Урочная и внеурочная работа по экологии в 446 школе
статья по экологии на тему

Иванова Лариса Дмитриевна

В выступлении на 3 всероссийской конференции экологического образования была представлена система работы школы по экологическому образованию и воспитанию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

      Как организован процесс экологического образования в ГБОУ  города Москвы СОШ с углубленным изучением экологии №446

Иванова Л.Д., учитель математики, Заслуженный учитель РФ

   В соответствии с требования ФГОС  в  школе №446  под руководством  Захлебного А.Н. д.п.н., члена-корреспондента РАО  разработана  Программа формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни младших школьников.

Направления деятельности:

  1.   Образовательный процесс в начальной школе 

Урочная деятельность:

  • экологизированный курс по программе Плешакова «Окружающий мир,
  • учебный модуль «Учись учиться 1-4» по программе Е.Н. Дзятковской  «Экология учебной деятельности»
  • Внеурочная деятельность :
  • экологические проекты,
  • физкультурные секции,
  •  спортивные и бальные танцы;
  • экскурсии и уроки  на экологической тропе,
  • изготовление изделий из природного материала
  • экологические проекты

  1. Инновационная работа педагогов школы №446

В 2013 году разработан  проект  « Электронные Навигаторы    Успеха   в учении  младших школьников».  Начата его реализация.

             Цель проекта: 

        Дополнить  традиционную систему средств педагогической поддержки и  сопровождения младших школьников   интерактивной поддержкой,  для чего создать электронные  навигаторы успеха в учении   для формирования универсальных учебных действий,  экологической культуры,  здорового  и безопасного образа жизни через информационное образовательное пространство  для разных категорий учащихся  с учетом их индивидуальных потребностей.   Задачи проекта

  • Реорганизовать систему средств педагогической поддержки и сопровождения младших школьников, заменив традиционную на интерактивную  систему с возможностью использования дистанционного сопровождения   школьников через информационное образовательное пространство для поддержки разных категорий учащихся.
  • Разработать и внедрить  электронные  «Навигаторы  успеха в учении» по формированию УУД (универсальных учебных действий), информационных компетенций, формирования здорового и безопасного образа жизни на основе   УМК «Учись учиться » под редакцией Е.Н. Дзятковской

  Для осуществления этого проекта  при поддержке Машиностроительного университета МАМИ уже разработан  сайт для школьников           «Навигаторы успеха в учении».

      В него заложены следующие разделы:  

Хочу научиться учиться, Хочу быть общительным, Хочу творить, Хочу  потренироваться, Хочу вырасти культурным, Хочу узнать себя получше,  Хочу быть здоровым. В каждом разделе размещаются игры, творческие задания или тренинги, которые могут помочь ребенку добиться успеха в учении. Все задания в интерактивной форме, предполагают умение пользоваться компьютером.

   Что мы хотим получить в результате осуществления этого проекта?

  • 1. Образовательное информационное  пространство для самообразования учащихся и в помощь школьникам и родителям.
  • 2. Электронные Навигаторы  успеха для самообразования и творческих  внеурочных занятий, в том  для сохранения здоровья и  реализации запросов  по социализации и учета индивидуальных интересов учащихся.
  • 3 . Электронные Конструкторы  упражнений,  кроссвордов, игр с социальной и экологической тематикой  для учащихся.

Что  мы уже  сделали за лето 2013 года?

  Электронные образовательные ресурсы (более 50 заданий и игр), созданы учителями школы  №446 города Москвы  для образовательного пространства «Навигаторы успеха в учении младших школьников».

   Вот образец одного из интерактивных заданий. Надо вставить слова, чтобы получилось определение понятия экологической культуры .

