Рабочие программы по экологии 6-9 класс
рабочая программа по экологии на тему

Рабочие программы по экологии 6-9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochie_programmy_po_ekologii_6-9_kl.doc227.5 КБ

Предварительный просмотр:

                  Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа села Мордово

Красноармейского района Саратовской области»

Рассмотрено на

заседании педагогического совета

Протокол №_____

от____ _______ 20___г.

Согласовано

Зам.директора по УВР

__________Смолина О.А.

от____ ________ 20___г.

Утверждено

Директор школы

 ___________Ивлева М.В.

Приказ №_____

от____ ________ 20___г.

Рабочая программа

по экологии в 6 классе

Смолиной Ольги Анатольевны

2 категория

                                              2014- 2015 учебный год

                                                    Пояснительная записка

         Рабочая программа  курса экологии «Экология растений» для учащихся 6-х классов общеобразовательной школы составлена на основе Региональной программы для общеобразовательных учреждений, 1-11 класс (под ред. д-ра биол. наук, проф. С.И. Беляниной и канд. биол. наук, доц. Ю.И. Буланого).

Данная программа подкреплена учебником Былова А.М., Шорина Н.И.. «Экология растений», 6 класс. – М.: «Вентана-Граф», 2011. – 224 с.

Концептуальной основой данного курса экологии являются идеи:

- преемственности начального и основного общего образования;

- интеграции учебных предметов (экология, биология, география, физика, химия и др.);

- гуманизации образования;

- соответствия содержания образования возрастным закономерностям развития школьников;

- личностной ориентации содержания образования;

- деятельностного характера образования и направленности содержания на формирование общих учебных умений, обобщённых способов учебной, познавательной, практической, творческой деятельности;

- формирование у учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач (ключевых компетентностей: в общении,  познавательной деятельности).

Эти идеи  являются базовыми при определении структуры, целей и задач данного курса.

Цель курса: целенаправленное формирование общих биологических и экологических понятий через установление общих признаков жизни: вырастить «главные ветви» знаний, а затем идти к более мелким элементам, опираясь на принцип «от целого к частям».

Задачи курса и экологического образования в целом представляют в совокупности процесса обучения, воспитания и развития личности.

Образовательные: 

- формирование знаний об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека;

- системы интеллектуальных практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды своей местности и здоровья населения;

- способствовать формированию у школьников предметных умений и навыков;

- создать условия для формирования у учащихся творческой, учебно-исследовательской и проектной компетентностей.

Развивающие:

- создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы;

 - развивать  у учащихся  все виды памяти, внимания, мышления, воображения, эстетических эмоций, положительного отношения к учёбе, умения ставить цели через учебный материал каждого урока, использование на уроках ТСО, ИКТ, музыкальных  фрагментов, стихов, загадок, определение значимости любого урока для каждого ученика;

- развитие волевой сферы – убеждения в возможности решения экологических проблем, стремления к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды.

Воспитательные:

- воспитывать потребности (мотивов, побуждений) поведения и деятельности, направленных на сохранение и улучшение состояния окружающей среды, ответственного отношения к природе, бережного отношения к учебному оборудованию (компетентность деятельности), умение работать в коллективе на уроках, экскурсиях, в процессе выполнения лабораторных работ, планирования и реализации ученических исследований и проектов (компетентность социального взаимодействия.

В 6 классе на реализацию курса экологии «Экология растений» согласно базисному учебному плану из  регионального компонента выделено 34  учебных часа (из расчёта по 1 ч/нед.).

В ряде международных и национальных документов образование в области окружающей среды (экологическое образование) признается приоритетным на правлением совершенствования общеобразовательных систем в целом.

Курс экологии «Экология растений» для  учащихся 6-х классов состоит из следующих разделов: 

Раздел

Кол. часов

 1.Введение

 2.  Свет в жизни растений.

 3.  Тепло в жизни растений

 4.  Вода  в жизни растений

 5.  Воздух в жизни растений

 6. Почва в жизни растений

 7.  Животные и растения  

 8   Влияние растений друг на друга.

 9.  Онтогенез растений

 10. Влияние условий существования на растений

11.Жизненные формы растений

12. Растительные сообществ

13.  Резервное время

1

3

3

3

3

3

2

3

1

1

1

7

3

        Ожидаемый результат изучения курса экологии «Экология растений» направлен на реализацию деятельностного, практико- и личностно ориентированного подходов: овладение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладения знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

При осуществлении поурочного контроля оценивается процесс учебной деятельности учащихся, познавательные и общеучебные умения, использование рациональных способов выполнения заданий с учётом проявления интереса к учению, стремления к достижению поставленной цели и других индивидуальных и личностных качеств.

Основные виды контроля осуществляются в устной, письменной, тестовой, практической формах и в их сочетании. К ним относятся: индивидуальный, групповой и фронтальный опрос с использованием контрольных вопросов и заданий, содержащихся в учебниках, учебных, учебно-методических пособиях и дидактических материалах,  дидактические тесты,   самостоятельные   работы, лабораторные и практические работы, исследования, сообщения, проекты.

