ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРИШКОЛЬНОМ ЛЕТНЕМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ «РОМАШКА».
статья на тему

Ягудина Роза Ильдусовна

В  статье  описан опыт работы  по  организации экологического воспитания  детей в  летнем  пришкольном  лагере.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yagudina_statya_ekologiyadoc.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В  ПРИШКОЛЬНОМ ЛЕТНЕМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ «РОМАШКА».

Формирование экологической культуры ребенка и сохранение его здоровья является одной из приоритетных педагогических проблем современной школы, решение которой возможно  только при условии реализации системы экологического и здоровьесберегающего образования и воспитания с раннего детского возраста.

Важнейшим средством реализации данной проблемы является летний пришкольный  оздоровительный лагерь. Условия летнего лагеря позволяют педагогам  учитывать высокий уровень активности и контактности  детей младшего школьного возраста, их стремление к практической деятельности. В лагере создаются оптимальные условия для формирования экологической культуры и здорового образа жизни путем реализации системы  воспитательной работы через нетрадиционные формы организации летнего отдыха детей: походов, акций,   анкетирования, игр, праздников, соревнований, проектов, практикумов на экологической тропе и др.

В программе летнего пришкольного лагеря «Ромашка» при   МБОУ «Нурлатская СОШ ЗМР РТ» большое  внимание уделяется  патриотическому, экологическому, эстетическому и трудовому воспитанию. План лагеря  составлен с учетом этих направлений  воспитательной деятельности.

          Каждый день лагерной смены имеет свое название: «День рожденья Лета», «День Воды», «День туризма», «День Хлеба»,  определенную тематику, цели и задачи.

Программой предусмотрено  деление детей на возрастные группы при проведении тематических мероприятий.

          Главным стержнем экологического воспитания являются  становление нравственно-экологической позиции личности, ее взаимодействие с окружающей средой. В программе летнего оздоровительного лагеря «Ромашка» определены  следующие направления работы:

Познавательное (дидактические игры, беседы, заочные путешествия, викторины).

Познавательно-развлекательное (праздники, КВН, утренники, устные журналы, экологические игры, игры-путешествия).

          Практическое (посадка  цветов, овощей, озеленение класса, подкормка птиц).

          Исследовательское (экскурсии, наблюдения, опыты).

Работа по данным направлениям   реализуется  при проведении внеклассной воспитательной работы  в рамках летнего лагеря

          В  День знакомств (первый день) проводится  конкурс рисунков на асфальте, посвященный  Дню охраны окружающей среды и викторина «Что я знаю о  своей планете?»

          В  День рождения Лета запланированы конкурсы цветочных композиций «Прелесть лета» и спортивно-развлекательная игра на природе «Веселые старты», фотоконкурс «Лето в родном  краю».

          В Пушкинский день России на литературном празднике  «Мой Пушкин» дети  исполняют стихи поэта о родной природе. После просмотра  мультфильма «Сказка о рыбаке и золотой рыбке» проводится беседа о взаимоотношении человека и природы (моря, животных, о человеческих страстях и пороках).

          В викторину «В мире сказок Пушкина»  включаются и экологические вопросы. Конкурс рисунков по произведениям Пушкина предполагает изображение детьми картин  русской природы.

           Ежегодно в  пришкольном лагере  планируется День охраны природы. Дети участвуют в большом экологическом  празднике. В этом году он был посвящен лесу и назывался  «Лес - это жизнь планеты». На празднике подводятся итоги  конкурса рисунков,   плакатов, фотографий, творческих работ учащихся о лесе. Затем  школьники идут на экскурсию в лес,  собирают природный  материал для поделок.

         В День России в пришкольном лагере также  продолжается экологическое воспитание. Дети  участвуют в викторине «Моя Родина - Россия», в которой обязательно присутствуют вопросы экологической направленности.  Они представляют свои проекты и  творческие работы на конкурс «Россия - родина моя», посвященные  природе родного края. В этот  же день планируется  просмотр фильма «Не стреляйте в белых лебедей» и диспут по нему.

