"Основные методы преподавания экологии в системе дополнительного образования"
опыты и эксперименты по экологии на тему

щипачёва татьяна васильевна

В своей статье я посторалась освятить все стороны своей деятельности при занятиях экологией с детьми. Я поделилась опытом работы и думаю, что он сможет быть полезным педагогам, посвятившим себя изучению экологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл talantokha.docx22.21 КБ

Предварительный просмотр:

«Основные методы преподавания экологии в системе дополнительного образования» (из опыта работы).

Экологическое воспитание и образование является одним из важных направлений в системе дополнительного образования. В соответствии с современными требованиями, особое значение приобретают вопросы гармонизации взаимоотношений общества с окружающей средой, становление и формирование ответственного отношения к ней.  На протяжении многих лет я старалась разнообразить свою педагогическую деятельность. И теперь, ориентируясь на свой педагогический опыт, я всё более утверждаюсь в мысли, что экологически ориентированная деятельность школьников может быть увлекательной, разнообразной, личностно и общественно значимой. Необходимо обеспечить ребёнку возможность самореализации в рамках деятельности детского объединения. Вот лишь некоторые методы, которые я использую в своей работе:

1.Проектная деятельность.

Фундамент ответственного отношения к окружающей среде закладывается ещё в начальной школе. Ребёнок этого возраста не только объект воздействия взрослых, но и деятельный субъект воспитания. Поэтому при построении занятий важно учитывать, что младший школьник должен понимать, осознавать правила своего поведения в отношениях с окружающей средой, чтобы самому определить необходимость соответствующих действий в конкретной ситуации. Так вот на данном этапе основной формой моей деятельности является проектная деятельность. Проект многогранен, проект эффективен, проект неисчерпаем! В ходе осуществления проекта предусматриваются разовые, либо систематические наблюдения за тем или иным природным явлением, требующим сбора информации. Так, например ребятам предлагаются  такие проекты: «Птицам – наша забота», «Бабочки – прелестнейшие создания матери – природы», «Красная книга Сибири» и т.д. В ходе осуществления данных проектов, дети понимают, как важно бережно относиться к природе. Они уже, находясь в лесу, будут вести себя спокойно, тихо идти по лесу, так как будут понимать, что шум беспокоит, пугает лесных обитателей. Будут знать, что отлов бабочек ради праздного любопытства или из-за внешней привлекательности этих насекомых нанесёт большой  вред луговым растениям и загубит жизнь  прелестнейшего существа, на которую оно имеет право. В ходе осуществления проекта «Грибы – часть живой природы» ребята не только изучают съедобные и несъедобные грибы, но и сами создают правила грибника, проводят дегустацию блюд из грибов. Они уже будут знать, как правильно собирать грибы, не навредив при этом грибнице. Будут знать, что нельзя уничтожать те грибы, которые с точки зрения человека являются несъедобными. Данные экологические проекты способствуют тому, что у ребёнка возникает чувство осознания себя, как части природы, развивает у детей чувство любви к природе, беспокойство за её состояние, развивает чувство нетерпимости к нарушениям норм экологического поведения.

  1. Экологический театр.

Одним из методов преподавания экологии является создание совместно с детьми ,в рамках клуба , экологического театра. Творческий процесс увлекательный, завораживающий, способный сильно и в то же время глубоко повлиять на личность ребёнка. Выступая с театральными постановками,  дети в игровой форме познают окружающий мир, учатся правильному взаимодействию с ним. А названия сценок говорят сами за себя: «Как правильно вести себя в лесу и на речке», «Как сберечь ручей», «Секрет здоровья» и др.

  1. Экскурсии в природу.

Важным, на мой взгляд, в процессе экологической деятельности считаю умение сформировать у ребёнка представление о многообразии жизни, о месте человека в природе и единстве всего живого.  В процессе экологического воспитания важно обращать внимание ребят на негативные последствия вмешательства человека в природу. С этой целью очень результативными, на мой взгляд, являются экскурсии в природу. Здесь ребята на личном опыте смогут убедиться, что, например, строящаяся дорога значительно сокращает ареал обитания растений и животных. А автомобильный транспорт отрицательно влияет на здоровье людей (шум, выделение вредных веществ, травматизм). При наблюдении за местным водоёмом прослеживается влияние человека на чистоту вод. При проведении экскурсий в природу необходимо обращать внимание ребят на стихийно возникающие  свалки мусора, коими изобилует наша действительность. Свалки так же отравляют воздух неприятными и вредными испарениями. В этом же ключе рассматриваются медико – экологические аспекты качества жизни населения. Школьников необходимо подвести  к выводу, что от состояния окружающей среды зависит состояние здоровья человека. Поэтому то оберегать экологические, санитарно – гигиенические качества окружающей среды – это значит заботиться о  собственном здоровье и здоровье  близких.

  1. Зелёный патруль.

Живой отклик в ребячьих сердцах нашла такая форма деятельности как создание «Зелёного патруля». В это объединение приходят ребята активные, деятельные, любящие труд. Мы с детьми проводим очистку леса от мусора, берега водоёма от ила и грязи. Широко практикуется нами работа в местном лесничестве – высадка саженцев деревьев, проводится сбор лекарственных трав, силами ребят организуется отток талых вод весной. На данном этапе происходит общение ребят друг с другом и с педагогом, и в процессе этого общения проявляются личностные качества каждого ребёнка, происходит формирование правильных представлений о мире, формируются ценностные ориентации. Такая форма деятельности объединяет, сплачивает подростков. Создание «Зелёного патруля» предполагает организацию коллективной общественно полезной деятельности, где воспитанники поставлены в ситуации непосредственного проявления заботы об окружающей их среде, её защиты, анализа проблем добра и зла, гуманизма в общественной среде. Я считаю своим долгом сформировать у ребят активно – деятельную позицию в противовес пассивно – созерцательной. В преддверии новогодних праздников проводится акция «Не рубите люди ёлок», в летний период «Огонь – враг леса!».  Ребята учатся культуре поведения, учатся предотвращать негативные последствия в природном окружении в результате поступков других людей, выполняют посильные трудовые операции по ликвидации уже возникших нежелательных явлений.