№п/п

Наименование раздела, темы урока

Кол-во часов

Применение ИКТ

   Дата проведения урока

по плану

по факту

1

Что изучает экология растений.

1

02..09

2

Для чего нужен свет растениям.

1

09..09

3

Экологические группы растений по отношению к свету.

1

Создание презентации «Экологические группы растений по отношению к свету»

16..09

4

Приспособления к меняющимся условиям освещения.

1

23..09

5

Для чего тепло нужно растениям.

1

30..09

6

Температура тела растений.

1

14..10

7

Приспособления растений к различным температурам.

1

Создание презентации «Приспособления растений к различным температурам»

21..10

8

Для чего вода нужна растениям.

1

28..10

9

Экологические группы растений по отношению к воде.

1

Создание презентации «Экологические группы растений по отношению к воде»

11..11

10

Экологические группы растений по отношению к воде.

1

Создание презентации «Экологические группы растений по отношению к воде»

25..11

11

Роль воздуха в жизни растений.

1

02..12

12

Ветер в жизни растений.

1

09..12

13

Влияние атмосферных загрязнений на растения.

1

16..12

14

Что представляет собой почва.

1

23..12

15

Экологические группы растений по отношению к различным почвам.

1

30..12

16

Охрана почв.

1

13..01

17

Животные и растения.

1

20..01

18

Хищничество.

1

27..01

19

Прямое влияние растений друг на друга.

1

Создание презентации о биотических факторах и растениях.

03..02

20

 Влияние растений друг на друга через изменения среды.

1

10..02

21

Грибы и бактерии в жизни растений.

1

17..02

22

Сезонные изменения. Изменения в течение жизни.

1

03..03

23

Условия существования растений. Жизненное состояние растений

1

10..03

24

Разнообразие жизненных форм растений.

1

17..03

25

Растительные сообщества.

1

24..03

26

Количество видов в растительном сообществе.

1

31..03

27

Строение растительных сообществ.

1

07..04

28

Изменение растительных сообществ.

1

21..04

29

Охрана растительного мира.

1

28..04

30

Описание природного сообщества (луг, степь, лиственный лес).

1

Презентации «Луг», « Степь»,

«Лиственный лес».

05..05

31

Описание природного сообщества (луг, степь, лиственный лес).

1

12..05

32

Резервное время

1

19..05

33

Резервное время

1

26..05

34

Резервное время

1

26..05

Список рекомендуемой учебно-методической литературы. Учебники и методические пособия:

1. Экология растений. 6 класс. А.М.Былова, Н.И.Шорина  Москва «Вентана –Граф» 2010 г.

Средства  обучения:

                         


               Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа села Мордово

Красноармейского района Саратовской области»

Рассмотрено на

заседании педагогического совета

Протокол №_____

от____ _______ 20___г.

Согласовано

Зам.директора по УВР

__________Смолина О.А.

от____ ________ 20___г.

Утверждено

Директор школы

 ___________Ивлева М.В.

Приказ №_____

от____ ________ 20___г.

Рабочая программа

по экологии в 7 классе

Смолиной Ольги Анатольевны

2 категория

                                           2014- 2015 учебный год

Пояснительная записка

         Рабочая программа  курса экологии «Экология животных» для учащихся 7-х классов общеобразовательной школы составлена на основе Региональной программы для общеобразовательных учреждений.

Данная программа подкреплена учебником В.Г. Бабенко, Д.В.Богомолов, С.П. Шаталова, А. О. Шубин «Экология животных», 7 класс. – М.: «Вентана-Граф», 2011. – 126 с.

Концептуальной основой данного курса экологии являются идеи:

- преемственности начального и основного общего образования;

- интеграции учебных предметов (экология, биология, география, физика, химия и др.);

- гуманизации образования;

- соответствия содержания образования возрастным закономерностям развития школьников;

- личностной ориентации содержания образования;

- деятельностного характера образования и направленности содержания на формирование общих учебных умений, обобщённых способов учебной, познавательной, практической, творческой деятельности;

- формирование у учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач (ключевых компетентностей: в общении,  познавательной деятельности).

Эти идеи  являются базовыми при определении структуры, целей и задач данного курса.

Цель курса: целенаправленное формирование общих биологических и экологических понятий через установление общих признаков жизни: вырастить «главные ветви» знаний, а затем идти к более мелким элементам, опираясь на принцип «от целого к частям».

Задачи курса и экологического образования в целом представляют в совокупности процесса обучения, воспитания и развития личности.

Образовательные: 

- формирование знаний об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека;

- системы интеллектуальных практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды своей местности и здоровья населения;

- способствовать формированию у школьников предметных умений и навыков;

- создать условия для формирования у учащихся творческой, учебно-исследовательской и проектной компетентностей.

