   изучены  и являются гидрологическими памятниками природы регионального значения:  река Большой Киалим (Решение облисполкома № 553 от 23.12.1985г.), Киалимское водохранилище (Решение облисполкома № 553 от 23.12.1985г.), озера Увильды (Решение облисполкома № 29 от 21.01.1969г.), Серебры (Решение облисполкома № 553 от 23.12.1985г.), Уфимское Решение облисполкома № 553 от 23.12.1985г.). Другие же требуют своего исследования.

         В настоящее время наша водоносная система переживает не лучшие времена. В течение многих последних лет человек не заботился о малых реках и озерах. Вырубался лес по берегам и на поймах, осушались болота, питающие реки. Берега часто распахивали вплоть до уреза воды, не оставляя даже небольшой части долины реки в естественном состоянии, что ограждало бы воду от загрязнения. Но самое страшное заключается в том, что человек перестал быть хранителем чистой воды. Что проще: вымыть машину на берегу, пустить коров на водопой, спустить во время паводка накопившийся на ферме навоз, выбросить мусор в воду, чтобы не портил место отдыха и т.д. Наши бессловесные друзья — речки, пруды, озера, родники - начинают болеть: вода становится грязной, мутной, летом она может зацвести. Постепенно угасает жизнь в воде. Сначала одни водные организмы сменяются другими, менее прихотливыми к условиям среды обитания, а потом и вовсе исчезают. Река или озеро могут умереть, уйти навсегда. Бывает, что летом малая река превращается в едва заметный ручеек или цепь маленьких водоемов со стоячей водой; озеро мелеет с каждым годом; родниковая вода становится не пригодной для питья.  Все это — признаки надвигающейся беды. Однако человек не может жить без воды. Это не только хозяйственный ресурс, но и неотъемлемая часть природы, ее красота.                     Воспоминания нашего детства почти всегда связаны с любимым местом отдыха, купания на реке, в пруду, ловлей рыбешек, ночевкой у костра возле журчащей речки. Вот почему так важно остановить процесс разрушения, гибели малых водных объектов. И сделать это могут дети при поддержке взрослых,  учителей и наставников.

       Мы уверены, что полноценное экологическое воспитание невозможно без реальных экологических действий. Наиболее доступной и благодарной формой таких действий является изучение и охрана малых водных объектов, в сочетании с акциями по уборке и благоустройству территории, планированию и реализации программ и простых мероприятий по восстановлению и поддержанию малых водных объектов. Объект изучения доступен, потому, что реки, озера, ручьи и родники сосредоточены на довольно небольшой по площади территории округа и многие легко доступны. Исследование  доступно также, потому что существуют достаточно простые методы изучения экологии рек, озер, родников и прудов. И все же главное — это желание помочь речке или роднику, вылечить их.  Но сначала нужно понять, чем они  больны и в чем причина болезни. Природа болеет в основном по вине людей и следы этой неразумной деятельности человека обычно нетрудно заметить.

Цель проекта:

Получить информацию, связанную с конкретной проблемой состояния малых водных объектов – расположенных на территории Карабашского городского округа и последующее представление этой информации для заинтересованных сторон (общественности, государственных органов), направленное на разработку и принятие мер по улучшению ситуации.

Задачи:

  1. Собрать общие сведения о малых водных объектах Карабашского городского округа
  2. Оценить качество воды водных объектов Карабашского городского округа.
  3. Провести физический, химический и биологический  анализ воды
  4. Описание ландшафтов, флоры и фауны
  5. Провести статистическую обработку информации.
  6. Оценить результаты биологических исследований.
  7. Составить экологический паспорт малых водных объектах Карабашского городского округа
  8. Сделать выводы и внести предложения

При реализации проекта решаются следующие задачи:

  1. Перенести часть учебного процесса по таким естественнонаучным дисциплинам, как экология, биология, география на природу;
  2. Организовать многолетнее слежение (мониторинг) за состоянием природы и антропогенных воздействий на территории водного объекта  силами школьников;
  3. Организовать практическую работу учащихся школы по охране и благоустройству территории объекта исследования  и его окрестностей;
  4. Развернуть пропагандистскую кампанию по бережному и рациональному отношению учащихся школы и местного населения к природно-культурному наследию своей местности.

Суть работы состоит  в самостоятельной учебно-исследовательской деятельности школьников. Работа по реализации проекта строится по нескольким направлениям:

  1. "Мониторинг ландшафта"
  1. Картографирование территории малого водного объекта;
  2. Изучение рельефа территории;
  3. Структура биоценозов ;
  4. Мониторинг антропогенной нагрузки на местность;

2.   Экология растений" (мониторинг)

  1. Динамика роста деревьев;
  2. Картографирование фитоценозов;
  3. Геоботанические описания территории объекта;
  4. Экологическая приуроченность растений

      3.  «Мониторинг животных» (экология животных)

  1. Фауна летающих насекомых;
  2. Фауна птиц;
  3. Фауна и численность мелких млекопитающих;

       4.   «Мониторинг водоемов»

  1. комплексное описание водного объекта;
  2. определение качества воды;
  3. планктон;
  4. физико-химические показатели воды.

