«И В ТУНДРЕ БУДУТ ЯБЛОНИ ЦВЕСТИ…»
проект по экологии на тему

Проект посвещен разработке технологии по растениеводству в условиях Крайнего Севера

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4.1.2._rabota.docx296.29 КБ

Предварительный просмотр:

Автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования Республики Коми

КОМИ РЕСПУБЛИКАНСКАЯ АКАДЕМИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И УПРАВЛЕНИЯ

Итоговая проектная работа

слушателя семинара по программе

«Внедрение энергосберегающих технологий в школах, расположенных в муниципальных районах, по территории которых находятся особо охраняемые природные территории Республики Коми»

«И В ТУНДРЕ БУДУТ ЯБЛОНИ ЦВЕСТИ…»

Исполнитель: Панюкова Екатерина Александровна, педагог дополнительного образования,

ГОУДОД «Коми РЭБЦ»

Сыктывкар

2012


В большинстве регионов нашей страны с приходом весны любители огородов с радостью ждут начало сезона посадок, чтобы потом холодной зимой с удовольствием вкушать плоды со своего огорода.

К сожалению, жители заполярной Воркуты не имеют возможности радоваться выращенным собственными руками продуктам, так как принято считать, что северные суровые погодные условия не позволяют заниматься земледелием. А так ли это?

Теоретическая справка говорит: Воркута расположена примерно в 150 километрах севернее Полярного круга и всего в 140 км от побережья Северного Ледовитого океана, среднегодовая температура –6,6°C, средняя температура июля составляет +11,7°C (максимальная +33°C), января −20,6°C (минимальная −52,4°C). Отсюда вывод – земледелие в открытом грунте невозможно.

Разве есть что-либо невозможное в XXI веке? Нет, просто не найдены на данный момент те методы, с помощью которых можно включить тундрово-глеевую почву в систему земледелия.

Цель работы: поиск методов использования тундрово-глеевой почвы в системе земледелия и как результат этого растениеводство в открытом грунте.

Поставлены следующие задачи:

  • изучение исследований в данной предметной области;
  • поиск и нахождение методов окультуривания и ускорения почвообразовательных процессов тундрово-глеевой почвы;
  • расчет средств необходимых для растениеводства в открытом грунте в районе Крайнего Севера.

В 50-е годы XX века в связи с развитием Печорского угольного бассейна и ростом численности населения в этом регионе резко возросла потребность в свежем молоке, и, следовательно, в кормах местного производства для животноводческих хозяйств. Продиктованное широкой программой освоения Крайнего Севера расширение границ земледелия – одна из чётко выраженных и устойчивых тенденций развития сельского хозяйства в те годы.

С 1958 года в Институте биологии Коми НЦ УрО РАН были проведены исследования по выявлению возможности сельскохозяйственного использования тундровых земель.

На основе идей академика Н.И.Вавилова о возможной северной границе земледелия и исследований профессора Б.А.Тихомирова в тундровой зоне, под руководством кандидата сельскохозяйственных наук И.С.Хантимера был разработан оптимальный приём сельскохозяйственного освоения внепойменных тундровых земель с использованием адаптированных к местным условиям многолетних трав – метод «залужения», то есть создания многолетних агроценозов.

Важно подчеркнуть, что залужение тундровых земель и травосеяние в обычном понимании – не одно и то же. Посевы трав, практикуемые в южных регионах страны, входят в севообороты и, как правило, характеризуются краткосрочным пользованием. Залужение тундры является специфическим способом длительной сельскохозяйственной эксплуатации земель, ведения хозяйства в целом в экстремальных почвенно-климатических условиях.

Рис.1 Сеяный луг в бассейне реки Воркута

0a01fb2fd26014538295612db0b4a532

Результаты исследований были обобщены И.С. Хантимером в монографии [2], где представлена система агротехнических приёмов обработки земель, создания, ухода и эксплуатации многолетних агроценозов – сеяных лугов. В работе приведены конкретные указания для использования луговых растений в культуре. Особое внимание уделено биологии и экологии двух ведущих луговых злаков – лисохвоста лугового и мятлика лугового местной популяции, послуживших основой для заложения первого многолетнего сеяного луга на внепойменных землях, который существует по сегодняшний день, и аналогов которому за Полярным кругом в мире нет (рис.1).

До 1997 года в Воркуте существовало тепличное хозяйство (рис.2), где выращивались овощи для продажи населению.

Рис.2 Воркутинская теплица [ 3]

0_5b2f_2233021b_L

Всё вышеперечисленное лишний раз доказывает, что земледелие в зоне тундры возможно при создании особых условий.

Для введения тундрово-глеевой почвы в систему земледелия необходимо знать особенности данного вида почвы.

Характеристики тундрово-глеевой почвы:

Рельеф  тундры в основном равнинный с невысокими холмами и большим количеством замкнутых понижений, занятых многочисленными озёрами и речными долинами.

Растительность в тундре слаборазвитая, карликовая, в основном мохово-лишайниковая, из кустарников широко распространены карликовые формы берёзы и ивы, из кустарничков – брусника, черника, клюква, из травянистых растений – злаки.

Почвообразующие породы – главным образом ледниковые отложения и осадки бореальной морской трансгрессии.