Развивающие:

- создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы;

 - развивать  у учащихся  все виды памяти, внимания, мышления, воображения, эстетических эмоций, положительного отношения к учёбе, умения ставить цели через учебный материал каждого урока, использование на уроках ТСО, ИКТ, музыкальных  фрагментов, стихов, загадок, определение значимости любого урока для каждого ученика;

- развитие волевой сферы – убеждения в возможности решения экологических проблем, стремления к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды.

Воспитательные:

- воспитывать потребности (мотивов, побуждений) поведения и деятельности, направленных на сохранение и улучшение состояния окружающей среды, ответственного отношения к природе, бережного отношения к учебному оборудованию (компетентность деятельности), умение работать в коллективе на уроках, экскурсиях, в процессе выполнения лабораторных работ, планирования и реализации ученических исследований и проектов (компетентность социального взаимодействия.

В 7 классе на реализацию курса экологии «Экология животных» согласно базисному учебному плану из  регионального компонента выделено 34  учебных часа (из расчёта по 1 ч/нед.).

В ряде международных и национальных документов образование в области окружающей среды (экологическое образование) признается приоритетным на правлением совершенствования общеобразовательных систем в целом.

Курс экологии «Экология животных» для  учащихся 7-х классов состоит из следующих разделов: 

Раздел

Кол. часов

 1.Введение

 2.  Абиотические факторы среды.

 3.  Среды жизни животных.

 4.  Животные различных ландшафтно-климатических зон.

 5.  Биотические факторы среды.

 6.  Экология популяций.  

 7   Животные и человек.

 8.  Экскурсии.

9. Резервное время.

1

7

4

4

3

2

6

4

3

           Изучив экологию животных обучающие познают о том, как животные, обитающие на Земле, взаимодействуют друг с другом и влияют на окружающую среду. Почему те или иные животные населяют различные природно-климатические зоны и почему необходимо беречь и охранять животных, которые вместе с нами обитают на нашей планете.    

            Ожидаемый результат изучения курса экологии «Экология животных» направлен на реализацию деятельностного, практико- и личностно ориентированного подходов: овладение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладения знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

При осуществлении поурочного контроля оценивается процесс учебной деятельности учащихся, познавательные и общеучебные умения, использование рациональных способов выполнения заданий с учётом проявления интереса к учению, стремления к достижению поставленной цели и других индивидуальных и личностных качеств.

Основные виды контроля осуществляются в устной, письменной, тестовой, практической формах и в их сочетании. К ним относятся: индивидуальный, групповой и фронтальный опрос с использованием контрольных вопросов и заданий, содержащихся в учебниках, учебных, учебно-методических пособиях и дидактических материалах,  дидактические тесты,   самостоятельные   работы, лабораторные и практические работы, исследования, сообщения, проекты.

№п/п

Наименование раздела, темы урока

Кол-во часов

Применение ИКТ

   Дата проведения урока

по плану

по факту

1

Что изучает экология животных.

1

05..09

2

Среда обитания и условия существования.

1

12..09

3

Предельные условия существования животных.

1

19..09

4

Вода в жизни животных.

1

26..09

5

Воздух в жизни животных.

1

03..10

6

Температура среды обитания.

1

17..10

7

Свет в жизни животных.

1

24..10

8

Жилища животных.

1

31..10

9

Наземно – воздушная среда обитания.

1

07..11

10

Водная среда обитания.

1

14..11

11

Почва как среда обитания.

1

28..11

12

Изучение адаптации животных к среде обитания.

1

05..12

13

Животные холодных районов обитания.

1

Создание презентации «Животные тундры»

12..12

14

Животные лесов.

1

Презентация «Животные лесов»

19..12

15

Животные лесов.

1

Презентация «Животные лесов»

26..12

16

Животные открытых пространств

1

16..01

17

Взаимодействие животных и растений.

1

Презентация на тему «Биотические факторы среды»

23..01

18

Взаимодействие животных одного вида.

1

30..01

19

Отношения между животными одного вида.

1

06..02

20

Популяции животных.

1

13..02

21

Как и почему меняется численность животных.

1

20..02

22

Изменения в животном мире Земли

1

06..03

23

Изменения в животном мире Земли

1

13..03

24

Человек и животные.

1

20..03

25

Человек и животные.

1

27..03

26

Охрана животных.

1

Презентация на тему «Красная книга»

03..04

27

Охрана животных Саратовской области.

1

10..04

28

Водоём как экосистема

1

24..04

29

Водоём как экосистема

1

08..05

30

Лес как экосистема.

1

15..05

31

Лес как экосистема.

1

22..05

32

Резервное время

1

22..05

33

Резервное время

1

29..05

34

Резервное время

1

29..05

Список рекомендуемой учебно-методической литературы. Учебники и методические пособия:

1. Экология животных 7 класс. В.Г.Бабенко, Д.В. Богомолов, С.П. Шаталова, А.О. Шубин, Москва «Вентана-Граф» 2011г.

