План-конспект занятия «ПРИРОДНЫЕ ЛЕКАРИ»
план-конспект занятия на тему

Конспект занятия по экологии для обучающихся 7 лет. Форма занятия: занятие - сказка.  Цель занятия: уточнить и расширить представление о многообразии лекарственных растений родного края. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_prirodnye_lekari.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества» Называевского муниципального района Омской области

                         План-конспект занятия

«ПРИРОДНЫЕ ЛЕКАРИ»

(рассчитан для детей  7 лет)

Подготовила: Калинина Оксана Владимировна,

педагог дополнительного образования

 

2014г.

Тема: «Природные лекари»

Цель:  уточнить и расширить представления о многообразии лекарственных растений родного края.

 Задачи:

1.Научить обучающихся определять лекарственные растения по их          внешнему виду (5-6 видов), расширять знания о пользе и применении лекарственных растений.

2. Развивать экологическую культуру обучающихся ;

3.Воспитывать бережное отношение и любовь к природе родного края. 

Форма занятия: занятие - сказка

Методы: словесный, познавательный, игровой.

Оборудование:  ноутбук.

Демонстрационный материал: презентация «Природные лекари»

Раздаточный материал: фильтр-пакеты с лекарственными травами, которые помещены  в конверты с иллюстрациями, корзина.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Научитесь наблюдать,

Будем вместе развивать у себя внимательность,

А поможет всё узнать наша любознательность.

II. Сообщение темы, цели и задач занятия.

-Ребята, нам в Дом детского творчества пришло письмо из Цветочного города, где живет Незнайка и его друзья, пишет нам Пилюлькин: «Дорогие ребята, в нашем городке случилось несчастье - простудились коротышки: малыши и малышки! Один Незнайка закалялся и здоровеньким остался! Прошу вас помощь ему оказать, природных лекарей собрать! Сам с больными остаюсь, заразиться не боюсь!»

(Звучит мелодия из мультфильма «Незнайка и его друзья») – А вот и он, собственной персоной, к нам пожаловал!

–Так, так, так….,–задумался Незнайка,– что же это за природные лекари?!

–А вы, ребята, догадались? (ответы детей) Верно, это  растения, которые лечат,  именно по этому их и называют лекарями, или по – другому –лекарственными!

В нашем родном крае тоже растет очень много растений, среди  них есть и «лекари».

–Ну, что, ребята, поможем нашему гостю собрать и заготовить «природных лекарей»? (ответы детей) Для этого нам надо отправиться в путешествие по нашим лесным  тропинкам, готовы?!

III. Актуализация знаний.

–Но для того чтобы  собрать лекарственные растения, не причиняя вред природе и не подвергая себя опасности, необходимы знания  о правилах их сбора и заготовок. Прошу обратить внимание на экран.

Слайд 1

1. Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет роса.
2. Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги. Почему, как вы думаете? (Ответы детей). Растения там отравлены ядами из выхлопных труб транспорта.
3. Сорванные растения складывать в широкую корзину, чтобы не помять их, а  то выделится сок.
4.Сушить растения нужно в тени, а не на солнц или в хорошо проветриваемом помещении.
5. Нельзя при сборе топтать соседние растения, нельзя рвать растения с корнем и рвать все до последнего. Почему? (Ответы детей).

Педагог: С чего же начать путешествие? (ответы детей).  Правильно, для начала, вспомним правила поведения в природе! 

Слайд 2

(Дети  вспоминают правила поведения в природе). 

 Педагог: Итак, в путь! 

IV. Введение нового материала.

–Ребята, вы уже много знаете о растениях нашего края. Без растений жизнь на планете Земля не существовала бы. Растения не только помогают всем живым существам дышать, но также помогают им лечиться от болезней.

Надо только знать и уметь ими пользоваться. Еще давным-давно люди заметили, что все звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней.  Природа предлагает человеку огромное разнообразие даров, среди них – лекарства от многих болезней.

