разработка экологической тропы
методическая разработка по экологии на тему

Морозова Марина Сергеевна

    Экскурсия по лесной тропе

Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня мы побываем с вами на экскурсии по лесной тропе. Очень хочется, чтобы вы смогли увидеть сами и рассказать своим друзьям, родным, знакомым об этом лесе; о том, как он живет, дышит…конечно не возможно рассказать сразу обо всем. Тем не менее, побывав на экскурсии, вы почувствуете в груди огонек желания сохранить этот лес от любой порчи, от любого неразумного обращения с ним. Пожалуйста, полюбите лес!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_ekologicheskoy_tropy.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                   Методическая разработка

                                                  внеклассного мероприятия

                    Экологическая тропа

                          для 1-11 классов

                                                                                                        Учитель географии:  Морозова М.С.

                               

                                             

                                       Экологическая тропа.

                                                  (с. Плеханово)

                                                       План экскурсии

                           №8 вяз         №7 дуб            №6 сосна            №5 береза

                          №9 клен

                                                                                                       №4 полянка

                              №10 еще муравейник                                      №3 орешник

                                                                                                         №2 муравьиное

                                                                                                         Царство

                            №11 значение леса

                              (берегиня)                                                №1 гриб-чага

                              (заключение)                                               ( трутовик)

                                                                                               Правила

                                                                                          Поведения в лесу

                                                                                            Вступление

                     

                                                                            (начало)

               

    Экскурсия по лесной тропе

Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня мы побываем с вами на экскурсии по лесной тропе. Очень хочется, чтобы вы смогли увидеть сами и рассказать своим друзьям, родным, знакомым об этом лесе; о том, как он живет, дышит…конечно не возможно рассказать сразу обо всем. Тем не менее, побывав на экскурсии, вы почувствуете в груди огонек желания сохранить этот лес от любой порчи, от любого неразумного обращения с ним. Пожалуйста, полюбите лес!

            Здравствуй лес, дремучий лес,

            Полный сказок и чудес!

            Ты о чем шумишь листвою

            Ночью темной, грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь, какая птица?

Все открой, не утаи:

Ты же видишь- мы свои!

      (С. Погореловский)

Лес не только для нашей забавы,

Он богатство великой страны,

Все деревья в нем, ягоды, травы

Нам на пользу, друзья, взращены.

Каждый куст, берегите, ребята !

Где росток ты увидишь простой,

Может вырасти дуб в три обхвата,

Березняк иль малинник густой!

А уж сколько орехов и ягод!

Так, пожалуй, считать- не сочтешь!

Сердцу любо, коль знаешь, что за год

В сосняке разрослась молодежь!    (В. Рождественский)

А теперь,  давайте, напомним правила поведения в лесу (кое-что мы в классе повторили)

1. ходить только по тропинкам.

2. отдыхать в специально отведенных местах.

3. не собирать дикорастущие растения или проводить ограниченные сборы с соблюдением уже вам известных правил. Не надо рвать цветущие растения- они придают особый колорит природе, да и семян от них уже не будет, и до дома не донесете- завянут, да и зачем их столько?

4.не шуметь, чтобы не спугнуть птиц, зверей.

5. не резать деревья, не снимать кору.

6. не раскидывать мусор- уносите с собой.

7. разводить костер только на отведенных площадках. Уходя- гаси!

А то бывает и так…

           «Лесной пожар»

Забывчивый охотник на привале

Не разметал, не растоптал костра.

Он в лес ушел, а ветки догорали

И нехотя чадили до утра…

А утром ветер разогнал туманы,

И ожил потухающий костер.

И, сыпля искры посреди поляны

Багровые лохмотья распростер.

Он всю траву с цветами вместе выжег,

Кусты спалил, в зеленый лес пошел.

Как вспугнутая стая белок рыжих,

Он заметался со ствола на ствол.

И лес гудел от огненной метели,

С морозным треском падали стволы,

И, как снежинки, искры с них летели

Над серыми сугробами золы.

   В. Шефнер.

