Есть ли воздух в почве
план-конспект занятия (экология) по теме

Смирнова Наталия Николаевна

Конспект  занятия по экологии и опытно- исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_po_ekologii.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Есть ли воздух в почве»

Конспект  занятия по экологии и опытно- исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Программное содержание:

-закрепить знание детей о необходимости воды для жизни всех живых организмов на Земле;

-опытным путем показать детям  физические свойства и особенности воды;

-опытным путем познакомить детей со свойствами и особенностями почвы;

-рассказать детям о необходимости защиты окружающей природы.

Материал:

-глобус

-картинки с изображением поля, луга, растений и животных «подземного» царства, картинки с изображением правил поведения в природе

-емкости для почвы, вода

Ход занятия:

Дети входят в группу, приветствуют родителей, садятся на стулья вокруг воспитателя.

На столе перед детьми стоит глобус.

Вос.: ребята, как вы уже знаете и помните из наших прошлых бесед, наша планета- Земля, круглая. Землю заселяют много людей, животных и растений. На Земле есть горы, пустыни, равнины, моря, реки и океаны. (воспитатель показывает на глобусе все перечисленное). Но не только на земле есть жизнь. Жизнь есть и под землей, в Подземном царстве. Давайте посмотрим на картинку и вспомним, чей дом находится под землей.

Воспитатель вместе с детьми рассматривает картинки с изображение подземных жителей: крот, жуки, дождевые черви, норы зайцев и ежей и т. д.)

Вос.: ребята, а чем же дышат все эти животные?

Дети: воздухом.

Вос.: интересно, живут под землей и дышат воздухом? Давайте мы сейчас вместе с вами проверим, есть ли воздух в почве.

Опыт №1.

-Цель. Показать, что в почве есть воздух.

-Оборудование и материалы. Образцы почвы (рыхлой); банки с водой (на каждого ребенка); большая банка с водой у воспитателя.

-Проведение опыта. Опустить в банку с водой образец почвы и предложить понаблюдать, появятся ли в воде пузырьки воздуха. Затем каждый ребенок повторяет опыт самостоятельно и делает соответствующие выводы. Все вместе выясняют: у кого воздушных пузырьков оказалось в воде больше.

Вос.: дети, посмотрите, в почве действительно есть воздух. Поэтому жителям Подземного царства очень комфортно жить в своих, скрытых от посторонних глаз, уютных и темных домиках. Далее воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки и изображением леса и города.

Вос.: ребята, посмотрите внимательно и скажите, в каком из этих мест, в городе или в лесу, почва более мягкая, рыхлая.

Дети: в лесу, потому что там ходит мало людей.

Вос.: правильно, по лесным дорожкам людей ходит очень мало, поэтому почва рыхлая. А по дорожкам в городе движется очень большой поток людей, поэтому почва в городе вытоптанная, утрамбованная. Где, по вашему мнению, почва более пригодна для жизни животных Подземного царства? Где она больше обогащена кислородом?

Дети: в лесной почве больше воздуха, в лесной земле жить лучше.

Вос.: сейчас мы проверим эту теорию практическим путем.

Опыт № 2

-Цель. Показать, что в результате вытаптывания почвы (например, на тропинках, игровых площадках) ухудшаются условия жизни подземных обитателей, а значит, их становится меньше. Помочь детям самостоятельно прийти к выводу о необходимости соблюдения правил поведения на отдыхе.

-Оборудование и материалы. Для образца почвы: первый - с участка, который редко посещают люди (рыхлая почва); второй - с тропинки с плотно утрамбованной землей. Для каждого образца банка с водой. На них наклеены этикетки (например, на банке, в которую вы будете опускать образец почвы с тропинки, вырезанный из бумаги силуэт человеческого следа, а на другой - рисунок любого растения).

