Изучение ценностей детей и подростков как основы эффективного функционирования детских общественных объединений на примере ДОО «Зелёная планета».
статья по экологии (7 класс) по теме

Бирюкова Светлана Валерьевна    sveta-m-73@mail.ru

Социально-политические и экономические преобразования в России породили проблему, связанную с социальным становлением детей и подростков в условиях демократизации российского общества. Установлено противоречие между активным стремлением растущих людей к признанию их роли и значения в обществе и отсутствием условий и возможностей в утверждении новой социальной позиции.

         Решение этой проблемы потребовало научного осмысления теории и практики социального воспитания и определения характера, принципов их эффективного взаимодействия.

         Детское движение, являясь выражением общественно направленной организованной самодеятельности детей, обладает огромным социальным и воспитательным потенциалом. Детские общественные организации являются наиболее стабильной и структурированной частью детского движения, представляя собой особый социальный институт воспитания.

         Вместе с тем, молодежное и детское сообщество не имеет достаточного ресурса, чтобы самостоятельно организовать научное обеспечение, осмыслить сложившуюся ситуацию и повлиять на ее изменение. На современном этапе новые явления, происходящие в детском движении, требуют новых подходов в его исследовании. Эти исследования связаны с именами Л.В. Алиевой, М.В. Богуславского, А.В. Волохова, А.Т. Кирпичника, Р.В. Литвак, Е.Н. Сорочинской, С.В. Тетерского, И.И. Фришман, Т.В. Трухачевой.

Рассматривая детскую общественную организацию как субъект социальной работы, мы проанализировали работы, представляющие потенциал детских  организаций  как носителей социальной активности детей и молодежи  (А.В. Волохов, М.З. Ильчиков, М.С. Комаров, В.Т. Лисовский, П. Митев, А.А. Реан, Б.А. Смирнов, Д.И. Фельдштейн, И.И. Фришман). Детская общественная организация обладает специфическими возможностями социального воспитания подростков, к которым относятся:

־  социальная сущность детской общественной организации, включающей детей в широкий спектр общественных отношений, выводящей их на освоение определенных социальных ролей, норм, позиций;

־ общественная направленность деятельности детской общественной организации, в которой реализуются важнейшие потребности детей, отражающие  их стремление к взрослению;

־ самодеятельный характер жизнедеятельности детей в организации, предполагающий саморазвитие личности;

־ субъект-субъектный характер отношений в ДОО, предполагающий реализацию воспитательных функций в системе взаимодействия детей друг с другом.

Объединяясь в различные группы, компании, команды и т.д., чаще с участием взрослых, дети сосредоточивают свои силы для достижения конкретных целей в разнообразных видах деятельности.

Проведенный в 2012/2013 учебном году социологический опрос в 7 «б» классе показал, что возможность своего участия в общественной жизни дети видят: в своей заботе о природе (43,5%), в помощи семье (20%); в заботе о старых и больных (8,5%), о младших (14%.), о детях-инвалидах (5%), в участии в научных открытиях, изобретениях (9%); в обсуждении различных вопросов вместе со взрослыми (10%); в воспитании в себе качеств настоящего гражданина (2%). В связи с данными результатами опроса у меня возникла идея создания детского общественного объединения экологической направленности на базе класса, где я являюсь классным руководителем. Так в 2012 году появилось ДОО «Зелёная планета». Это обеспечило сплочение коллектива класса вокруг общей идеи, но эффективность деятельности ДОО зависела от позиции педагога и уровня самодеятельности детей.

В 2012 году мы присоединились к Общероссийской программе с международным участием «Зеленые Школы России» http://tinyurl.com/ecoshola201314.

Цель программы - сформировать сообщество школ России и СНГ, ориентированных на непрерывное экологическое образование, внедряющих на своей базе конкретные экологические меры и реализующие экологические проекты и программы в местном сообществе. Одним из организаторов и партнеров Программы является межрегиональная общественная организация Зеленое движение России "ЭКА".

В 2013 году я стала координатором Территориального штаба Движения «ЭКА» в Нижегородской области. Мы  вместе разрабатываем и воплощаем в жизнь экологические проекты с конкретными измеримыми результатами, ищем единомышленников и развиваем наше сообщество http://ecamir.ru/reg_52/: реализация программы «Больше кислорода!» (посадка деревьев в школьных питомниках с активным участием учителей и школьников),  ведение регулярной и систематической деятельности в своем регионе в рамках программ, проектов, акций, событий, которые реализует Движение ЭКА, отражение деятельности на сайте в виде новостей http://ecamir.ru/division_103/.

