Программа детского летнего экологического лагеря "Зеленая планета"
рабочая программа по экологии по теме

Починок Наталья Анатольевна

Здесь вы найдете  паспорт программы, пояснителную записку, основные программные мероприятия, план-график реализации программы и др. документацию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краснодарский край  Выселковский район  станица Ирклиевская

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 5 станицы Ирклиевской

муниципального образования Выселковский район

УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол № 1

от « ___ » _____________20____года

председатель педсовета

Н.В. Клименко

подпись руководителя ОУ

Ф.И.О.

ПРОГРАММА

детского летнего экологического лагеря

дневного пребывания    МБОУ СОШ № 5

станицы Ирклиевской  Краснодарский край

Выселковский район

 

 

«Зеленая Планета»

2012г.

станица Ирклиевская

 

Приказы «Об организации деятельности  лагерей с дневным пребыванием при МБОУ СОШ №5 в 2013 г».

Положение  о летнем лагере  дневного  пребывания с экологическим направлением  детей. 

План мероприятий лагеря  дневного пребывания  МБОУ СОШ № 5 на  2-ю  смену 

Режим дня


летнего экологического лагеря дневного пребывания

«Зеленая Планета»

( 02.07.13. – 22.07.13. )

 

8.30. – 8.45.

Мы вам рады!

8.45. – 9.00.

Горн  трубит: пора,  пора!
С  добрым  утром , детвора!
И  тотчас  же  по  порядку
Все  ребята  -  на зарядку!

Зарядка.

9.00. –  9.15.

Пора-пора  на  линейку,  детвора!

Линейка.

9.15. – 9.45.

Все  за  стол! Узнать  пора,
Чем  богаты  повара.

Завтрак.

 

9.45 – 13.00.

Кто-то  любит  танцевать, 
Кто-то  петь  и  рисовать,
Только  бездельники  маются,
А  все  ребята  занимаются!

 

Мероприятия по плану.

13.00. – 13.30.

Оздоровительные  процедуры

13.30. – 14.00.

Но  у  всех,  смешливых  даже,
За  столом серьезный  вид,
За  обедом  виден  сразу
Наш  ребячий  аппетит.

Обед.

14.00. – 14.15.

На линейку становись!
И делами похвались.

Линейка по итогам дня.

14.30.

До свиданья! До новых встреч!

Уход домой.

 

Инструкции.

1.               Должностная инструкция «Начальника пришкольного лагеря дневного пребывания»

2.               Должностная инструкция «Воспитателя пришкольного лагеря дневного пребывания»

3.               Должностная инструкция   «По охране труда при работе на учебно-опытном участке»

4.               Инструкция  «По пожарной безопасности в учреждении»

5.               Инструкция  «По охране труда при обучении плаванию»

6.               Инструкция   «По охране труда при занятиях игровыми видами спорта (футбол, волейбол, баскетбол)»

7.               Инструкция    «Вводного инструктажа при посещении летнего оздоро-вительного лагеря»

8.               Инструкция  «Вводного инструктажа  при работе в летнем оздоровительном лагере»

9.               Инструкция по охране труда «О мерах пожарной безопасности»

 

 

         

ПРОГРАММА

детского летнего экологического лагеря

дневного пребывания

 МБОУ СОШ № 5

станицы Ирклиевской

Краснодарский край

Выселковский район

 

 

«Зеленая планета»

 

 

 

Составила Починок Наталья Анатольевна,

руководитель группы участников           экопрограммы   «Больше кислорода»

МБОУ СОШ №5 станица Ирклиевская

Выселковский район Краснодарский край

                                          станица Ирклиевская 2013г.

Паспорт программы

 

Наименование программы

Программа детского пришкольного  экологического лагеря дневного пребывания   «ЗЕЛЕНАЯ ПЛАНЕТА»

Разработчики программы

Учитель химии и биологии- руководитель  группы участников           экопрограммы   «Больше кислорода»,

заместитель директора по ВР,  учителя-воспитатели.

Участники программы

Учащиеся МБОУ СОШ № 5 в возрасте 11-14 лет.

Цель программы

Расширить знания обучающихся об окружающей живой природе, способствовать формированию бережного отношения к ней, способствовать оздоровлению и физическому совершенствованию ребят.