И так, теперь мы можем пройти на тропу. Во время экскурсии будьте внимательны, наблюдательны. У вас есть вопросники, на которые надо будет в конце урока дать ответы. На лесной тропе есть несколько остановок.

остановка № 1   гриб-чага.

Вот высокая белоствольная береза. Ее зеленые ветви тревожно шумят и сегодня, как и много лет назад. Но сегодня она больна. Мы видим много шишковатых наростов- и крупных, и мелких- лепится по ее стволу. Пробуем сорвать один из них, но он дервянист, как и любой толстый древесный сук. Это гриб-фомес фоментариус- трут настоящий, вызывающий белую гниль древесины дерева. Живут трутовики долго (макс. До 80 лет) и в день выделяют до 30 млрд спор. Спорами они размножаются, разносятся ветром и , попадая в ранку на коре, прорастают. Выделяя специальные ферменты, которые и разрушают ткани дерева. Вот почему порча коры приносит дереву болезнь и преждевременную старость. Чтобы защитить деревья от вредных грибов, надо срезать или сбить трутовики и унести из леса. А ранки на коре дерева покрыть замазкой или масляной краской.

               А откуда ранки на коре?

               В весенний день мальчишка злой

               Пронзил ножом кору березы,

                И капли сока, точно слезы,

                Текли прозрачною струей.

Ребята! Когда вы берете сок у березы, не делайте отверстие большим, а лучше просверлите его шилом. Как только соберете нужное количество сока, замажьте отверстие- можно воском, варом, замазкой, краской, чтобы в ранку не попали споры грибов-паразитов, т. К. они в конце концов также приведут березу к гибели.

остановка № 2   муравьиное царство.

Трудно пройти в лесу мимо муравьиной кучи. В яркий, солнечный день кипит здесь жизнь, кипит работа. Сотни, тысячи муравьев копошатся на куче; что-то делают, куда-то торопятся: выходят и входят через круглые дырки-ворота на поверхности муравейника. Вот один из муравьев, забегая спереди и сзади, с большими усилиями втаскивает на муравейник хвою. Двое ему помогают, и не столько помогают, сколько мешают: каждый тянет в свою сторону. Муравьи тащат свою ношу на постройку своего муравейника, который строят много лет. Бывает так, что муравей, выбиваясь из сил, тащит мертвую жужелицу вдесятеро тяжелее себя. Потянет, отбежит, снова схватит и ноша медленно продвигается вперед; к ночи, может быть жужелица и на ужин попадет. Муравьи хорошо знают свой муравейник. Вот кружится муравей, сбившийся с пути. Бросается туда-сюда, останавливается, и бежит: он разыскивает дорогу. Что же помогает ему находить путь? Муравьи определяют, куда идти, по запаху. Присмотритесь, муравьи все время водят усиками. По запаху же они отличают своих от чужих. если вдруг в муравейник попадет муравей с другого муравейника, на него набросятся хозяева и растерзают, хотя по виду он совершенно с ними сходен. А если слегка пошевелить по муравейнику прутиком, то в него вцепились сразу десятки муравьев, они его кусают. Вот вбежал и на вашу руку муравей, запустил челюсти в палец, подогнул брюшко, и вы почувствуете болью но она не от укуса. Понаблюдайте, как это делает муравей. Укусит, подогнет под себя брюшко и из отверстия впрыснет кислоту в ранку. Муравьи берегут свои личинки, а также куколок, похожих на яички, их которых выводятся новые муравьи.

     Иногда на муравейнике можно увидеть птиц, но не подумайте, что они склевывают муравьев, вовсе нет. На муравьиных кучах птицы освобождаются от паразитов. Муравьи быстро вычесывают все, что скопилось под крыльями и попутно спрыскивают тело птицы остро пахнущей кислотой. Натуралисты подметили: едва ли не половина всех лесных птиц принимает муравьиные «ванны». Муравьи- безобидные, полезные жители, они истребляют вредных насекомых леса. Рыжие лесные муравьи одного большого муравейника могут уничтожить за одно лето несколько миллионов вредных насекомых. Не разоряйте муравейники, охраняйте их!

