Программа формирования экологической культуры младших школьников
рабочая программа на тему

Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогической теорией  и школьной практикой задачу большой экономической и социальной значимости: воспитание школьников  в духе бережного, ответственного  отношения к природе, защиты и возобновления природных богатств. Экологическое образование подрастающего поколения – это не просто одна из важнейших задач современного общества, это – условие его дальнейшего выживания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                               

  Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение  

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

Целинная специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида

 

                                  

                                 Программа формирования

                   экологической  культуры младших школьников

             

                   

     

                                                                                                                                                   

                                         

                                                                 

                                                                     

                                                                 

                                                                      с. Целинное

                                                                            2015г.

                                           

                                          Пояснительная записка


Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогической теорией  и школьной практикой задачу большой экономической и социальной значимости: воспитание школьников  в духе бережного, ответственного  отношения к природе, защиты и возобновления природных богатств. Экологическое образование подрастающего поколения – это не просто одна из важнейших задач современного общества, это – условие его дальнейшего выживания.
 
Ответственное отношение к окружающей среде формируется у человека практически на протяжении всей его жизни, и особенно, в школьные годы. А основы этого отношения закладываются еще в детстве, поэтому младший школьный возраст должен стать объектом пристального внимания педагогов, занимающихся проблемами экологического образования и воспитания. 
Экологическое воспитание нацеливает подрастающего человека на реализацию развернутой парадигмы «человек – окружающая среда – здоровье». Использование человеком окружающей среды требует от него развития экологического мышления. 
 
Цели экологического воспитания:
- становление человека гармоничного через радость развития, познания, творчества, совершенствования для постижения все более высоких уровней красоты, гармонии, любви;
- формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое проявляется в трех аспектах: 

1. ответственность за сохранение естественного природного окружения;
2. ответственность за свое здоровье и здоровье других людей как личную и общественную ценность;
3.  развитие и гармонизация личности, как экологически оптимальный путь сохранения духовного и физического здоровья общества.
Основная задача экологического воспитания, которая находит отражение в личностно-ориентированном образовании, научить ребенка развивать свои адаптационные возможности на основе знания законов живой природы, понимания сущности взаимоотношений живых организмов и окружающей среды.

Цель программы - формирование экологической культуры личности младшего школьника. 
Задачи программы:

  1. обеспечение школьников системой экологических знаний (естественнонаучных, ценностно-нормативных, практических);
  2. развитие экологического сознания личности;
  3. формирование культуры чувств (сочувствие, сопереживание, чувство патриотизма и др.);
  4. формирование культуры экологически оправданного поведения, характеризующегося степенью превращения экологических знаний, мышления и культуры чувств в повседневную норму поступка.

Успех экологического воспитания и образования зависит от использования разнообразных форм работы, их разумного сочетания.

 Первое важнейшее условие – экологическое воспитание учащихся должно, проводится в системе, с использованием местного краеведческого материала, с учетом преемственности, постепенного усложнения и углубления отдельных элементов.
Второе непременное условие – активное вовлечение младших школьников в посильные для них практические дела по охране местных природных ресурсов. Таких дел очень много: это внутреннее и внешнее озеленение школы, сквера, уход за цветниками, сбор плодов и семян луговых и древесно-кустарниковых растений, охрана и подкормка птиц, охрана муравейников и т.д.
 
Работа по экологическому образованию ведется на уроках, на уроках окружающего мира в первую очередь. Здесь на доступном учащимся уровне рассматриваются связи между живой и неживой природой, между различными компонентами живой природы, между природой и человеком. Постоянное внимание учителя к раскрытию экологических связей значительно повышает интерес учащихся к предмету. Изучение этих взаимосвязей способствует повышению экологической культуры школьников, воспитанию ответственного отношения к природе. Без знания экологических связей трудно представить возможные последствия вмешательства человека в природные процессы. Без этого невозможно полноценное экологическое воспитание школьников.
 
Несмотря на то, что формирование экологической культуры происходит в основном на уроках окружающего мира, эту работу можно продолжать практически на любом другом учебном предмете курса начальной школы: 
   
Дисциплины математического цикла создают условия для развития умений количественной оценки состояния природных объектов и явлений. Текстовые задачи природоведческого характера дают возможность для раскрытия вопросов о среде обитания, заботы о ней.
 
Предметы эстетического цикла (литературное чтение, ИЗО и технология) способствуют развитию ценностных ориентаций, оценочных суждений, общению с природой и грамотному поведению в ней, способствуют развитию эстетических и нравственных отношений, творческой активности и проявления определенного отношения к окружающей природной среде.
 
