Состав и структура ценностного компонента в содержании школьного курса экологии
статья по экологии (11 класс) на тему
В данной разработке проанализировано большое колличество литературы по теме "Ценностный компонент экологического образования"
Поставлены четкие задачи:
1. Выявить сущность категории “ценность” в философской, психолого-педагогической и методической литературе.
2. Определить возможности содержания школьного курса экологии в формировании ценностей у учащихся
3. Определить взаимосвязь ценностного компонента содержания с гносеологическим и деятельностным компонентом.
4. Уточнить и определить состав и структуру ценностного компонента школьного экологического образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sostav_i_struktura_tsennostnogo_komponenta_v_soderzhanii_shkolnogo_kursa_ekologii.rar | 20.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель биологии ГБОУцо№170
Трофимова Елена Анатольевна
Состав и структура ценностного компонента в содержании школьного курса экологии
Современное общество живет в период сложных социальных перемен. В настоящее время прогресс его не сопровождается прогрессом в сфере духовных ценностей. Проблема ценностей в исследованиях ученых последних лет выступает, как одна из центральных. Как отмечают многие исследователи: Наталья Дмитриевна Андреева, Ирина Юнусовна Азизова, Виктория Владимировна Николина, Станислав Николаевич Глазачев и др. главную роль в возрождении духовности призвано сыграть экологическое образование.
Экологическое образование обладает широкими возможностями формирования духовных ценностей личности и отношений человека к природе. Достижение этих целей возможно посредством реализации через школьное экологическое образование ценностного компонента содержания.
Для характеристики ценностного компонента я провела исследование, и поставила перед собой несколько задач:
- Выявить сущность категории “ценность” в философской, психолого-педагогической и методической литературе.
2. Определить возможности содержания школьного курса экологии в формировании ценностей у учащихся
3. Определить взаимосвязь ценностного компонента содержания с гносеологическим и деятельностным компонентом.
4. Уточнить и определить состав и структуру ценностного компонента школьного экологического образования.
В ходе решения первой задачи я провела анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, и выявила , что категория “ценность” по разному определяется учеными.
Например, Василий Петрович Тугаринов, определял ценности, как явления природы и общества, которые являются благами жизни и культуры людей.
Сергей Леонидович Рубинштейн давал такое определение “ценность – это значимость для человека чего-то в мире”
В своей работе я опирались на определение: “ценность – это положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека или общества в целом, определяемая не их свойствами по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности».
В ходе решения второй задачи я проанализировала возможности содержания школьного курса экологии в 10-11 классе и выяснила, что содержание экологического образования основывается на системе идей:
- Развитие и целостность природы в сфере жизни
- Взаимосвязь истории общества и природы
- Среда и здоровье человека
- Оптимизация взаимодействия в системе “природа-общество-человек”
- Природа в нравственно эстетическом развитии личности
- Изменение природы в процессе труда.
Таким образом, ценностный компонент имеет место при изучении любой темы в школьном курсе экологии.
Например, в разделе Общая экология при изучении темы “Биоценоз и его устойчивость” формируется ценность биоразнообразия и устойчивости в природе
При изучении раздела Социальной экологии – в теме “ Человек — биосоциальный вид” формируется ценность жизни (всему живому присуще стремление сохранить свою жизнь) , а так же ценность общества, труда, и образования
При изучении раздела “ Экологические основы охраны природы в теме “Современные проблемы охраны природы” формируются ценности правильного взаимоотношения человека и природы, красоты природы, охраны природы и рационального природопользования.
В ходе решения третей задачи исследования я выявила, что ценностный компонент экологического образования находится в тесной взаимосвязи с другими компонентами: Гносиологическим и Деятельностным. Через ценностные ориентации знания обретают для человека личностный смысл, становятся опорой деятельности, превращаются в элементы самореализации. Они являются способом мировоззренческой ориентировки в сфере взаимодействия с окружающей средой.
В ходе решения четвертой задачи я уточнила состав и структуру ценностного компонента экологического образования.
Структуру ценностного компонента составляют: ценностные ориентации, эмоционально-чувственная сфера учащихся и волевые качества личности.
Ценностный компонент состоит из неразрывно взаимосвязанных содержательной и процессуальной сторон. Содержательная сторона включает в себя то, что подлежит усвоению – ценности, а процессуальная эмоционально-чувственную сферу учащихся и волевые качества личности. Ценности, входящие в состав содержательной стороны ценностного компонента экологического образования можно распределить на 3 группы
- Социальные - жизнь, общество, образование, труд свобода, любовь и уважение к Родине,
- Ценности Здорового образа жизни – рациональное питание, физическая активность, общая гигиена организма, закаливание, отказ от вредных привычек,
- Ценности природы – биоразнообразие, охрана природы, красота природы, взаимоотношение общества и природы, рациональное природопользование)
Ценности служат побудителями эмоционально-чувственной сферы учащихся и волевых качеств личности, которые входят в процессуальную сторону ценностного компонента.