Интервью с муравьем в волшебном лесу.

  1. –господин муравей, скажите пожалуйста, в каком доме вы живете?
  2. –в очень большом, двухметровом. Складываем его из сухих стеблей, трав, веточек, кусочков коры, мха. А вокруг прокладываем муравьиные дорожки.
  1. –а сколько насекомых- вредителей добывают муравьи за сутки?
  2. –хороший вопрос. Знаете, что мы, рыжие муравьи, - главные санитары леса. За сутки жители муравейника добывают 20000 насекомых-вредителей.
  1. –вы помогаете друг другу?
  2. –а как же! Разве может муравей выжить в одиночку? Стоит одному найти добычу, которую он не в состоянии донести сам, к нему сразу же подключаются братья и сестры.
  1. –а как они узнают о находке, телефонов-то у вас нет?
  2. –муравьи с добычей бегут к муравейнику и одновременно выделяют пахучее вещество. Получается «ароматная» дорожка, на нее сбегаются другие муравьи. Вот так и сообщаются.
  1. –а правда, что у вас есть настоящая царица?
  2. –и не одна! Как правило их в доме несколько. Они оберегают и растят молодое поколение муравьев.

1.-мы знаем, что ваши дома разоряют. Как их можно спасти?

2. –лучше всего, если бы и дети, и взрослые, ставили вокруг муравейников ограды. Так вы поможете нам спастись от диких зверей, которые иногда не прочь нами полакомиться.

На этом мы и расстались с муравьем. Интервью вели ……. Из …. Класса Плехановской сш.

Остановка № 3      Орешник.

