Формирование экологической культуры у школьников
статья по экологии на тему

Гильмеева Гульназ Закиевна

За годы своей  профессиональной деятельности я столкнулась с рядом проблем: низкая экологическая культура школьников; невысокая социализация личности ребёнка, непонимание и нежелание усваивать образцы поведения, социальные нормы и ценности, необходимые для успешного функционирования в обществе, в окружающей среде; недостаточное проявление творческих способностей учащихся как результат невысокой познавательной  активности. формализация процесса обучения, то есть учитель - носитель знаний, а ученик – получатель « готовых» знаний; недостаточная мотивация экологического воспитания.

Размышления над низкой экологической культурой школьников побудили меня обратиться к трудам педагогов, психологов, учёных-экологов, методистов, к опыту коллег.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie.doc28.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование экологической культуры у школьников

 Республики Татарстан

За годы своей еще небольшой профессиональной деятельности я столкнулась с рядом проблем:

-  низкая экологическая культура школьников. Отношение к окружающей среде  несознательное  эгоистичное, духовное оскудение человека, отчуждение человека от природы  привели к созданию системы ценностей общества потребления, основанного на эгоизме и прагматизме;

-  невысокая социализация личности ребёнка, непонимание и нежелание усваивать образцы поведения, социальные нормы и ценности, необходимые для успешного функционирования в обществе, в окружающей среде;

- недостаточное проявление творческих способностей учащихся как результат невысокой познавательной  активности. формализация процесса обучения, то есть учитель - носитель знаний, а ученик – получатель « готовых» знаний;

-   недостаточная мотивация экологического воспитания.

Размышления над низкой экологической культурой школьников побудили меня обратиться к трудам педагогов, психологов, учёных-экологов, методистов, к опыту коллег. В результате сопоставления их взглядов с собственными проблемами и суждениями была выдвинута следующая педагогическая идея работы: личностное развитие, полноценная социализация школьника невозможны без целенаправленного формирования его экологической культуры. Средством формирования экологической культуры должно быть развитие способностей детей принимать осознанные решения в отношении окружающей среды, способствовать изменению поведения  людей в природе.

Эта идея актуальна в связи с изменением социально-общественного сознания о необходимости  охраны природы. Появляется социальный заказ общества к формированию целостного мировоззрения  школьников, к применению новой системы ценностей, к созданию новой формулы бытия –  

«всегда и везде».

В практике своей работы я использую комплексную  систему, направленную на формирование экологической культуры.  В этом процессе, решающую роль играет активная деятельность ребёнка, положительное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Цель данной системы: создание условий для развития у детей чувства причастности к решению экологических проблем, через непосредственное подключение их к изучению и улучшению экологической обстановки в районе.

Приведу один пример.  Я сумела заинтересовать моих учеников судьбой луга в пойме реки Иганя, памятника природы Республики Татарстан с 1978 года. Нами были исследованы пойменные луга деревни Казаклар Тукаевского района. Исследования проводились с начала июня по середину сентября. Были сделаны 50 описаний.

На основании выполненной работы можно сделать следующие выводы. Под влиянием выпаса на этих площадках сохранились только виды, которые имеют розеточную форму, надземные вегетативные органы, стелющиеся по земле. Видовое разнообразие обеднено от 16 до 8 видов. В основном по жизненной форме преобладают многолетние растения. Эти пойменные луга имеют рекреационное и природоохранное значение.

Достигнув таких результатов в формировании экологической культуры, мы поняли, что это только начальный этап работы. Сегодня мы работаем над проектом «Восстановление и  рекреация травяного покрова в пойме реки Иганя на территории вокруг деревни Казаклар».

В заключение следует  ещё раз подчеркнуть, что современное состояние преподавания экологии уже не удовлетворяет запросы общества и не соответствует уровню развития науки. Нужно искать новые пути. Требуется пересмотр общей стратегии экологической подготовки молодых людей. Основой её должен быть прочный фундамент биологического образования в средней школе и выход на экологические проблемы общества через познание важнейших законов живой природы, ибо эти законы уже содержат в себе ключи к пониманию того, как нужно строить непротиворечивые отношения с окружающей средой. Такое общее образование послужит хорошей основой для дальнейшей детализации экологической подготовки молодых людей в различных сферах деятельности уже в соответствии с профилем выбранной специальности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ КУРСА МАТЕМАТИКИ

Статья на тему "ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ КУРСА МАТЕМАТИКИ"...

Программа формирования экологической культуры младших школьников

Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогической теорией  и школьной практикой задачу большой экономической и социальной значимости: воспитание школьников  в духе бер...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье раскрываются возможность и эффективность использования различных активных методов и форм учебно-воспитательной работы в школе с целью формирования экологической культуры младших школьников....

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРИШКОЛЬНОМ ЛЕТНЕМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ «РОМАШКА».

В  статье  описан опыт работы  по  организации экологического воспитания  детей в  летнем  пришкольном  лагере....

Использование современных технологий при формировании экологической культуры младших школьников в рамках внеурочной деятельности

От уровня экологического воспитания, экологической культуры зависит вопрос выживания человечества. Современое общество находится на стадии переосмысления достижений цивилизации. В концепции духовно-нр...