Яблоня
план-конспект урока (7 класс) по теме

Цыбин Александр Александрович

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_yablonya.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение    для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Дивеевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

607328  Нижегородская область, Дивеевский район, п.Сатис, улица Московская, дом 42

                         

                          УРОК СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ТРУДА

                                                     ТЕМА: « ЯБЛОНЯ»

7 КЛАСС

                                                  Учитель сельскохозяйственного труда

                                         Маркина Ольга Юрьевна

                                               2009-2010 учебный год

Тема урока:

                   «   Яблоня ».

Цель :

                     познакомить обучающихся с  особенностями

                     плодового дерева яблони , ее строением ,

                     сортами .

 Задачи:

 

образовательные:

  1. Познакомить  обучающихся с  особенностями

                         плодового дерева яблони , ее строением ,

                         сортами.

  1. Закрепить   знания по теме:

                         « Строение плодового дерева ».

 

коррекционно – развивающие:

  1. Способствовать развитию   логического мышления и  памяти  обучающихся.

                   

  1. Корригировать восприятие , мышление.

  1. Способствовать развитию  абстрактного  мышления .

 воспитательные:

  1. Развивать у учащихся понимание

                        важности  сельскохозяйственного труда

                        для самостоятельной жизни.

                   

  1. Прививать учащимся навыки само-

контроля.

 

  1. Воспитывать  у  учащихся любовь  к

                        садовым растениям .

Наглядность:

                          фотографии плодовых деревьев

                          таблица : « Строение плодового дерева »

   

                         натуральные образцы плодов яблони

Оборудование:

                          учебник

                          индивидуальные карточки

 План урока:

                   1.Организация начала урока.                 1 мин.

                   2.Проверка домашнего задания.            10 мин.

                   3.Подготовка обучающихся к усвоению нового материала.  1 мин.

                   

                   4.Сообщение нового материала.            15 мин.

                   5. Закрепление полученных знаний.      10 мин.

                   6. Подведение итогов.                              3 мин.

                   

                                                                             

Ход урока:

1.Организация начала урока.

       Цель: подготовка обучающихся к работе на уроке.

Учитель :

-Ребята  ,

Встаньте , подравняйтесь ,  

Мило улыбнитесь ,

А теперь за парты

Правильно садитесь .  

     

  а) Рапорт дежурного, определение отсутствующих.

  б) Проверка готовности  обучающихся  к уроку.

  в) Настрой обучающихся на работу на уроке.

 Учитель :  

Прозвенел уже звонок ,

Начинаем наш урок .

Будьте все внимательны ,

Прилежны и старательны.

- Скажите , какой  сейчас  урок ?

-  Какой он по счету ?

2.Проверка домашнего задания.                  

       Цель :установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания.

 Учитель :

-Ребята , на этом уроке мы будем изучать тему « Яблоня  ». Сегодня  вам предстоит познакомиться с  особенностями этого плодового дерева .

 Но прежде чем  приступить  к изучению нового материала , скажите , какую тему вы изучали на прошлом уроке ?

Учитель :

- Чтобы  вы вспомнили названия плодовых деревьев , я загадаю вам несколько загадок . Ваша задача их разгадать .

1.Загадки.

Плод все лето

Зеленого цвета ,
А  ранней осенью –

Красный  , с просинью .

                          (СЛИВА)

Весной повисло –

Все лето кисло ;

А сладким стало –

На землю упало .

                           (ЯБЛОКО)

Весной  висят   качаются

Беленькие венчики ,

А летом превращаются

В красные бубенчики.

                            (ВИШНЯ)

Есть в саду плод ,

Сладок , как мед ,

Вкусен  , пригож ,

С лампочкой схож .

                            (ГРУША)

Вишни ягода – подруга,

Только я расту на юге .

Я  вкусна , красива внешне,

А зовут меня………

                            (ЧЕРЕШНЯ)

Плод со вкусом кисло – сладким ,

В Новый год кладут в подарки ,

Очень дружен  с апельсином ,

Называюсь …….

                             (МАНДАРИНОМ)

Просто всем на удивленье

Каждый  плод мой загляденье.

Бархатный ношу наряд ,

Абрикосу старший брат .

                              (ПЕРСИК)

Учитель :

-Молодцы , ребята . А какие из этих растений  распространены в нашей местности ?