Это игра для УМК «Учусь учиться 4-5» Е.Н.Дзятковской

Перед вами примеры некоторых разработанных нами других  электронных ресурсов:

На пример, подобное  задание помогает малышу по картинкам определить свои ощущения от окружающего мира

Задания для учащихся для 6 класса к УМК «Учусь общаться»

http://LearningApps.org/382018 безопасность в интернете для 6-7 класса

http://LearningApps.org/382057   правила чата  для 6-7 класса

http://LearningApps.org/382078 безопасность средств общения 6-7  класса

http://LearningApps.org/382109  дети-маугли 6-7 класса

   Здесь задания другого типа, надо  прочитать, проверить, внести исправление в текст, обсудить с родителями.

http://LearningApps.org/382131 правонарушения против природы 6-7 кл

http://LearningApps.org/382145 преступления против человека 6-7 класса -

Перед вами  упражнение к УМК «Учусь общаться 6-7», направленные на знание уголовного кодекса и воспитание ответственного отношения к своему поведению, оно  сделано в виде игры в слова и виселицу, если ответишь правильно, то   спасешь человечка от виселицы.

  http://LearningApps.org/382314 ,безопасно ли поведение Волк для 6-7 кл

http://LearningApps.org/382327 шанс стать человеком в стае (мультик) 6-7кл

http://LearningApps.org/384834 живая и неживая природа, люди и объекты

http://LearningApps.org/385620 что полезно и вредно для зрения для 1 кл

http://LearningApps.org/385632 слух, что полезно, а что вредно - для 1 кл

    В сентябре  мы договорились с московским университетом машиностроения (МАМИ) о создании сайта «Навигаторы успеха в учении», на котором и разместили все созданные упражнения для учащихся. В настоящее время сайт уже разрабатывается, с ним работает дизайнер из МАМИ с тем, чтобы он был привлекателен для учащихся разного возраста от 6 до 16 лет и их родителей. Задания  для сайта мы продолжаем придумывать,  надеемся привлечь к этой работе и других коллег, а потом возможно и школьников.   Решили добавить рубрику для старшеклассников «Хочу в предуниверсарий»

     Мы надеемся, что наш «Навигатор успеха в учении»  будет хорошим дидактическим и технологическим помощником учащимся , работающим по УМК «Учусь учиться» и «Учусь общаться», разработанным Дзятковской Е.Н., а сайт , на котором  размещены наши упражнения и игры, станет  настоящим навигатором успеха в учении, на нем нельзя не добиться успеха, легко исправить незнание на знание и получить в качестве оценки «Молодец!»

2.Образовательный процесс в основной и старшей  школе осуществляется по следующим направлениям.

          Урочная деятельность:  

  • Введение в экологию в 5 классе
  • Экология растений в 6 классе
  • Экология животных в 7 классе
  • Экология человека в 8 классе
  • Общая экология в 9 классе
  • ОБЖ +Экология в 9 классе (апробируем  новую программу и учебник с  2013г.)
  • Экология Москвы и устойчивое развитие в 10-11 классе
  • Элективный курс «Энергетика и экология» в 10 классе

      Внеурочная деятельность:

  • экологические проекты,
  • физкультурные секции: мини-футбол, волейбол, баскетбол, гандбол, бадминтон,  теннис,
  •  спортивные и бальные танцы;  
  • экологические конкурсы и праздники
  • экологические акции, включая ежемесячный сбор макулатуры
  • работа по организации окружного научного экологического общества школьников  на экологической тропе для школ ВАО
  • проведение конференций    « Экологическая безопасность и здоровье школьников в мегаполисе»
  • дистанционное обучение через образовательные пространства по экологии (Тимофеева О.Ю, к.п.н. ,учитель экологии и географии)

Некоторые  темы проектов учащихся, направленных на сохранение здоровья.