Задачи программы

  • Расширение экологических знаний, полученных при изучении школьных предметов;
  • Формирование у учащихся активного и ответственного отношения к окружающей среде;
  • Максимальное использование возможностей природного окружения;
  • Выявление учащихся, склонных к исследовательской деятельности в области экологии;
  • Организация активного отдыха и оздоровление детей;
  • Развитие творческих и коммуникативных способностей учащихся.

Принципы реализации программ

  • Принцип нравственного отношения друг к другу,

к окружающему миру.

  • Принцип творческого отношения к делу.
  • Принцип добровольности участия в делах.
  • Принцип учета возрастных особенностей детей.
  • Принцип доступности выбранных форм работы.

 

Формы и методы

- тематические программы;
- познавательные игры и викторины;
- спортивные игры и соревнования;
- психологические игры;
- игровые тестирования, опросы, анкетирование;
- беседы, семинары, исследовательская работа, «круглые столы» по обсуждению достигнутых результатов.
- занятия на природе;
- изготовление поделок, гербариев, выпуск школьной газеты.
- концерты, фестивали, акции.

 

Сроки и этапы реализации программы

I этап.  Подготовительный – апрель – май 2013 г.

II этап. Организационный – 01.07. 2013 г.

III этап. Основной – 02.07 по 19.07. 2013 г.  

IV этап. Заключительный – 22 .07. 2013 г.

 

Основные программные мероприятия

Направления:

  1. Правила поведения в природе
  2. Лес, луг, пруд. Знакомство с окрестными экосистемами.
  3. Практикум «Озеленение территории школьного двора»
  4. Экология и окружающая среда. Изучение экологического состояния улиц населённого пункта.
  5. Лекарственные растения вокруг с. Ишаки
  6. Охрана окружающей среды

 

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

- Повышение уровня экологической культуры.
- Укрепление и оздоровление детского организма: формирование полезных привычек (утренняя зарядка, соблюдение правил личной гигиены), развитие физических качеств (силы, ловкости, быстроты, выносливости).
- Эмоциональная разгрузка, снятие напряжения после учебного года.
- Развитие творческой и исследовательской активности каждого ребенка, творческий рост детей.
- Приобретение детьми опыта общения со сверстниками в новых для них условиях.
- Развитие лидерских качеств.
- Выпуск школьной экологической газеты.
- Эстетическое оформление клумб пришкольного участка.

 

 

 

I.                   Пояснительная записка

«Мы – хозяева нашей Родины и она для нас

кладовая солнца с великими сокровищами жизни»

М. Пришвин

 

Лето – наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными уголками природы, здоровье. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное – рядом.

Для того, чтобы воспитание в летнее время стало полноценной социально-педагогической деятельностью, необходимо открытие летних лагерей дневного пребывания.  Система летнего лагеря с экологической направленностью является способом организации жизнедеятельности участников лагеря, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов, содействующих развитию личности участника.

На базе нашего общеобразовательного учреждения МБОУ СОШ №5 этим летом открывается  летний экологический лагерь дневного пребывания «ЗЕЛЕНАЯ ПЛАНЕТА».

 Экологическое воспитание в условиях летних лагерей является одной из наиболее эффективных форм, так как способствует освоению социализации и реализации школьников за счет включения их в конкретно значимую природоохранную деятельность. Только непосредственное включение учащихся в природоохранную и просветительскую деятельность необходимо для формирования личности, способной жить в гармонии с природой.

Создание летнего лагеря дневного пребывания с экологической направленностью является актуальной.  В современном мире проблемы окружающей среды приобретают поистине глобальный характер. На первый взгляд может показаться, что экологические проблемы в основном имеют  отношение к городам. Однако на практике наблюдается изменение характера почв, низкое плодородие, нередки случаи нарушения норм внесения минеральных удобрений и так далее. Поэтому  сохранение среды  приобретает первостепенное значение. Детям, живущим в сельской местности, эти проблемы близки и понятны. Чем больше людей будут рассматривать природу как объект своей заботы, тем эффективнее окажутся усилия общества по ее охране.

        Новизна данной программы заключается в том,   весь период насыщен разноплановой интересной деятельностью, четким режимом жизнедеятельности и питания,  действует латентный характер помощи и поддержки детей лагеря.

 

 

Цель программы: расширить знания обучающихся об окружающей живой природе, способствовать формированию бережного отношения к ней, способствовать оздоровлению и физическому совершенствованию ребят.


