Опасные природные явления
план-конспект занятия по экологии на тему

Макарова Надежда Павловна

Конспект НОД Образовательная область "Социально коммуникативное развитие" для детей старшего и подготовительного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opasnye_prirodnye_yavleniya.docx25.66 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему «Опасные природные явления» - воспитатель Макарова Н.П г.Тетюши д/с «Сказка».

Образовательная область «Социально-коммуникатвное развитие»

Цель: Закрепить правила безопасного поведения во время опасных природных явлений.  

Предшествующая работа: наблюдения, рассматривание картин, чтение художественной литературы.

Материал: аудиозапись со звуками метели, наводнения, дождя, грома, урагана; картины; губки, стаканы с водой для опыта; карточки - светофорчики.

Словарная работа: смерч, половодье.

Детей встречает воспитатель в костюме феи Времени. Звучит детская песенка: «Неприятность эту мы переживём».

Организованная деятельность детей.

Воспитатель:- Ребята, в группе у нас как- то необычно. Звучит музыка, много гостей, поприветствуем их:

 Все мы дружно улыбнулись

К солнышку потянулись

Лучик взяли к сердцу прижали

Гостям отдали, Здравствуйте, сказали,

Ребята, У меня есть волшебная палочка. С ее помощью можно совершать путешествия по всем временам года.

  Вы готовы?
Воспитатель:  Скажите, какие вы знаете времена года?
Дети: - Зима, весна, лето, осень.

 Чтобы наше путешествие прошло без происшествий нам надо  соблюдать правила безопасности.

 Ребята, что такое правила безопасности? (Выслушиваю ответы детей). Все вы правы, это когда ведешь себя так, чтобы не случилось неприятностей или беды.

Воспитатель:  Молодцы! Ребята, в  каждое время года можно увидеть различные   природные явления. Многие явления опасны для здоровья и жизни человека.

Назовите, какие опасные  природные явления  вы знаете?

Дети: Дождь, туман , град ,гроза, землетрясения, наводнения, ураганы…

Воспитатель: Да, это землетрясения, наводнения, ураганы, горные обвалы.  Это называется стихийными бедствиями и, к счастью, происходит не часто, их ещё называют экстремальными. Экстремальные ситуации всегда угрожают здоровью и жизни людей и наносят вред природе.

Воспитатель: Мы хотим быть здоровыми и счастливыми в любое время года. И сегодня, путешествуя, вы узнаете, как оберегать себя в разных опасных природных ситуациях. 

 Прежде, чем попасть в одно из времён года,  отгадайте загадку

 Слайд №1. Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья. (Осень)

Слайд №2.  Набежали на небо тучки, спрятали солнышко, и вдруг начался дождик. Забарабанил по листьям и траве.

Слушание записи звуков дождя       

Как шел дождь?

Этюд  «Дождик».

                                           Капля раз, капля два,

                                        Капли медленно сперва-

                                           Кап, кап, кап.

                               (Дети медленно хлопают в ладоши).

                                          Стали капли поспешать,

                                           Капля каплю догонять-

                                           Кап, кап, кап.

                                        (Дети хлопают чаще).             

                                   Зонтик поскорей раскроем,

                                          От дождя себя укроем.

                 (Дети поднимают «домиком» руки над головой).

Почему нужно укрыться от осеннего дождя? Он может причинить вред нашему здоровью.

Дети:   осенью дождь холодный, можно заболеть

Воспитатель:  Как уберечь себя от простуды?

Дети: Одеваться теплее , не мочить ноги и т.д. переждать непогоду дома

Воспитатель: Какие  же еще природные явления мы наблюдаем осенью?

 Дети: Туман

Воспитатель. 

        Молоко над речкой плыло,

Ничего не видно было.

Растворилось молоко -

Стало видно далеко. (Туман)

Воспитатель: Послушайте стихотворение 

Стихотворение «Туман»:

Шел по городу Туман очень важно

И глядел по сторонам очень важно.

