Главные вкладки

    Урок чистоты "Приведем планету в порядок"
    план-конспект занятия по экологии (6 класс) на тему

    Мартынова Светлана Петровна

    Урок чистоты "Приведем планету в порядок" составлен в форме интеллектуальной игры. расчитан на учащихся 6-х 7-х классов. Состоит игра из пяти разделов: "ЭКО тест", "Угадай, что это", "Вокруг тебя деревья", "Мы в ответе за того, кого приручили", "Эко проблема"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_chistoty.doc74.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок чистоты

    «Приведем планету в порядок»

    интеллектуальная игра

    ВЕДУЩИЙ: И чего только люди не выдумали, чтобы облегчить и улучшить жизнь на Земле. Удобрения, чтобы собирать большие урожаи, и смертоносные яды, чтобы убивать насекомых-вредителей, и автомобили, заполонившие наши улицы. Люди научились в громадных количествах добывать из земных недр полезные ископаемые - уголь, нефть.

    Реки перегородили плотинами, и там, где были луга, появились водохранилища. На месте бескрайних лесов построили города, заводы, дороги...

    Люди так увлеклись улучшением своей жизни, что не заметили, как в реках стало меньше рыбы, а в лесах - птиц, зверей. Рыба погибла, отравившись стекающими с полей ядохимикатами, грязными стоками городов и заводов. Яды убивали насекомых на полях, но заодно губили птиц и зверей. Леса вырубались, поэтому животным и птицам труднее было найти еду и убежище. Они  погибали.

    Воздух в городах стал грязным из-за выхлопных газов автомобилей и дыма заводов. Не только на улицах, но и вдоль дорог и даже в лесах и на берегах рек и озер появились кучи мусора. Ведь многие люди, и в том числе дети, выбрасывали прямо себе под ноги обертки конфет, бумагу, бутылки.

    Они не задумывались о том, что, например, стекло и пластмасса останутся мусором на долгие годы, природа сама не сможет их переработать. Планета наша весьма загрязнена, но мы еще не осознали всей опасности для жизни на огромной мусорной куче. Мы-то на ней пока кое-как живем, но смогут ли житъ наши дети?

    И сегодня я хочу поговорить с вами о тех проблемах, которые стоят перед нам: как сохранить нашу землю для вас, и будущих поколений

    Сегодняшнее население Земли - общество суперпотребителей. Подсчитано: на каждого из нас в год затрачивается 20 т сырья, правда, большая его часть - 97% - идет... в отходы. Львиная доля потребления, а значит и отходов, приходится лишь на несколько десятков развитых стран. Более того, современная экономика поощряет расточительство. 20 лет назад автомобили пробегали 250 тыс. километров практически без поломок, а сегодня, если на спидометре машины 120 тыс. километров, она кандидат на свалку. Новые виды товаров, новые марки - покупай, покупай, покупай... А старые, но вполне еще годные вещи выкидываются.

    Мусор постепенно становится монстром цивилизации. При нынешнем состоянии экономики и культуры быта люди еще долго обречены жить среди этих рукотворных памятников своей беззаботности.

    И мы приступаем к первому туру нашей игры Эко -  тест «Золотые россыпи помоек»

    Команды получают по три таблички-указателя с цифрами 1,2,3. На каждый задаваемый вопрос ведущий дает три варианта ответа. По сигналу ведущего команды поднимают табличку с номером ответа.

    Вопросы:

    • Большую часть мусора, загрязняющего Землю, составляют:

    1. Пластмасса (правильный ответ).

    2. Стекло.

    3. Металл.

    • Мировыми рекордсменами по количеству бытовых отходов являются жители:

    1. Москвы.

    2. Лондона.

    3. Нью-Йорка.

    •  Прежде чем начать утилизацию отходов, их необходимо:

    1. Рассортировать.

    2. Собрать в одном месте.

    3. Раскрошить.

    Для того чтобы переработать пластмассу, ее необходимо;

    1. Компостировать.

    2. Сжечь при специальных условиях.

    3. Переплавить.

    • Первоочередная забота при выборе места свалки:

    1. Защита поверхности земли и грунтовых вод.

    2. Ограждение места свалки.

    3. Укомплектование соответствующей тех-

    никой.

    Наиболее эффективный путь борьбы с нарастающим количеством отходов, попадающих в окружающую среду:

    1. Их захоронение.

    2. Разработка правовых механизмов регулирования процесса.

    3. Рециркуляция (повторное использование отходов).

     Поступление в среду обитания вредных веществ, приводящих к нарушению

    функционирования экологических систем, называют:

    1. Загрязнением.

    2. Экологическим кризисом.