Учитель:

 -Ребята , сейчас предлагаю вам игру  «Самый  внимательный» 

2.Игра «Самый внимательный»

Каждому  из учащихся  раздается   набор   слов .  

Необходимо    подчеркнуть  только названия частей плодового дерева  . На выполнение этого задания у вас есть 1 минута .

2 уровень 

Ветки

Корень

Ствол

Стебель

Почки  

Листья  

Цветки  

Плоды

Ягоды

3 уровень 

Корень

Ягоды    

Стебель    

Листья

Почки  

Цветки  

Плоды

3.Игра  «Почта»

Учитель:

-А теперь я предлагаю вам игру «Почта»

Представьте , что я ваш друг по переписке.  Я  не знаю ответов на некоторые интересующие меня вопросы . Эти вопросы я и задам вам  в своих письмах . Ваша задача  мне помочь .

 

 Письмо  1  ( 2 уровень)

 

 Здравствуй !

Пожалуйста , помоги мне выполнить следующее задание  

Задание :

Вставь пропущенные слова в тексте .

Продолжение ствола от нижних ветвей до верхушки называется …………………….       …………………….           Ветви плодового дерева бывают разной толщины . Крупные ветви называются…………………………,

менее крупные …………………………., а самые

мелкие - ………………………...

 Стеблевые приросты с молодыми листьями  называются ……………………..

 

Письмо 2   (2 уровень)

 

 Здравствуй !

Пожалуйста , помоги мне выполнить следующее задание  

Задание :

Вставь пропущенные слова в тексте .

Побеги плодовых деревьев различаются по длине и по назначению . Удлиненные побеги – это побеги …………., увеличивающие длину центрального проводника  и ветвей , короткие побеги - ……………………..

Зачаточный , не развернувшийся побег называется ………………

Из ростовых почек образуются  ростовые побеги, а из цветковых почек -………………………………………….

Письмо  (3 уровень)

 Здравствуй !

Пожалуйста , помоги мне выполнить следующее задание  

Задание :

Вставь пропущенные слова в тексте .

Корневая система плодового дерева состоит из

 …………………  , …………………….    и   ………………. корней . Мелкие обрастающие корни   образуют

……………….     …………… .

Часть корней плодового дерева , которая растет вниз называется ………………….. корнями , а корни растущие  в стороны ……………………..  корнями.

Письмо  4  ( 3 уровень)

Здравствуй !

Пожалуйста , помоги мне выполнить следующее задание  

Задание :

Выбери из скобок правильный ответ , подчеркни его.

Наиболее развитая , утолщенная основная часть стебля называется ( веткой  , стволом ). Нижняя часть ствола между корневой шейкой и нижними ветвями дерева – это (штамб , крона ) . Все ветви дерева  образуют его (крону , обрастающие ветви ) .

Учитель :

-Молодцы  ребята , я поняла ,что  вы усвоили материал по  теме : «Строение плодового дерева ».

   А  теперь немного отдохните.

Физкультминутка.

(Физкультминутку проводит учащийся ).

Мы с корзинами большими

Урожай собрать решили .

Яблоки в саду мы рвали

И немножечко устали .

Потянулись , посидели ,

Друг на друга поглядели ,

Отдохнули , снова встали

И все яблоки собрали .

3.Подготовка обучающихся к усвоению нового материала.          

 Цель: организовать познавательную деятельность обучающихся.

Учитель :

- Тема нашего урока :   «  Яблоня ». Сегодня вам предстоит  

познакомиться   с  особенностями  плодового дерева яблони ,   строением  и  сортами .

4.Сообщение нового материала.                            

Цель: дать обучающимся конкретное представление о строении плодового дерева яблони.

Учитель :

- Яблоня – древнейшее из плодовых растений . Родиной дикой яблони является вся средняя Европа . Упоминания об этом плодовом дереве были найдены в сочинениях древнегреческих писателей  еще за 4 века до нашей эры . В России яблоня прижилась настолько , что стала одной из самых распространенных культур .  Трудно встретить сад в нашей местности , в котором не росли бы  яблони  .

 В настоящее время в нашей стране насчитывается более 3000 сортов этого плодового  дерева . Яблоня живет долго , до 70 лет и более . Начинает плодоносить на 7-8 год своей жизни .   Хорошие урожаи дает в течение 30-40 лет . Яблони отличаются периодичностью плодоношения – высокие урожаи они дают через год .