Задачи:

  • расширение экологических знаний, полученных при изучении школьных предметов;
  • формирование у учащихся активного и ответственного отношения к окружающей среде;
  • максимальное использование возможностей природного окружения;
  • выявление учащихся, склонных к исследовательской деятельности в области экологии;
  • организация активного отдыха и оздоровление детей;
  • развитие творческих и коммуникативных способностей учащихся.

 

Принципы:

Программа летнего экологического лагеря с дневным пребыванием детей и подростков опирается на следующие принципы:

  • Принцип нравственного отношения друг к другу, к окружающему миру.
  • Принцип творческого отношения к делу.
  • Принцип добровольности участия в делах.
  • Принцип учета возрастных особенностей детей.
  • Принцип доступности выбранных форм работы.

 

 

Участники программы

Лагерь комплектуется на лето 2013 года из числа учащихся 5-8 классов, продолжительность пребывания в лагере 15 дней, количество детей 50 человек. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Формы и режим занятий
     Форма занятий групповая. Занятия проводятся с элементами игры. Программа используется в лагере дневного пребывания при школе. Она рассчитана на одну лагерную смену, т. е. 15 дней.

Сопутствующими технологиями являются коммуникативная, групповая, ТАД (творчество, активность, действие) и др.

Эти технологии обеспечат достижение поставленных организационных и методических идей.

Игровая технология раскроет творческий потенциал ребенка, разовьет интеллектуальные, творческие и физические способности, сформирует навыки позитивного общения со сверстниками, привлечет ребят к сознательному выбору активного и здорового образа жизни.
Совещание – это метод коллективной выработки решений или передачи информации, основанный на данных, полученных непосредственно от участников групповой работы.
Цель совещания: взаимная ориентация участников, обмен мнениями, координация планов, намерений, мотивов, жизненного и профессионального опыта.
Мозговой штурм – групповое генерирование большого количества идей за относительно короткий отрезок времени. В его основе лежит принцип ассоциативного мышления, и взаимного стимулирования. Этот метод ослабляет стереотипы и шаблоны привычного группового мышления, и при этом никто не отмалчивается и «ценные мысли не сохнут на корню». Проводится он при остром дефиците творческих решений и новых идей.
Достоинства этого метода:
- снижается критичность и закрытость мышления, что способствует развитию творчества, оригинальности, формирует позитивную установку человека по отношению к собственным способностям;
- участникам предоставляется возможность проявить сочувствие, одобрение и поддержку друг другу;
- эффективно преодолеваются внутренние логические и психологические барьеры, снимаются предубеждения, осознаются стереотипы.
Ситуационно-ролевые и деловые игры – позволяют моделировать, обсуждать и реально проигрывать по ролям различные ситуации из области профессиональной деятельности, включая процессы межличностного и группового общения.


Ф
ормы и методы работы по программе, которые будут использоваться:

- тематические экскурсии;
- познавательные игры и викторины;
- спортивные игры и соревнования;
- психологические игры;
- игровые тестирования, опросы, анкетирование;
- беседы, семинары, исследовательская работа, «круглые столы» по обсуждению достигнутых результатов.
- занятия на природе;
- изготовление поделок, гербариев, выпуск школьной газеты.
- концерты, фестивали, акции.

 

 Сроки и этапы реализации программы:

        Программа рассчитана  на апрель-июль 2013 г. и раскрывает следующие этапы и сроки реализации:

I этап.  Подготовительный – апрель – май 2013 г.

II этап. Организационный – 01.07. 2013 г.

III этап. Основной – 02.07 по 19.07 2013г.

IV этап. Заключительный – 22 07. 2013 г.

 

 

I этап.  Подготовительный – апрель – май 2013 г.

Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия летнего экологического лагеря дневного пребывания начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:

         проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;

         издание приказа по школе об открытии пришкольного летнего экологического лагеря дневного пребывания;

        разработка программы деятельности пришкольного летнего экологического лагеря с дневным пребыванием детей «ЗЕЛЕНАЯ ПЛАНЕТА»;

  • подготовка методического материала для работников лагеря;
  • отбор кадров для работы в пришкольном летнем экологическом лагере;
  • составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-график, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)
  • комплектование отрядов.

 

II этап. Организационный – 1 июля 2013 г.

          Основной деятельностью этого этапа является:

        встреча детей, проведение бесед по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;

        запуск программы «ЗЕЛЕНАЯ ПЛАНЕТА»;

         знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.

