доклад "Формирование экологического мышления на уроках георграфии"
методическая разработка по географии по теме
Экологическое воспитание призвано формировать активную природоохранную позицию. Основные цели экологического воспитания могут быть сведены к следующим постулатам, поняты и признаны всеми:
- всякая жизнь самоценна, уникальна и неповторима; человек ответственен за все живое;
- природа была и всегда будет сильнее человека. Она вечна и бесконечна.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»
Одно из направлений, по которому человечество должно выходить из экологического кризиса, - эколого-просветительное.. Смысл этого направления заключается в развитии экологического образования, просвещения и воспитания для решения главной задачи – перестройки общественного экологического сознания, изменения образа жизни человека, его нравственности. Экологически образованный человек не допустит стихийного отношения к окружающей его среде. Он будет бороться против экологического варварства, решительно став на защиту дикой природы от алчного наступления «дикой» цивилизации.
В настоящее время остановить нарушение экологических законов можно, только подняв на должную высоту экологическую культуру каждого человека, что возможно сделать, прежде всего, через образование.
Экологическое образование – целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения экологическими знаниями, умениями и навыками. Экологическое образование в современных условиях призвано способствовать формированию у учащихся нового экологического сознания.
Объективные реалии свидетельствуют о том, что в настоящее время практически во всех сферах экономической и культурной деятельности человека в его сознании прочно утвердилось представление о «человеческой исключительности» и освобожденности его от подчинения экологическим закономерностям – природа объявляется собственностью человека. Поведение людей по отношению к окружающей природной среде, основанное на «человеческой исключительности» и есть одна из главных причин экологического кризиса на нашей планете. Наше выживание, защита окружающей среды могут оказаться лишь абстрактными понятиями, если мы не внушим каждому простую и убедительную мысль: люди – это часть природы, мы должны любить наши деревья и реки, пашни и леса, как мы любим саму жизнь.
Экологическое воспитание призвано формировать активную природоохранную позицию. Основные цели экологического воспитания могут быть сведены к следующим постулатам, поняты и признаны всеми:
- всякая жизнь самоценна, уникальна и неповторима; человек ответственен за все живое;
- природа была и всегда будет сильнее человека. Она вечна и бесконечна. Основой взаимоотношения с Природой должна стать взаимопомощь, а не противоборство;
- чем более разнообразна биосфера, тем она устойчивее;
- экологический кризис стал грозной явью; человек оказывает на природную среду недопустимое по масштабам дестабилизирующее воздействие.
Человек должен осознать свою роль в биосфере как один из видов, который, как и все остальные, обязан подчиниться законам развития биосферы. Если для сохранения себя человек должен сохранить природу, то для охраны ее он должен развить и воспитать себя в процессе формирования чувства экологической необходимости, которая обеспечивает сохранение жизни на Земле.
Учащимся на занятиях по географии надо показать способность людей находить компромиссные решения в отношениях с окружающей средой, что является основой гармоничных отношений человека и биосферы и залогом благополучия всего человечества.
Преподавая географию в школе, необходимо решить следующие задачи по экологическому воспитанию:
- воспитание ответственности за состояние естественного окружения,
определяющего условия жизни человека, на которое он оказывает то или иное воздействие в процессе своей жизнедеятельности;
- становление активной созидательной деятельности по изучению и охране
окружающей среды, пропаганде идей оптимизации взаимодействия общества и природы, предупреждение негативных последствий влияния на окружающую человека среду и его здоровье;
- воспитание любви к родному краю, родной природе, к природе Кубани,
формирование чувства ответственности за все происходящее на Земле;
- становление и обогащение представлений о единой картине мира в сознании ребенка, будущего природопользователя.
Одна из важнейших задач современной школы – повышение уровня экологических знаний учащихся, вооружение их навыками грамотного использования природных ресурсов, воспитание высокой экологической культуры поведения в трудовой деятельности и в быту. Уровень экологической культуры во многом определяется качеством экологического образования и воспитания.
Школьные географические курсы намного превосходят другие дисциплины по экологической направленности, по числу и глубине раскрытия экологических проблем. Изучение основных аспектов взаимосвязи между обществом и природной средой составляет основное направление исследования современной географической науки, которое получило название ГЕОЭКОЛОГИИ. Геоэкология исследует проблемы охраны и рационального использования географической среды и их геосистем, вопросы взаимодействия производственных и природных комплексов, глобальные и региональные экологические проблемы.