   Деревья яблони бывают высокие , средней высоты   и

низкие . Ствол покрыт трещиноватой  корой серого цвета .  

 

1.Работа с учебником.

Учитель :

-Ребята , откройте учебник на странице  47  , рассмотрим рисунок 39 . Обратите внимание на то , что  штамб яблони невысокий . Скелетные ветви отходят от центрального проводника в стороны почти горизонтально . Форма кроны может быть конической (б)  , но чаще -  округлой (а) .  

На доску вывешивается плакат «Плодовые деревья»

 Теперь рассмотрим рисунок 40 . Здесь изображены листья и цветки  яблони . Листья округлые , слегка опушенные, расположены на ветви поочередно , цветки бело-розовые .

- Ребята , скажите , как называется плод яблони ?

- Какого цвета яблоки вам приходилось видеть ?

(Показ натуральных образцов яблок , макетов , фотографий) .

Учитель :

- Мякоть яблока также может быть различной окраски

белой ,зеленоватой , желтой, розовой , красноватой .

Форма плодов может быть округлой , яйцевидной , конической  и др . В нижней части плода расположена плодоножка , которой яблоко прикрепляется к ветви .

Яблоки являются очень ценным продуктом питания . В их состав  входит большое количество железа и витамина С .

На прошлом уроке вы узнали , что плодовые деревья делятся на косточковые и семечковые .

Как вы думаете , к какой  из них относится яблоня ?

Учитель :

-Чем можно это доказать ?

Учитель :

- Сорта яблони различаются по срокам созревания. Существуют летние , осенние  и зимние сорта . Яблоки летних сортов  созревают летом , долго не хранятся . Осенние и зимние сорта убирают осенью .  Зимние сорта более жесткие и дозревают во время хранения .

- Ребята , а кто   из вас знает  , в каком виде человек потребляет  плоды яблони ?

 (Показ фотографий консервированных яблок .)

Учитель :

-Ребята , скажите , какое сегодня число ?

Учитель :

 - Ребята, разгадайте загадку .

На поля и на луга

До весны легли снега .

Только месяц наш пройдет ,

Мы встречаем  Новый год .

                        (ДЕКАБРЬ)

-Какой сейчас идет месяц ?

-Какой этот месяц по счету в году  ?

-Какой сейчас год ?

2.Работа в тетрадях.

Запись числа и темы урока.

(Обратить внимание на осанку обучающихся во время письма ; на аккуратность  письма ; на соблюдение единого орфографического режима.)

 

3.Работа с учебником.

 

-Ребята , откройте учебник на странице   48 ,

  давайте прочитаем    материал « Сорта яблони »  (читает хорошо читающий обучающийся )    и   рассмотрим    изображения этих сортов на  форзаце учебника  .

На доску вывешиваются названия сортов яблонь и проговариваются хором .

КОРИЧНОЕ

АНТОНОВКА

ШТРЕЙФЛИНГ

СЛАВЯНКА

ПАПИРОВКА

 

4.Работа в тетрадях:

 Запись в тетради   кратких сведений о яблоне.

( В это время звучит песня «Яблони в цвету» в исполнении  Е.Мартынова)

Форма кроны – чаще округлая  

Кора -   серая

Штамб  -  невысокий

Скелетные ветви отходят

от центрального проводника – горизонтально

Листья -  округлые , опушенные

Цветки - бело-розовые

Плоды - яблоки

Продолжительность жизни – 70 лет

Начинает плодоносить – на 7-8 год

Хорошие урожаи дает – 30-40 лет

Морозостойкость – высокая

 (Обратить внимание на осанку обучающихся во время письма ; на аккуратность  письма.)

5.Закрепление полученных знаний.                        

       Цель: закрепить знания и умения, необходимые для самостоятельной работы обучающихся по новому материалу.

  1. Фронтальный опрос.

  1. Какую форму кроны имеет яблоня ?   ( 2 ур.)

      2.Какого цвета кора яблони ?                   ( 2 ур.)

Учитель :

 - Молодцы . Сейчас я прочитаю вам  отрывок из стихотворения  «Яблонька» И. Токмаковой

 Маленькая яблонька у меня в саду.

Белая - пребелая вся стоит в цвету …..

       3. Какую неточность допустил автор?