  • «Изучение влияния алкоголя на здоровье человека с помощью комплект –лаборатории«ЭХБ»» Масленников Антон 10а, участник Всероссийской конференции в Черноголовке «Здоровый человек на здоровой планете»
  • «Экологизация визуальной среды Московского метрополитена» Осипов Глеб, 9а, финалист открытого смотра-конкурса «От замысла к изобретению», участник городской выставки «РИТМ-развитие инновационного творчества молодежи»
  • «Цветы для улучшения здоровья москвичей» Щукина Женя, 5а, победитель окружного конкурса проектов «Рассвет»
  • «Экологический мониторинг воздуха по снежному покрову на пришкольном участке школы №446 экспресс методом», Подгорных Станислав, Абдуллин Рустам 10а , победители окружного конкурса проектов «Рассвет»
  • «Изучение рН популярных напитков среди молодежи  с помощью комплект –лаборатории«ЭХБ»» Жафярова Эльмира, 10-а, участник Всероссийской конференции в Черноголовке «Здоровый человек на здоровой планете»

Формирование экологически целесообразного, здорового и безопасного уклада школьной жизни в традиционных мероприятиях школы №446:

Экологический фестиваль  «Рассвет»

Экскурсии  и акции на экологической тропе  в сентябре и мае

Конференции «Экологическая безопасность и здоровье»

День Земли, как международный день на английском языке в апреле

Праздник осени в октябре

Изготовление гнездовий и кормушек для птиц  в течение года

Игра на улицах Москвы «Чуден град Москов» в марте

Международный день воды в марте

День птиц, 1 апреля

Экологическая практика в мае

      Ежегодно весной и осенью старшеклассники школы проводят экскурсии, игры и акции на экологической тропе, созданной школьниками еще в 1982 году. Теперь эта работа проводится в сотрудничестве с рядом школ ВАО на нескольких экологических тропах, созданных школьниками окружного научного экологического общества школьников (ОНЭОШ), которое создано и работает на базе нашей школы в 2006 году.

Например,  осенью 2013 года на экологических тропах Измайловского парка за два дня работало на  экскурсиях 118 экскурсоводов, участвовало в экскурсиях около тысячи детей и взрослых. В результате акции«Экопланета» школьники от 2 по 10 класс получили знания и практические навыки по 13 темам маршрута экотропы Измайловской и 12 темам на трех маршрутах экотропы Терлецкой, получили  навыки в пропаганде экологических знаний, поучаствовали в  различных экологических конкурсах. Такие уроки  на природе  школьникам не показались утомительными, не смотря на плохую осеннюю погоду. А наоборот  воодушевили их на новые творческие дела. После экскурсий каждая группа сделала презентации, в которые включили фотографии с экотропы, свои впечатления и результаты наблюдений и исследований.

     Мы проводили небольшое исследование среди учащихся, которые работали экскурсоводами на экологической тропе, чтобы выяснить, чему их научила экологическая тропа. Большинство участников особенно отметили, что получили ценный опыт публичных выступлений и научились общаться с группами учащихся разного возраста, получили положительный опыт такого общения. Вот образец анкеты, которую они заполняли.

Фамилия, имя, класс, школа ________________________________________

Чему я научился в процессе подготовки и проведения экскурсий и конкурсов на экологической тропе:

  1. подбирать материал для выступления перед школьниками,
  2. планировать выступление с учетом природных условий,
  3. формулировать вопросы и задания для учащихся по экологической теме, которую я с ними должен обсуждать на экотропе,
  4. выступать перед группой школьников, учитывая возраст слушателей

 ( совершенствовал коммуникативные компетенции),

  1. выделять главное в своем выступлении,
  2. оценивать участие группы в обсуждении темы и стимулировать активность учащихся в процессе экскурсии,
  3. показывать опыты с природными объектами,
  4. отличать местные и глобальные экологические проблемы,
  5. пропагандировать здоровый образ жизни,
  6. получать положительный опыт удачного общения со школьниками,
  7. проводить исследования природных явлений и объектов,
  8.  работать над проектом по экологической тематике.
  9. делать плакаты по экологической тематике.
  10. принимать участие в экологических акциях.
  11. выдержке и терпению в работе со школьниками,
  12. другое  (напиши чему).