Участники проекта: воспитанники Дома детского Творчества, учащиеся общеобразовательных школ города, занимающиеся в кружках эколого-биологической и эколого-краеведческой направленности, в возрасте 10-16 лет.

Сроки реализации проекта:  2011 - 2015гг. 

 Планирование реализации проекта.

Год реализации проекта

Направления      деятельности

Представление результатов деятельности

Теоретические

Практические

2011

1  Сбор информации о малых водных объектах Карабашского городского округа

1  Анализ и обработка информационных источников  по теме проекта

1  Создание банка данных о малых водных объектах Карабашского городского округа

2  Определение географических координат малых водных объектов

2   Создание  гидрологической карты Карабашского городского округа

1  Презентация гидрологической карты Карабашского городского округа, изучение мнений.

3  Планирование полевых исследований

1  Исследование

о. Большие Барны

2   Исследование  питьевой воды военного городка.

3  Исследование Киалимского водохранилища

1  Участие в муниципальном и региональном  этапах

конкурса «Вода на Земле»

2  Участие в муниципальном и региональном  этапах

конкурса «Чистая вода»

3.  Участие в городской научно-исследовательской конференции школьников.

4.  участие в природоохранных акциях

5  Подготовка публикаций об истории и современном состоянии водных объектов в СМИ

6  Участие в традиционных субботниках по очистке территории о. Увильды, проводимого ЧРОО «В защиту озера Увильды»

2012

1 Сбор информации, опрос населения о родниках г. Карабаша и его окрестностей

1  Исследование вод родников

1 Паспортизация  родников Карабашского городского округа

2  Проведение городской природоохранной акции «Живи родник»

3  Благоустройство родников, как достопримечательностей края.

1  Сбор информации об особо охраняемых гидрологических памятниках природы

г. Карабаша

1. Исследование современного состояния воды особо охраняемых гидрологических памятниках природы

г. Карабаша

1  Публикация в местных СМИ материалов, о современном состоянии особо охраняемых гидрологических памятниках природы

г. Карабаша

2   Формирование рекомендаций об утверждении  гидрологических памятников природы местного значения

3  Проведение  общегородского краеведческого  конкурса

«Карабаш – город мой, город – твой, город – наш»

1  Сбор информации об озере Барахтан и в  реках, впадающих в него.

1  Полевые и лабораторные исследования проб воды озера Барахтан и в реках, впадающих в него.

1  Участие в муниципальном и региональном  этапах

конкурса «Вода на Земле»

2  Участие в муниципальном и региональном  этапах

конкурса «Чистая вода»

2013г.

1  Сбор информации об озерах Малые Барны, Большой и Малый Агардяш, Арашкуль

1  Полевые и лабораторные  исследования  проб воды озер Малые Барны, Большой и Малый Агардяш, Арашкуль.

1  Паспортизация  малых озер – Большие и  Малые Барны, Барахтан, Большой и Малый Агардяш, Арашкуль.

2  Участие в традиционных субботниках по очистке территории  проводимого ЧРОО «В защиту озера Увильды»

1  Исследование  прибрежной флоры и фауны малых озер края

1  Составление видового списка растений и животных растущих на берегах малых озер края

2  Выявление редких и охраняемых растений и животных.

3  Создание Красной Книги  Карабашского городского округа.

2014г.

1  Сбор информации о Богородском пруду

1  Полевые и лабораторные исследования проб воды Богородского пруда.

1  Паспортизация  Богородского пруда

2  Участие в муниципальном и региональном  этапах

конкурса «Вода на Земле»

3   Участие в муниципальном и региональном  этапах

конкурса «Чистая вода»

4   Участие в городской научно-исследовательской конференции школьников.

1  Сбор информации о малых реках

г. Карабаша

1 Исследование проб воды из ручьёв  малых рек края Ольховка, Каменка, Сак-Элга, Большой Киалим.

1 Паспортизация ручьёв и малых рек края Ольховка, Каменка, Сак-Элга, Большой Киалим.

2  Участие в областном конкурсе «Наследие»

3  Участие в традиционных субботниках по очистке территории  проводимого ЧРОО «В защиту озера Увильды»

2015г.

1 Мониторинг водных ресурсов Карабашского городского округа

1 Повторный анализ проб воды из малых водных объектов Карабашского городского округа

2 Обработка статистических данных по малым водным объектам края

1 Доведение полученной информации до органов муниципального и государственного управления.