ОРЕШНИК ИЛИ ЛЕЩИНА-ОДИН ИЗ САМЫХ РАСПРОСТРАНЕННЫХ КУСТАРНИКОВ В ДУБРАВАХ.ЭТОТ КУСТАРНИК ЗНАКОМ МНОГИМ ИЗ НАС: У НЕГО К ОСЕНИ СОЗРЕВАЮТ ВКУСНЫЕ ОРЕХИ. ПЛОДЫ ОРЕШНИКА ПРИВЛЕКАЮТ НЕ ТОЛЬКО ЧЕЛОВЕКА, ИМИ ПИТАЮТСЯ НЕКОТОРЫЕ ЖИВОТНЫЕ, ОБИТАЮЩИЕ В ЛЕСУ,- БЕЛКИ, ЛЕСНЫЕ МЫШИ. ОРЕШНИК ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ВСЕХ ДРУГИХ НАШИХ КУСТАРНИКОВ ТЕМ, ЧТО ЕГО МОЛОДЫЕ ТОНКИЕ ВЕТОЧКИ ИМЕЮТ ОПУШЕНИЕ ИЗ ОТТОПЫРЕННЫХ, ЖЕСТКИХ ВОЛОСКОВ ОРИГИНАЛЬНОЙ ФОРМЫ. ОТДЕЛЬНЫЙ ВОЛОСОК НАПОМИНАЕТ КРОХОТНУЮ БУЛАВКУ С ГОЛОВКОЙ НА КОНЦЕ(ЭТО ХОРОШО ВИДНО В ЛУПУ) . ТАКОЕ ЖЕ ОПУШЕНИЕ ЕСТЬ И НА ЧЕРЕШКАХ ЛИСТЬЕВ. ВОЛОСКИ ОРЕШНИКА НАЗЫВАЮТСЯ ЖЕЛЕЗИСТЫМИ, ТАК КАК ТЕ ШАРИКИ , КОТОРЫЕ МЫ ВИДИМ НА ИХ КОНЦАХ, ПРЕДСТАВЛЯЮТ СОБОЙ МЕЛЬЧАЙШИЕ ЖЕЛЕЗКИ. ЦВЕТЕТ ОРЕШНИК РАННЕЙ ВЕСНОЙ, КОГДА В ЛЕСУ ЕЩЕ ЛЕЖАТ ПОСЛЕДНИЕ ПЯТНА СНЕГА. В ОДИН ИЗ ТЕПЛЫХ ВЕСЕННИХ ДНЕЙ ПЛОТНЫЕ КОРИЧНЕВАТЫЕ СЕРЕЖКИ НА ЕГО ВЕТВЯХ ВДРУГ СИЛЬНО УДЛИНЯЮТСЯ, ПОВИСАЮТ, СТАНОВЯТСЯ ЖЕЛТЫМИ. ПРИ ПОРЫВАХ ВЕТРА ОНИ РАСКАЧИВАЮТСЯ В РАЗНЫЕ СТОРОНЫ, РАССЕИВАЯ СВОЮ ПЫЛЬЦУ, НАПОМИНАЮЩУЮ ПОРОШОК. СЕРЕЖКИ ОРЕНИКА ВНЕШНЕ ПОХОЖИ НА СЕРЕЖКИ БЕРЕЗЫ И ОЛЬХИ- ЭТО КАК МЫ УЖЕ ЗНАЕМ, МУЖСКИЕ, ТЫЧИНОЧНЫЕ СОЦВЕТИЯ. ЖЕНСКИЕ СОЦВЕТИЯ ОРЕШНИКА ПОЧТИ ЦЕЛИКОМ СПРЯТАНЫ ВНУТРИ ОСОБЫХ ПОЧЕК. ОНИ СОСТОЯТ ИЗ НЕМНОГИХ ОЧЕНЬ МЕЛКИХ ВЕТКОВ, РАСПОЛОЖЕННЫХ ПЛОТНОЙ КУЧКОЙ. ВО ВРЕМЯ ЦВЕТЕНИЯ МЫ ВИДИМ ТОЛЬКО ОДНИ РЫЛЬЦА ЭТИХ ЦВЕТКОВ- ТОНКИЕМАЛИНОВЫЕ УСИКИ, КОТОРЫЕ ПУЧКОМ ВЫСОВЫВАЮТСЯ ИЗ САМЫХ ОБЫЧНЫХ ПО ВИДУ ПОЧЕК. НАЗНАЧЕНИЕ МАЛИНОВЫХ УСИКОВ- УЛАВЛИВАТЬ ПЫЛЬЦУ, И ПОЯВЛЯЮТСЯ ОНИ НА СВЕТ НЕСКОЛЬКО РАНЬШЕ, ЧЕМ НАЧИНАЕТ РАССЕИВАТЬСЯ ПЫЛЬЦА. В ЭТОМ ЕСТЬ ОПРЕДЕЛЕННЫЙ БИОЛОГИЧЕСКИЙ СМЫСЛ: ВОСПРИНИМАЮЩИЙ АППАРАТ ДОЛЖЕН БЫТЬ ГОТОВ ЗАБЛАГОВРЕМЕННО. ПОСЛЕ ТОГО КАК ПЫЛЬЦА ПОПАДАЕТ НА УСИК, ПРОИСХОДИТ ОПЛОДОТВОРЕНИЕ И НАЧИНАЕТСЯ РАЗВИТИЕ ПЛОДА. ПЕРВОЕ ВРЕМЯ НИКАКИХ ПЛОДОВ НЕ ВИДНО, ИЗ ПОЧЕК ВЫРАСТАЕТ ОБЫЧНЫЙ ПОБЕГ С ЛИСТЬЯМИ. ЛИШЬ ПОЗДНЕЕ, ЛЕТОМ, МОЖНО ЗАМЕТИТЬ, ЧТО НА НЕМ БУДУТ ОРЕХИ. ПЛОДЫ ОРЕШНИКА -ЦЕННЫЙ ПИЩЕВОЙ ПРОДУКТ. ОСОБЕННО ХОРОШИ НА ВКУС ЗРЕЛЫЕ ОРЕХИ, ЯДРО ИХ БОГАТО КРАХМАЛОМ И СОДЕРЖИТ ДО 60% РАСТИТЕЛЬНОГО ЖИРА. ЕСТЬ В ОРЕХАХ ТАКЖЕ ВИТАМИНЫ А И В.