 Критерии оценки: да, вполне-3, да, немного-2, только начал -1, нет-0

       На экологической тропе нами используется такая форма интерактивной работы со школьниками,  как легенда маршрута с пропущенными словами и фразами, которые участники маршрута заполняют по мере прохождения его.

   Перед вами фрагмент легенды маршрута по экотропе Измайловская, на которой мы работаем с 1982 года.

Легенда

маршрута по экологической тропе, которая была создана учениками

 446 школы 32года  назад в мае 19______года в ______________ лесопарке.

   Приветствуем вас на экологической тропе, ваш маршрут начинается от станции Измайловская, в лесопарке около стенда, где на клумбе в ________году появился Олипийский мишка, а в 1981 году стенд стрелка-начало маршрута экологической тропы.

      Здесь вам расскажут о предстоящем маршруте и  технике безопасности,  проверят вашу готовность к работе на маршруте: вам надо научиться наблюдать за птицами, животными, людьми в парке, для этого вам могут  помочь бинокль, фотоаппарат, карандаши, бумага, аптечка, планшетка и тетрадь или дневник для записей наблюдений.  Можно взять с собой корм для птиц  и для белочек, они почти ручные и с удовольствием будут с вами общаться, если вы будете терпеливы,  не будете шуметь в лесу, не плохо взять пакеты для сбора мусора и перчатки, чтобы сделать парк чище.

С вами будут работать ученики из разных школ №446, 449, 922, 619, 77, 434, 390. Не забудьте, что слушать надо внимательно, запоминать, экскурсоводы вас будут спрашивать и ставить баллы за ответы в маршрутный лист.

      Теперь вы входите в парк, ребята расскажут вам об истории Измайлово и Измайловского парка. Вы узнаете, что Измайлово известно с ____________.    В Измайлове были густые леса, река_____________.

 В Измайлове была резиденция царя ______________, отца Петра 1.

    Далее ваш путь продолжается прямо по березовой аллее, вспомните, что вы знаете о березе.

Вскоре  вас встретит экскурсовод и научит вас замерять уровень шума, расскажет вам, как шум влияет на здоровье людей и животных.

 Запишите, какой уровень шума допустим для нашего уха___________. Проверьте, на сколько вы превышаете его, когда кричите.

 На сколько децибел  накричал самый горластый из вашего класса?__________.

    Вы встретите много разных птиц, запоминайте, как они выглядят и как поют.

На перекрестке слева будет стенд о птицах, посмотрите и прочитайте названия птиц, которые обитают в парке. Вас спросят о птицах парка  в конце маршрута.

 В конце березовой  аллеи вас будут ждать другие  экскурсоводы, которые поговорят с вами об аптекарском огороде царя Алексея Михайловича и о лекарственных растениях нашего парка.  

Узнайте,  какие экзотические фрукты и овощи росли в садах и оранжереях Алексея Михайловича? ______________________. Какие животные водились в его зверинцах? __________________________________________________________________ Где располагались зверинцы Алексея Михайловича? Как называется ближайшая улица___________________________________________________.

   Дальше вы продолжаете идти  в сторону реки Серебрянки через___.

  На экотропе мы используем элементы взаимоценки работы учащихся: экскурсоводы оценивают работу группы, а группа оценивает работу экскурсоводов, расставляя баллы для рейтинга экскурсоводов.  Нами разработаны маршрутные листы для каждого маршрута, в которые экскурсоводы ставят баллы командам.

   На маршрутном листе можно видеть,  по каким разделам команды слушали экскурсоводов и получили баллы за работу команды.

Вот некоторые результаты за два дня такой работы в сентябре 2013  года

  В подготовке и проведении экскурсий на экологических тропах

В сентябре 2013 года в рамках акции ЭкоПланета

Учащиеся-волонтеры, которые проводили экскурсии и конкурсы

ОУ

Количество учащихся –организаторов экскурсий

1

446

24

2

2108( 449)

3

3

433

2

4

77

1

5

390

6

6

922

38

7

1502

31

8.