  • выявление и постановку целей развития коллектива и личности;
  • сплочение отряда;
  • формирование законов и условий совместной работы;
  • подготовку к дальнейшей деятельности по программе.

 

III. Основной этап – 02.07 по 19.07. 2013г.

Данный этап включает реализацию основных положений программы. Участники  летнего экологического  лагеря дневного пребывания;

        познают, отдыхают, трудятся;

        делают открытия в себе, в окружающем мире;

        помогают в проведении мероприятий;

        учатся справляться с отрицательными эмоциями, преодолевать трудные жизненные ситуации;

        развивают способность доверять себе и другим;

        укрепляют свое здоровье;

        вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно- творческие дела;

Во время реализации программы воспитанники оформляют отрядные уголки с экологической тематикой,  здорового образа жизни, выставку рисунков,  поделок.

 

 

IV. Заключительный этап – 22  июля 2013 г.

Основной идеей этого этапа является:

 подведение итогов смены;

 анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего профильного экологического лагеря в будущем.

 

Ожидаемые результаты
- Повышение уровня экологической культуры.
- Укрепление и оздоровление детского организма: формирование полезных привычек (утренняя зарядка, соблюдение правил личной гигиены), развитие физических качеств (силы, ловкости, быстроты, выносливости).
- Эмоциональная разгрузка, снятие напряжения после учебного года.
- Развитие творческой и исследовательской  активности каждого ребенка, творческий рост детей.
- Приобретение детьми опыта общения со сверстниками в новых для них условиях.
- Развитие лидерских качеств.
- Выпуск школьной экологической газеты.
- Эстетическое оформление клумб пришкольного участка.

 

II. Основные программные мероприятия

 

Направления

Способы и формы проведения

1

Правила поведения в природе

Ознакомление с правилами поведения в лесопарках, у водоёмов. Беседа- урок о лекарственных травах,

трудовой десант,

игра-викторина

 

2

Лесополосы, луг, степь, река. Знакомство с окрестными экосистемами

Беседы об агроэкосистемах, его обитателях, растениях, роль человека в агроэкосистеме и экосистеме.
Беседы о луге, степи, его обитателях, растениях, значении луга в экосистеме.
Беседы о  речках станицы, их обитателях, значении водоёмов в экосистеме.

Игра-викторина.

Экскурсия в парк, к речке.

 

3

Практикум «Озеленение территории школьного двора»

Значение озеленения территории школы. Влияние на здоровье школьников деревьев и кустарников. Посадка, пересадка цветов на школьной клумбе.

Круглый стол по обсуждению достигнутых результатов.

 

4

Экология и окружающая среда. Изучение экологического состояния улиц населённого пункта.

Цель: Изучение экологического состояния улиц населённого пункта.
Оборудование: карта-схема населённого пункта, рулетка.

Трудовой десант.

Анкетирование.

Круглый стол.

 

5

Лекарственные растения в окрестностях  станицы Ирклиевской.

Изучение лекарственных растений Краснодарского края

Занятия на природе.

 

6

Охрана окружающей среды

 

Беседа об охране окружающей среды. Выпуск газеты, бюллетеней. Акция.

 

 

III. План-график реализации программы

 

Направления

Мероприятия

Дата проведения

Ответственные

1

 

1.Торжественная линейка. Открытие лагеря.

2. Ознакомление с планом работы лагеря, инструктаж по ТБ.

3. Анкетирование

 

02.07.2013 г.

Начальник лагеря, воспитатели

2

Правила поведения в природе

1. Беседа «Правила поведения в лесопарках, у водоёмов».

2. Трудовой десант – прополка пришкольного участка

3. Экскурсия  в парк ст. Выселки.

4. Ролевая игра-беседа «Как обезопасить свою жизнь»

 

0307.2013 г.

 

Воспитатели

 

 

1.Беседа «Знакомимся с Красной книгой»

2. Беседа- урок о лекарственных травах

3. Игра-викторина

4. Трудовой десант.

 

04.07.2013 г.

 

Воспитатели,

библиотекарь.

 

3

Лесопарк, луг, степь, река. Знакомство с окрестными экосистемами

1. Беседы об агроэкосис-темах, Кубани,  его обита-телях, растениях, значение человека в агроэко-системе и экосистеме.
2. Подвижные игры на свежем воздухе.

3. Беседа «Как защитить природу»

4. Трудовой десант.

 

05.07.2013 г.