В связи с расширением рамок деятельности ДОО возникла идея создания разновозрастной детской организации, рассматривающей школу как пространство социального действия, которая решает по возможности, задачи, стоящие перед школой в организации внеурочной деятельности школьников. В то же время она не замыкается рамками школьной жизни. Перспективность создания разновозрастных детских общественных организаций на базе школы определяется следующими их особенностями: отсутствием формальных связей с классом и с учителем; партнерскими, договорными отношениями со школой; возможностью оптимальных связей детей разного возраста друг с другом, что поднимает их воспитательный потенциал; возможностью подготовки старшими своей смены, выращивание лидеров в самой организации; возможностью оптимального учета интересов детей; возможностью реального выбора у детей.

Детское общественное объединение – это, прежде всего самоорганизующееся, самоуправляемое сообщество, создающееся на добровольной основе (желания детей и взрослых), по инициативам, желанию участников для достижения определенных целей, которые выражают запросы, потребности, нужды детей.

Состав детского общественного объединения «Зелёная планета»: 65 человек, учащиеся 6 - 9 классов.

База создания: учебные предметы и межпредметная интеграция.

Цель и задачи:

Цель: дать обучающимся возможность реализовать потребность в самовыражении и творчестве в области экологической деятельности, тем самым создать благоприятную почву  для проявления у учащихся мотивации к углублению своих знаний в области экологии.

Задачи

•          Углубление и расширение имеющихся у школьников бытовых знаний экологии и знаний о природе, полученных в школе на уроках  окружающего мира, природоведения, биологии.

•          Формирование экологического взгляда на мир, целостного представления о взаимодействии  живой и неживой природы с человеком, т.е. с самими учащимися, как частью природы.

•          Воспитание экологической  культуры, которая поможет учащимся сейчас и в будущем  жить в гармонии с окружающей средой, убережет  их от разрушительных для экосистем действий.

•          Овладение учащимися знаний о живой природе, общими методами ее изучения, учебными умениями

•          Формирование на базе этих знаний  и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры

•          Гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни, способствующего сохранению  физического и нравственного здоровья человека

•          Формирование экологической грамотности людей, знающих биологические закономерности, связи между живыми организмами, их эволюцию, причины видового разнообразия

•          Установление гармоничных отношений с природой, обществом, самим собой, со всем живым как главной ценностью на Земле.

Основные направления деятельности:

  • исследовательская;
  • проектная;
  • научная;
  • учебная;
  • досуговая;
  • игровая;
  • олимпиадная.

Результатом освоения программы ДОО является формирование личностных, предметных и метапредметных результатов. В соответствии с требованиями ФГОС среднего (полного) общего образования предметные результаты предполагают:

  • сформированность представлений об экологической культуре как  условии достижения устойчивого развития  общества и природы, об экологических связях в системе "человек – общество – природа";
  • сформированность экологического мышления и способности учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности;
  • владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях;
  • сформированность личностного отношения к экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде;
  • сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры.

Личностные результаты предполагают:

  • бережное и ответственное отношение к объектам окружающей среды;

 восприятие природы как объекта охраны и защиты;

  • выработку гражданской позиции, связанной с ответственностью за состояние окружающей среды, своего здоровья и здоровья других людей;
  • приобретение коммуникативных умений и опыта сотрудничества для выявления социально-экологических проблем и путей их решения;
  • адекватную самооценку учебной и социально значимой деятельности, уровня сформированности ключевых образовательных компетентностей.

Метапредметные результаты подразумевают:

  • овладение различными видами деятельности по получению нового  знания;
  • четкое определение проблем и причин их возникновения, способность  выявлять причинноследственные связи различных процессов, в т. ч. экологических,  принимать решения по их устранению;
  • использование коммуникативных навыков при разработке стратегии  решения экологических проблем, умение работать в команде, аргументировать и представлять свою позицию в форме проектов, презентаций и т. д.