  1. Экологический музей.

Экологический музей служит уникальной точкой преломления экологической культуры и образования, приобщает детей к сокровищнице народной культуры. Экологический музей обладает такими качественными и количественными параметрами, которые определяют его уникальность. Те, кто создают музей, являются его основными потребителями. Когда я предложила создать экологический музей, ребята с огромным энтузиазмом взялись за работу. Нами было напечатано обращение к односельчанам с просьбой оказать помощь в создании музея и формировании музейного фонда. Нашлись спонсоры. И началась  работа по созданию экологического музея. Я с большим удовлетворением заметила, как сбор экспонатов, кропотливая работа над ними, оказывала на ребят глубокое эмоциональное, а так же информационное воздействие, приобщала их к материальным и духовным ценностям родного края, формировала экологическую культуру их  личности. Был выбран актив музея из числа школьников. Наш музей является действующим. Здесь мы проводим  различные экскурсии, праздники, а ребята выступают в роли экскурсоводов. Такие экскурсии как: «Экология и быт сибиряков», «Нашей истории строки», «Прошлое и настоящее села», «История плодового сада» формирует у детей бережное отношение к своей малой родине, к её истокам, культурному наследию, обычаям и традициям своего народа. Созданию любой выставочной композиции, как правило, предшествует большая реставрационная работа. И вот музей превращается на время в реставрационную мастерскую. Работа, способная заинтересовать и увлечь каждого! И разве не увлекательно видеть, как под умелыми руками музейный экспонат преображается, приобретает новый статус в музее.  Ребята видят, в какую одежду одевались наши предки, какую обувь носили, из какой посуды они кушали. Оказывается, валеная обувь служила Сибирякам ,выполняя не только согревающее действие, но и оказывала массаж ног, избавляла от ревматизма. Одежда, которую носили наши предки обладала гигроскопичностью, так как была сшита из натуральных материалов и приносила истинное наслаждение своим владельцам в процессе носки. Дети, сравнивая прошлую жизнь и настоящую, учатся разбираться в жизни, отдавая предпочтение более «экологичным»  источникам.  Обращают внимание на эстетику, восхищаются работой древних мастеров. Ребята приходят к пониманию того, что, хотя и современная жизнь кажется нам более комфортной, однако, наши предки бережнее относились к природе, меньше ей вредили и старались жить с ней в единении. Последние годы привнесли в музей динамику связанную как с привлечением технических средств, так и со сценографическим построением музейной среды, напоминающим театральное действо. Поэтому тенденции современных экспозиций – создание целостности зрительного образа благодаря включению в некое специфическое действо со своим сюжетом, языком, художественной выразительностью замысла.

Научить ребёнка сохранять и охранять окружающую среду, чувствовать, воспитывать ответственность за свои поступки – эти вечные задачи человечества не потеряли своей актуальности и в наше неспокойное время. Трогательные отношения с окружающим нас миром распространяются на чувственную сферу молодого человека, и из маленького мирка детства он переносит их в дальнейшую взрослую жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Методика преподавания предмета квиллинг в системе дополнительного образования детей»

Содержание мастер-класса: Участникам мастер-класса предлагается ознакомиться с авторским подходом к методике преподавания предмета квиллинг, освоить специальные методы и приёмы создания творчески...

Путешествие в прошлое Земли. Итоговое занятие в системе дополнительного образования детей творческого объединения "Игровая экология"

Данная методическая разработка итогового занятия расчитана на 2 академических часа. Занятие может проводится в режиме годового обощения материала и (или) итогового контроля.Путешествие в про...

«Компетентностно-ориентированнное обучение экологии в системе дополнительного образования»

В статье рассматриваются вопросы копетентностно-ориентированного обучения эколого-биологических дисциплин  в системе дополнительного образования....

Путешествие по сказочной планете. Занятие по промежуточной аттестации в системе дополнительного образования обучающихся творческого объединения "Игровая экология"

Занятие в системе дополнительного образования творческого объединения "Игровая экология"  раскрывает тему "Путешествие по сказочной планете". Ребята узнают как природа может показать и "рассказат...

Приоритетные компетенции преподавания изобразительного искусства в системе дополнительного образования в школе

Наиболее приоритетные компетенции педагога по ИЗО в школе:-учебно-познавательная (определяет функциональную грамотность педагога);-интеллектуальная (показывает развитость мыслительных процессов и иссл...

Применение методов арт-терапии в системе дополнительного образования детей с ОВЗ

Сегодня, в эпоху информационного общества образование перестает быть средством усвоения готовых общепризнанных знаний, оно становится способом информационного обмена личности с окружающими людьми. Обм...

«Метод проектов, как неотъемлемая часть инновационной траектории развития современной методики преподавания предметов декоративно-прикладного и изобразительного искусства в системе дополнительного образования Московской области»

Метод проектов позволяет школьникам осуществить полный технологический цикл изготовления изделия. Условия эффективного использования творческих проектов в качестве демонстрационных материалов....