Где ступал он, белый дым появлялся.

И внезапно город наш потерялся.

Где - то спряталась полоска восхода,

Пешеходам не найти перехода.

И автобусы в корабли превратились,

По волнам Тумана вдаль покатились.

Не мигают огоньки светофора,

Не судачат старички у забора,

Даже друг мой закадычный Серёжка

Вдруг растаял, словно снег на дорожке.

- В какое время года чаще всего бывает туман? (осенью) .

- Чем опасен туман?

(При переходе дороги не видно машин, а водителям не видно пешеходов) .

- Как избежать опасности на дорогах?

(водители должны ехать медленно со включенными фарами.

Пешеходы должны быть очень внимательны. Если есть возможность, нужно переждать дома такое опасное явление, как туман).

Воспитатель: В конце осени , в начале зимы мы с вами сможем наблюдать такое явление и вот что бывает если не выполнять правило безопасности «Не ходить по тонкому льду»

    Слайд:        Тонкий лед

Воспитатель:  Наше путешествие продолжается, Всё холоднее становится. Дни стали короче, ночи длиннее. Взмахну волшебной палочкой - тут  и зима пришла!

 Превращаемся в снежинки.
Заметем мы все тропинки.

Дети надевают полоски-маски снежинок.

Вьюга вьюжит, вьюга вьюжит
И снежинки в танце кружат.

Играет быстрая музыка, «снежинки летают» (дети врассыпную бегают по залу).

И вот — тихий-тихий снег шел, шел  и закончился

«Дети-Снежинки» на носках бесшумно и медленно передвигаются по залу под спокойную музыку.

 Наши снежинки попали в лес

Воспитатель:- Какие природные явления бывают зимой?

(снегопад, метель, мороз, гололёд)

- Что такое метель?

(перенос снега очень сильным ветром)

- Да, ребята, метель всегда сопровождается снегопадом - Скажите, чем опасна метель?

(под снегом остаются здания, занесены все дороги, останавливается движение, нарушается нормальная жизнь людей, обрываются линии передач)

- Что надо сделать, когда начинается метель?

(закрыть окна и двери, не выходить из дома, если метель застала на улице нужно укрыться в близлежащим здании).

(включается аудиозапись со звуками «метель»)

Воспитатель: Как холодно! Морозит.  Вы, не замерзли? Давайте немного погреемся?   Игра:  « Согревающий массаж».

Нам мороз не страшен,

Лишь ленивым он опасен.

Щечки дружно растираем

И про нос не забываем!

Чтобы уши не болели

Разомнем мы их скорее

И ладошки прижимаем

Сильно- сильно растираем.

Тра-та-та, тра-та-та,

 Постучимся в ворота

Солнышко, выходи,

Нам согреться помоги!!    

 Показ слайда гололед  Как называется это явление?

Стихотворение «Гололёд»:

Гололёд, гололёд… .

Лёд у дома, у ворот

Я люблю скользить по льду

Хоть куда по льду пойду!

Но едва лишь сделал шаг,

На дорожку тут же шмяк!

Как же в садик мне дойти?

Не ползком туда ж ползти

Гололёд, гололёд

По чуть-чуть скольжу вперёд.

- Фея Времени : О чём говорится в стихотворении?

(о гололёде)

- Чем опасен гололёд?

(очень скользко, трудно идти, можно упасть)

- Да, ребята, гололёд – это слой плотного льда, образовавшейся на поверхности земли, тротуарах, проезжей части улицы и на предметах!

Гололёд является причиной травм пешеходов из-за падений. Особенно опасны падения на спину, верх лицом, т. к. можно получить сотрясение мозга.

- Как же себя вести, чтобы не получить травм?

(подобрать нескользящую обувь; идти не торопясь; передвигаться осторожно; пожилым людям лучше вообще не выходить из дома) .