В школьной географии представлено большое число понятий, которые являются опорными в теории геоэкологии и рационального природопользования. К их числу относятся представления о целостности природы, взаимосвязи всех ее компонентов в географической оболочке, биосфере, понятия об антропогенных ландшафтах, о формах антропогенного воздействия на природную среду, об основных принципах рационального природопользования и т.д.
Географические знания, которые школьники получают в 6-м классе, открывают возможности обосновать представление и целостности природы Земли, о ее роли в жизни каждого человека.
В 7-м классе при изучении материков и океанов учащиеся получают представление о взаимодействии природы и общества, об антропогенных изменениях природных ландшафтов, о мерах по охране природы, о заповедниках и национальных парках. В заключении курса рассматриваются также некоторые глобальные геоэкологические проблемы («Воздействие хозяйственной деятельности человека на Мировой океан»).
В 8-м классе особое внимание сосредотачивается на проблеме охраны природы, на антропогенных изменениях природных комплексов как России, так и стран ближнего зарубежья. Так, представление о единстве природы, о характере антропогенного воздействия на ландшафты может быть наиболее успешно усвоено при изучении природных комплексов. При этом учащиеся узнают, что все компоненты природных комплексов неразрывно связаны друг с другом в единую систему. Воздействие на один из компонентов природного комплекса неизбежно приведет к изменению других.
Схема ПК
Или, например, при изучении природных зон, перед учащимися можно поставить проблемные вопросы эколого-воспитательного характера:
1. Как изменится круговорот веществ в природных комплексах лесной зоны, если человек вырубит леса?
2. Какие компоненты природных комплексов изменятся в связи с этим? Каким образом?
Принципы рационального природопользования, экологические аспекты географии наиболее полно представлены в учебниках географии для 9 класса. В этом курсе на конкретных примерах рассматриваются сложные вопросы взаимодействия природы и хозяйственной деятельности человека. Причем они рассматриваются как в региональном аспекте, так и в хозяйственно-отраслевом. Здесь рассматриваются различные сферы материального производства, которые наносят непоправимый ущерб природе.
В 10-м классе глобальные проблемы взаимодействия природы и общества представлены на более высоком уровне. Общая характеристика мира начинается с изучения роли экологических проблем в жизни человеческого общества, а завершается обоснованием их места в ряду глобальных проблем человечества.
На своих уроках я уделяю большое внимание экологическим вопросам. Считаю своим долгом обращать внимание детей на проблемы, возникающие между природой и человеком, на районы экологического бедствия в Чувашии, России и в мире. По мере возможности стараюсь довести их до сведения учащихся, при этом учитывая их возрастные особенности. Цифры и факты на экологическую тематику выслушиваются детьми с интересом и вниманием, после чего мы с ними делаем выводы и ищем возможные пути решения экологической проблемы. Например, изучение энергетики дополняю материалом об экологических последствиях на Чернобыльской АЭС, на Факусиме в Японии о распространении радиоактивных веществ, о размещении районов, пораженных радиоактивными осадками.
Для меня как педагога очень важно довести до сознания детей мысль, что проблема загрязнения природы, истребление многих видов растений и животных касается, в том числе и каждого из них. Ведь им жить в ХХI веке.
(Смотрите в открытых уроках : Урок – суд в 10 классе на тему «Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы общества»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/31/picture-288112-1377954629.jpg)
«Развитие творческих, интеллектуальных способностей учащихся и экологического мышления через использование интенсивных педагогических технологий»
Проблема творческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялис...
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/23/picture-523308-1711212987.jpg)
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ШКОЛАХ
Для того чтобы не допустить разрушения среды обитания человечества, нужно хорошо знать закономерности развития природы и факторы, пагубно влияющие на её существование, способы разумного использования ...
Формирование экологического мышления обучающихся на уроках русского языка
Описываются средства формирования экологического сознания обучающихся на уроках русского языка...
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/05/picture-800986-1467692019.jpg)
Формирование экологического мышления на уроках географии
Опыт по развитию экологической грамотности на уроках географии....
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/07/picture-991555-1515323982.jpg)
Формирование и развитие экологического мышления на уроках географии.
Представлена статья о формировании умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уров...
Технология критического мышления в процессе экологического образования на уроках географии.
Содержание 1. Введение…………………………………………………&helli...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/05/picture-346200-1423136662.jpg)
Статья на тему "Формирование экологического мышления школьников на уроках биологии"
Статья позволит раскрыть цели экологического образования для реализации концепции ФГОС на уроках биологии....