619

7

9

77

3

10

392

3

ИТОГО

10  ОУ

118

   Всего 118 школьников и студентов работали экскурсоводами за два дня, а приняли за это время более 900 учащихся школ ВАО. После проведения экскурсий провели конференцию, прослушали презентации команд призеров, наградили команды призеры и экскурсоводов дипломами и подарками. Таким образом, на основе опыта нашей 446 школы подготовлено в этом году 118 экскурсоводов из десяти школ Москвы, члены ОНЭОШ, которое работает на базе нашей школы создали уже три  экотропы в Измайловском парке: Измайловская, Партизанская и Терлецкая  и планируется другими школами открытие еще новых маршрутов, потому, что учащимся такая работа на деятельностной  основе очень нравится.

      Вот отзыв учащихся гимназии 1925

   « С нашей командой "Экологическая гвардия" гимназии 1925 в сентябре 2013 года мы побывали на экотропе в Измайловском лесопарке, и нам очень понравилось! Поездка была очень интересной и увлекательной, несмотря на дождь, гулять по парку было здорово. Измайловский парк - очень красивое место, а благодаря экологической тропе мы узнали его историю. Экскурсоводами были наши ровесники, и поэтому с ними было легко найти общий язык, а в конце очень здорово все вместе пели песни! В подобном мероприятии мы участвовали в первый раз, но в будущем мы бы хотели посетить еще и экотропу в Терлецком лесопарке, так,  что нашу веселую команду еще увидят и запомнят на таких мероприятиях!»

   В результате такой целенаправленной  работы формируется ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни. Школьники с удовольствием занимаются спортом, учебой, охраной природы, ведут здоровый образ жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оркестр – одна из форм работы на уроках музыки в общеобразовательной школе в урочной и внеурочной деятельности , В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ (дополнено 2018 год)

Оркестр – одна из форм работы на уроках музыки в общеобразовательной школе в урочной и внеурочной деятельности и  В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ4 класс «Б» МАОУ г. Иркутска Гимназ...

Взаимосвязь урочной и внеурочной работы в формировании компетенций учащихся и повышения качества их знаний при изучении регионального курса географии.

Методическая разработка о взаимосвязи урочной и внеурочной работы в формировании компетенций учащихся и повышения качества их знаний при    изучении регионального курса географии....

Взаимодействие урочной и внеурочной работы по развитию мотивации к изучению иностранного языка

Добрый день уважаемые коллеги! Рада вас приветствовать в нашей школе. Я благодарна Вам ,что вы пришли на городское методическое объединение именно сюда. Мне очень приятно, что именно мне  позволи...

Опыт работы по теме: «Развитие интеллектуальных способностей и творческой активности учащихся в урочное и внеурочное время – один из факторов успеха образовательного процесса в профильной школе».

Опыт работы по теме:«Развитие интеллектуальных способностей и творческой активности учащихся в урочное и внеурочное время – один из факторов успеха образовательного процесса в профильной школе»....

Интеграция урочной и внеурочной деятельности по географии и экологии через социальное партнёрство с учреждениями дополнительного образования

Статья рассказывает об интеграции учебной и внеучебной деятельности по географии и экологии в СОШ №89 Санкт-Петербурга через социальное партнерство организаций дополнительного образования...

"Использование активных форм урочной и внеурочной работы для повышения мотивации учащихся к изучению иноязычной культуры"

Выступление на районном методическом объединении учителей иностранного языка, 2019 год. В выступлении отражены теоретические и практические рекомендации по подготовке уроков и внеурочных занятий для п...

Индивидуальный образовательный маршрут в системе урочной и внеурочной работы по английскому языку.

Образование и развитие интеллектуального потенциала каждой личности невозможно без учёта индивидуальных особенностей самой личности учащегося. Формирование иноязычного мышления происходит наиболее усп...