1  Подведение итогов  работы над проектом

1  Доведение информации о состоянии малых водных объектов края до населения через местные СМИ

2  Участие в муниципальном и региональном  этапах

конкурса «Вода на Земле»

3   Участие в муниципальном и региональном  этапах

конкурса «Чистая вода»

1  Анализ, обработка и систематизация  полученной информации

1  Создание  тетради юного краеведа

1 Презентация  тетради юного краеведа перед общественностью города

Проект реализуется через 3 основных этапа:

Организационный:  подготовка к работе над проектом, социологический опрос, изучение мнений, изучение возможности и готовности к работе над проектом – 2011г.

Основной:  выбор проблемы и обработка информации, разработка и реализация собственного решения проблемы – 2011- 2014гг.

Заключительный:  подведение итогов работы над проектом – 2015г.

Управление и обеспечение проекта:

     Обеспечение проекта строится на материальной базе и оборудовании, полученном в рамках национального приоритетного проекта «Образование»  МОУ  ДОД  ДДТ

г. Карабаша , МОУ «СОШ № 6» города Карабаша, лаборатории водозаборной станции военного городка, химической лаборатории ЗАО «Карабашмедь», а так же общественной приемной политической партией России «Единая Россия» в рамках реализации региональных проектов «Добрые дела» и «Чистая вода».

       Управление проектом осуществляется Комитетом по экологии Администрации Карабашского городского округа, Челябинской Региональной Общественной Организацией  «В защиту озера Увильды», администрацией МОУ  ДОД  ДДТ

г. Карабаша. Информационную поддержку проекту осуществляет редакция городской газеты «Карабашский рабочий» и редакция  общественной газеты «Увильдинка»

Финансирование проекта осуществляется из двух источников:

  1. Общественные организации и спонсорская помощь в научно-исследовательскую работу учащихся, а так же на проведение летних туристических походов детей.
  2. Челябинской Региональной Общественной Организацией  «В защиту озера Увильды»

Оценка эффективности проекта.

Эта программа уже является круглогодичной учебно-исследовательской деятельностью учащихся по мониторингу водных объектов и окружающей территории в окрестностях города.

 Основным методическим подходом в рамках данного проекта  является системно-деятельностный  подход - то есть обучение и воспитание детей в природной обстановке, на примере живых объектов, существующих в естественных условиях.
Основными  формами обучения являются экскурсии, занятия НОУ и кружков, целевые туристические походы, самостоятельная исследовательская и проектная деятельность.
Самостоятельная исследовательская деятельность предполагает проведение вместе с детьми биологических и комплексных экологических исследований, с использованием заранее отобранных адаптированных и апробированных методик. Для этой программы отобраны несколько десятков "стандартных" методик, которые обобщены в «Практикуме экологического изучения водного объекта». Работа ученика предполагает постановку целей, задач, выбор методики, планирование исследования, сбор материала, его первичную обработку, анализ и осмысление данных, написание отчета, статьи, защита на учебно-исследовательской конференции.

Перспективы работы.

Проект представляет собой конкретные действия подростков по усовершенствованию жизни общества, по решению социальных проблем на местном уровне. Эти действия направлены на улучшение среды обитания, на решение экологической проблемы, на благоустройство микрорайона. Разработка проекта вызвана проблемой ухудшения окружающей среды. Реализация проекта позволит приобрести дополнительные знания, умения  самостоятельной исследовательской, поисковой  и организаторской работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-экологический проект "ЭДМ" ("Экологическое движение Моложёжи")

p { margin-bottom: 0.21cm; } Социально-экологический проект «ЭДМ» («Экологическое Движение Молодежи») создан совместно с учениками 9 класса: для практического участия школьников в решении экол...

Взаимодействие с социальными партнерами.Сертификат участника проекта «Комплексное использование средств мультимедиа, интерактивной доски и практикумов серии «Готовимся к ЕГЭ без репетитора»Свидетельства участия в проектах mega-talant.com и "Инфоурок"

Сертификат участника проекта «Комплексное использование средств мультимедиа, интерактивной доски и практикумов серии «Готовимся к ЕГЭ без репетитора», свидетельства о публ...

Воспитание экологической компетентности и развитие УУД учащихся в урочной и внеурочной деятельности в результате работы над творческим интегрированным проектом "Современные экологические проблемы Санкт-Петербурга" в системе требований ФГОС.

Презентация творческого интегрированного проекта "Современные экологические проблемы Санкт-Петербурга", выполненного учащимися восьмых классов школ № 356 и 376, и представленного на международный конк...

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ Развитие экологической культуры школьников на основе создания МОДЕЛИ ЦЕНТРА нравственно-экологического воспитания детей и подростков «ЭКОС- экологическое содружество»

Рузский район – «жемчужина Подмосковья». Край плодородной земли, зеленых просторов лесов, прозрачных озер и кристально-чистого воздуха.Человек, увы, не всегда живет по законам разума...

Экологический проект: Экскурсия по природным объектам долины реки Паз

Цель экскурсии - развитие экотуризма в долине реки Паз, знакомство людей с многообразием растительности Кольского полуострова....