Воспитатель: - Но как зима не злится, как холодом не пугает, весной вся природа оживает. И у нас настроение поднимается, мы становимся веселыми и радостными.  Хотите в весну?  Раз, два, три, в весну нас неси.

 После зимы наступает что? (весна) .

Ура! Весна и ледоход!

Плывёт, плывёт по речке лёд…

Глядят ребята там и тут,

Как льдины по воде плывут.

- Что происходит весной с водоёмами?

(лёд темнеет, покрывается трещинами, тает)

- Да, весной очень опасно ходить по подтаявшему льду на реке, т. к. он может проломиться. Выходить на такой лёд чрезвычайно опасно. Нельзя кататься на льдинах.  В мае, когда река переполняется водой от растаявшего снега и льда, происходит разлив реки, который называется половодьем. Вода затопляет луга, леса, поля, расположенные вдоль реки.

- А ещё, ребята, серьёзным стихийным бедствием является наводнение. Слайд.

Причина наводнения-сильные ливни, таяние снегов.

Из-за этого возникает подъём уровня воды в водоёмах, разрушая мосты, дороги, дома.

Прослушивание аудиозаписи со звуками «наводнения»

- Наводнение приносит ущерб, гибнут люди, животные.

- Как же вести себя во время наводнения:

(отключить газ, воду, электричество; знать места, где хранятся лодки, брёвна, ведь дерево не тонет; в сумку собрать быстро документы, лекарства, тёплые вещи,  запас продуктов и воды; если поступил сигнал об эвакуации, покинуть свои места.

- Молодцы! А сейчас я вам предлагаю сыграть в игру «Да» или «Нет».

 

- Если вы согласны с моим высказыванием, говорите «Да!»,  если не согласны-«Нет!».

- Будьте внимательны!

1. Наводнения- это грозные и опасные природные явления. (Да)

2. Наводнения возникают от разливов рек, сильных ливней, от таяния снега. (Да)

3. На замёрзших озёрах

Лёд бывает непрочен,

И ходить по такому

Весело очень! (Нет)

4. Водоёмы опасны:

Может лёд провалиться

И спасать вся округа

Вас напрасно примчится… (Да)

5. Если вы услышали сигнал о наводнении, быстро надо сложить сумку необходимые вещи, продукты питания и документы. (Да)

6. Если ваш дом попадает в объявленный регион затопления надо не забыть включить газ, воду, электричество. (Нет)

7. Если вода резко поднимается надо быстрее занять безопасное место - верхние этажи, крыши, деревья и ждать спасателей. (Да)

Молодцы ребята! Вы всё знаете!

Воспитатель:  А еще весной перед дождем молнии в небе сверкают, гром гремит.

Загадка: «Холодный ветер нагоняет

             Дождем наполненные тучи.

Как стрелы молнии летают,

Грохочет страшный гром трескучий.

Скажи, какое же явление,

Подходит под определение? » (Гроза)

- В какое время года бывает гроза? (Весной, летом

Так и гроза зарождается в тучах тяжелых, полных воды. От этого образуются электрические разряды, которые разряжаются ослепительной вспышкой – МОЛНИЕЙ!

Прослушивание аудиозаписи со звуками грозы.

- Что опаснее, гром или молния? (ответы детей)

Да, молния опаснее, потому что, это и есть электрический разряд.

Рассматривание иллюстраций: «Молния».

ГРОЗА – бурное ненастье с дождем, громом, молнией и порывами ветра.

Прослушивание аудиозаписи со звуками дождя.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ВО ВРЕМЯ ГРОЗЫ: (дети отвечают)

1) Переждите ее в помещении.

2) Закройте окна, двери. Выключите все электроприборы, телевизор и мобильный телефон.

3) Если гроза застала на улице – не укрывайтесь вблизи высоких деревьев.

4) Нельзя находиться вблизи металлических оград, влажных стен.

