Конспект занятия "Комнатные растения"
план-конспект по биологии по теме

Ивкина Светлана Феликсовна

Конспект занятия по теме "Комнатные растения" по дополнительной образовательной программе "Юный эколог"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx23.54 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по дополнительной образовательной программе «Юный эколог»

педагог Ивкина Светлана Феликсовна

Тема «Комнатные растения».

Цель: расширить представление обучающихся о комнатных растениях и  их значении в жизни человека; познакомить с правилами ухода за комнатными растениями.

Оборудование: комнатные растения, карточки с заданиями, книги о комнатных растениях, вода для полива, палочки для рыхления, ножницы.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

        Цветы, как люди, на добро щедры,

        И, щедро нежность людям отдавая,

        Они цветут сердца отогревая,

       Как маленькие теплые костры.  (К.Жане)

Заспорили когда-то времена года – у кого самые лучшие цветы? Притопнула своим каблуком Весна – и где снег лежал, ручейки зазвенели. Зазеленела трава. Земля покрылась подснежниками, ландышами, цветами мать-и-мачехи, анемонами, нарциссами…

- Мои цветы самые красивые, - говорит Весна.

- Нет, - возражает ей Лето. – Цветы у тебя и правда красивые, да только мои лучше!

Взмахнуло Лето шляпкой, сплетённой из солнечных лучей, и рассыпало, не скупясь, свои цветы повсюду. Ветер подует – звенят колокольчики. С душистого клевера собирает сладкий нектар шмель. Куда ни глянешь – везде васильки, Иван-чай, гвоздики, настурции, ромашки…

Аж  холодом повеяла от зависти Осень. И краски Лета поблёкли.

- Мои цветы не хуже, - так сказала Осень и повела багряным рукавом. Тут зацвели вереск, цикорий, гусиные лапки, хризантемы…

А что же Зима? Засыпала снегом и лес, и луга, и поле, дороги замела, запорошила крыши. Только не боится ни снега, ни мороза зимний сад. За стеклом оранжереи цветут бегонии, цикламены, орхидеи…

- Люди сад вырастили, а всё равно он зимний. Здесь цветы самые красивые, - хвалится Зима.

Так до сих пор и спорят времена года – у кого цветы самые лучшие.

- Как называются все растения, которые растут и цветут в зимнем саду?

III. Сообщение темы занятия.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с комнатными растениями, с особенностями их жизни и с тем, как за ними ухаживать.

IV. Знакомство с комнатными растениями.

1.Вводная беседа.

- Как вы думаете, почему комнатные растения, несмотря на изменения в неживой природе, с наступлением зимы по-прежнему остались зелёными и даже цветут? (Ученики высказывают свои предположения)

- Родина этих растений – жаркие страны, где круглый год лето, поэтому человек создаёт для них примерно такие же условия, как и летом.

- Люди издавна украшали свой дом комнатными растениями, значит комнатные растения – источник красоты.

- А для чего ещё нам нужны комнатные растения?

На доске:          Комнатные растения – здоровье, радость, красота

- В конце занятия мы должны будем дополнить эту схему.

-  Мир цветковых растений чарующ и удивителен. Тысячи цветковых растений растут на нашей планете. У каждого из них свой характер и тайна. В нашем кабинете очень много комнатных растений, давайте, познакомимся с ними поближе.

1. Шелестят дожди

    По сельским домикам

    Алыми восходами зари

   Приросли герани к подоконникам

   Будто к русским душам приросли. (С.Красиков)

  Герань или пеларгогния в почете у жителей сельской местности. Это растение родом из Северной Африки, в Европу завезена в 16 веке. Это самое древнее комнатное многолетнее травянистое комнатное растение из семейства гераниевых. Длинный стебель с зонтиком красных цветков на макушке, стебель загнут, как шея журавля, - отсюда народное название герани – «журавлиный нос», а слово «пеларгос» с греческого означает «журавль». Герань похожа на кустик. Цветки собраны в соцветия, в зонтик, похожи на разноцветные шарики. Цветы белые, красные, розовые, малиновые. Они бывают простые и махровые. Листья ярко-зеленого цвета, на которых расположены круги бурого или желтоватого цвета. Округлые листья сидят на длинных черенках и имеют выемчатый край. Листья покрыты волосками, в которых имеются пузырьки с эфирным маслом, поэтому у герани пахнут не цветы, а листья. Растение выделяет пары эфирного масла, чтобы защитить себя от перенагревания или переохлаждения.

  Герань не очень требовательна к уходу. Предпочитает: жирную почву с примесью глины; небольшие керамические горшочки; нечастый полив, особенно зимой; солнечный подоконник. Летом следует выставить герани на открытый воздух. В конце зимы – начале весны герань надо обрезать, чтобы не вытягивалась и была похожа на куст.