    3. Интродукцией.

     Первое место по суммарному объем выбросов вредных веществ в атмосферу занимает:

    1. Теплоэнергетика.

    2. Нефте- и газопереработка.

    3. Автотранспорт.

    • Бутылка или банка из пластмассы, брошенная в лесу, пролежит без изменения:

    1. 10 лет.

    2. 50 лет.

    3. 100 лет и более.

    • Выброшенную бумагу "съедят" невидимки-микробы за:

    1. 1-2 года.

    2. 5-8 лет.

    3. 20 и более лет.

    Ведущий: Второй тур нашей игры называется «Угадай, что это?»

    Я буду вам зачитывать высказывание об отходах.  На каждый из отходов заготовлено по пять высказываний. Задача команд: попытаться понять, что я имею ввиду. И догадаться как можно скорее. Побеждает команда, которая первой верно назовет отходы. Если команда дает неверный ответ, из дальнейшей борьбы в этом туре она выбывает.

       1. В небольших количествах он очень полезен.

    2. Когда его слишком много, это становится настоящим бедствием.

    3. При попадании и водоемы он разрушается, рыба и другие водные животные начинают задыхаться.

    4. Его необходимо компостировать.

    5. Его производит обыкновенная корова.

                                                         (Навоз.)

     1. У меня очень много игрушек сделано из нее.

    2. Она бывает разноцветной, и ее очень трудно сломать.

    3. Предметы, изготовленные из нее, мало весят. 

    4. Если ее поджечь, то появляется много черного дыма, который плохо пахнет.

    5. Ее нельзя выбрасывать, так как она сама по себе в природе не разлагается.

                                                     (Пластмасса.)

    1. Ее изобрели китайцы.

    2. У нас ее получают из дерева.

    3. Она легко горит.

    4. Из нее получается очень много мусора.

    5. На ней обычно рисуют или пишут.

                                                      (Бумага.)

    1. Его делают из песка.

    2. Чаще всего оно прозрачное.

    3. Когда падает, оно разбивается.

    4. Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто.

    5. Брошенное в лесу, оно может стать источником пожара.

                                                     (Стекло.)

    1. Это то, чего много в городе, но мало в деревне.

    2. Особенно много этого в промышленном городе, где много заводов и фабрик,

    3. От этого люди болеют, много нервничают, громко кричат, и этого его становится еще больше.

    4. Его издают разные приборы, машины.

    5. Его недолжно быть на уроке, в библиотеке

                                                             (Шум.)

    1. Этого почти не видно.

    2. Этого очень много в промышленном городе, где работают фабрики и заводы.

    3. От этого у людей бывают астма, бронхит, рак.

    4. Это могут собрать на свои листья зеленые растения.

    5. В городе, где этого очень много, не растут лишайники.

                                                        (Газовые отходы.)

    1. Это получается, когда становится старым или ломается.

    2. Это можно увидеть везде - в городе, в деревне, даже вдоль дорог.

    3. Это можно сдать и получить деньги.

    4. Из этого можно сделать что-то новое.

    5. Это бывает цветным, и за него можно получить деньги.

    (Металлолом.)

    1. Всегда черного цвета.

    2. Этого много в городе, особенно где есть заводы и фабрики.

    3. Это очень вредно.

    4. У человека вызывает болезни, а одежда его делается грязной.

    5. Этого много при горении.

    (Сажа.)

    Ведущий: А как вы думаете почему леса называют «легкими планеты»? (Ответы детей) Мы живем с вами в городе, не очень большом, но кругом нашего города и  в городе растут деревья, которые помогают нам дышать. Почему в городе труднее дышится чем в лесу или парке? (ответы детей)

    ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

    И следующий тур нашей игры  «Вокруг тебя деревья»

    Каждая команда выбирает наугад карточку с вопросом. Обсуждаете ответ, затем кто-то из команды озвучивает его.

    1. Почему для деревьев весенние морозы страшнее зимних?

    (Деревья теряют закалку. В весеннюю оттепель они начинают распускать почки, дышать, поэтому от небольших заморозков могут пострадать.)

    1. Для чего в лесу нужны мертвые деревья?

    (Деревья умирают от возраста и болезней и начинают гнить, этим самым добавляя питательные вещества в почву.)

    3. Чем полезен для человека дуб?

    (У него древесина очень прочная, она не гниет в воде, поэтому из нее делают сваи для мостов. Используют дуб также для строительства судов и вагонов, изготовления паркета, фанеры. Кора дуба применяется как лекарство, в то числе для полоскания горла.)

    4. Сколько лет растет лиственница?

    (400—500 лет.)

    5. Боится ли ель тени?