       День юннатов  посвящен работе  школьников на пришкольном участке,  цветнике, наблюдению за растениями, птицами, насекомыми. В этот день проводятся  увлекательная викторина «Что я знаю о флоре и фауне родного края?», конкурс поделок из природного материала, просмотр фильма «Хатико» с  его последующим обсуждением.

       В День родного села дети принимают участие в благоустройстве территории  обелиска Славы и  нурлатских родников. После экологической акции проходит праздничный концерт «Цвети,  мое село!», подводятся итоги фотоконкурса и конкурса рисунков «Я люблю свое село».

        Обычно на праздник приглашаются известные агрономы, цветоводы, овощеводы села Нурлаты, которые делятся со школьниками  секретами  выращивания растений, животных.

      Важное значение в экологическом воспитании младших школьников имеют  мероприятия, посвященные  значению воды в жизни человека, бережному отношению к водным  ресурсам. С этой целью в пришкольном лагере проводится  День Воды. 

        В первой половине дня организуется поход к роднику Святого Касима в

 д. Исламово. Дети  узнают  историю происхождения святого родника,  убирают  его территорию. Затем они идут в д. Исламово, где купаются в  реке.  После обеда и тихого часа проходит  экологический праздник «Вода - это жизнь», подводятся итоги  конкурса чтецов и певцов на тему «Живи, родник, живи!»

         В традиционный День туризма  со школьниками организуется турпоход в д. Кугеево, на родину Героя Советского Союза  Хайруллина Х.З. (или в д. Молвино, Тавлино).

          Цель пеших походов не только знакомство с достопримечательностями родного края, но и обучение  умению наблюдать за природными особенностями населенных пунктов, сравнивать их, делать свои выводы.  Важна не только познавательная направленность туристической деятельности с младшими школьниками, но и экологическая  ее составляющая.

          В День здоровья в  пришкольном лагере проходит «Малый Сабан - туй», во время которого дети участвуют в различных народных спортивных играх на природе. Прогулка в этот день нацелена на сбор лекарственных трав для школьной столовой. Во время беседы воспитатели  знакомят детей с целебными  травами  родного края. Во второй половине дня обычно проводится час здоровья  по теме «Влияние окружающей среды на здоровье человека» и театрализованная игра «В гостях у Айболита и Мойдодыра».

Программа  экологического просвещения младших школьников реализовывалась в течение лагерной  смены: 18 дней.

          Воспитание экологической культуры не может быть  достигнуто только эпизодическими  мероприятиями, а через целенаправленную  систему занятий, внеклассных мероприятий, коллективных творческих дел и индивидуальной работы. Эта система легко применима в условиях любого образовательного учреждения. Особая ее ценность состоит в широком охвате учащихся. Причем достигается не только пассивное участие школьников в различных мероприятиях, а активная творческая работа, направленная на достижение конкретного и значимого результата.

Литература:

  1. Горенков Л.И. Основы начального экологического воспитания: Учебное пособие. - М.: Прометей, 1996, с. 35-41.
  2. Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. Экологическое образование во внеклассной работе. – М.: Просвещение, 1984 .
  3.  Лескова С. В. Формирование экологической культуры. // Начальная школа.- 2003 - №7.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование музыкальной культуры младших школьников

Формирование музыкальной культуры младших школьников в урочно-внеклассных формах работы. ...

Программа формирования экологической культуры младших школьников

Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогической теорией  и школьной практикой задачу большой экономической и социальной значимости: воспитание школьников  в духе бер...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье раскрываются возможность и эффективность использования различных активных методов и форм учебно-воспитательной работы в школе с целью формирования экологической культуры младших школьников....

Использование современных технологий при формировании экологической культуры младших школьников в рамках внеурочной деятельности

От уровня экологического воспитания, экологической культуры зависит вопрос выживания человечества. Современое общество находится на стадии переосмысления достижений цивилизации. В концепции духовно-нр...

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ В ЛЕТНЕМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ

В статье описано как правильно сохранить и укрепить здоровье спортсмена, применяя здоровьесберегающие технологии. Как правильно подобрать и использовать в тренировочном процессе здоровьесберегающие те...