Программа ДОО позволяет решать важные учебно-воспитательные задачи, углубляя и расширяя биологические и экологические знания учащихся. Дети активно проявляют интерес к познанию окружающего мира, стремятся к самостоятельной работе.

Виды деятельности: игровая, проектная, научная, досуговая олимпиадная.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Изучение ценностей детей и подростков как основы эффективного функционирования детских общественных объединений на примере ДОО «Зелёная планета».

Автор: Бирюкова С.В., учитель биологии МБОУ лицей № 87 имени Л.И.Новиковой, тел/факс: /831/ 224-03-82 , 224-48-04; 89159528200.

Социально-политические и экономические преобразования в России породили проблему, связанную с социальным становлением детей и подростков в условиях демократизации российского общества. Установлено противоречие между активным стремлением растущих людей к признанию их роли и значения в обществе и отсутствием условий и возможностей в утверждении новой социальной позиции.

         Решение этой проблемы потребовало научного осмысления теории и практики социального воспитания и определения характера, принципов их эффективного взаимодействия.

         Детское движение, являясь выражением общественно направленной организованной самодеятельности детей, обладает огромным социальным и воспитательным потенциалом. Детские общественные организации являются наиболее стабильной и структурированной частью детского движения, представляя собой особый социальный институт воспитания.

         Вместе с тем, молодежное и детское сообщество не имеет достаточного ресурса, чтобы самостоятельно организовать научное обеспечение, осмыслить сложившуюся ситуацию и повлиять на ее изменение. На современном этапе новые явления, происходящие в детском движении, требуют новых подходов в его исследовании. Эти исследования связаны с именами Л.В. Алиевой, М.В. Богуславского, А.В. Волохова, А.Т. Кирпичника, Р.В. Литвак, Е.Н. Сорочинской, С.В. Тетерского, И.И. Фришман, Т.В. Трухачевой.

Рассматривая детскую общественную организацию как субъект социальной работы, мы проанализировали работы, представляющие потенциал детских  организаций  как носителей социальной активности детей и молодежи  (А.В. Волохов, М.З. Ильчиков, М.С. Комаров, В.Т. Лисовский, П. Митев, А.А. Реан, Б.А. Смирнов, Д.И. Фельдштейн, И.И. Фришман). Детская общественная организация обладает специфическими возможностями социального воспитания подростков, к которым относятся:

־  социальная сущность детской общественной организации, включающей детей в широкий спектр общественных отношений, выводящей их на освоение определенных социальных ролей, норм, позиций;

־ общественная направленность деятельности детской общественной организации, в которой реализуются важнейшие потребности детей, отражающие  их стремление к взрослению;

־ самодеятельный характер жизнедеятельности детей в организации, предполагающий саморазвитие личности;

־ субъект-субъектный характер отношений в ДОО, предполагающий реализацию воспитательных функций в системе взаимодействия детей друг с другом.

Объединяясь в различные группы, компании, команды и т.д., чаще с участием взрослых, дети сосредоточивают свои силы для достижения конкретных целей в разнообразных видах деятельности.

Проведенный в 2012/2013 учебном году социологический опрос в 7 «б» классе показал, что возможность своего участия в общественной жизни дети видят: в своей заботе о природе (43,5%), в помощи семье (20%); в заботе о старых и больных (8,5%), о младших (14%.), о детях-инвалидах (5%), в участии в научных открытиях, изобретениях (9%); в обсуждении различных вопросов вместе со взрослыми (10%); в воспитании в себе качеств настоящего гражданина (2%). В связи с данными результатами опроса у меня возникла идея создания детского общественного объединения экологической направленности на базе класса, где я являюсь классным руководителем. Так в 2012 году появилось ДОО «Зелёная планета». Это обеспечило сплочение коллектива класса вокруг общей идеи, но эффективность деятельности ДОО зависела от позиции педагога и уровня самодеятельности детей.

В 2012 году мы присоединились к Общероссийской программе с международным участием «Зеленые Школы России» http://tinyurl.com/ecoshola201314.

Цель программы - сформировать сообщество школ России и СНГ, ориентированных на непрерывное экологическое образование, внедряющих на своей базе конкретные экологические меры и реализующие экологические проекты и программы в местном сообществе. Одним из организаторов и партнеров Программы является межрегиональная общественная организация Зеленое движение России "ЭКА".