    (Не боится. Ей хватает самой малой доли света. Она теснит другие деревья.)

    6. Чем полезен городу тополь?

    (Густая листва глушит уличный шум, очищает городской воздух: 400 молодых тополей за лето собирают 340 кг пыли.)

    7. Чем полезен кедр?

    (Кедровыми орехами, маслом. Из древесины делают мебель, рубашки для карандашей.)

    8. Почему у березы летом ствол остается холодным?

    (Белый цвет хорошо отражает солнечные лучи, предохраняет березу от ожогов.)

    9. Растет ли дерево зимой?

    (Оно спит. Сок превращается в крахмал, затем в сахар.)

    Ведущий: Ребята, вы знаете правила поведения в школе, библиотеке, вы придерживаетесь правилам поведения в столовой, в общении друг с другом, а как вы думаете надо ли придерживаться правилам поведения с деревьями? (Ответы детей) Если нет, то почему. Если да, то почему.

    Ведущий: Следующий тур «Мы в ответе за того, кого приручили» о тех кто живёт просто рядом с нами и своим присутствием приносит счастье и радость в наш дом.

    Слова Антуана де Сент-Экзюпери «...не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил» повторяют теперь так часто, что, возможно, стал теряться их смысл. Но давайте вдумаемся в слова Лиса Маленькому принцу: «Ты для меня пока всего лишь маленький мальчик. И ты мне не нужен. Я для тебя только лисица, точно такая же, как сто тысяч других лисиц. Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственным в этом свете... Моя жизнь словно солнцем озарится. Твои шаги я стану различать среди тысяч других...»

    Из полутора миллионов видов животных земного шара человек одомашнил и приручил около 40 видов.  Какие виды домашних животных вы знаете? (Верблюд, олень, пчелы, овцы, кролики, куры…)

    Да, они уже нуждаются в нас, те, кого мы приручили. И мы действительно за них в ответе. Ведь любить животное - это не только ласкать и гладить его. Любить животное по-настоящему - это прежде всего уметь за ним ухаживать, отдавать свое свободное время ему, а не друзьям, кормить, чистить клетки и делать многое другое, чтобы твоему другу было уютно и хорошо в вашем доме.

    Сегодня мы видим много бездомных собак и кошек на улицах города. И я обращаюсь к вам, ребята, с огромной просьбой, подумайте прежде чем завести дома кошечку, собаку, попугайчика будете ли вы ему тем единственным человеком который «словно солнцем озарит его жизнь»?

    А сейчас «Кот в мешке». Вы тянете из мешочка бочонок с цифрой, я задаю вам  вопросы

    1. Различают ли быки цвета?

    Цветовое зрение у быков развито слабо. Бык практически не различает цветов. В возбуждение быка приводят не цвет, а вид полощущейся на ветру материи и движения человека.

    2. Сколько лет живут лошади?

    Средняя продолжительность жизни лошади - около 55 лет.

    3. Чем полезно козье молоко?

    Козье молоко очень жирное (до 9%), оно богато сахаром, а также солями кальция. Из него приготавливают брынзу, сулугуни, рокфор, масло, творог, простоквашу, кефир.

    4. Что такое отара?

    Отара - это часть овечьего стада в 300-1000 голов, однородных по полу, возрасту и породе. Уход за отарой поручается чабанам.

    5. Для чего раньше рыбаки брали с собой в лодку свинью?

    Свинья прекрасно ориентируется на незнакомой местности. Раньше рыбаки использовали эту её способность. Свинью брали в лодку и, если возвращались домой в туманную погоду, выпускали животное за борт. Свинья безошибочно плыла к берегу, рыбаки за ней.

    6. Много ли воды может выпить верблюд залпом?

    На водопое верблюд может выпить 57-60 л воды. А один подопытный верблюд, который шёл 17 дней при 35-градусной жаре, на водопое выпил почти 100 л.

    7. Сколько лет живут верблюды?

    Живут верблюды 30-35 лет.

    8. Какой день считается куриным праздником?

    Куриным праздником считается Селиверстов день - 15 января. По русскому обычаю в этот день во всех дворах чистят курятники, обновляют насесты, окуривают стены.

    9. Умирают ли пчёлы после укуса?

    Умирают. Ядовитое жало из тела человека пчела вытащить не может, потому что кожа очень плотная и эластичная. Пчела оставляет в жертве жало, а вместе с ним ядовитые железы, иногда даже и часть кишечника. С такой раной на брюшке пчеле уже не выжить.

    10. Сколько живут пчёлы?

    Рабочие пчёлы живут не более двух месяцев. Матка – 5-6 лет. Однако пчёлы, которые вышли из личинок ближе к осени, зимуют в улье до весны.