На уроках русского языка работу по формированию экокультуры можно проводить на основе специально подобранных текстов природоведческого характера.


 
Процесс формирования экологической культуры не исчерпывается экологическим образованием. Экологическое воспитание и экологическое образование – два взаимосвязанных, самоценных, но не самодостаточных процесса. Если стержнем образовательных программ является определенный круг знаний, умений и навыков учащихся, то стержнем программ экологического воспитания – становление нравственно-экологической позиции личности, ее взаимодействие с окружающей средой.

   В программе  экологического воспитания можно выделить следующие направления работы: 
- познавательное направление работы, (дидактические игры, беседы, заочные путешествия, викторины);
- познавательно-развлекательное направление работы (праздники, утренники, устные журналы, экологические игры, игры-путешествия).

- практическое направление работы, (посадка деревьев и кустарников, озеленение класса, подкормка птиц)

- исследовательское направление (экскурсии, наблюдения, опыты).

В работе уместно использовать различные технологии экологического воспитания:


1. Проектные (разработка и реализация несложных проектов, т.е. использование  метода проектов);

2. Конкурсные (выставки плакатов, рисунков, «Окно в природу», проведение экологических олимпиад и др.);

3. Игровые ( подвижные игры, ролевые игры, игры-драматизации и др.);


4. Познавательные (уроки-беседы, анализ  литературы,  экскурсии, походы и др.);
5. Продуктивные (практические) (посадка цветов, деревьев, озеленение школьных кабинетов и др.). 


При выборе форм и методов воспитательной работы следует  помнить, что большое место  в младшем школьном возрасте продолжает занимать игра. Игра как феномен культуры обучает, развивает, социализирует, развлекает, является уникальным средством формирования духовных потребностей и раскрытия творческого потенциала личности ребенка, ученика. Она требует и вызывает у участников инициативу, настойчивость, творческий подход, воображение, устремленность; позволяет решать вопросы передачи знаний, навыков, умений; добиваться глубинного личностного осознания участниками законов природы и общества; позволяет оказывать на них воспитательное воздействие.
 
В экологическом образовании младших школьников используют разнообразные игры экологического содержания: подвижные  игры, игровые обучающие ситуации, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры.
 
Наблюдения в природе играют особую роль в формировании положительного отношения школьников к природе, оказывают глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребенка.
 
Задача педагога заключается не только в том, чтобы научить ребенка наблюдать, смотреть, но и видеть экологическую информацию во многих явлениях и объектах природы. Большие возможности в ее решении имеют экскурсии, т.к. позволяют максимально использовать образовательный потенциал природного окружения. 
 
В работе  по формированию знаний о правилах поведения в природе широко используют метод творческих заданий. Дети получают задания по  группам с учетом творческих способностей: одной группе учеников надо написать мини-сочинение «За что я хочу сказать спасибо растениям» или «Планета без растений», другой – нарисовать рисунок «Мой любимый цветок», третьей – придумать памятки-инструкции о поведении в природе и т.д.
 
Помимо традиционных форм экологического образования и воспитания  младших школьников, в настоящее время используют  такие инновационные формы, как природоохранительные акции и экологические проекты.
Акции – это социально значимые, комплексные мероприятия, которые, как правило, приурочены к каким-либо датам, событиям, имеющим общественное значение, поэтому они имеют широкий резонанс, большое воспитательное  воздействие на детей, служат эффективной экологической пропагандой среди родителей. Доступные и понятные для детей природоохранительные акции я чаще всего провожу к значительным международным датам, как Всемирный день воды (22 марта), Всемирный день здоровья (7 апреля), день Земли (22 апреля) и др.


Международные даты


Возможные природоохранные акции


Всемирный день воды


«Чистой речке – чистые берега»


Всемирный день здоровья


Конкурс рисунков  «Солнце,  воздух и вода – наши лучшие друзья»


День Земли


Экологический трудовой десант «Чистая  Земля»;


День Земли


«Вторая жизнь пластиковой бутылки»,
«Уберем  поляну»


Международный
день птиц


Операция «Птичьи домики»


 Вовлечь детей в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения – помогает организация экологической тропы, пропаганда экологических знаний – лекции, беседы, праздники, конференции. 

 
Большое познавательное значение имеют беседы природоведческого характера. У детей расширяется кругозор, активизируется их внимание, развивается мышление, прививается интерес к природе. Тематика бесед может быть самая разнообразная. При подготовке к беседе учитель руководствуется тем, чтобы ее содержание отвечало возрастным особенностям учащихся, чтобы она была целенаправленной, эмоциональной. В процессе беседы учитель опирается на жизненный опыт учащихся, известный запас представлений и понятий по изучаемому материалу, полученный на основе наблюдений, прочитанных книг, статей, просмотра фильмов.
 