В 2013 году я стала координатором Территориального штаба Движения «ЭКА» в Нижегородской области. Мы  вместе разрабатываем и воплощаем в жизнь экологические проекты с конкретными измеримыми результатами, ищем единомышленников и развиваем наше сообщество http://ecamir.ru/reg_52/: реализация программы «Больше кислорода!» (посадка деревьев в школьных питомниках с активным участием учителей и школьников),  ведение регулярной и систематической деятельности в своем регионе в рамках программ, проектов, акций, событий, которые реализует Движение ЭКА, отражение деятельности на сайте в виде новостей http://ecamir.ru/division_103/.

В связи с расширением рамок деятельности ДОО возникла идея создания разновозрастной детской организации, рассматривающей школу как пространство социального действия, которая решает по возможности, задачи, стоящие перед школой в организации внеурочной деятельности школьников. В то же время она не замыкается рамками школьной жизни. Перспективность создания разновозрастных детских общественных организаций на базе школы определяется следующими их особенностями: отсутствием формальных связей с классом и с учителем; партнерскими, договорными отношениями со школой; возможностью оптимальных связей детей разного возраста друг с другом, что поднимает их воспитательный потенциал; возможностью подготовки старшими своей смены, выращивание лидеров в самой организации; возможностью оптимального учета интересов детей; возможностью реального выбора у детей.

Детское общественное объединение – это, прежде всего самоорганизующееся, самоуправляемое сообщество, создающееся на добровольной основе (желания детей и взрослых), по инициативам, желанию участников для достижения определенных целей, которые выражают запросы, потребности, нужды детей.

Состав детского общественного объединения «Зелёная планета»: 65 человек, учащиеся 6 - 9 классов.

База создания: учебные предметы и межпредметная интеграция.

Цель и задачи:

Цель: дать обучающимся возможность реализовать потребность в самовыражении и творчестве в области экологической деятельности, тем самым создать благоприятную почву  для проявления у учащихся мотивации к углублению своих знаний в области экологии.

Задачи

•        Углубление и расширение имеющихся у школьников бытовых знаний экологии и знаний о природе, полученных в школе на уроках  окружающего мира, природоведения, биологии.

•        Формирование экологического взгляда на мир, целостного представления о взаимодействии  живой и неживой природы с человеком, т.е. с самими учащимися, как частью природы.

•        Воспитание экологической  культуры, которая поможет учащимся сейчас и в будущем  жить в гармонии с окружающей средой, убережет  их от разрушительных для экосистем действий.

•        Овладение учащимися знаний о живой природе, общими методами ее изучения, учебными умениями

•        Формирование на базе этих знаний  и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры

•        Гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни, способствующего сохранению  физического и нравственного здоровья человека

•        Формирование экологической грамотности людей, знающих биологические закономерности, связи между живыми организмами, их эволюцию, причины видового разнообразия

•        Установление гармоничных отношений с природой, обществом, самим собой, со всем живым как главной ценностью на Земле.

Основные направления деятельности:

  • исследовательская;
  • проектная;
  • научная;
  • учебная;
  • досуговая;
  • игровая;
  • олимпиадная.

Результатом освоения программы ДОО является формирование личностных, предметных и метапредметных результатов. В соответствии с требованиями ФГОС среднего (полного) общего образования предметные результаты предполагают:

  • сформированность представлений об экологической культуре как  условии достижения устойчивого развития  общества и природы, об экологических связях в системе "человек – общество – природа";
  • сформированность экологического мышления и способности учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности;
  • владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях;
  • сформированность личностного отношения к экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде;
  • сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры.

Личностные результаты предполагают:

  • бережное и ответственное отношение к объектам окружающей среды;

 восприятие природы как объекта охраны и защиты;

  • выработку гражданской позиции, связанной с ответственностью за состояние окружающей среды, своего здоровья и здоровья других людей;
  • приобретение коммуникативных умений и опыта сотрудничества для выявления социально-экологических проблем и путей их решения;
  • адекватную самооценку учебной и социально значимой деятельности, уровня сформированности ключевых образовательных компетентностей.