–Вот еще, растения собирать, сушить…столько времени и сил тратить, – воскликнул Незнайка, – лучше пойду в аптеку и таблеток накуплю от всех болезней!

  (звучит песенка Медуницы из мультипликационного фильма «Незнайка и его друзья»). Появляется Медуница.

Медуница: Ребята я  приготовила вам необычные загадки вы внимательно слушайте и отвечайте.

 Слайд 3

  1. На конце его – сережки,
    На земле лежат листки –
    Маленькие лопушки.
    Нам он – как хороший друг.

Лечит раны ног и рук.
(Подорожник)

–Подорожник произрастает вдоль дорог (отсюда и название), применяют в медицине листья, которые обладают ранозаживляющим действием.

            Слайд 4

2.Паренёчек белобрысый
Ветер дунет, станет лысый.
Кто же этот Мальчик,

Это    (Одуванчик)

Верно, ребята, это одуванчик! Он растет на полянках, открытой местности, вдоль дорог. Это растение тоже обладает лекарственными свойствами: отвар из корней одуванчика  применяют в медицине при болезнях желудка, а еще одуванчик богат витаминами- сок и настой листьев одуванчика восстанавливают силы, их надо принимать весной при авитаминозе, быстрой утомляемости!

–Что-то я утомился, – сказал Незнайка,–мне бы что-нибудь из этого вашего одуванчика принять!

–Ребята, а давайте поможем Незнайке набраться сил!

                                    Физминутка «Одуванчик»

Одуванчик, одуванчик!
(Приседают, потом медленно поднимаются)
Стебель тоненький, как пальчик.
Если ветер быстрый-быстрый
(Разбегаются в разные стороны)
На поляну налетит,
Все вокруг зашелестит.
(Говорят «ш-ш-ш-ш-ш»)
Одуванчика тычинки
Разлетятся хороводом
(Берутся за руки и идут по кругу)
И сольются с небосводом!

–Хорошо, – улыбнулся Незнайка,–можно дальше, по тропинке шагать!

           Слайд 5

3. С древних времен меня уважают,

Про мои целебные свойства все знают.

Листочки, словно лодка,

А зовут меня …(Солодка)

–Это растение называется солодка, произрастает преимущественно по берегам рек. Корень солодки обладает ярко выраженными лечебными свойствами. Прием отваров и настоек на основе солодки помогает при бронхите, воспалении легких и других заболеваниях.

Слайд 6

4. Злая, как волчица,
Жжется, как горчица!
Что ж это за диво?
Это же ...(Крапива)

Медуница: Правильно, ребята, это крапива!

Незнайка: Не люблю крапиву! Какая от нее польза, только жжется!

–Ребята, а как вы согласны с Незнайкой? (ответы детей) Давайте послушаем, что нам о крапиве расскажет Медуница.

Медуница: Растет  повсеместно: около жилищ, в низинах, по берегам рек. Крапива имеет множество лечебных свойств: кровоостанавливающее, ранозаживляющее, противолихорадочное, противомикробное.

Слайд 7

5. Желтые глазки в белых ресничках,
Людям на радость, пчёлкам и птичкам.
Землю собою они украшают,
На лепестках их порою гадают
Бабочки любят их, любят букашки
Эти цветочки зовутся  (Ромашки)

Незнайка: Ромашку я знаю! А что, она тоже лекарственная что ли?

–Конечно,–ответила Медуница,– При простудных заболеваниях, необходимо регулярно полоскать горло  ромашковым настоем.

–А вот еще одно очень красивое и полезное растение:

Слайд 8

6. Среди пахнущей травы,
Может быть, встречали вы -
Помогает «духом фей»
Простудившимся ... (Шалфей)

–Перед вами растение, которое называется «шалфей». Еще у него есть второе имя — «сальвия». Но в нашей местности принято использовать название «шалфей». Название растения происходит от латинских слов - спасать, предохранять.
Шалфей - светолюбивое, теплолюбивое и засухоустойчивое растение.
Как вы понимаете эти слова? (Ответы детей). Верно, шалфей, любит свет, тепло и хорошо переносит отсутствие влаги — не боится засухи.