Эмоционально-чувственная сфера подразумевает –
- Способность видеть и осознавать красоту и привлекательность экосистем,
- Чувствительность и понимание природы, экосистемных явлений,
- Уважение по отношению к растениям, животным и человеку,
- Предвидение и предупреждение опасностей грозящих экосистемам. Волевые качества личности - средство реализации ценностей. Без их развития ценностные ориентации личности не получают нужного проявления.
В результате своего исследования я пришли к следующим выводам.
1. Ценность – это положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека или общества в целом, определяемая не их свойствами по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности»
2. В содержание школьного курса экологии включена система ценностей, формирующаяся у учащихся на основе идей экологического содержания.
3. Ценностный компонент экологического образования находится в тесной взаимосвязи с Гносеологическим и Деятельностным компонентами
4. Структуру ценностного компонента составляют: ценностные ориентации, эмоционально-чувственная сфера учащихся и волевые качества личности.
В состав ценностного компонента входит определенная система ценностей, которая служит побудителем развития эмоционально-чувственной сферы учащихся и волевых качеств личности.
Список использованной литературы
1. Алексеев В.Г. Ценностные ориентации личности и проблема их формирования. М., 1979.; с. 23
2. Анисимов С.Ф. Духовные ценности производство и потребление М. Мысль 1988г. с 253
3. Анисимов С.Ф. Ценности реальные и мнимые М. 1970. – С 19
4. Артеменко Н.П. Природа и эстетическое воспитание школьников; М – 1990 С 21-45
5. Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического исследования /– М. : Изд-во МГУ, 1984. – 105 с.
6. Барулин В. С. Социально-философская антропология. Общие начала в социально-философской антропологии. – М.: Онега, 1994. С. 90 – 92.
7. Бердяев Н. О назначении человека // Мир философии. Т. 2. – М., 1992. С. 256.
8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1968
9. Вернандский В.И. Химическое строение биосферы Земли иее окружение. –М. 1965Г с.322.
10. Виндельбанд В. Прелюдии. Философские статьи и речи. СПб., 1904. С. 298.
11. Волков Е.С. Зависимость ценностных ориентаций от смены видов деятельности. М.1981. С 322.
12. Гачев Г.Д. Книга удивлений или естествознание глазами гуманитария или Образы в науке. – М.: Педагогика 1991г с 272.
13. Глазачев С.Н. Экология и образование: на пути к культуре мира // Биология в школе 1999г. №3 с 5-10.
14. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 1996.-478с.
15. Заиченко Н.У. Конфликтные характеристики межличностных отношений и конфликты между детьми и взрослыми // Мир психологии - 2001 - 3 - с. 14
16. Зверев И.Д. Кашин М.П. Совершенствование содержания образования в школе... М. – Педагогика 1985г
17. Зверев И.Д., Салеева Л.Т. Компоненты экологического образования. М.,
1991, с.12-26.
18. Здравомыслов А.Т. Потребности. Интересы. Ценности. М. 1986Г. с132
19. Игумнова И.А. Воспитание экологической культуры подростков. Дисс канд.пед.наук. Чита 1999г.
20. Кавтврадзе Д.Н. Природа: от охраны – к заботе?// Знание - сила 1990г.
21. Каган М.С. Философская теория ценности./Гос.уч. Акад. гум. наук. – СПб: Петрополис 1997г. – 204с
22. Каропа Г.Н. Экологическое образование и воспитание учащихся, Мн., 1993, с.34-41.
23. Колчанов В.А. Шурыгина А.Г. Изучение региональных экологических проблем в курсе “География России” // География в школе 1997г №3 с62
24. Корчак Я. Как любить ребенка. Книга о воспитании. Пер.с польск. М. Политиздат 1990. с 279.
25. Кяхрик Л. Экологический элемент мировоззрения и его роль оптимизации отношений в системе “природа – общество” // Стимулы регионального природопользования. М., - 1978г. с 21-30
26. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М.: Изд. МГУ, 1981.-459с.
27. Макаренко А.С. Пед.соч. в 8-ми тт. - М: Педагогика, 1983-86 гг., т. 1, с.225.