Особенности почвообразовательного процесса: он протекает при избытке влаги и недостатке тепла из-за близкого расположения вечной мерзлоты, поэтому почвы тундры имеют укороченный профиль.

Рис.3 Строение почвенного профиля [1]

005

На поверхности  тундрово-глеевых почв залегает лишайниково-моховая торфяная подстилка – A0, под ней – грубо-гумусовый горизонт темно-серого или буро-серого цвета – А1, а затем, до мерзлоты расположен хорошо выраженный голубовато-сизый с охристыми или ржавыми пятнами глеевой горизонт – G.

Содержание гумуса невелико – в среднем 1-3 %.

Верхние горизонты имеют кислую реакцию (рН = 4,5-5,5).

На основании вышеперечисленных характеристик почвы предлагаю следующие мероприятия по окультуриванию тундрово-глеевой почвы:

  • внесение органических (навоз, компосты, торф, солома) и минеральных (азотные, фосфорные, калийные) удобрений, то есть, создание системы удобрений это научно обоснованное оптимальное сочетание видов удобрений, доз, сроков и способов внесения для конкретной сельскохозяйственной культуры в конкретных почвенных и климатических условиях;
  • известкование кислых почв – метод химической мелиорации кислых почв, заключающийся во внесении в них известковых удобрений: кальцита, доломита, известняка, отходов сахарного производства, гашёной извести и так далее;
  • гребневание – один из приёмов водозадержания на полях, при котором поперёк склона с промежутками в 1-5 м создаются борозды и подпорные гребни;
  • снегозадержание – агротехнический приём, заключающийся в задержании и накоплении на полях снега; снегозадержание проводят для увеличения запасов влаги в почве и для утепления зимующих растений;
  • введение необходимой системы земледелия – комплекс взаимосвязанных технологических (агротехнических), мелиоративных и организационных мероприятий по использованию земли, восстановлению и повышению плодородия почвы; для тундрово-глеевой почвы наиболее подходящей является травопольная система земледелия – это система, при которой часть пашни занята многолетними бобовыми и злаковыми травами, восстанавливающими и повышающими плодородие почвы.

При правильном проведении мероприятий по окультуриванию тундрово-глеевой почвы растениеводство в открытом грунте возможно! Для зоны тундры приемлемыми, по-моему мнению, будут такие отрасли растениеводства как полеводство, овощеводство, цветоводство, луговодство.

Был проведен примерный расчет средств необходимых для растениеводства в открытом грунте:

Органические (торф, навоз, компост). Например, компост можно создавать при раздельном сборе пищевых отходов населения. Для этого потребуется поставить рядом с обычными мусорными баками дополнительные, отдельная машина для сбора компоста, общие баки для хранения и создания компоста, несколько человек для обработки данного удобрения. Примерная стоимость внедрения данного метода 1 млн. руб.

Неорганические (азотные, фосфорные калийные) – в широком спектре представлены различными поставщиками. Стоимость варьируется от площади обработки и процентного соотношения смеси удобрений.

Для внесения удобрений и известкования может использоваться культиватор для междурядной обработки почвы с комплектом роторов и с подкормочным приспособлением для внесения сыпучих минеральных удобрений КОН-2,8А – стоимость 133 551 руб.

Для проведения гребневания можно использовать трактор МТ-180D, стоимость которого составляет 329 000 руб.

Снегозадержание. Постройка снегоудерживающих конструкций из дерева: деревянные балки (от 200 руб. 1 шт.), люди для установки.

Посев культур также может осуществляться с помощью техники, например в ветроэрозионных районах используют специальные стерневые сеялки-культиваторы СЗС-2,1; СЗС-2,1М; ЛДС-6.


Библиографический список

  1. Основы сельского хозяйства: Учеб. пособие для студентов биол. спец. пед. ин-тов/ И.М.Ващенко, В.Г.Лошаков, Б.А.Ягодин и др.; Под ред. И.М.Ващенко. – М.: Просвещение, 1987. – 576с.:
  2. Хантимер И.С. монография «Сельскохозяйственное освоение тундры» Л.: Наука, 1974. 227 с.
  3. Электронный ресурс http://img-fotki.yandex.ru/get/3109/koner-koner.0/0_5b2f_2233021b_S


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока биологии "Бабочка-капустница.Яблонная плодожорка" в 8 классе специальной (коррекционной) школы

Данный урок дополнен красочной презентацией, которая позволяет учителю активизировать деятельность учащихся и сделять урок более наглядным....

Проект классного часа "Яблочко от яблони всегда недалеко падает?"

                    Классный час разработан для учащихся 10-11 классов. Тема дает возможность старшекласснику задуматься о роли человека в разв...

Методика создания панно "Яблоня в цвету"

В материате представлена методика выполнения панно "Яблоня в цвету"...

Яблоня

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------...

Яблоня сотрудничества

Занятие знакомит детей с понятием "сотрудничество". Дает возможность испытать на практике необходимость сотрудничества....

Внеклассная работа КВН "И на Марсе будут яблони цвести ..."

Предметная декада физики и астрономии интересна не только тем, кто изучает физику, но и младшим школьникам. Для них организовываются мероприятия, развивающие интерес к изучению физики и а...

эссе"Мои ученики будут узнавать новое не от меня;они будут открывать это сами"

В данном эссе определяется главная задача учителя -помочь детям раскрыться и развить собственные идеи....