Средства  обучения:

                   Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа села Мордово

Красноармейского района Саратовской области»

Рассмотрено на

заседании педагогического совета

Протокол №_____

от____ _______ 20___г.

Согласовано

Зам.директора по УВР

__________Смолина О.А.

от____ ________ 20___г.

Утверждено

Директор школы

 ___________Ивлева М.В.

Приказ №_____

от____ ________ 20___г.

Рабочая программа

по экологии в 8 классе

Смолиной Ольги Анатольевны

2 категория

                                           2014- 2015 учебный год

                                              Пояснительная записка

            Рабочая программа  курса экологии «Экология человека» и Ландшафтной экологии для учащихся 8-х классов общеобразовательной школы составлена на основе Региональной программы для общеобразовательных учреждений.

Данная программа подкреплена учебниками: М.З. Федорова, В.С.Кучменко, Т.П. Лукина  А. О. Шубин «Экология человека. Культура здоровья» 8 класс. – М.: «Вентана-Граф», 2011.- 140 с.; Н.А.Кумаченко «Введение в ландшафтную экологию.»КИЦ «Саратовтелефильм» -«Добродея» 2009г.-77с.

Пособие продолжает экологическую линию школьных учебников нового поколения. Его содержание ориентировано на учебник для  8 класса общеобразовательных учреждений « Биология. Человек» (авт.: А.Г. Драгомилов, Р.Д.Маш), но может быть использовано  и в качестве самостоятельного курса для расширения знаний по экологии и укреплению здоровья.

В пособии рассматриваются вопросы приспособления организма человека к различным экологическим условиям, а также влияния природных и антропогенных факторов на здоровье. Большое внимание уделяется основам здорового образа жизни.

В книгу включены лабораторные работы по оценке функционального состояния организма, которые помогут выработать программу сохранения и укрепления здоровья. Материалы по проектной деятельности позволят разнообразить формы организации учебного  процесса, расширить рамки учебного предмета.

Учебное пособие «Введение в ландшафтную экологию» соответствует региональной программе. Оно содержит основные положения, методы и приемы ландшафтно-экологического анализа территории. Освещаются вопросы классификации, структуры, функционирования ландшафтов. Рассматриваются разные типы ландшафтов, их значение и экологические проблемы. Дается обзор основных экологических ландшафтов Саратовской области.

Географический, ландшафтный подход к осмыслению современных экологических проблем определяет целостность восприятия изменений, понимание взаимообусловленности различных процессов, происходящих на определенной территории. На наш взгляд, важно, чтобы такое целостное восприятие окружающей среды формировалось со школьной скамьи.

В 8 классе на реализацию курса экологии «Экология животных» и Ландшафтную экологию согласно базисному учебному плану из  регионального компонента выделено 34  учебных часа (из расчёта по 1 ч/нед.).

В ряде международных и национальных документов образование в области окружающей среды (экологическое образование) признается приоритетным на правлением совершенствования общеобразовательных систем в целом.

Курс экологии «Экология человека» и Ландшафтную экологию для  учащихся 8-х классов состоит из следующих разделов: 

Раздел

Кол. часов

1.Экология человека.

2..Ландшафтная экология.

18

16

           

Основные виды контроля осуществляются в устной, письменной, тестовой, практической формах и в их сочетании. К ним относятся: индивидуальный, групповой и фронтальный опрос с использованием контрольных вопросов и заданий, содержащихся в учебниках, учебных, учебно-методических пособиях и дидактических материалах,  дидактические тесты, ИКТ,    самостоятельные   работы, лабораторные и практические работы, исследования, сообщения, проекты.

№п/п

Наименование раздела, темы урока

Кол-во часов

Применение ИКТ

   Дата проведения урока

по плану

по факту

1

Введение.

1

08..09

2

Человек – биосоциальный вид. Черты сходства и различия человека и человекообразных обезьян.

1

Проектная деятельность

15..09

3

История развития взаимоотношений человека с природой.

1

22..09

4

Влияние климатических факторов на здоровье. Экстремальные факторы среды.

1

29..09

5

Вредные привычки.

1

Презентация «Вредные привычки»

06..10

6

Воздействие двигательной системы на организм человека.

1

Проектная деятельность

13..10

7

Иммунитет и здоровье.

1

20..10

8

Условия полноценного развития системы кровообращения.

1

27..10

9

Правильное дыхание.

1

10..11

10

Пища. Рациональное питание и культура здоровья.

1

О чём может рассказать упаковка.

Проектная деятельность

17..11

11

Температура окружающей среды и участие кожи. Закаливание.

1

Создание презентации «Способы закаливания»

24..11

12

Факторы, влияющие на функционирование нервной системы.

1

01.12.14

13

Внешние воздействия на зрение, слух и орган равновесия.

1

08..12

14

Стресс – как негативный биосоциальный фактор.