ОСТАНОВКА № 4        ЛЕСНАЯ ПОЛЯНКА.

Давайте полюбуемся красивым ковром, сотканным природой. Какие цветущие растения вы видите? Назовите их! Что знаете о них? …. Страдают от нашествия любителей (особенно больших) букетов не только деревья и кустарники, но больше всего – лесные и полевые цветы- ромашки, колокольчики, сон-трава, ландыши. Безудержный сбор букетов послужил одной из причин оскудения «цветочных запасов» наших лесных «кладовых». Из 21000 видов цветущих растений в нашей стране 550 видов находятся сейчас на грани исчезновения. Кроме того, что в результате сбора больших букетов уменьшается количество различных видов цветущих растений. Не умея защищаться, «уходят» подальше, вглубь леса, купальница, ветреница, колокольчик, ромашка, сон-трава. В отличие от многих других растений ландыш самовосстанавливается сравнительно долго: от времени прорастания до цветения проходит целых 6 лет. А венерин башмачок- сиреневая нарядная туфелька с нежным запахом, зацветает лишь на 18 году жизни.

         Чтобы сохранить красоту наших лесов, в Липецкой области, да и в других областях, приняты постановления о запрещении сбора более 20 видов декоративных травянистых растений, а также торговли ими.

        Конечно, отказаться от того, чтобы с прогулки не принести букетик цветов, трудно порою бывает. Но ведь достаточно небольшого букета, и вовсе ни к чему тащить из леса охапку. Тонкое изящное искусство икебаны показывает, что вполне достаточно 3-5 легко раскинувшихся  цветков.

        Не нужно собирать цветы в самом начале прогулки- до возвращения домой они завянут. И, наконец, если вы видите, что цветов в этом месте мало, не старайтесь отнять у природы последнее. Это нужно соблюдать и при сборе лекарственных трав.

       И уходя с этой поляны, хочется привести слова-стихи Т.Собакиной:

                Если я сорву цветок,

                Если ты сорвешь цветок,

                Если все: и я, и ты,

                Если мы сорвем цветы-

                Опустеют все поляны

                И не будет красоты.

Остановка № 5             Береза белая.

Береза в диком состоянии встречается почти по всей территории нашей страны. такое широкое распространение ее объясняется тем , что она очень не прихотлива по отношению к климату. Малотребовательна и к почвенным условиям. Она может расти на самых разнообразных почвах- начиная от очень сухих и бедных песков и кончая низинными болотами, где избыток воды и много питательных веществ.

       Березу называют деревом-пионером. Она очень быстро захватывает любой свободный клочок земли- заброшенные пашни, пожарища, откосы у дорог и т.д. удивляться этому не приходиться: дерево ежегодно и обильно плодоносит, а мельчайшие крылатые плоды легко переносятся ветром на значительное расстояние. Береза очень светолюбива и совершенно не выносит затенения. Береза- одно из самых красивых наших деревьев. Белые с черным рисунком стволы берез имеют особую привлекательность. Белая окраска коры объясняется тем, что в клетках бересты содержится особое красящее вещество- ветулин. Если вы в черном пиджаке или пальто неосторожно прислонились к стволу молодой березы, на одежде появятся белые пятна, как от мела.

          Береста- защитный покров дерева. Она состоит из множества мертвых клеток, крепко склеенных друг с другом специальным веществом. Оболочки клеток подверглись опробковению. благодаря этому береста, как и пробка, непроницаема для воды и газов. Всякий, кто отрывал кусочек бересты, замечал, что она слоистая. Отдельный слой чуть больше листа бумаги и плотно соединен со своими многими слипшимися страницами. Береза прекрасно размножается семенами. Однако она может размножаться также порослью от пня, кА и многие другие лиственные деревья.

