История развития экологии как науки
презентация к уроку по экологии (10 класс) по теме
Презентация подготовлена по материалу учебника "Экология" 10(11) класс, авторы: Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник. В презентации раскрываются этапы развития экологии как науки, дается информация о вкладе ученых в становление и развитие экологии как науки, о методах исследования в экологии, о научных отраслях и дисциплинах экологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_razvitiya_ekologii_kak_nauki.pptx | 680.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1 этап. Зарождение и становление экологии как науки До 60-х г.г. XIX века На этом этапе накапливались данные о взаимосвязи организмов со средой их обитания, делались первые научные обобщения .
С первых шагов своего развития человек неразрывно связан с природой. Представления древнего человека об окружающей среде не носили научного характера и не были осознанными, но с течением времени они послужили источником накопления экологических знаний. Уже в самых древних из известных нам письменных источниках не только упоминаются различные названия животных и растений, но сообщаются некоторые сведения об их образе жизни.
Аристотель (384-322 до н.э.) В «Истории животных» различал водных и сухопутных животных, плавающих, летающих, ползающих. Интересовали такие вопросы, как приуроченность организмов к местообитаниям, одиночная или стайная жизнь, различия питании и т. д.
Вопросы строения и жизни организмов рассматривались в трудах таких античных мыслителей и философов, как Теофраст (372–287 гг. до н.э.) «История растений» Плиний Старший 923-79 н.э.) « Е стественная история»
Удивительные открытия, которые принесли с собой путешествия в отдаленные страны и великие географические открытия эпохи Возрождения, послужили толчком для развития биологии. Описание животных сопровождалось сведениями об их поведении, повадках, местах обитания.
Роберт Бойль (1627-1691) Первым осуществил экологический эксперимент Изучал влияние низкого атмосферного давления на различных животных
Карл Линней (1707-1778 гг.) «Экономия природы» «Общественное устройство природы » Под «Экономией » Линней понимал взаимные отношения всех естественных тел . С равнивал природу с человеческой общиной, живущих по определенным законам.
Важные наблюдения, оказавшие влияния на развитие экологии, были выполнены учеными Российской академии наук в ходе экспедиционных исследований, проводимых со второй половины 18 века.: Степан Петрович Крашенинников (1713-1755 ) – «Описание земли Камчатки», Иван Иванович Лепёхин (1740-1802) – «Дневные записки путешествия доктора и Академии наук адьюнкта Ивана Лепехина по разным провинциям Р оссийского государства» Петр Симон Паллас (1741-1811) – «Описание животных российско-азиатских»
Жан Батист Ламарк (1744-1829) Автор первого эволюционного учения Считал, что важнейшей причиной приспособительных изменений организмов, эволюции растений и животных является влияние внешних условий среды.
Карл Францевич Рулье (1814-1858) Профессор Московского университета В своих трудах и публичных лекциях настоятельно подчеркивал необходимость изучения эволюции живых организмов и объяснения жизни, развития и строения животных в зависимости от изменений их среды.
2 этап. Оформление экологии в самостоятельную отрасль знаний 60-е гг. XIX в. – 50-е гг. XX в.
Чарльз Дарвин (1809-1882) Основатель учения об эволюции органического мира. Вывод Ч. Дарвина о существующей в природе постоянной борьбе за существование принадлежит к числу центральных проблем экологии.
Эрнст Геккель (1834-1919) Предложил термин «экология» Дал определение науки «экологии» Экология - познание экономики природы, одновременное исследование всех взаимоотношений живого с органическими и неорганическими компонентами среды, включая непременно неантогонические и антогонические взаимоотношения животных и растений контактирующих друг с другом. Одним словом, экология – это наука, изучающая все сложные взаимосвязи и взаимоотношения в природе, рассматриваемые Дарвином как условия борьбы за существование».
В XX в. большой вклад в развитие экологии внесли такие всемирно известные ученые, как Климент Аркадьевич Тимирязев (1843-1920) Василий Васильевич Докучаев (1846-1903) Владимир Николаевич Сукачев (1880-1967)
Владимир Иванович Вернадский (1863-1945) Создавал учение о биосфере. П оказал , какую огромную роль играют живые организмы в геохимических процессах на нашей планете . П риходит к выводу, что биосфера тесно связана с деятельностью человека; от этой деятельности зависит сохранность равновесия состава биосферы. Вводит новое понятие – ноосфера, что означает «мыслящая оболочка», т .е. сфера разума.
3 этап. Превращение экологии в комплексную науку, включающую в себя науки об охране природной и окружающей человека среды 50-е гг. XX в. – до настоящего времени
П рогрессирующее загрязнение окружающей среды и резкое усиление воздействия человека на природу Осознание роли экологических знаний Понимание того, что деятельность человека угрожает самому существованию человечества. Экология становится теоретической основой для рационального использования природных ресурсов.
Методы исследования в экологии Натуральные наблюдения Эксперименты в естественных условиях Лабораторные опыты Математический анализ (моделирование)
В период своего возникновения экология была составной частью биологии. Современная экология тесно переплетается с целым рядом смежных наук (биология, география, геология, физика, химия, генетика, математика, медицина, агрономия, архитектура и т.д.)
Научные отрасли и дисциплины экологии Популяционная экология Географическая экология Химическая экология Промышленная экология Экология растений Экология животных Экология человека
Вывод: 1. Современная экология – универсальная, бурно развивающая, комплексная наука, имеющая большое практическое значение для всех жителей нашей планеты. 2. Экология – наука будущего, и возможно, само существование человека будет зависеть от прогресса этой науки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по Всемирной истории "Развитие науки и культуры в Европе в 17-18 вв"
Развитие науки и культуры в XVII - XVIII вв....
тема "История развития науки о клетке" 5 класс
Папка состоит из презентации к уроку "История развития науки о клетке, игровой презентации "Домашнее задание" и физминутки...
Разработка урока "История развития науки о клетке"
Данная работа содержит конспект урока и презентацию. Тема "История развития науки о клетке" , для 9 класса....
Конспект урока по экологии Тема урока: Предмет и задачи экологии. История развития экологии как науки
Конспект урока по экологииТема урока: Предмет и задачи экологии. История развития экологии как науки...
Статья по теме "Научно методические подходы к изучению истории развития географической науки в школьном курсе"
В данной статье речь пойдет о различных научно-методических подходах в изучении географии в школьном курсе географии....
История развития математики как науки
Математика появилась довольно давно. Скорее всего, арифметикой занимались и в Вавилоне, и в Египте ещё в 2 тыс. году до н.э. Античные люди решали уравнения, математические задачки по алгебре, геометри...
Занятие "История развития экологии как науки"
Занятие "История развития экологии как науки" входит в систему непрерывного дополнительного естественнонаучного образования учащихся старших классов в рамках программы "Экология в 21 ве...