28. Маслов С.И. Эмоционально-ценностное образование младших школьников. - Тула: Изд. Тул.Гос.пед.ун-та им. Л.Н.Толстого, 1999., с.9
29. Мещерякова И.В. Статья. Взаимосвязь общечеловеческих, экологических личностных ценностей в процессе обучения экологии. СПб. РГПУ им А.И.Герцена
30. Мухина В. С. Предисловие // Механизмы формирования ценностных ориентации и социальной активности личности / МГПИ. -- М., 1985. -- С. 4-7.
31. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов педагогических учебных заведений. М., Владос 1998.
32. Никандров Н.Д. Ценности как основа целей воспитания. // Педагогика 1998 №3 (май) с. 51
33. Николина В.В. Формирование ценностного отношения школьников к природе в процессе обучения географии и экологии. – Н. Новгород: Изд-во ГПИ, 1992
34. Прогнозтическая концепция целей содержания образования// под ред И.Я.Лернера, И.К.Журавлевой. М. 1994Г С 102.
35. Равкин З.И. Национальные ценностные приоритеты сферы образования и воспитания (вторая половина XIX - 90-е гг. XX вв.). . - М.: ИТПО РАО, 1997., с.7).
36. Риккерт Г. О понятии философии // М.: Логос, 1910. Кн. 1. С. 43.
37. Риккерт Г. О системе ценностей // Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998. С. 365.
38. Робертсон А. Рационализм в теории и на практике. ИЛ. 1958Г. С 120
39. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1976. ; c. 130-160.
40. Селезнев Н.В., Селезнев Е.Н. статья Педагогическая аксиология и современный учебно-воспитательный процесс Тирасполь - 1998г.)
41. Симонов П. В. Происхождение духовности. – М.: Наука, 1989. С. 7.
42. Сластенин В.А. Психология и педагогика.5е изд. – М.: Издательский центр “Академия”, 2007г. с 59- 60
43. Сурина И.А. Ценностные ориентации, как предмет социологического исследования М.1999г. с 132
44. Теоретические основы содержания экологического среднего образования// под.ред В.В.Краевского И.Я.Лернера. М.Педагогика 2002г. с 127.
45. Тугаринов В.П. Теория ценностей в марксизме. - Л.: Изд.ЛГУ, 1960., с.3
46. Тугаринов В.П. О ценности жизни и культуры Л. ЛГУ: 1960Г С 156
47. Ушинский К.Д. . Собр. Соч. В 9-ти тт. - М: АПН РСФСР, 1948, т. 3, с. 322.
48. Шопенгауэр А. Человек. – М., 1995. С. 281
49. Щуркова Н.Е. Ценностные отношения // Воспитание школьников. 1999. № 3. С. 18–24.
50. Якунчев М.А. Теория и практика регионализации экологического образования в средней общеобразовательное школе Дсс. Доктора пед. Наук. – Саранск 2002г
51. Философский словарь// под. Ред И.Т.Фролова – 5е изд. М.Политиздат 1986г с 534.
52. Философский энциклопедический словарь. - М.: Инфра-М, 1998., с.507
53. Журнал “Человек и природа”. – М. 1978г. с 74
54. Ядов В.А. Личность и ее ценностные ориентации Вып 2. – М.1969. с123
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методологические основы построения содержания школьного курса математики
Методологические основы построения содержания школьного курса математики...
Использование национально-регионального компонента в преподавании школьного курса химии.
Здесь предложен материал, о химических предприятиях Казани. Материал может пригодиться при проденении как уроков по органической химии, так и внеклассных мероприятий....
Доклад на тему: «Личностно-ценностная направленность современного содержания школьного иноязычного образования в «обучении всех и каждого»; выявлении, сопровождении и поддержке одарённых и талантливых детей».
Личностно-ориентированное обучение – это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения.Цель личностно-ориентированного образ...
Методологические и теоретические основы построения содержания школьного курса математики
Методологические и теоретические основы построения содержания школьного курса математики Тема: «Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа» 5класс. Учебник: «Математика...
" Реализация регионального компонента в содержании школьного иноязычного образования ".
" Реализация регионального компонента в содержании школьного иноязычного образования "....
Методологические основы построения содержания школьного курса математики. Возможности содержания темы школьного курса математики в реализации Программы развития УУД в ООО
Тема: «Степень с отрицательным целым показателем». 8 класс....
«Методологические основы построения содержания школьного курса математики. Возможности содержания темы школьного курса математики в реализации Программы развития УУД в ООО».
Логико-дидактический анализ понятий и теорем темы «Сложение и вычитание натуральных чисел»...