-Проведение опыта. Напомнить детям, откуда взяты образцы почвы (лучше отобрать их вместе с детьми на участках, которые хорошо им знакомы). Предложить высказать свои гипотезы (где воздуха в почве больше - в местах, которые любят посещать люди, или там, где редко ступает нога человека), обосновать их. Выслушать всех желающих, обобщить их высказывания. На опыте доказать правдивость мнений детей.

Одновременно опустить образцы почв в банки с водой и наблюдать, в какой из них больше воздушных пузырьков (в образце рыхлой почвы). Спросить детей, где подземным обитателям легче дышать? Почему воздуха "под тропинкой" меньше? (Возможно, на этот вопрос детям будет непросто ответить, но пусть они хотя бы попытаются это сделать. Важно, чтобы они учились делать выводы на основе проведенных опытов.) Когда мы ходим по земле, то "давим" на ее частички, они как бы сжимаются, воздуха между ними остается все меньше и меньше.

Вос.: вот, ребята, мы убедились в том, что на лесных полянах, в парках и скверах почва наиболее обогащена воздухом, что способствует комфортному проживанию в ней подземных жителей. Давайте немного отдохнем.

Воспитатель проводит физкультминутку «Хомка- хомячок».

Вос.: хорошо, присаживайтесь и продолжим нашу беседу.

Воспитатель задает детям вопросы, основываясь на проведенные опыты.

- В лесах, парках, скверах много тропинок. Где можно обнаружить больше живых существ - в земле под тропинками или на участках, которые люди не посещают? Почему?

- Что произойдет с подземными жителями, если люди в лесу будут ходить не по тропинкам, а всюду, где им захочется?

- На газонах можно увидеть таблички, призывающие не ходить по ним, но люди часто не внимают этим призывам. Что происходит с подземными жителями, обитающими в этих местах?

Воспитатель показывает детям экологический знак, запрещающий ходить по газонам.

Вос.: верно, ребята. Чем больше мест в лесу, в парке будут вытаптывать люди, тем меньше подземных жителей там останется. На некоторых участках они вообще могут исчезнуть, что и происходит сейчас во многих местах отдыха.  

Воспитатель подводит детей к тому, что необходимо грамотно вести себя в лесу, парке:

-желательно ходить по дорожкам, стараться не топтать все вокруг; тем самым можно сберечь "дома" и даже жизнь многих подземных обитателей.

Предложить детям рассмотреть другие экологические знаки и придумать правила поведения  в природе.

Вос.: нам  необходимо бережно относиться к Подземному царству, стараться сделать так, чтобы в нем всегда было комфортно жить всем его обитателям.

Воспитатель подводит итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по теме «Воздух. Вода. Горные породы. Почва»

Тест предназначен для проверки  знаний учащихся 5 класса по природоведению по теме "Воздух. Вода. Горные породы. Почва."...

Анализ загрязнения воды, почвы, воздуха вредными химическими веществами в РСО-Алании

Охрана природы - задача нашего века, проблема, ставшая социальной....

тест по природоведению 5 класс по теме «Вода. Воздух. Почвы. Организмы».

Тест по природоведению 5 класс по теме «Вода. Воздух. Почвы. Организмы»....

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА НА ВОЗДУХЕ. Изучение почвы Красногорского района, Павшинской поймы

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА НА ВОЗДУХЕ. Изучение почвы Красногорского района, Павшинской поймы...

Сценарий агитбригады на станции "Воздух" школьной экологической тропы «Поистине птицы свободны, если есть им куда вернуться»

Сценарий агитбригады  «Хочу дарить природе доброту» «Поистине птицы свободны, если есть им куда вернуться»...

Литературная композиция «В ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык…» (Родная природа в творчестве русских поэтов 19 века)

Стихотворения о природе - это трепетный рассказ о собственной душе. Русские поэты всегда думали о главном - своей Родине....

Тематическая проверочная работа по теме: Почвы и факторы их образования. Основные типы почв России. Почвы и человек для 8 класса

Тематическая проверочная работа по теме "Почвы и факторы их образования. основные типы почв России. почвы и человек"...