         Хозяйственное использование березы широко и разнообразно. Березовые дрова дают много тепла и в этом  отношении уступают, наверное, только дубовым. Березовая древесина  идет на лыжи, мебель, разнообразные токарные изделия. из березы получают превосходный уголь, вырабатывают деготь.

     Пастух кору надрезал у березы

     Склоняясь, тянет сладковатый сок.

      За каплей капля падает в песок.

      Березы кровь прозрачная, как слезы.

      И над землей- дыхание весны,

      А все деревья с корня до листочков,

      Едва раскрывшихся, напоены  

      железной силой, рвущей силы почек

      так ясен день! Так небосвод глубок!

      Так журавли курлычут, пролетая!

       И в это миг березе невдомек,

       Что, может быть смертельна рана злая,

        Что, может быть, от муки холодея,

        Она увянет к будущей весне:

         Иссохнет ствол, и ветви онемеют,

         И помертвеют корни в глубине.

         Но этот черный день еще далек,

         И долго будет кровь еще струиться,

         Над нею станут бабочки кружиться

         И пчелы пить густой пахучий сок.

         Покуда ж все как прежде: зеленеет

         Наряд ветвей и зелень так свежа!

         И пьет пастух. И на коре желтеет

         Глубокий след пастушьего ножа.

Нуждается березонька в охране и летом. Наши предки славяне жили в лесах. Поэтому большинство их поверий связано с лесом. Самым любимым деревом была береза. В начале лета был праздник поклонения духам леса. К этому дню рубили в лесу березу, приносили ее в селение, украшали лентами, водили около нее хороводы.

     Христианский праздник Троица также связан  с древним культом дерева. На Троицу верующие рубят в лесу молодые березки, чтобы всего на один день украсить ими окна и двери домов. От этого ежегодно погибает много молодых деревьев. Дело чести школьников встать на защиту молодых посадок и лесов вокруг селений, встать на защиту березок.

Остановка № 6         Сосна.

Сосна- одно их самых распространенных деревьев в нашей стране. Она растет в диком виде на огромной территории. Сосна- красивое дерево. Ствол ее покрыт в верхней части тонкой оранжевой корой. Однако в нижней части кора толстая, и ствол имеет серо-коричневый оттенок. Это дерево очень не прихотливо к почве. Сосну можно встретить на сухих песках, и на болоте. Но зато в отношении света очень требовательна, она совершенно не выносит затенения. Сосна очень чувствительна к ядовитым газам, которые выбрасывают трубы заводов и фабрик. На соснах, которые растут вблизи от заводов много сухих, отмерших веточек, деревья кажутся больными, погибающими.

      Сосна- ценная древесная порода. Она дает отличный строительный материал, дрова. Из ее смолы добывают много необходимых для человека веществ- скипидар, канифоль. Очень велико оздоровительное значение сосновых лесов.

       Но наступает Новый год. А какой же праздник без елки? В «ход» пошли сосны. Что вы предложите, чтобы больше сохранить эти деревья?

Остановка №7          Дуб

У многих народов дуб считался самым красивым и самым старым деревом на Земле. Греки, например, считали, что дуб появился раньше других деревьев. Он был посвящен ими богу Солнца, науки и искусства-  Аполлону. Дуб живет долго: отдельные деревья насчитывают более 1000 лет. Почитался священным деревом у большинства народов, считался пророческим деревом, под сенью которого в шуме листвы жрецы «улавливали» решения богов. Славяне же посвятили дуб Перуну П.од священными дубами у славян проходили собрания, судилища, свадебные обряды.

      Использование дуба с медицинскими  целями имеет очень древнюю историю. Русские люди в древние времена, как и теперь, охотно парились не только березовыми, но и дубовыми вениками, изгоняя «хворь телесную», особенно простуду и суставные болезни. После бани предписывалось « вытереть себя дубовым четвертным платом- вываренным в настое дубовой коры хлыстом.».