 

Воспитатели, учитель физкультуры

 

 

1. Беседы о реках станицы, их обитателях, значении водоёмов в экосистеме. Инструктаж по ТБ « Правила поведения в аквапарках.

2. Экскурсия в аквапарк ст. Павловской.

3. Трудовой десант

4. Игра-викторина

 

08.07.2013 г.

Воспитатели,

библиотекарь.

 

 

4

Практикум «Озеленение территории школьного двора»

 

1. Беседа «Значение озеленения территории школы. Влияние на здоровье школьников деревьев и кустарников».

2.  Посадка, пересадка цветов на школьной клумбе.

3. Круглый стол по обсуждению достигнутых результатов.

4. Конкурс гербарий, рисунков, подделок.

 

09.07.2013 г.

Воспитатели, учитель технологии

 

 

1. Беседа «Почему здоровым быть модно»

2. Веселые старты.

3. Конкурс рисунков «Я здоровый человек»

4. Трудовой десант

 

10.07.2013 г.

Воспитатели, учитель физкультуры

5

Экология и окружающая среда. Изучение экологического состояния улиц населённого пункта

 

1.Беседа «Экология и состояние организма» .

2. Трудовой десант.

3. Анкетирование.

4. Экскурсия в парк культуры и отдыха г. Краснодар.

5. Практическое занятие по безопасности жизнедеятель-ности.

11.07.2013 г.

Воспитатели, учитель физкультуры, ОБЖ

 

 

1. Спортивно-массовая игра 2. Трудовой десант.

3. Круглый стол.

4. Выпуск бюллетеня.

 

12.07.2013 г.

Воспитатели, учитель физкультуры, библиотекарь.

6.

Лекарственные растения в окре-стностях

ст. Ирклиевской

1. Беседа «Лекарственные растения Краснодарского края

2. Трудовой десант.

3. Психологическое тестирование

4. Акция «Чистая  станица»

 

15.07.2013 г.

Воспитатели.

 

 

1 Занятия на природе.

2. Игры на свежем воздухе. Подвижные игры.

4. Акция «Чистая  станица» Волантерская помощь ветеранам

16.07.2013 г.

Воспитатели, учитель физкультуры

7

Охрана окружающей среды

 

1. Беседа об охране окружающей среды

2. Игры на спортивной площадке минифутбол.

3. Трудовой десант.

4. Подготовка к фестивалю «Экология и мы»

 

17.07.2013 г.

Воспитатели,  музыкальный руководитель, учитель физкультуры

1.Беседа. Значение зеленых зон отдыха для человека. 2.Бережное отношение к парку станицы, зонам отдыха у рек.

3.Трудовой десант по уборке станичного парка.

4. Подготовка к фестивалю «Экология и мы»

18.07.2013 г.

 

 

1 Беседа об охране окружающей среды.

2.  Выпуск газеты, бюллетеней. Фестиваль.

3. . Подготовка к фестивалю «Экология и мы»

4. Трудовой десант.

 

19.07.2013 г.

Воспитатели, учитель физкультуры, музыкальный руководитель

 

 

1. Фестиваль «Экология и мы»

2. Уход за цветами на пришкольном участке.

3. Торжественное закрытие лагерной смены. Награждение.

3. Анкетирование, опрос.

 

22.07.13 г.

Начальник лагеря, воспитатели

 

IV. Методическое обеспечение программы:

 Учебные и методические пособия:

        научная, специальная, методическая литература

(См. список литературы)

 Материалы из опыта работы:

Дидактические материалы:
- Бланки анкет.
- Инструкции по обработке анкет и тестов.

 - Рисунки, картинки, карты, атласы.
Методические разработки:

 -  Занятия по экологическим блокам. Рекомендации по проведению мероприятий. Разработки  бесед, походов, конкурсов, экскурсий. Индивидуальная работа с детьми.

 

V. Ресурсное обеспечение программы:

Нормативно-правовой ресурс:

         Закон «Об образовании РФ»

  • Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.
  • Положение о лагере дневного пребывания.
  • Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания.
  • Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.
  • Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере.
  • Инструкции по организации и проведению туристических походов и экскурсий.
  • Приказы Управления образования.
  • Должностные инструкции работников.
  • Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра.
  • Заявления от родителей.
  • Правила регистрации детей при поступлении и выбытии.
  • Акт приемки лагеря.
  • Планы работы.