  Герань не только украшает комнату, но и очищает от вредных бактерий. И даже успокаивает нервную систему. В доме, где растет герань, в жаркие летние месяцы никогда не будет мух. А еще наши бабушки клали листик герани розовой в яблочное варенье, придавая ему особый аромат, и в шерстяные вещи, защищая от моли.

2.  Говорят - алоэ, алоэ, - интересно, что это такое?

     Какое оно алоэ – алое, голубое?

    Доброе или злое? Маленькое или большое?

   Хорошее или плохое?

   Одного сослуживца папы буквально спасло алоэ.

   А маминой лучшей подруге алоэ не помогло-э.

  И вот я увидел алоэ на комоде у тёти Зои.

  На комоде у тёти Зои в горшочке росло алоэ:

  Зелёное, небольшое, но колючее и кривое.

  Б. Заходер

Алоэ - вечнозелёное многолетнее растение (суккулент), распространён в диком виде в Африке, на Аравийском полуострове и острове Мадагаскар. В роде алоэ насчитывается более 360 видов. В России алоэ известен как “столетник”, само название говорит о его чудесной силе продлевать людям жизнь, защищая от болезней. Его родина – юг Африки. В Африке это растение достигает в высоту 20 метров, а листья до 60 см. длиной и 15 см. толщиной!  Листья у алоэ мясистые, зеленовато-сизые, сочные. Само название растения алоэ переводится как “горький”, потому что сок растения имеет горький вкус. Алоэ – нетребователен к уходу, он любит: светлое тёплое окно, свежий воздух – поэтому правильно будет расположить его под форточкой; небольшой горшочек, редкий полив. Мякоть листа обладает целебными свойствами и используется при насморке, болезни полости рта и дёсен, глазных болезнях, заболеваниях кожи, туберкулёзе, заболеваниях желудочно-кишечного тракта и крови. Когда Александр Македонский вел своих воинов через пустыню, он приказывал им вырывать с корнем и брать с собой кустики алоэ. Через некоторое время их можно было использовать в качестве лекарства для обработки ран и лечения кишечных заболеваний. Лекарственные свойства алоэ приобретало в результате «варварского» обращения. Под  угрозой гибели организм растения вырабатывал защитные вещества, убивающие микробы. Живое здоровое растение такими свойствами не обладает. Если сорвать листик и попытаться его использовать в качестве лекарства, желаемого эффекта может и не быть. В Египте до сих пор вешают над входом алоэ, как символ здоровья и долголетия.

3. Рассказ учителя о комнатных растениях, которые находятся в классной комнате, сопровождающийся показом этих растений.

- Сколько комнатных растений у нас в классе? (130) Среди этих растений есть и лекарственные, и ядовитые, и растения – пылесосы и т.д. Много разных удивительных растений, например кактусы – чемпионы по накоплению влаги и умению ее расходовать. Содержание воды в стебле – 90-95%. В Аризоне гигантские шаровидные эхинокактусы весят 1-3 т. Это настоящие цистерны с водой посреди пустыни. Когда-то измученные путники утоляли жажду сочной мякотью. Используют их при лечении  сердечно-сосудистых заболеваний, невралгии, еще – как кровоостанавливающее средство.. Свежий сок некоторых видов  укрепляет и тонизирует, улучшает обмен веществ и снимает усталость.  Монстера – мощная лиана. Название от латинского слова «монструм». – чудовище.  Монстеру называют еще «плаксой», перед дождем на кончиках ее листьев появляется капельки воды. Это растение - барометр. Традесканция  или «бабьи сплетни». Так называют в народе из-за особенностей строения стебли с листьями переплетаются и трудно найти начало стебля и конец. Оно еще и совершило путешествие в космос вместе с собаками Белкой и Стрелкой.   Сансевьера или «щучьий хвост» - это лекарственное растение. Аспарагус – поглощает частицы тяжелых металлов. Растения-пылесосы –  диффенбахия, папоротник – нефролепис, традесканция, хлорофиту. У нас в ДДТ очень много  хлорофитумов  и это не случайно, т.к. хлорофитум – лучший чистильщик воздуха. Он очищает воздух лучше, чем некоторые технические устройства. Одного растения хлорофитума достаточно для очистки воздуха на кухне. Учёные предлагают его для очистки воздуха в космических кораблях, где проветривание невозможно. Ядовитые растения – олеандр, диффенбахия! – На горшочки с этими растениями мы прикрепим знаки “Будь осторожен!”

V. Физкультминутка

VI. Закрепление названий комнатных растений.

1. “Угадай, кто я?” - Угадать и показать это растение в классе.

- Лист горбочком, с желобочком,

Шипы имеет, а ранить не умеет.

Зато лечит нас в любой день и час.