1

15..12

15

Биоритмы. Сон – здоровый образ жизни.

1

22..12

16

Влияние окружающей среды на

некоторые железы внутренней секреции.  

1

29..12

17

Репродуктивное здоровье.

1

12..01

18

Обобщение знаний по курсу «Экология человека».

1

19..01

19

Географическая оболочка и ландшафт.

1

Презентация по теме

26..01

20

Классификация геосистем.

1

02..02

21

Компоненты ландшафта.

1

09..02

22

Структура ландшафта.

1

16..02

23

Функционирование ландшафта.

1

02..03

24

Антропогенное воздействие на ландшафт. Антропогенная нагрузка и устойчивость ландшафта.

1

16..03

25

Классификация природно – антропогенных ландшафтов.

1

23..03

26

Урбанизированные территории.

1

30..03

27

Культурный ландшафт.

1

Проектная деятельность

06..04

28

Ландшафтный мониторинг.

1

13..04

29

Охрана ландшафтов.

1

Презентация «Ландшафты»

20..04

30

Влияние ландшафтов на здоровье человека.

1

27..04

31

Ландшафтное районирование Саратовской области. Состояние ландшафтов.

1

27..04

32

Проблемы природопользования в Саратовской области.

1

Сравнение территорий с разными типами ландшафтов.

18..05

33

Урбанизированные территории Саратовской области.

1

18..05

34

Обобщение знаний по курсу «Ландшафтная экология».

1

Тестирование.

25..05

Список рекомендуемой учебно-методической литературы. Учебники и методические пособия:

1. Экология человека. Культура здоровья.8 класс. М.З.Федорова, В.С. Кучменко, Т.П. Лукина Москва « Вентана-Граф» 2011г.

2. Введение в ландшафтную экологию Учебное пособие. Н.А. Чумаченко КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея» 2006 г.

Средства  обучения:


              Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа села Мордово

Красноармейского района Саратовской области»

Рассмотрено на

заседании педагогического совета

Протокол №_____

от____ _______ 20___г.

Согласовано

Зам.директора по УВР

__________Смолина О.А.

от____ ________ 20___г.

Утверждено

Директор школы

 ___________Ивлева М.В.

Приказ №_____

от____ ________ 20___г.

Рабочая программа

по экологии в 9 классе

Смолиной Ольги Анатольевны

2 категория

                                        2014- 2015 учебный год

Пояснительная записка

В процессе перехода учащихся старшей ступени  на профильное обучение,  изучение предмета «Экология» в 10-11 классах в рамках регионального базисного плана не предусматривается.  В связи с этим частично изменяется программа преподавания данного предмета в 9 классе.  Данная программа предназначена для учащихся 9-х классов общеобразовательной школы составлена на основе Региональной программы для общеобразовательных учреждений, 1-11 класс (под ред. д-ра биол. наук, проф. С.И. Беляниной и канд. биол. наук, доц. Ю.И. Буланого), программы курса «Экология», 9 класс (авторы Н.М. Чернова, Галушин В.М., Константинов В.М.) и программы курса «Биосфера и человечество», 9 класс  (автор И.М. Швец).

Данная рабочая программа подкреплена учебником Чернова Н.М ,Галушин В.М., Константинов В.М. Основы экологии: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений – М.: «Дрофа», 2009г 288 с.

В 9 классе на реализацию курса экологии согласно базисному учебному плану из  регионального компонента выделено 34 учебных часа (из расчёта по 1 ч/нед.).  Из них на теорию выделено 26 часов, на лабораторные работы – 2 часа, на практические работы –  5 часов, на защиту исследовательских и проектных работ –  1 час.

Рабочая программа по экологии в 9 классе предусматривает изучение двух  курсов экологии «Общая экология» (в первом полугодии) - 17 учебных часов, «Биосфера и человечество» (во втором полугодии) - 17 учебных часов.

Содержание программы

Название курса

Название главы

Кол. часов

 

Общая экология

(17 часов)

Биосфера и человечество

(17 часов)

 

 Организм и среда

 Сообщества и популяции  

 Экосистемы

 

Человечество в биосфере

Человечество в социосфере

Человечество в ноосфере

5

5

7

5

7

5

Концептуальной основой данного курса экологии являются идеи:

- преемственности экологического образования;

- интеграции учебных предметов (экология, биология, география, физика, химия, история, обществознание, право, экономика);

- гуманизации образования;

- соответствия содержания образования возрастным закономерностям развития школьников;

- личностной ориентации содержания образования;

- деятельностного характера образования и направленности содержания на развитие общих учебных умений, обобщённых способов учебной, познавательной, практической, творческой, исследовательской и проектной деятельности;

- формирование у учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.

Эти идеи  являются базовыми при определении структуры, целей и задач данного курса.