Воспитательная значимость бесед повышается при включении заранее подготовленных небольших докладов, сообщений учащихся, игровых моментов, инсценировок, практических заданий. 
 
Развить  исследовательские навыки, умения, принятие экологически целесообразных решений (проблемный подход в процессе обучения-воспитания)  - помогает  использование  метода  проектов.
Цель проектов – получение информации на основе наблюдений, исследовательской и практической деятельности детей в природе и с её объектами.  Проекты инициируют размышления, побуждают к действиям, в  которых проявляется гражданская позиция по отношению к окружающей среде. Они нацеливают на межпредметность, самостоятельность, осмысление действий.


                               
Возможные экологические проекты


Название проекта


                             Цель  проекта


«Подкормка зимующих птиц»


Развивать у детей представления о зимующих птицах, развивать у них интерес к птицам и ответственность за все живое; развивать коммуникативные способности


«Разработка экологических знаков»


Составить, создать с детьми экологические знаки, при помощи которых взрослые и дети научатся правильно вести себя в окружающей их природе; развивать творческое мышление, воображение.


«Школа чистюль»


Сформировать представление о чистоте окружающей среды как о важной составляющей здоровья человека и всего живого на Земле; заложить основы навыка поддержания чистоты в различных местах: в природе, дома, в школе.


«Красная книга – сигнал опасности»


Развивать у учащихся  представления о назначении Красной книги; развивать бережное отношение к исчезающим видам растений и животных.


  Результатом работы могут стать альбомы  с  рисунками и фотографиями, с красочными иллюстрациями  четырех времен года, стихами русских  поэтов, народных примет и пословиц,  представленных по месяцам.

Для сохранения результатов учебной и практической деятельности учащихся используются: 
 

  • презентации (цифровые или в виде распечатанных материалов);
  • творческие работы (графические, живописные, литературные) в форме накопительных папок; 
  • стенгазеты, экологические бюллетени.

  На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что воспитание экологической культуры реализуется не через эпизодические мероприятия, а через систему занятий, внеклассных мероприятий, коллективных творческих дел и индивидуальной работы. Система достаточно технологична, легко применима в условиях любого образовательного учреждения. Особая ее ценность состоит в том, что она охватывает большинство учащихся. Причем достигается не только пассивное участие школьников в различных мероприятиях, а активная творческая работа, направленная на достижение пусть и небольшого, но конкретного и значимого результата.


Содержание деятельности и показатели сформированности экокультуры младших школьников


 


Содержание и формы деятельности


Показатели сформированности экологической культуры ребенка на разных возрастных этапах


 
1 класс


Наблюдение различных состояний окружающей среды, сопровождающихся разъяснениями учителя;

первоначальные оценки деятельности людей (на уровне хорошо – плохо);

выполнение предложенных учителем правил поведения;

обращение с представителями животного и растительного мира;

эстетическое наслаждение красотой природы и творческое воплощение своих впечатлений в устных рассказах и рисунках;

ощущение потребности в знаниях экологического содержания;

бережное отношение к используемым предметам;

наблюдение за деятельностью взрослых по улучшению окружающей среды и собственное посильное участие в ней.


- проявляет интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных, пытается оценивать их состояние с позиции хорошо – плохо;

- с желанием участвует в экологически ориентированной деятельности;

- эмоционально реагирует при встрече с прекрасным и пытается передать свои чувства в доступных видах творчества (рисунки, рассказы);

- старается выполнять правила поведения на улице, во время прогулок в лес, в парк;

- проявляет готовность оказать помощь нуждающимся в ней животным и растениям;

- пытается контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.


2-3 класс


Переход от простого наблюдения к наблюдению-анализу (почему хорошо и почему плохо);

соотнесение своих действий и поведения в той или иной ситуации с действиями других людей и влиянии их на природу;

собственные открытия – поиск и удовлетворение потребности в знаниях о конкретных объектах окружающей среды;

бережное отношение к предметам быта по собственной воле;

 

участие в созидательной деятельности взрослых.


- интерес ребенка к объектам окружающего мира сопровождается попытками ребенка их анализировать;

- участие в той или иной деятельности вместе со взрослыми с проявлением самостоятельности и творчества;

- общение с представителями животного и растительного мира, вызванное в большей степени заботой о них, нежели получением удовольствием;

- выполнение ряда правил поведения в окружающей среде, ставших привычным делом.