( Алоэ)

- Что за хвост пошёл в рост:

Не в пруду, не в речке –

На окне, у печки.

(Сансевьера /щучий хвост/)

- Зелёный, в колючках,

Похож на ежа,

А цветки атласные

Белые, жёлтые, красные.

(Кактус)

- Комнатное растение, в народе называемое “бабьи сплетни”. (Традесканция)

- Комнатное растение, в народе называемое «журавлиный нос»? (Герань)

- Растение, которое называли «чудовищем»? (Монстера)

2. Угадай по описанию.

            1. Растение похоже на маленькое дерево. Листья некрупные, но толстые и гладкие.

                В народе называют “денежное дерево”. (Толстянка)

           2. Стебель растения не виден, но зато листья очень длинные, тонкие, вырезные, похожи на

                перья птицы. Молодые листочки на концах закручены. (Папоротник-нефролепис)

  1. Непритязательное растение , 20-40 см. зелеными или желто-зеленым, с продольными полосами, жесткими листьями ланцетной формы. Цветет мелкими, скромными белыми цветами в форме звездочки, расположенной на длинном цветоносе, на котором затем развиваются и дочерние розетки, способные к укоренению. Характерная особенность – длинные, нередко более метра, свисающие побеги, жесткие, желтого цвета, на которых располагаются многочисленные отпрыски. Растение – пылесос. (Хлорофитум)

  1. Вечнозеленое лазящее растение с жесткими,  трех-пятиполостными листьями. (плющ)

  1. Имеет голубовато-белые, словно заиндевевшие стебли почти метровой длины черепичато покрыты маленькими, продолговато-округлыми мясистыми листьями. Маленькие листочки часто опадают при малейшем прикосновении. (очиток)

3. Угадай по картинке. Детям предлагается угадать комнатные растения по изображению.

VII. Правила ухода за комнатными растениями.

1. Памятка. Правила ухода за комнатными растениями:

- Поливай растения водой комнатной температуры. Кроме того, вода должна отстояться в течение нескольких часов. Летом цветы поливают вечером, зимой – утром.

- Рыхли палочкой поверхность земли в горшочке, чтобы к корням поступал воздух. Будь осторожен – не повреди корни растения.

- Вытирай пыль с крупных гладких листьев влажной тряпкой или губкой. Растения с мелкими листьями и листьями опушенными очищают от пыли мягкой кисточкой.

- Осторожно срезай с растений сухие листья и веточки. Следи за чистотой цветочных горшков и подставок.

2.Практическая работа в парах.

- Проделайте эту работу с комнатным растением, стоящим на вашей парте.

VIII. Итог  занятия.

- Для чего же нам нужны комнатные растения?

-Забота о комнатных растениях делает человека добрее.

…Ты должен над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

(С. Вургун)

Литература:

Тавлинова Г.К. Цветоводство. – СПб.: Агропромиздат, 1998

Плешаков А.А. Зелёные страницы. – М.: Просвещение, 1998

Александрова М.С. Среди цветов. – М.: Дом, 1996

Я познаю мир: Дет. Энциклопедия. – М.: ТКО “АСТ”,1995 Анашина А.В. Крапивки, розы…Всегда ли правильны названия этих растений? ж. Начальная школа, 2005 № 3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опорные конспекты по теме "КЛАССИФИКАЦИЯ РАСТЕНИЙ"к курсу "Биология. Бактерии. Грибы.растения" В.В.Пасечника 6 класс

Конспекты разработаны к каждому уроку по теме "Клас сификация растений".К каждому изучаемому семейству дан конспект с учетом регионального компонента и практическим значением семейства. В приложении к...

Конспект урока по предмету "Окружающий мир" 4 класс по теме "Растения зимы. Хвойные растения"

Конспект урока для 4 класса коррекционной школы VIII вида. Предмет "Окружающий мир", тема урока "Растения зимы. Хвойные растения".  Проведению урока предшествовала экскурсия с классом, где дети з...

Конспект открытого урока по природоведению. Тема: Комнатные растения. Правила ухода за комнатными растениями.

Урок посвящен комнатным растениям, их значению в жизни людей,  правилам ухода за комнатными растениями, что поможет учащимся:·       расширить знания  о комнатных растен...

Конспект "Дыхание растений"

Конспект урока по теме "Дыхание", 6 класс ФГОС...

Опорный конспект "Значение растений"

В табличной форме представлена информация по теме "Значение растений"...

Конспект урока «Растения и животные Свердловской области»

Конспект интегрированного урока географии и биологии для обучающихся 5 класса....


 

Комментарии

Ульянова Нина Ионовна

Спасибо за содержательное занятие. Очень интересная структура. Рекомендую принять участие в учрежденческом конкурсе конспектов занятий.

Ивкина Светлана Феликсовна

Спасибо, Нина Ионовна!