    11. Чем полезны ослы?

    Ослов приучили ходить под седлом, таскать вьюки и выполнять тяжёлые работы. Их используют только в тёплых странах, потому что они плохо переносят холод и сырость. Осёл считается неприхотливым и выносливым животным. По хорошей дороге осёл может нести груз массой до 300 кг со скоростью 7 км/ч. Осёл считается капризным и упрямым животным.

    12. Почему собаки часто бегают с высунутым языком?

    Шерсть у собаки очень тёплая, а потовых желез в коже практически нет (есть только на пальцах лап). Собаки никогда не потеют. Летом им становится особенно жарко. Чтобы охладить себя, собака широко раскрывает рот и высовывает язык. Слюна на языке, челюстях и нёбе начинает интенсивно испаряться, и температура тела понижается до нормальной.

    13. Как определить температуру тела собаки без градусника?

    По носу. У здоровой собаки он холодный и влажный. Если же температура тела повышается, нос становится тёплым и сухим,

    14. Сколько лет может прожить собака?

    Собака может прожить до 15 лет, а при хорошем уходе – немного больше.

    15. Какие органы чувств наиболее хорошо развиты у кошки и по чему?

    Хорошо развиты слух и зрение. Кошка хорошо видит в темноте, ведь ловить мышей ей приходится в основном ночью.

    16. Чем объяснить то, что глаза у кошки «горят» в темноте?

    Внутренние оболочки глаза у кошки подобны вогнутому зеркалу. Они собирают все лучи света в одну точку и сконцентрированным пучком отражают их. Отражённый и более яркий пучок света выходит через зрачки и особенно заметен в темноте.

    17. Сколько лет живут кошки?

    Кошачий век дольше собачьего: многие кошки живут по 20 лет и больше. А одна кошка прожила 35 лет - настоящий чемпион среди долгожителей.

    18. Сколько выведено пород кошек?

    Выведено более 30 пород.

    Ведущий. Мы с вами поговорили об экологических проблемах. И вот сейчас я хочу задать вам такой вопрос: Что вы может сделать для того чтобы на нашей планете было чисто, уютно и комфортно всем?

    Варианты

    • Пишите на обеих сторонах листа бумаги, используйте больше материалов из переработанной макулатуры.

    • Старайтесь покупать напитки в стеклянных бутылках, которые можно использовать много раз, сдать и магазин

    • Не покупай больше, чем может понадобиться тебе.

    • Экономь электроэнергию и горючее

    • Одежду, которую ты уже не носишь, можно отдать нуждающимся.

    • Не выбрасывай старые игрушки, книги: они могут кому-то понадобиться.

    • Узнай, где поблизости есть пункт по приему макулатуры, и сдай туда использованную бумагу.

    Подведение итогов

    Ведущий:

    Дорогие ребята! Территория нашей школы очень маленькая, но все начинается с малого. Давайте все вместе будем следить за тем, чтобы в нашей школе, в нашем городе всегда был порядок: чистые классы и коридоры, улицы и переулки.

    Завтрашний день Земли будет таким, каким мы создадим его сегодня. Будем же беречь нашу Землю! Повсюду, на каждом шагу, все вместе и каждый в отдельности.

    Другой планеты у нас не будет! Земля - величайшее чудо, она у нас одна.

    А сейчас домашнее задание. Мы с вами живем в городе, и на каждом шагу нас окружают дорожные знаки, рекламы. И я хочу попросить вас нарисовать знаки  или плакаты, которые бы призывали  беречь все то, что нас окружает; цветы, деревья, животных.  Приносите свои рисунки в библиотеку.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка "Обратный порядок слов в речи"

    Урок русского языка в 7 классе по УМК под ред. М. М. Разумовской...

    Устный экологический журнал "Приведем планету в порядок!"

    Экологический  журнал  предназначен  для  учащихся 5-6-х классов. Состоит  из  трех  страниц: "Отношение  человека  к  природе", "Экология  нашей...

    Урок в 5 классе "Порядок выполнения действий"

    урок в 5 классе по учебнику Виленкина. математика....

    Конспект урока СБО "Продовольственный магазин, порядок приобретения товаров".

    Закрепление и систематизация знаний учащихся. Понятия: «Магазин», какие отделы могут быть в продовольственном магазине, какова стоимость отдельных товаров, каковы правила покупки.   ...

    Презентация к уроку математики по теме "Порядок действий"

    Данная празентация предназначена для закрепления знаний учащихся о порыдке выполнения действий в числовом выражении. ее можно использовать при изучении данной темы в 5 классе, а также для повторения д...