  4 класс


Анализ наблюдений за состоянием окружающей среды и посильных вклад в улучшение ее состояния;

осознанное соблюдение норм и правил поведения в окружающей среде;

действенная забота о представителях животного и растительного мира;

использование полученных знаний, умений и навыков в экологически ориентированной деятельности;

воплощение своих впечатлений об окружающем мире в различных видах творчества.


- соблюдение правил поведения вошло в привычку, ребенок контролирует свои действия, соотнося их с окружающей обстановкой и возможными последствиями для тех или иных объектов окружающей среды;

- выражена потребность в заботе о тех или иных представителях животного и растительного мира;

- ребенок способен самостоятельно выбирать объекты своей экологической деятельности;

-доброта, отзывчивость и внимание к окружающим сопровождается готовностью ребенка оказать помощь нуждающимся в ней.



                         

   

                                     Ожидаемые результаты 

  1. Вовлечённость в деятельность экологического содержания.
  2. Проявление активности, инициативы, творчества в организации и проведении экологических мероприятий. 
  3. Овладение разнообразными формами и методами поиска знаний, практическими умениями, в том числе исследовательскими.
  4. Обогащение знаниями о природных богатствах родного края, его экологических проблемах и способах их решения.
  5. Проявление экологической культуры, выражающейся в переводе знаний в норму поступка.



Формирование экологической культуры у младших школьников на этапе обучения в начальной школе будет характеризоваться следующими показателями: 


  • Повышение уровня информированности;

  • Повышение интереса к природе родного края;

  • Потребность выразить свой интерес в творческих работах;

  • Соблюдение правил поведения в окружающей среде вошло в привычку; ребенок контролирует свои действия, соотнося их с окружающей обстановкой и возможными последствиями для тех или иных объектов окружающей среды;

  • Выражена потребность в заботе о тех или иных представителях животного и растительного мира;

  • Ребенок способен самостоятельно выбирать объекты своей экологической деятельности; 

  • Доброта, отзывчивость и внимание к окружающим (людям, природе) сопровождается готовностью ребенка оказать помощь нуждающимся в ней.

                                   Источники информации

1.  С.В. Алексеев, Л. В.  Симонова  Идея целостности в системе экологического образования младших школьников.// НШ. – 1999. - №1. С. 19-22                                   

2.   Е. Афанасьева   Экология не знает границ // Юный натуралист. – 1990. - №1. – С.30-32.

3.  Ю. А. Барышева  Из опыта организации экологической работы. // НШ. – 1998. №6. С. 92-94.

4.  А.Ш. Бахтибенов Экологическое воспитание младших школьников. / Русс. яз. – 1993. - №6.

5. В.Д.   Бондаренко Культура общения с природой. М. – 1987.


6.  Н.А.  Вершинин    Воспитание у младших школьников любви к природе родного края, интереса к природоведческих занятиям. // НШ. – 1998. - №10. С. 9-11.

7.  Е.А.Гришева  Задания экологического содержания. М. Просвещение, 1993.

8.  Л. М. Гюльвердиева, З. Ю. Утенова  Национальные традиции и их использование  в экологическом воспитании детей. // НШ. – 1998. №6. С. 71-76.

9.  З. П. Кириллова  
Экологическое образование и воспитание школьников в процессе образования. М.: Просвещение. – 1983.

10. Г.И. Колесникова  Экологические экскурсии с младшими школьниками. // НШ. – 1998. №6. С. 50-52.

11. А.П. Пахомов  Методические рекомендации к овладению экологическими знаниями. // НШ. – 1998. №6. С. 26-28.

12 И.В.Цветкова Экология для начальной школы (игры и проекты) – Ярославль «Академия развития»-2012г.

13. Е. В. Яковлева  Развитие экологической культуры учащихся младшей школы. // РАО – 1996 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование музыкальной культуры младших школьников

Формирование музыкальной культуры младших школьников в урочно-внеклассных формах работы. ...

Формирование экологической культуры у школьников

За годы своей  профессиональной деятельности я столкнулась с рядом проблем: низкая экологическая культура школьников; невысокая социализация личности ребёнка, непонимание и нежелание усваивать об...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье раскрываются возможность и эффективность использования различных активных методов и форм учебно-воспитательной работы в школе с целью формирования экологической культуры младших школьников....

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРИШКОЛЬНОМ ЛЕТНЕМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ «РОМАШКА».

В  статье  описан опыт работы  по  организации экологического воспитания  детей в  летнем  пришкольном  лагере....

Использование современных технологий при формировании экологической культуры младших школьников в рамках внеурочной деятельности

От уровня экологического воспитания, экологической культуры зависит вопрос выживания человечества. Современое общество находится на стадии переосмысления достижений цивилизации. В концепции духовно-нр...