Метапредметные результаты подразумевают:

  • овладение различными видами деятельности по получению нового  знания;
  • четкое определение проблем и причин их возникновения, способность  выявлять причинноследственные связи различных процессов, в т. ч. экологических,  принимать решения по их устранению;
  • использование коммуникативных навыков при разработке стратегии  решения экологических проблем, умение работать в команде, аргументировать и представлять свою позицию в форме проектов, презентаций и т. д.

Программа ДОО позволяет решать важные учебно-воспитательные задачи, углубляя и расширяя биологические и экологические знания учащихся. Дети активно проявляют интерес к познанию окружающего мира, стремятся к самостоятельной работе.

Виды деятельности: игровая, проектная, научная, досуговая олимпиадная.

Наиболее значимые результаты деятельности:

  • участники ДОО становились победителями и призерами муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по биологии (3 человека) и экологии (2 человека), победителями и призерами регионального этапа всероссийской олимпиады школьников по данным предметам (по биологии 1 призёр, по экологии 1 победитель и 1 призёр);
  • обучающиеся становились дипломантами областных конкурсов («Природоохранное законодательство глазами молодежи» 2 и 3 место; 1 и 3 место в областном конкурсе плакатов по раздельному сбору ТБО; 3 место в конкурсе «Суперэколагерь» в рамках областного праздника «Листопад: экологическая мозаика»);
  • принимали участие в районном конкурсе экологических агитбригад, в городском конкурсе «В лесу родилась ёлочка – там ей и расти!», в районном и городском конкурсе по внутришкольному озеленению «Несущие радость» (награждены дипломом 2 степени), в областной конференции школьных исследовательских проектов «Молодёжный мониторинг природных объектов», организованном Экологическим центром «Зелёный Парус» при поддержке Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области.)

Список использованной литературы

  1. Берлянд И. Е. Учебная деятельность в школе развивающего обучения и школе диалога культур. http://metlit.nm.ru/materials/razv/berl.html
  2. Детское движение. Выпуск 4. Под руководством Т.А. Васильевой. Сост. и ред.: Т.В. Трухачева – М.,2004
  3. Кульпединова М.Е. Детские общественные объединения как субъект воспитания. - М., 2002
  4. Мальцева Э.А. Детская общественная организация как пространство социального воспитания подростков. Монография. – Ижевск: ГОУВПО «УдГУ», 2005. – 352 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические особенности участия подростков в детских общественных объединениях.

Предлагаю вам научно-методическую статью для педагогов-психологов, классных руководителей, заместителей директора по УВР, организаторов ОДД, старших вожатых ДО. Данный материал может быть использован ...

Паспорт и программа деятельности детского общественного объединения «Зелёная планета»

Детское общественное объединение «Зелёная планета» создано на базе МБОУ лицей № 87 имени Л.И. НовиковойАдрес лицея: 603047, г. Нижний Новгород, ул. Красных Зорь, 14 а, телефон: 2240382Время создания: ...

Создание и пополнение учебно-методического комплекта к учебной дисциплине «Основы безопасности движения» детского творческого объединения «Зелёный свет» МБОУ ДОД ЦТР и ГО «Радуга»

Создание и пополнение    учебно-методического комплекта  к учебной дисциплине «Основы безопасности движения» детского творческого объединения «Зелёный свет» МБОУ ДОД ЦТР и ГО «Раду...

Создание и пополнение учебно-методического комплекта к учебной дисциплине «Основы безопасности движения» детского творческого объединения «Зелёный свет» МБОУ ДОД ЦТР и ГО «Радуга»

Создание и пополнение    учебно-методического комплекта  к учебной дисциплине «Основы безопасности движения» детского творческого объединения «Зелёный свет» МБОУ ДОД ЦТР и ГО «Раду...

Экологическое воспитание учащихся на примере детского общественного объединения природоохранной направленности «Зелёная планета».

Цель ДОО «Зелёная планета»: дать обучающимся возможность реализовать потребность в самовыражении и творчестве в области экологической деятельности, тем самым создать благоприятную почву для проявления...

Программа деятельности детского общественного объединения «Планета Безопасного Детства»

“Мы имеем дело с детьми, только вступающими в наш взрослый мир, поэтому подходить к ним нужно с особо тонкой инструментовкой, чтобы не ранить душу ребенка обидным словом, взглядом или жестом, а суметь...

Роль детских общественных объединений в социализации личности подростка.

ldquo;Образование - это умение действовать в любых житейских ситуациях”....