План-конспект занятия "Природные лекари"
методическая разработка по экологии по теме

Данна методическая разработка по экологической тематике рассчитана на возрастную категорию воспитанников 6-7 лет. Материал представлен в доступной форме, применяемые методы соответствуют возрастныи особенностям детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan-konspekt_po_ekologii.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования«Центр Детского Творчества»

с.Александров-Гай, Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области

                         План-конспект занятия

«ПРИРОДНЫЕ ЛЕКАРИ»

(рассчитан на детей  6-7 лет)

Подготовила: Черняева Оксана Владимировна, педагог дополнительного образования объединения «Дошколенок»,

Адрес: с. Александров-Гай, пл. 35-летия Победы, д.1, пом.3,

МБОУ ДОД «ЦДТ»

2016г.

Тема: «Природные лекари»

Цель:  уточнить и расширить представления о многообразии лекарственных растений родного края. 

Задачи: 

1.Научить дошкольников определять лекарственные растения по их внешнему виду (5-6 видов), расширять знания о пользе и применении лекарственных растений.

2. Развивать экологическую культуру дошкольников;

3.Воспитывать бережное отношение и любовь к природе родного края.

Тип занятия: урок - формирование и совершенствование знаний.

Форма занятия: занятие - сказка

Методы: словесный, познавательный, игровой.

Оборудование: мультимедийный комплекс.

Демонстрационный материал: презентация «Природные лекари»

Раздаточный материал: фильт-пакеты с лекарственными травами (в конвертах с иллюстрациями), корзина.

Музыкальное оформление: 

ХОД ЗАНЯТИЯ:

СЛАЙД 2

 I.Организационный момент:

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Научитесь наблюдать,

Будем вместе развивать у себя внимательность,

А поможет всё узнать наша любознательность.

II.Сообщение темы, цели и задач занятия:

СЛАЙД 3-4

-Ребята, нам в Центр пришло письмо из Цветочного города, где живет Незнайка и его друзья, пишет нам Пилюлькин: «Дорогие дошколята, в нашем городке случилось несчастье- простудились коротышки: малыши и малышки! Один Незнайка закалялся и здоровеньким остался! Прошу вас помощь ему оказать, природных лекарей собрать! Сам с больными остаюсь, заразиться не боюсь!»

СЛАЙД 5 (Звучит мелодия из мультфильма «Незнайка и его друзья»)

–А вот и он, собственной персоной, к нам пожаловал!

–Так, так, так….,–задумался Незнайка,– что же это за природные лекари?!

–А вы, ребята, догадались? (ответы детей) Верно, это  растения, которые ЛЕЧАТ,  именно по этому их и называют лекарями, или по –другому –ЛЕКАРСТВЕННЫЕ!

В нашем родном крае тоже растет очень много растений, среди  них есть и «лекари».

–Ну, что, ребята, поможем нашему гостю собрать и заготовить «природных лекарей»? (ответы детей) Для этого нам надо отправиться в путешествие по нашим степным тропинкам, готовы?!

III. Актуализация знаний:

–Но для того чтобы  собрать лекарственные растения, не причиняя вред природе и не подвергая себя опасности, необходимы знания о свойствах растений, о правилах их сбора и заготовок, слушай , Незнайка вместе с ребятами, и записывай:

СЛАЙД 6

1. Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет роса.
2. Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги. Почему, как вы думаете? (Ответы детей). Растения там отравлены ядами из выхлопных труб транспорта.
3. Сорванные растения складывать в широкую корзину, чтобы не помять их, а то выделится сок.
4.Сушить растения нужно в тени, а не на солнц или в хорошо проветриваемом помещении.
5. Нельзя при сборе топтать соседние растения, нельзя рвать растения с корнем и рвать все до последнего. Почему? (Ответы детей).

–Загрустил Незнайка, как много всего еще он не знает! …С чего же начать путешествие? Правильно, для начала, вспомним правила поведения в природе!

СЛАЙД 7-8

Игра «Будь природе другом!»

–Молодцы, справились с заданием и гостя нашего с ЭКОзнаками познакомили!

Все эти знания пригодятся нам в путешествии. Итак, в путь!

СЛАЙД 9(на фоне звуков природы (ветер в степи), звучит стихотворение, дети проходят между рядами «змейкой» и садятся на свои места)

Степная дорожка

Похожа немножко

На брошенный сверху

Клубок по ветру.