Остановка № 8     Вяз

Красив вяз…. А слава о древесине вяза не меркнет с времен Древнего Рима. Там создавали даже специальные питомники (ведь существует 150 видов вязов). И в русском народном промысле считался вяз деревом первостатейным: дуги на полозья, оглобли да колеса из него шли по самому высшему разряду. Древесина вяза- вязкая (отсюда- вяз), твердая, прочная, и упругая, ударов не боится. Идет на лучший паркет, на отделку кабинетов и залов, на самую изысканную мебель. Благодаря своей устойчивости против воды древесина часто используется при строительстве плотин, шлюзов, каналов, для изготовления подводных деталей судов и отделки их кают и салонов. Многие постройки Венеции и сейчас стоят на сваях, сделанных ильм(это семейство, к которому относят вяз).

     Кора вяза в старые времена нередко спасала русского крестьянина от голодной смерти: смешанная с остатками муки, шла она на убогие лепешки. Используют кору и в медицине при водянке, ревматизме, лихорадке, простуде, кожных заболеваниях, цинге и ожогах. Из луба вяза плетут веревки и изготавливают циновки.

     Но есть в «биографии» вяза и «темные страницы». Существовала в Древнем Риме должность- виргатор. И требовала она только умения обращаться с таким «инструментом», как пучок розг. А уж кого сечь- всегда находилось: любое хозяйство держалось на рабах. Так вот, вязовые прутья всегда конкурировали в розгах с ивовой лозой и вошли в историю как важное орудие воспитания.

       Но не будем прощаться с данной остановкой на грустной ноте, а полюбуемся неповторимостью «образа» данного дерева.

         В любой чащобе

         Лишних нет деревьев,

         И если даже вырубить кусты,

         То и тогда леса лишатся древней,

          Естественной и дивной красоты.

                              (Ф.Васильев)

Остановка № 9          Клен.

Удивительно это дерево! Если их царапинки на коре клена остролистного появляются ароматные сладкие капельки сока, значит, весна у порога- у взрослых деревьев идет бурное сокодвижение. А сахарный клен, например, может за день дать более 10 л в день! Сахаристость клена делает его великолепным медоносом. Клен обыкновенный может дать весенних взяток до 200 кг с га.

       Не последнее место у клена и в «зеленой аптеке». Народные врачеватели назначали кленовый сок при цинге, а отвары коры и листьев как вяжущее средство для полоскания рта, горла, десен при воспалениях, для заживления ранок от ожогов и даже при отравлении.

     Великолепна и древесина кленов- плотная, твердая, прочная; из древесины клена делают флейты, гобои, кларнеты. Наиболее прочные городки и биты тоже делают из древесины клена.

      Особенно хороши деревья клена остролистного- с ранней весны до поздней осени они радуют разнообразной окраской листвы.

Остановка № 10      муравейник.

Почему у муравья тоненькое брюшко?

                    (сказка)

Жил-был муравей в своем муравьином царстве. Трудился он не покладая рук. И вот однажды, когда солнце было уже у горизонта, он возвращался домой и услышал плач. Подошел поближе и увидел лягушку. Муравей спросил, отчего она плачет. Оказалось, что заблудилась и не может найти свой дом. «утро- вечера мудренее»- произнес муравей,- «пойдем к нам, переночуешь, а утром найдем дорогу». Лягушка успокоилась и поскакала за муравьем.

     В муравейнике ей постелили постель, накормили, спать уложили.

      Чуть свет муравей забрался на дерево, огляделся и увидел болото, о котором рассказывала гостья. Спустился назад. Позавтракали. Снарядили небольшую группу и пошли сопровождать лягушку. Долго ли шли, коротко, об этом никто не знает, только за полдень увидели болото. Лягушка обрадовалась, подскакала к берегу и бултых! Только круги над головой пошли. Муравьи сели на берегу и стали ждать, когда их пригласят в гости. Время шло, но никого не было видно. Все проголодались. Наверное про них забыли. Тогда старший муравей сказал:»пора домой. Сорвите по травинке, подтянем брюшко». Так все и сделали. С тех пор у муравьев брюшко тоненькое.

Остановка № 11          Берегиня

   Дорогие друзья!

