История развития экологии как науки
презентация к уроку по экологии (10 класс) по теме

Синдеева Елена Анатольевна

Презентация подготовлена по материалу  учебника "Экология" 10(11) класс, авторы: Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник. В презентации раскрываются этапы развития экологии как науки, дается информация о вкладе ученых в становление и развитие экологии как науки, о методах исследования в экологии, о научных отраслях и дисциплинах экологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_razvitiya_ekologii_kak_nauki.pptx680.61 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

История развития экологии как науки Автор: у читель биологии Синдеева Елена Анатольевна МКОУ «Архангельская средняя общеобразовательная школа имени А.А. Кудрявцева» Каменский район Тульская область

Слайд 2

1 этап. Зарождение и становление экологии как науки До 60-х г.г. XIX века На этом этапе накапливались данные о взаимосвязи организмов со средой их обитания, делались первые научные обобщения .

Слайд 3

С первых шагов своего развития человек неразрывно связан с природой. Представления древнего человека об окружающей среде не носили научного характера и не были осознанными, но с течением времени они послужили источником накопления экологических знаний. Уже в самых древних из известных нам письменных источниках не только упоминаются различные названия животных и растений, но сообщаются некоторые сведения об их образе жизни.

Слайд 4

Аристотель (384-322 до н.э.) В «Истории животных» различал водных и сухопутных животных, плавающих, летающих, ползающих. Интересовали такие вопросы, как приуроченность организмов к местообитаниям, одиночная или стайная жизнь, различия питании и т. д.

Слайд 5

Вопросы строения и жизни организмов рассматривались в трудах таких античных мыслителей и философов, как Теофраст (372–287 гг. до н.э.) «История растений» Плиний Старший 923-79 н.э.) « Е стественная история»

Слайд 6

Удивительные открытия, которые принесли с собой путешествия в отдаленные страны и великие географические открытия эпохи Возрождения, послужили толчком для развития биологии. Описание животных сопровождалось сведениями об их поведении, повадках, местах обитания.

Слайд 7

Роберт Бойль (1627-1691) Первым осуществил экологический эксперимент Изучал влияние низкого атмосферного давления на различных животных

Слайд 8

Карл Линней (1707-1778 гг.) «Экономия природы» «Общественное устройство природы » Под «Экономией » Линней понимал взаимные отношения всех естественных тел . С равнивал природу с человеческой общиной, живущих по определенным законам.

Слайд 9

Важные наблюдения, оказавшие влияния на развитие экологии, были выполнены учеными Российской академии наук в ходе экспедиционных исследований, проводимых со второй половины 18 века.: Степан Петрович Крашенинников (1713-1755 ) – «Описание земли Камчатки», Иван Иванович Лепёхин (1740-1802) – «Дневные записки путешествия доктора и Академии наук адьюнкта Ивана Лепехина по разным провинциям Р оссийского государства» Петр Симон Паллас (1741-1811) – «Описание животных российско-азиатских»

Слайд 10

Жан Батист Ламарк (1744-1829) Автор первого эволюционного учения Считал, что важнейшей причиной приспособительных изменений организмов, эволюции растений и животных является влияние внешних условий среды.

Слайд 11

Карл Францевич Рулье (1814-1858) Профессор Московского университета В своих трудах и публичных лекциях настоятельно подчеркивал необходимость изучения эволюции живых организмов и объяснения жизни, развития и строения животных в зависимости от изменений их среды.

Слайд 12

2 этап. Оформление экологии в самостоятельную отрасль знаний 60-е гг. XIX в. – 50-е гг. XX в.

Слайд 13

Чарльз Дарвин (1809-1882) Основатель учения об эволюции органического мира. Вывод Ч. Дарвина о существующей в природе постоянной борьбе за существование принадлежит к числу центральных проблем экологии.

Слайд 14

Эрнст Геккель (1834-1919) Предложил термин «экология» Дал определение науки «экологии» Экология - познание экономики природы, одновременное исследование всех взаимоотношений живого с органическими и неорганическими компонентами среды, включая непременно неантогонические и антогонические взаимоотношения животных и растений контактирующих друг с другом. Одним словом, экология – это наука, изучающая все сложные взаимосвязи и взаимоотношения в природе, рассматриваемые Дарвином как условия борьбы за существование».

Слайд 15

В XX в. большой вклад в развитие экологии внесли такие всемирно известные ученые, как Климент Аркадьевич Тимирязев (1843-1920) Василий Васильевич Докучаев (1846-1903) Владимир Николаевич Сукачев (1880-1967)

Слайд 16

Владимир Иванович Вернадский (1863-1945) Создавал учение о биосфере. П оказал , какую огромную роль играют живые организмы в геохимических процессах на нашей планете . П риходит к выводу, что биосфера тесно связана с деятельностью человека; от этой деятельности зависит сохранность равновесия состава биосферы. Вводит новое понятие – ноосфера, что означает «мыслящая оболочка», т .е. сфера разума.

Слайд 17

3 этап. Превращение экологии в комплексную науку, включающую в себя науки об охране природной и окружающей человека среды 50-е гг. XX в. – до настоящего времени

Слайд 18

П рогрессирующее загрязнение окружающей среды и резкое усиление воздействия человека на природу Осознание роли экологических знаний Понимание того, что деятельность человека угрожает самому существованию человечества. Экология становится теоретической основой для рационального использования природных ресурсов.

Слайд 19

Методы исследования в экологии Натуральные наблюдения Эксперименты в естественных условиях Лабораторные опыты Математический анализ (моделирование)

Слайд 20

В период своего возникновения экология была составной частью биологии. Современная экология тесно переплетается с целым рядом смежных наук (биология, география, геология, физика, химия, генетика, математика, медицина, агрономия, архитектура и т.д.)

Слайд 21

Научные отрасли и дисциплины экологии Популяционная экология Географическая экология Химическая экология Промышленная экология Экология растений Экология животных Экология человека

Слайд 22

Вывод: 1. Современная экология – универсальная, бурно развивающая, комплексная наука, имеющая большое практическое значение для всех жителей нашей планеты. 2. Экология – наука будущего, и возможно, само существование человека будет зависеть от прогресса этой науки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тема "История развития науки о клетке" 5 класс

Папка состоит из презентации к уроку "История развития науки о клетке,  игровой презентации  "Домашнее задание" и физминутки...

Разработка урока "История развития науки о клетке"

Данная работа содержит конспект урока и презентацию. Тема "История развития науки о клетке" , для 9 класса....

Конспект урока по экологии Тема урока: Предмет и задачи экологии. История развития экологии как науки

Конспект урока по экологииТема урока: Предмет и задачи экологии. История развития экологии как науки...

Статья по теме "Научно методические подходы к изучению истории развития географической науки в школьном курсе"

В данной статье речь пойдет о различных научно-методических подходах в изучении географии в школьном курсе географии....

История развития математики как науки

Математика появилась довольно давно. Скорее всего, арифметикой занимались и в Вавилоне, и в Египте ещё в 2 тыс. году до н.э. Античные люди решали уравнения, математические задачки по алгебре, геометри...

Занятие "История развития экологии как науки"

Занятие "История развития экологии как науки" входит в систему непрерывного дополнительного естественнонаучного образования учащихся старших классов в рамках программы "Экология в 21 ве...