Охотно виляя, катился он вольно

И вдаль убегать

Так раздольно ему!       (В.Бакаева)

IV. Введение нового материала:

–Ребята, вы уже много знаете о растениях нашего края. Без растений жизнь на планете Земля не существовала бы. Растения не только помогают всем живым существам дышать, но также помогают им лечиться от болезней.

Надо только знать и уметь ими пользоваться. Еще давным-давно люди заметили, что все звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней.  Природа предлагает человеку огромное разнообразие даров, среди них – лекарства от многих болезней.

–Вот еще, растения собирать, сушить…столько времени и сил тратить,–воскликнул Незнайка,–лучше пойду в аптеку и таблеток накуплю от всееееех болезней!

СЛАЙД 10 (звучит песенка Медуницы из мультипликационного фильма «Незнайка и его друзья»-появление героини)

–Как тебе не стыдно, Незнайка, тебе Пилюлькин такое важное дело доверил, а ты…,–возразила Медуница.

–Лаааадно,–сказал Незнайка виновато,–давайте ваших «лекарей» искать…

–Будьте внимательными, нам нужны лекарственные растения, которые помогут при простудных заболеваниях!

СЛАЙД 11 Загадки от Медуницы:

–Вот, нашел!

1. На конце его – сережки,
На земле лежат листки –
Маленькие лопушки.
Нам он – как хороший друг
Лечит раны ног и рук.
(Подорожник)

–Подорожник произрастает вдоль дорог (отсюда и название), применяют в медицине листья, которые обладают ранозаживляющим действием.

СЛАЙД 12

2.Паренёчек белобрысый
Ветер дунет, станет лысый.
Кто же этот Мальчик
Это (Одуванчик)

Верно, ребята, это одуванчик! Он растет на полянках, открытой местности, вдоль дорог. Это растение тоже обладает лекарственными свойствами: отвар из корней одуванчика  применяют в медицине при болезнях желудка, а еще одуванчик богат витаминами- сок и настой листьев одуванчика восстанавливают силы, их надо принимать весной при авитаминозе, быстрой утомляемости!

–Что-то я утомился,–сказал Незнайка,–мне бы что-нибудь из этого вашего одуванчика принять!

–Ребята, а давайте поможем Незнайке набраться сил!

СЛАЙД 13

ФИЗМИНУТКА «Одуванчик»

Одуванчик, одуванчик!
(Приседают, потом медленно поднимаются)
Стебель тоненький, как пальчик.
Если ветер быстрый-быстрый
(Разбегаются в разные стороны)
На поляну налетит,
Все вокруг зашелестит.
(Говорят «ш-ш-ш-ш-ш»)
Одуванчика тычинки
Разлетятся хороводом
(Берутся за руки и идут по кругу)
И сольются с небосводом!

–Хорошо, –улыбнулся Незнайка,–можно дальше, по тропинке шагать!

СЛАЙД 14

3. С древних времен меня уважают,

Про мои целебные свойства все знают.

Листочки, словно лодка,

А зовут меня …(Солодка)

–Это растение называется СОЛОДКА, произрастает преимущественно по берегам рек. Корень солодки обладает ярко выраженными лечебными свойствами. Прием отваров и настоек на основе солодки помогает при бронхите, воспалении легких и других заболеваниях.

СЛАЙД 15

4. Злая, как волчица,
Жжется, как горчица!
Что ж это за диво?
Это же ...
(Крапива)

Медуница: Правильно, ребята, это крапива!

Незнайка: Не люблю крапиву! Какая от нее польза, только жжется!

–Ребята, а как вы согласны с Незнайкой? (ответы детей) Давайте послушаем, что нам о крапиве расскажет Медуница.

Медуница: Растет  повсеместно: около жилищ, в низинах, по берегам рек. Крапива имеет множество лечебных свойств: кровоостанавливающее, ранозаживляющее, противолихорадочное, противомикробное.

СЛАЙД 16

5. Желтые глазки в белых ресничках,
Людям на радость, пчёлкам и птичкам.
Землю собою они украшают,
На лепестках их порою гадают
Бабочки любят их, любят букашки
Эти цветочки зовутся 
(Ромашки)

Незнайка: Ромашку я знаю! А что, она тоже лекарственная что ли?

–Конечно,–ответила Медуница,– При простудных заболеваниях, необходимо регулярно полоскать горло  ромашковым настоем.

–А вот еще одно очень красивое и полезное растение:

СЛАЙД 17

6. Среди пахнущей травы
Может быть встречали вы -
Помогает «духом фей»
Простудившимся ... (Шалфей)

Перед вами растение, которое называется «шалфей». Еще у него есть второе имя — «сальвия». Но в нашей местности принято использовать название «шалфей». Название растения происходит от латинских слов - спасать, предохранять.
Шалфей - светолюбивое, теплолюбивое и засухоустойчивое растение.
Как вы понимаете эти слова? (Ответы детей). Верно, шалфей, любит свет, тепло и хорошо переносит отсутствие влаги — не боится засухи.

