Разработка экологического урока "В будущее- без мусора".
план-конспект урока по экологии (5 класс) по теме

Авезова Ольга Георгиевна

Разработку можно использовать материал для  дополнительного урока по экологии или внешклассной деятельностьи в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskiy_urok_dlya_5_klassa.docx16.6 КБ

Предварительный просмотр:

Экологический урок для 5 класса

«В БУДУЩЕЕ — БЕЗ МУСОРА!»

Цель: воспитание экологической культуры подрастающего поколения, культуры обращения с отходами.

Задачи:

  • Воспитание отношения к мусору как к вторсырью
  • Пропаганда раздельного сбора отходов
  • Развитие критического мышления

Материалы и оборудование:

мультимедийная установка для демонстрации презентации

набор стимульных фотографий

итоговые анкеты

младшие классы:

раздаточный лист «Мой портфель»

набор чистого мусора (чистые бутылки, алюминиевые банки, пакетики и др. пластиковые отходы, фольга, бумажные отходы — газеты, обрывки и пр., возможно — стекло. Пищевые отходы может символизировать, например, шкурка от апельсина, или яичная скорлупа)

или карточки с изображением мусора

средние классы:

раздаточные листы «Что нам делать с отходами?»

раздаточный лист «пирамида ответственности»

старшие классы:

раздаточный лист «Бытовые отходы» (таблица)

раздаточные материалы «я так и не стал счастливее» и «линейная экономика»

Список использованной литературы:

  1. Мой мир. Пособие для учителя. Иркутск, 2002.
  2. Мусор на части, и нет напасти! Методические рекомендации по организации экологического информационно-просветительского проекта. Г.П. Сапожникова, В.В. Снакин, В.В, Соколова. НИА-Природа, Пущино, 2004.
  3. От экологического образования к образованию для устойчивого развития. СПб. 2005.
  4. Свет жизни. Руководство к учебному курсу экологии для школьников.  Маура О’Коннор. Пущино, 1993
  5. Серия занятий «Окружающая среда Санкт-Петербурга», ОСЭКО, Спб, 2006.  
  6. Экогруппа. Руководство по домашней экологии. СПб. 2000.
    Младшие классы

Известно ли вам, куда девается мусор, выброшенный из вашего дома?

Вступление (до слайда с котом)

«Нашу цивилизацию иногда называют цивилизацией отходов. И правда, еще никогда в истории человечества свалки не росли так стремительно! Если все несколько миллиардов кубометров отходов, которые земляне выбрасывают за год, складывать в одно место, каждый год на Земле будет прибавляться настоящая гора, такая, как Монблан. На самом деле вместо такой ежегодной горы прибавляются маленькие «холмики» - свалки, но по всему миру! А вот гигантский мусорный остров существует в реальности. Он появился несколько десятилетий назад в Тихом океане и с тех пор очень быстро разрастается. Его площадь уже вдвое больше США!  Морские птицы и млекопитающие глотают пластиковый мусор, и, к сожалению, погибают.»

Сегодня мы поговорим с вами о мусоре и отходах. Как вы думаете, это одно и то же?

Класс делится на группы.

Стимульные фотографии (или слайд со свалкой в презентации)

Каждая группа получает набор фотографий. Ученики знакомятся с ними, делятся своими впечатлениями сначала внутри группы, потом со всем классом.

Вопросы для обсуждения: какие чувства вызывают у вас эти фотографии? Что здесь изображено?  Как вы к этому относитесь? Встречались ли вы в жизни с этой проблемой?

Лекционная часть

Что такое мусор?

Как ещё можно назвать «мусор»? (Например: сор, грязь, отходы, вторсырье, и т.д.) Обсуждение – как отношение к мусору  влияет на поведение. Если воспринимать его как что-то грязное и  противное, конечно хочется поскорее от него избавиться. Если же воспринимать мусор как «сырье»,  то его можно собирать и перерабатывать.

История мусора.

Во что раньше, до изобретения пластмасс, упаковывали вещи? 

А есть ли мусор в природе? Что происходит с листьями, которые осенью опадают с деревьев? мусор ли это?

Из чего сделаны наши вещи? (обязательно нужно напомнить, что все пластмассы делаются из нефти)

Упражнение «Мой портфель»

(индивидуально, в группах или всем классом)

Дети достают из своих портфелей все предметы и сортируют их, раскладывая отдельно предметы сделанные из дерева (бумаги), металлов, ткани, стекла, и пластмасс (нефти).

Потом под руководством учителя они заполняют таблицу, выписывая содержимое своего портфеля в соответствующие графы.

Далее — обсуждение всем классом:

Много ли изделий из пластмассы? Как долго будут служить эти вещи? Как быстро они попадут на свалку? Можно ли что-то сделать, чтобы они не стали мусором?

Упражнение «Полезный мусор»

(фронтально)

Найдите на картинке мусор, который можно сдать на переработку (слайд)

Игра «Сортировка мусора»

(в группах)

Понадобятся наборы мусора . Возможно заметить «настоящий» мусор карточками.

Дети в группах сортируют мусор на фракции, сами решая, какие именно фракции выделять. Обсуждение итогов работы.

Упражнение «Альтернатива»

(в группах или всем классом)

Нужно предложить альтернативы различным вещам, которые очень быстро становятся мусором. Как их можно сделать по-другому, чтобы мусора образовывалось меньше?

        пластиковый пакет для молока, кефира

        одноразовая посуда

        пластиковая бутылка для лимонада

        батарейки

        и др., из того, что в процессе занятия называли сами дети

Итоговая анкета, обсуждение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного материала Всероссийский экологический урок «Экология и культура - будущее России»

Данный материал может быть использован при проведении на уроках природоведения, биологии по экологической теме....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЛЕКТОРИЯ ДЛЯ СТАРШЕГО ЗВЕНА «Не спеши выбросить своё будущее»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА  ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЛЕКТОРИЯ  ДЛЯ   СТАРШЕГО ЗВЕНА                            ...

Методическая разработка экологической акции для школьников среднего возраста «Бой Королю мусора и принцессе Замарашке»

В рамках экологической акции проводятся беседы об истории мусора, конкурс поделок из использованных предметов и вещей, проведение исследовательских работ, анкетирование, изготовление плакатов, л...

Единый экологический урок "Раздельный сбор мусора"

Ежегодно от каждого человека, проживающего в России, остается очень много мусора. Ежедневно мы выбрасываем консервные банки, различные упаковки, бумагу, бутылки, предметы из пластмассы и пластика, ста...

Отчет о проведении экологического урока «Разберем мусор – сбережем Подмосковье» 03.09.2018г

Одной из актуальных проблем в настоящее время является загрязнение городов  бытовыми отходами.  Чтобы  избежать экологической катастрофы, у учащихся необходимо формировать чувство ...

Всероссийский экологический урок "Мусор - достоин внимания!"

В презентации представлена информация о составе ТБО, о сроках разложения, о методах утилизации отходов....

Экологический урок "Сбор мусора"

Цель экологического урока - формирование потребности осуществлять раздельный сбор мусора. Ребята познакомились как осуществляется  раздельный сбор мусора в других странах и как можно разделять му...