Цель курса «Общая экология»: обобщение и углубление экологических знаний, полученных на предыдущих этапах обучения; обеспечение понимания основных закономерностей, теорий и концепций экологии; развитие способности оценки экологических ситуаций и прогнозирования в своей практической деятельности последствий вмешательства в природу; формирование экологического мировоззрения, активной жизненной позиции по отношению к проблемам охраны окружающей среды. 

Задачи: 

- формирование понятийного аппарата, обеспечения понимания основных закономерностей, теорий и концепции экологии;

- развитие способности оценки экологических ситуаций и прогнозирования в своей практической деятельности последствий вмешательства в природную среду;

- формирование экологического мировоззрения и поведения, активной жизненной позиции по отношению к проблемам охраны окружающей среды;

- закрепление знаний о природе родного края, воспитание бережного отношения к ней.

Цель курса «Биосфера и человечество»: сформировать знания о взаимоотношении людей с окружающим миром на уровне биосферы, социосферы и ноосферы; раскрыть причины экологических кризисов, определить пути решения глобальных экологических проблем; определить значение устойчивого развития природы и человечества.

   Задачи:

-  формирование у учащихся взглядов на биосферу как единый макроорганизм, одним из компонентов которого является человек;

-  формирование знаний о происхождении и эволюции Земли, об основных законах, определяющих глобальные экологические процессы;

- получение чёткого представления о масштабах и возможных последствиях экологического кризиса и его проявления;

- формирование гражданской позиции учащихся, направленной на сохранение и восстановление природного богатства планеты;

- создать условия для развития у учащихся творческой, учебно-исследовательской и проектной компетентностей.

- развитие волевой сферы – убеждения в возможности решения экологических проблем, стремления к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды.

Изложение материала предлагается проводить в соответствии с основным дидактическим принципом – от простого к сложному. Последовательно рассматриваются экологические взаимоотношения на уровне организмов, популяций, биоценозов, экосистем и на биосферном уровне. Особое внимание уделяется положению человека в природе и влиянию на неё антропогенного фактора. Вводятся новые понятия, характеризующие человечество на популяционном уровне. Рассматриваются взаимоотношения людей с окружающим миром на уровне биосферы, социосферы и ноосферы. Раскрывается ретроспектива воздействия человека на внешнюю среду и причины возникновения экологических кризисов. Рассматривается значение устойчивого развития природы и человечества. Показывается, что способность людей находить компромиссные решения в социальной сфере и в отношениях с окружающей средой являются основой гармоничных отношений человечества и биосферы и залогом благополучия человечества. Курс планируется изучать на примерах конкретных экологических ситуаций, характерных для Саратовской области.

        Содержание каждой главы курсов «Общая экология» и «Биосфера и человечество» структурировано по темам, к которым приведены перечни учебных приборов и оборудования, демонстрации опытов. Программа изучения экологии в 9 классе включает практикум с целью развития творческих способностей школьников, мышления, моделирования, проектирования.

        Обучение учащихся 9-х классов экологии опирается на полученные ими ранее знания по биологии, химии, географии, физике, обществознанию и осуществляется на основе развития и обобщения экологических понятий, усвоения научных фактов, важнейших закономерностей, идей, теорий, обеспечивающих формирование эколого-природоохранного мышления и подготовку учеников практической деятельности.

Ожидаемый результат изучения курсов экологии «Общая экология» и «Биосфера и человечество» направлен на реализацию деятельностного, практико- и личностно ориентированного подходов: овладение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладения знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды.

Для оценки достижений учащихся по изучению данных курсов необходимо использовать следующие виды контроля: поурочный и тематический.

Поурочный контроль проводится с целью проверки и оценки усвоения учащимися учебного материала в процессе изучения темы и носит стимулирующий, корректирующий и воспитательный характер.

При осуществлении поурочного контроля оценивается процесс учебной деятельности учащихся, познавательные и общеучебные умения, использование рациональных способов выполнения заданий с учётом проявления интереса к учению, стремления к достижению поставленной цели и других индивидуальных и личностных качеств.

Тематический контроль проводится с целью проверки и оценки усвоения учащимися учебного материала определённой темы. При осуществлении тематического контроля оцениваются достижения учащихся  в логической системе, соответствующей структуре учебной темы.

Основные виды контроля осуществляются в устной, письменной, практической формах и в их сочетании. К ним относятся: индивидуальный, групповой и фронтальный опрос с использованием контрольных вопросов и заданий, содержащихся в учебниках, учебных, учебно-методических пособиях и дидактических материалах,  дидактические разноуровневые тесты,   самостоятельные работы, лабораторные и практические работы, исследования, сообщения, проекты, компьютерные технологии, презентации.

№п/п

Наименование раздела, темы урока

Кол-во часов

Применение ИКТ

   Дата проведения урока

по плану

по факту

1

Что изучает экология.

1

03..09

2

История развития экологии как науки.

1

10..09

3

Условия и ресурсы среды.

1

17..09

4

Соответствие между организмами и средой их обитания.

1

24..09

5

Энергетический бюджет и тепловой баланс организма.