Это обращение к вам, юному поколению от страдалицы леса! Будьте внимательны!

     Как зеницу ока берегите лес! Не рвите цветущие деревья, кустарники, травы. Не рубите лапы для подстилки в палатку, не втыкайте ради забавы нож или топор в ствол дерева, не рубите молоденькие сосенки на колья для палатки- для этого есть специальные колышки. Не оставляйте «автографов» на коре. Не включайте громкую музыку, не надо кричать, чтобы наводить панику на все живое. Есть растения, которые занесены в Красную книгу. Пауков тоже надо охранять. Последние исследования показали, что наравне с муравьями приносят большую пользу. К полезным относятся шмели, пчелы, декоративные бабочки, стрекозы.

   При обнаружении лесного пожара- сообщите взрослым, немедля! Каждый человек за свою жизнь «расходует» на свои нужды около 300 деревьев. А за свою жизнь он посадил сколько? А это означает, что перед лесом мы в огромном долгу.

    Этот долг лесу нужно вернуть, сажать и выращивать больше деревьев и не губить растущие. Пусть это будет одной из главных заповедей всех посетителей леса. Дерево беззащитно. Вот и защити!

         А теперь несколько фактов для размышления:

А) бумага, брошенная вами будет лежать более 2 лет;

Б) консервная банка- более 30 лет;

В) полиэтиленовый пакет- 300 лет;

Г) стекло- 1000 лет, да от него может произойти самовозгорание.

А сколько пользы лес дает!

1 га леса принимает на себя в сезон 500 тонн пыли, за один час поглощает 8 кг углекислого газа. Убивает микробы. Одно дерево за сутки выделяет кислорода столько, сколько его необходимо для дыхания 3 человек. 1га леса поглощает за 1 час столько углекислого газа, сколько его выделяют за это же время 220 человек. Лесной воздух содержит в 40-70 раз меньше болезнетворных бактерий, чем городской.

                      Редкие травы.

Весною и летом- беда первоцветам:

Редкие травы рвут на букеты.

«зеленый патруль», милиция, люди-

Давайте за ландыш станем стеной,

На тех, кто и другие растения редкие губит,

Все вместе пойдем справедливой войной!

Вот и подошла к концу наша экскурсия. Давайте обменяемся впечатлениями, ответим на вопросы. Спасибо за урок!

                   Вопросы.

  1. почему на деревьях бывают наросты?
  2. какое дерево называют русской красавицей?
  3. какое дерево «боится» приближения Нового года?
  4. какие деревья, кустарники вы видели во время экскурсии?
  5. санитары леса. Кто они? Почему их так называют?
  6. какие отрицательные явления ты наблюдал(а) в природе во время экскурсии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка экологического конкурса "Тропинка"

Зкологический конкурс "Тропинка" проводится в нашем городе ежегодно. Методическая разработка включает разработку всех этапов конкурса....

Разработка буклета экологической тропы для учащихся 5 классов "Удивительное рядом"

В работе показана экскурсия  для учащихся 5 - 6 классов на тему "Удивительное рядом"на экологической тропе в районе школьного двора....

Разработка внеклассного мероприятия - игра"Экологическая тропа"

        Данная игра рассчитана на учащихся 5-7 классов. Игра проводится на местности....

Разработка занятия на экологической тропе

Маршрутный лист, который является вспомогательныс средством для участников экскурсии. Определяет шаги действий....

Разработка маршрута экологической тропы на тему «Тайна Выльгортских озёр»

Экологическая тропа – это одна из привлекательных форм организации деятельности в системе экологического воспитания и воспитания. Позволяет учащимся с разных сторон раскрыть свои творческие возможност...

Разработка план-схемы «Экологическая тропа»

детская работа в рамках кружка...

Разработка занятия по экологии "Экологическая тропа"

Знакомство с экологической тропой.Классы: 5-6В процессе занятия формируется знание о хвойных и лиственных растениях нашего школьного двора. Экскурсия сменяется познавательной викториной, физминутколй ...