На вид он грубоват - с широкими листьями и сильным стеблем с фиолетово-синими цветками. Сорвешь стебель, и чем больше вялятся на солнце цветки, тем крепче становится источаемый ими запах. Ребята возьмите конвертик с шалфеем, поднесите к лицу и ощутите аромат, правда, приятный запах?! Шалфей цветет, правда, недолго, но ароматны у него не только цветы, но и листья, и в старину эти листья продавали на вес золота.

«Священная трава», «трава долголетия», «чудо - трава» – это все о шалфее. Древние люди верили в чудодейственную силу этого растения и сочиняли о нем стихи:

Нервы шалфей укрепляет и рук унимает дрожанье,
И лихорадку изгнать даже острую он в состояньи.
Ты наш спаситель, шалфей, и помощник, природою данный...

Шалфей благодаря своим чудесным свойствам поможет укрепить здоровье и даже продлить жизнь.
Недаром есть такие старинные поговорки:
«У кого в саду шалфей, тому доктор не нужен» и «Кто долго жить желает, пусть ест шалфей в мае».
В наши дни в любой аптеке можно купить шалфей и с его помощью вылечить больное горло.

Все растения собранные нами сегодня обладают ароматом?

Незнайка: Ух ты, сколько лекарственных растений мы собрали!

Медуница: Да, почти в каждом растении можно найти необходимые лекарственные свойства! Пилюлькин просил нас собрать и заготовить те растения, которые помогут ему вылечить жителей Цветочного города от простуды.

СЛАЙД 18

V.Практическая работа.  

1.Работа с раздаточным материалом

–Ребята, давайте вспомним, с какими растениями и их лекарственными свойствами мы сегодня познакомились (ответы детей)

 Ребята, если мы поднесем фильтр-пакет с шалфеем к лицу и сделаем глубокий вдох носом, то сможет ощутить приятный аромат этого растения, который сохраняется даже после засушивания! Давайте проведем такой эксперимент и с другими фильт-пакетами…

Дети по очереди достают фильт-пакеты из конвертов с иллюстрациями (педагог проговаривает название каждого растения):

  1. крапивы,
  2.  подорожника,
  3. ромашки,
  4. солодки
  5. одуванчика

–Все ли растения обладают ароматом? (ответы детей)

–Верно, есть растения, которые почти не имеют запаха (подорожник, крапива), а есть растения, обладающие характерным, выраженным ароматом (шалфей, ромашка, солодка). ВЫВОД: каждое растение имеет характерные внешние признаки, свой неповторимый аромат!

–А сейчас прошу вас сложить в корзину конвертики с теми растениями, которые помогут при лечении простудных заболеваний (шалфей, ромашка, солодка).

VI.Обобщение и закрепление.

–Молодцы, хорошо потрудились! Давайте проверим, не допустили ли мы ошибок (Игра «Помоги Незнайке»).

––Хорошо, теперь мы можем отправить с Незнайкой нашу аптечку Пилюлькину!

VII.Подведение итогов.

СЛАЙД 19

– Медуница очень благодарна  за то, что вы были внимательными, любознательными, знаете правила поведения в природе и  за оказанную помощь при сборе лекарственных растений награждает вас памятными медалями! Наше занятие подошло к концу, давайте попрощаемся с нашими героями! До свидания, до новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока "Планы на будущее"

План конспект урока по английскому языку. Класс:5Тема:Планы на будущееУчитель: Фролова Татьяна ВикторовнаУчебник: «Enjoy English » 5-6 классы. (Биболетова М.З., Трубанева Н.Н.).Цели:Уч...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...

План-конспект занятия «ПРИРОДНЫЕ ЛЕКАРИ»

Конспект занятия по экологии для обучающихся 7 лет. Форма занятия: занятие - сказка.  Цель занятия: уточнить и расширить представление о многообразии лекарственных растений родного края....

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Б...

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...

Разработка спортивного мероприятия в летнем лагере " Сильный,смелый,ловкий". План-конспект тренировочного занятия по волейболу. План-конспект занятия по легкой атлетики

Разработка спортивного мероприятия в летнем лагере " Сильный,смелый,ловкий".План-конспект тренировочного занятия по волейболу.  План-конспект занятия по легкой атлетики....