1

01..10

6

Условия и ресурсы среды.

1

15..10

7

Урок обобщения знаний по теме «Организмы и среда их обитания».

1

22..10

8

Популяция и её основные характеристики.

1

29..10

9

Свойства популяционной группы.

1

05..11

10

Рождаемость и смертность.

1

12..11

11

Возрастная структура популяций.

1

26..11

12

Динамика популяций.

1

03..12

13

Урок обобщения знаний по теме «Экология популяций».

1

10..12

14

Типы экологических взаимодействий.

1

17..12

15

Конкуренция.

1

Иллюстрации на темы экологических взаимоотношений организмов. Создание презентации по данной теме

24..12

16

Хищничество.

1

Иллюстрации на темы экологических взаимоотношений организмов. Создание презентации по данной теме

31..12

17

Паразитизм и болезни.

1

Иллюстрации на темы экологических взаимоотношений организмов. Создание презентации по данной теме

14..01

18

Урок обобщения знаний по теме «Экологические взаимоотношения организмов».

1

21..01

19

Сообщество и его структура.

1

28..01

20

Продуктивность, потоки вещества и энергии в сообществе.

1

04..02

21

Пастбищные и детритные цепи.

1

11..02

22

Живые организмы и круговорот веществ в экосистеме.

1

18..02

23

Экологическая сукцессия.

1

Презентация «Ландшафты»

04..03

24

Биосфера и её эволюция.

1

11..03

25

Урок обобщения знаний по теме «Организация и экология сообществ».

1

18..03

26

Современное состояние природной среды. Атмосфера. Почва. Вода.

1

25..03

27

Радиация в биосфере. Экологические проблемы биосферы.

1

01..04

28

Основы рационального управления природными ресурсами и их использование.

1

08..04

29

Загрязнение и его влияние на здоровье человека.

1

22..04

30

Проблемы адаптации человека к окружающей среде.

1

29..04

31

Заключительный урок по курсу «Основы экологии».

1

06..05

32

Резервное время.

1

13..05

33

Резервное время.

1

20..05

34

Резервное время.

1

20..05

Требования к уровню подготовки учащихся,  

обучающихся по данной программе

Учащиеся должны знать:

- определения основных экологических понятий (факторы среды, лимитирующие факторы, экологический оптимум, благоприятные, неблагоприятные и экстремальные условия, адаптация организмов и др.);        

- о типах взаимодействий организмов; разнообразии биотических связей; количественных оценках взаимосвязей хищника и жертвы, паразита и хозяина;

- законы конкурентных отношений в природе; правило конкурентного исключения, его значение в регулировании видового состава природных сообществ, в сельскохозяйственной практике, при интродукции и акклиматизации видов;

- об отношениях организмов в популяциях (понятие популяции, типы популяций, их демографическая структура, динамика численности популяции и ее регуляция в природе);

- о строении и функционировании экосистем (понятия «экосистема», «биоценоз» как основа природной экосистемы, круговороты веществ и потоки энергии в экосистемах, экологические основы формирования и поддерживания экосистем);

- законы биологической продуктивности (цепи питания, первичная и вторичная биологическая продукция; факторы, ее лимитирующие; экологические пирамиды; биологическая продукция в естественных природных и агроэкосистемах);

- о саморазвитии экосистем (этапы формирования экосистем, зарастание водоема, неустойчивые и устойчивые стадии развития сообществ);

- о биологическом разнообразии как важнейшем условии устойчивости популяций, биоценозов, экосистем;

- о биосфере как глобальной экосистеме (круговорот веществ и потоки энергии в биосфере);

- о месте человека в экосистеме Земли (общеэкологические и социальные особенности популяций человека, экологические связи человечества, их развитие, современные взаимоотношения    человечества    и     природы,     социально-экологические связи);

- о динамике отношений системы «природа-общество» (различия темпов и характера формирования биосферы и техносферы, совместимость человеческой цивилизации с законами биосферы);

- социально-экологические закономерности роста численности населения Земли, возможности влияния и перспективы управления демографическими процессами, планирование семьи;

- современные проблемы охраны природы (аспекты, принципы и правила охраны природы, правовые основы охраны природы);

- о современном состоянии и охране атмосферы (баланс газов в атмосфере, ее загрязнение и источники загрязнения, борьба с загрязнением, очистные сооружения, безотходная технология);

- о рациональном использовании и охране водных ресурсов (бережное расходование воды, борьба с загрязнениями, очистные сооружения и их эффективность, использование оборотных вод);

- об использовании и охране недр (проблема исчерпаемости минерального сырья и энергетических ресурсов, бережное использование полезных ископаемых, использование малометаллоемких производств, поиск заменителей);

- о рациональном использовании и охране почв (причины потери плодородия и разрушения почв, ускоренная эрозия, ее виды, зональные и межзональные меры борьбы с эрозией);

- о современном состоянии, использовании и охране растительности (причины и последствия сокращения лесов, меры по сохранению и восстановлению лесных ресурсов, охрана редких и исчезающих видов растений; Красная книга МСОП и Красная книга России и их значение в охране редких и исчезающих видов растений);

- о рациональном использовании и охране животных (прямое и косвенное воздействие человека на животных и их последствия, причины вымирания видов животных, охрана охотничье- промысловых и редких видов животных, роль заповедников в охране животных, значение Красной книги МСОП и Красной книги России в охране редких и исчезающих видов).