5) Если гроза застала в водоеме - немедленно нужно выбраться на берег.

6) Во время грозы не бегайте.

7) Если негде укрыться, нужно лечь на землю.

Воспитатель:: Первый гром весной - признак наступления тепла. А как мы любим тепло! Хотите попасть в лето? Раз, два, три, в лето нас неси!

 

Игра «Солнечные колечки». Правила: Выбирается водящий «Солнышко». Дети произносят закличку:

Солнышко, солнышко,

Погуляй у речки.

Солнышко, солнышко,

Разбросай колечки!

После заклички дети находят себе пару- «делают колечко». Солнышко осаливает детей, не успевших найти пару.

В:Скажите, что такое ураган?

Д: Очень сильный ветер.

В: И чем он сильнее, чем быстрее движется, тем больше всего он сметает на своем пути. Вы уже знаете, что ветер появляется тогда, когда встречается теплый и холодный воздух. Если один из них будет очень–очень холодным, а другой – очень–очень теплым, то получится быстрый и сильный ветер, который и можно назвать ураганом. Это будет настоящий вихрь, сметающий все на своем пути. Очень сильный вихрь называется смерч. СМЕРЧ - сильный вихрь, обладающий чудовищной силой. Он образуется в грозовом облаке и распространяется вниз, до самой земли в виде воронки.

Срывает крыши с домов, вырывает деревья с корнем и даже прочные деревянные дома, переворачивает тяжелые вагоны, автобусы.

ОПАСНО! При урагане, буре, смерче находиться на возвышенном месте на мосту, вблизи столбов, заборов, деревьев.

Свой рассказ воспитатель сопровождает показом видеозаписи.

В.:Это воздушный столб, который очень быстро вертится. У него даже есть свой “хобот”, в который он втягивает все, что попадается на его пути. Вот такой же смерч и захватил домик Эли и перенес его в волшебную страну. Иногда смерч проносится очень быстро, а иногда носится по земле несколько часов.

Бури, ураганы, смерчи угрожают людям во всем мире, несут беду, разрушения, так как появляются внезапно, без предупреждения.

Но ученые со специальных спутников, самолетов следят за тем, куда движутся ураганы.

Как вы думаете, зачем людям это нужно?

Ответы детей.

В.: Конечно, чтобы знать заранее о надвигающейся опасности и принять определенные меры, предупредить всех людей. Диктор радио и теле

Скажет, как себя вести,

Как и что вам надо делать,

Чтобы жизнь свою спасти.

В.: Ребята, с какими ветрами вы встречались, а с какими нет?

Ответы детей.

В.: Какие чувства у вас вызывает шум сильного ветра?

Что хочется сделать, когда слышишь звуки бури?

(Включить запись со звуками бури).

 Игра. «Угадай, к какому времени года относятся явления природы?»

Картинка лето: град, роса, радуга дождь.

Картинка зима: сосулька, иней…. снег

Картинка осень: листопад, капель……, дождь

Картинка весна: ледоход, капель,……… дождь, радуга.

Воспитатель:  Понравилось наше путешествие? Запомните правила поведения в природе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опасные природные явления Сахалинской области

Презентация к уроку краеведения в 6 классе. Также можно использовать к уроку ОБЖ или к классному часу...

Сценарий классного часа "Опасные природные явления".

Данный классный час предназначен для учеников начальной школы. В нем рассматриваются черезвычайные ситуации природного характера....

Опасные природные явления.

Опасные природные явления - тест, созданный в программе MyTestPro можно использовать для проверки знаний обучающихся 7 классов по указанной теме. Установка программы MyTest не нужна....

Опасные природные явления в литосфере

работа о стихийных природных явлениях в литосфере...

технологическая карта урока "Опасные природные явления"

В технологической карте представлена разработка урока по ОБЖ....

Опасные природные явления.

Данная презентация поможет ученикам в более интересной форме запомнить материал данной темы....