Яблоню упоминали в стихах , песнях , а также  в некоторых русских народных сказках . Например , в сказке «Гуси - лебеди» дети прячутся  под кроной яблони .

ВОПРОС   ( 2 уровень)

 Пользуясь краткими сведениями в тетради ,  назовите две причины , по которым в этом сюжете  было выбрано именно это дерево , а   не какое – то другое  ?

Учитель :

-А теперь , вспомните , сказку «Хаврошечка».

Я вам сейчас зачитаю несколько предложений  из нее , а вы поможете мне ответить на некоторые возникающие вопросы .

 

1. Косточки коровушкины  она в землю зарыла и каждый день в саду поливала .

ВОПРОС   (2 уровень)

Что на самом деле должно было попасть в землю , чтобы выросла яблонька  ?

2. Много ли времени прошло , мало ли ,  выросла из них яблонька , а на ней яблоки румяные  .

ВОПРОС   (2 уровень)

  Сколько же примерно прошло времени с момента посева  до плодоношения этой яблони?

ВОПРОС  ( 3 уровень)

Скажите сколько лет , примерно , еще осталось жить яблоне?

ВОПРОС  (2 уровень)

Сколько еще лет она будет давать хорошие урожаи ?

3.Яблочки на ней висят наливные , листья шумят  золотые,  веточки гнуться от тяжести  .

 

ВОПРОС  ( 3 уровень)

Как вы думаете , в какое время года происходят события ? Почему?

 ВОПРОС  (2 уровень)

Как вы думаете , как выглядели листья этой яблони летом ?

ВОПРОС   (3 уровень)

Как вы думаете каким был сорт этой яблони по срокам созревания ?

Почему ?

ВОПРОС  (3 уровень)

Как вы думаете , даст ли эта яблоня на следующий год такой же большой урожай ?

Учитель :

-Молодцы  ребята , правильно ответили  на вопросы  . Предлагаю вам следующее задание :

2.Игра «Растеряшки».

- На доске записаны  сорта яблонь , но к сожалению  в них   «потерялись » буквы.

Необходимо   добавить   эти  буквы  и   назвать   эти сорта .

 

К

О

Р

 

Е

Ш

 Т

 

 

 Й

Ф

 

 

Н

Г

А

Н

О

В

А

С

А

В

Я

А

П

П

И

А

6. Подведение итогов.                          

       Цель: сделать вывод и подвести итог, как класс работал на уроке.

  1. Домашнее задание.

К следующему уроку прочитайте в учебнике материал «Яблоня»  на странице 47-49 .

  1. Подведение итогов урока.

Учитель :К концу подходит наш урок ,

                 Давайте подведем итог .

-Ребята ,  что нового вы узнали на уроке ?

 

- Скажите , когда вы станете  взрослыми  и  у вас будет свой

сад , разведете ли вы в нем   яблони ? Какие это будут сорта ?

 Учащиеся отвечают .

  1. Обсуждение и выставление оценок.

Учитель :

-  Встаньте , ребята .  

Потрудились вы на славу ,

Вас оценками хвалю .

За активную работу

Я вас всех благодарю.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока биологии "Бабочка-капустница.Яблонная плодожорка" в 8 классе специальной (коррекционной) школы

Данный урок дополнен красочной презентацией, которая позволяет учителю активизировать деятельность учащихся и сделять урок более наглядным....

Проект классного часа "Яблочко от яблони всегда недалеко падает?"

                    Классный час разработан для учащихся 10-11 классов. Тема дает возможность старшекласснику задуматься о роли человека в разв...

Методика создания панно "Яблоня в цвету"

В материате представлена методика выполнения панно "Яблоня в цвету"...

Яблоня сотрудничества

Занятие знакомит детей с понятием "сотрудничество". Дает возможность испытать на практике необходимость сотрудничества....

Родительское собрание на тему: "Сила положительного примера родителей или яблоко от яблони..."

Родительское собрание на тему: "Сила положительного примера родителей или яблоко от яблони..."...

«И В ТУНДРЕ БУДУТ ЯБЛОНИ ЦВЕСТИ…»

Проект посвещен разработке технологии по растениеводству в условиях Крайнего Севера...

Проект "Яблоня – дерево здоровья"

Закрепить правила и навыки экологически безопасного и грамотного общения с живым существом; упражняться в применении приобретенных знаний и умений в посильной практической природоохранной деятельности...