Учащиеся должны уметь:

- решать простейшие экологические задачи;

- использовать количественные показатели при обсуждении экологических и демографических вопросов;

- объяснять принципы обратных связей в природе, механизмы регуляции и устойчивости в популяциях и биоценозах;

- строить графики простейших экологических зависимостей;

- применять  знания  экологических  правил  при  анализе  различных  видов хозяйственной деятельности;

- использовать элементы системного подхода в объяснении сложных природных явлений, демографических проблем и взаимоотношений природы и общества;

- определять уровень загрязнения воздуха и воды;

- устанавливать и описывать основные виды ускоренной почвенной эрозии;

- объяснять значение устойчивого развития природы и человечества;

- прогнозировать перспективы устойчивого развития природы и человечества;

- проявлять устойчивый интерес к пониманию и разрешению региональных и глобальных экологических проблем;

- проявлять активность в организации и проведении экологических акций;

- уметь вести диалог и находить компромиссное решение не с точки зрения силы одной из противоборствующих сторон, а с позиции возможности устойчивого развития биосферы и сохранения жизни на Земле во всех её проявлениях.

 

        Формируемые ключевые компетентности:

-  компетентность ценностно-смысловой ориентации в мире: ценности бытия, жизни, науки, производства, истории цивилизации;

- компетентность гражданственности: знания и соблюдения прав гражданина; свобода и ответственность, уверенность в собственных силах;

- компетентность социального взаимодействия: с обществом, коллективом, сотрудничество, социальная мобильность;

- компетентность познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, проблемные ситуации – их создание и решение; продуктивное познание, исследование, интеллектуальная деятельность;

- компетентность информационных технологий: приём, переработка, выдача информации; мультимедийные технологии, компьютерная грамотность; владение  электронной и Интернет-технологией.

Список рекомендуемой учебно-методической литературы. Учебники и методические пособия:

1. Программно-методические материалы: Экология. 5 - 11 кл. /Сост. Е.В. Акифьева. – Саратов:  ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2005. – 48 с.

2. Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. Основы экологии: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений – М.: «Дрофа», 2005. – 288 с.

3. Швец И.М.,  Добротина Н.А. Биосфера и человечество: Учебное пособие для учащихся  9 класса общеобразоват. учреждений – М.: «Вентана-Граф», 2004. – 144 с.

4. Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. Основы общей биологии: Учеб. для учащихся  9 класса  общеобразоват. учреждений – М.: «Вентана-Граф», 2005. – 240 с.

5. Чернова Н.М., Пономарёва О.И.. Методическое пособие к учебнику Черновой Н.М. и др. «Основы экологии» – М.: «Дрофа», 2001. – 192 с.

6. Жигарева И.А., Пономарёва О.И., Чернова Н.М.  Основы экологии: 10-11 (9) кл.: Сборник задач, упражнений и практических работ к учебнику Черновой Н.М. и др. «Основы экологии» /Под ред. Н.М. Черновой – М.: «Дрофа», 2007. – 208 с.

7. «Экология» 10-11 (9) кл. 2СD. Мультимедийное приложение к УМК. «Основы экологии» Н.М. Черновой и др.

Средства  обучения:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по экологии 6-8 класс

составлена на основе   авторских программ по экологии:6 класс - «Экология растений», И.М. Швец7 класс - «Экология животных», И.М. Швец8 класс – «Экология человека. Культура здоровья», М.З, Ф...

Рабочая программа по экологии животных 7 класс

Рабочая программа по экологии животных 7 класс...

Рабочие программы по экологии 5-9 класс

Рабочие программы по экологии 5-9 класс. 8 класс "Ландшафтная экология", "Экология человека", 7 класс "Экология животных", 6 класс "Экология растений", 5 класс "Природоведение. Введение в экологи."...

Рабочая программа по экологии животных 7 класс

Программа курса «Экология животных» включает 17 часов (0,5 часа в неделю) и ориентирована на учащихся 7 класса средней общеобразова­тельной школы.Программа предусматривает реализацию межпредметн...

Рабочая программа по экологии для 9 класса

Данная программа предназначена для учащихся 9-х классов общеобразовательной школы. Составлена на основе Региональной программы для общеобразовательных учреждений, 1-11 класс (под ред. д-ра биол....

Рабочая программа по экологии, 10-11 класс.

Учебный предмет экология изучается на завершающем этапе базового образования. Содержание и структура этого курса построены в соответствии с экологической логикой: общая экология - социальная экология....