На вид он грубоват - с широкими листьями и сильным стеблем с фиолетово-синими цветками. Сорвешь стебель, и чем больше вялятся на солнце цветки, тем крепче становится источаемый ими запах. Ребята возьмите конвертик с шалфеем, поднесите к лицу и ощутите аромат, правда, приятный запах?! Шалфей цветет, правда, недолго, но ароматны у него не только цветы, но и листья, и в старину эти листья продавали на вес золота.

«Священная трава», «трава долголетия», «чудо - трава» – это все о шалфее. Древние люди верили в чудодейственную силу этого растения и сочиняли о нем стихи:

Нервы шалфей укрепляет и рук унимает дрожанье,
И лихорадку изгнать даже острую он в состоянье.
Ты наш спаситель, шалфей, и помощник, природою данный...

Шалфей благодаря своим чудесным свойствам поможет укрепить здоровье  и даже продлить жизнь.
Недаром есть такие старинные поговорки: «У кого в саду шалфей, тому доктор не нужен» и «Кто долго жить желает, пусть ест шалфей в мае».
В наши дни в любой аптеке можно купить шалфей и с его помощью вылечить больное горло.

Все растения собранные нами сегодня обладают ароматом?

Незнайка: Ух ты, сколько лекарственных растений мы собрали!

Медуница: Да, почти в каждом растении можно найти необходимые лекарственные свойства! Пилюлькин просил нас собрать и заготовить те растения, которые помогут ему вылечить жителей Цветочного города от простуды.

V. Практическая работа.  

1.Работа с раздаточным материалом

–Ребята, давайте вспомним, с какими растениями и их лекарственными свойствами мы сегодня познакомились (ответы детей)

– Ребята, если мы поднесем фильтр-пакет с шалфеем к лицу и сделаем глубокий вдох носом, то сможет ощутить приятный аромат этого растения, который сохраняется даже после засушивания! Давайте проведем такой эксперимент и с другими фильтр-пакетами…

Дети по очереди достают фильтр-пакеты из конвертов с иллюстрациями (педагог проговаривает название каждого растения):

  1. крапивы,
  2.  подорожника,
  3. ромашки,
  4. солодки
  5. одуванчика

–Все ли растения обладают ароматом? (ответы детей)

–Верно, есть растения, которые почти не имеют запаха (подорожник, крапива), а есть растения, обладающие характерным, выраженным ароматом (шалфей, ромашка, солодка). ВЫВОД: каждое растение имеет характерные внешние признаки, свой неповторимый аромат!

–А сейчас прошу вас сложить в корзину конвертики с теми растениями, которые помогут при лечении простудных заболеваний (шалфей, ромашка, солодка).  

VII. Подведение итогов.  

– Медуница очень благодарна  за то, что вы были внимательными, любознательными, знаете правила поведения в природе и  за оказанную помощь при сборе лекарственных растений награждает вас памятными медалями! Наше занятие подошло к концу, давайте попрощаемся с нашими героями! До свидания, до новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План-конспект занятия "Природные лекари"

Данна методическая разработка по экологической тематике рассчитана на возрастную категорию воспитанников 6-7 лет. Материал представлен в доступной форме, применяемые методы соответствуют возрастныи ос...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...

Занятие "Природные запахи"

Цель: способствовать развитию коммуникативных навыков общения, сплоченности, чувства эмпатии,  снижению эмоционального напряжения.способствовать формированию взаимодействия между детьми, развитию...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Б...

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...

Разработка спортивного мероприятия в летнем лагере " Сильный,смелый,ловкий". План-конспект тренировочного занятия по волейболу. План-конспект занятия по легкой атлетики

Разработка спортивного мероприятия в летнем лагере " Сильный,смелый,ловкий".План-конспект тренировочного занятия по волейболу.  План-конспект занятия по легкой атлетики....