 

 

Кадровый ресурс:

 В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:

Координаторы смены:

  • начальник лагеря,
  • заместитель директора по ВР;
  • музыкальный руководитель;
  • учитель ОБЖ.

Кураторы отрядов:

  • воспитатели отрядов (из числа педагогов школы).

   

Материально-технический ресурс:

 

 

Применение

Источник финансирования и материальная база

 

Ответственные

1

2

3

4

Кабинеты

Классный кабинет

Материальная база школы:

 закупка канцелярских принадлежностей для творческих мастерских, отрядных дел, подготовки стендов и материалов для конкурсов

Начальник лагеря, воспитатели,

технический персонал

Спортивный

зал

Занятия спортом, соревнования, линейка (в случае плохой погоды)

Материальная база

школы

Физ.

руководитель

Спортивная площадка

Линейка, проведение обще лагерных экологических мероприятий на воздухе,  спортивные состязания

Материальная база

школы

Физ.

руководитель

Пришкольный участок

Занятия на природе, изготовление гербариев

Материальная база

школы

Воспитатели, администрация лагеря

Актовый

зал

Праздничные экологические мероприятия и концерты

Материальная база

школы

Воспитатели, администрация лагеря

Медкабинет

Медицинский контроль мероприятий лагерной смены

Материальная база

школы

Медицинская

сестра

Школьная библиотека

Литература для педагогов и детей лагеря экологической направленности

Материальная база школы

Библиотекарь

Школьная столовая

Завтрак, обед.

Фонд социального страхования, местный бюджет

Заведующая пищеблоком

Методический кабинет

Творческая мастерская воспитателей.

Материальная база школы

Воспитатели

Комнаты гигиены

Туалет, раздевалка

Материальная база школы

Начальник лагеря, воспитатели,

технический персонал

 

Начальник лагеря


VI. Список использованной для разработки программы литературы:

  1. Алешин В.М., Серебряков А.В. Туристская топография. - М.: Профиздат, 1985.
  2. Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю., Кипарис-2: Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
  3. Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007.
  4. Дежникова Н.С., Иванова Л.Ю., Клемяшова Е.М., Снитко И.В., Цветкова И.В. Воспитание экологической культуры у детей и подростков: Учебное пособие / – М.: Педагогическое общество России, 2001.

5.     Нещерет Л.Г. Хочу быть лидером! Выпуск 4.-Н. Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии», 2006.

6.   Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. С.И.Лобачева.Москва: ВАКО, 2007 г.

  1. Туристская игротека: учебно-методическое пособие/ Под ред. Ю.С. Константинова. М..: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорт и программа деятельности детского общественного объединения «Зелёная планета»

Детское общественное объединение «Зелёная планета» создано на базе МБОУ лицей № 87 имени Л.И. НовиковойАдрес лицея: 603047, г. Нижний Новгород, ул. Красных Зорь, 14 а, телефон: 2240382Время создания: ...

Программа детской летней площадки по английскому языку "Приключения юных лингвистов"

Согласно ФГОС нового поколения наша обновлённая система образования должна взрастить и выпустить во взрослый социум совершенно нового человека, образ которого определён приоритетными задачами развития...

Программа курса летней экологической практики " Лес как экосистема"

Предлагаемая  программа  рассчитана   для  учащихся   8  - 11  кл.  (14-17лет)  и  состоит  из      2-х  ...

Программа летнего экологического лагеря "РОДНИК" на базе МБОУ Семлевской СОШ №1

  В нашей сельской малокомплектной школе  существует ряд особых проблем по организации летней оздоровительной кампании: удалённость от районного центра (30 км), узкий круг социальных ...

ПРОГРАММА ЛЕТНЕГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВЫЕЗДНОГО ЛАГЕРЯ «ИССЛЕДОВАТЕЛИ»

Одно из направлений в организации летнего   отдыха школьников -   организация детского экологического выездного лагеря   на берегу озера Тягамальто.Актуальность данной пр...

ПРОГРАММА летнего экологического лагеря кратковременного пребывания детей и подростков «Путешествия по оленьим тропам»

Лето – наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными уголками природы, здоровье. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напря...

Рецензия на Программу летнего экологического лагеря кратковременного пребывания детей и подростков«Путешествия по оленьим тропам» МБОУ ДО «Тазовский районный Дом творчества»

      Реце́нзия (от лат. recensio — осмотр, обследование) — жанр журналистики, а также научной и художественной критики. Рецензия дает право на оц...