экологическая тропа
учебно-методический материал по экологии на тему

Данный материал млжно использовать при организации экологической тропы,  проведении экскурсий, в работе летних оздоровительных лагерей экологической направленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekol._tropa.doc129.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ " Сланцевская средняя общеобразовательная школа № 3"

«От нас природа

Тайн своих не прячет,

Но учит быть внимательнее к ней»

Н.И.Рыленков

Историческая  справка

              Организация экологической тропы – одна из форм воспитания экологического мышления и мировоззрения.

                           История организации таких маршрутов в природе насчитывает уже более шестидесяти лет. Вначале такие маршруты возникали на заповедных территориях – в национальных парках Северной Америки, а позднее  - и в Западной Европе. Большую популярность они получили в Эстонии.

              В разных странах они назывались по-разному: тропа природы, научная трасса, естествоведческая тропа. Протяженность таких познавательных троп природы рассчитана на прохождение их в течение одного или нескольких дней. Широко известны тропы Лахемасского национального парка протяженностью 4-12 км.

              Аналогичные маршруты стали создаваться в России недавно. Одной из первых была разработана и создана «Тропа Бажукова» пролегающая в долине реки Сергии в 40 км, от Екатеринбурга преподавателями и студентами Уральского Университета.

              Не менее известны экологические тропы, созданные в Московской области «Матвеевский лес» на окраине Москвы, которая разработана сотрудниками и студентами Московского Государственного Университета. Получаемую здесь информацию условно можно разделить на познавательную, просветительную и предписывающую. Каждому виду информации соответствуют «свои» объективы на маршруте и свои знаки – символы (напоминающие дорожные знаки).

Требования, предъявляемые к экологическим тропам

              Экологическая тропа – это специальный маршрут, проходящий через различные природные и антропогенные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную и историческую ценность. Этим требованиям отвечает выбранный нами маршрут. Тропа также удовлетворяет правилам проложения тропы.

1. Тропа проложена в местности, доступной в транспортном отношении.

2. Район тропы регулярно посещается местным населением.

3. Маршрут проходит по уже сложившейся дорожнотропичной сети.

4. При выборе тропы учтена привлекательность окружающего ландшафта.

5. На тропе происходит чередование открытых пространств с лесными тропинками, ровного и пересеченного рельефа, уголков нетронутой природы с участками, которые подверглись значительному антропогенному воздействию.

6. На ряду с привлекательностью другим важнейшим качеством тропы является ее информативность, которую несут антропогенные объекты экотропы.

              Маршрут экотропы – это сочетание уголков естественной природы и антропогенного ландшафта.

              Экологическая тропа – это учебно-просветительный  «кабинет» в природных условиях.

Маршрут №1

Маршрут №1 – 2-х часовая экскурсия с привалом до станции биологической очистки воды.

Начало экскурсии

Дорогие друзья!

              Мы дарим вам эту тропу, чтобы вы пройдя по ней, могли увидеть и узнать, как живет и чувствует себя окружающая нас природа в начале нашего бурного 21 века!

              Ведь экологическая тропа – это не только наше настоящее. Это наша история и наше будущее

«Чтоб был мне ближе год от года

Земной неповторимый лик,

Учусь я чувствовать природу,

Ее особенный язык!

От нас природа

Тайн своих не прячет,

Но учит быть внимательнее к ней!

Н.И. Рыленков

«Не то, что мните вы природа

Не слепок, не бездушный лик

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык!»

Ф.И. Тютчев

             Вот мы с вами, ребята, и пройдем по тропе с остановками, «поговорим» с природой, с окружающей нас средой.

«Нас природа окружила,

Окружила нас с тобой!

Нас природа окружила

Окружающей средой!»

 

Историческая

              Мы находимся возле братского захоронения воинов, погибших в годы Великой Отечественной Войны 1941-1945 г.г..

              Город Сланцы был освобожден без боев. А вот при освобождении Сланцевского района и , особенно, при формировании реки Наровы в 1944 г. погибло много солдат.

Первоначально они были погребены  на местах сражений. Но в 1953 году в связи со строительством Нарвского водохранилища останки погибших воинов из разных мест Сланцевского района были перезахоронены на северной окраине города.

              Здесь лежат 7,5 тыс. человек.  Поименно известно примерно 6,5 тыс. человек.

              Похоронен в этой братской могиле и поэт-фронтовик Георгий Суворов, написавший строки:

«В воспоминаниях мы тужить не будем,

Зачем туманить грустью ясность дней?

Свой добрый век мы прожили как люди - »

И для людей…

             

        

              9 мая 1958 года был установлен мемориал, который мы и видим.

              26 декабря 2003 года исполнится 50 лет со дня захоронения останков воинов в братской могиле.

              После войны в здании лицея и отдела образования располагался лагерь, где жили немецкие военнопленные. Напротив братской могилы находилось кладбище, где их хоронили. До настоящего времени оно не сохранилось.

Растения луга

«Давай пройдемся медленно по лугу …

И «Здравствуй» скажем каждому цветку!

К ним можно низко наклониться

Не для того, чтоб рвать и собирать,

А чтоб увидеть добрые их «лица»,

И доброе лицо им показать»

              Ребята из экологического лагеря в прошлом году описали видовой состав растений в радиусе 5м от тропы и определили 62 вида травянистых растений.

Вот часть из них:

  • клевер ползучий;
  • мятлик однолетний;
  • подорожник большой;
  • одуванчик лекарственный;
  • валериана лекарственная;
  • ромашка пахучая;
  • горошек мышиный;
  • ежа сборная;
  • ярутка полевая;
  • пастушья сумка;
  • василек луговой;
  • нивяник обыкновенный (ромашка);

              Всего на территории нашей Родины произрастает более 20 тысяч различных видов растений, основу которых составляют травы. Однако 550 из них уже сейчас находятся на грани исчезновения.

              Вам захотелось иметь букет этих красивых растений? Но не спешите срывать цветок. Сорванный цветок не образует семян и таких красивых растений с каждым годом будет все меньше и меньше. (Например, венерин балимачок зацветает лишь на 18-м году жизни). А ландыш? От прорастания до цветения проходит 6 лет.

              Собирайте прекрасные воспоминания, но не рвите цветов. Запомните их красиво цветущими на лугу.

              30-50 цветковых растений – это «веник», который вы и  до дома не донесете.

              Самый красивый букет – это 3-4 легко раскинувшихся цветка. (Конкурс «Букет одного цветка»)

Следы дикаря

(семь кострищ расположенных рядом)

              Нельзя пройти мимо такого безобразия! Люди пришли в гости к природе, в лес. Костер разводили не по правилам, каждый раз на новом месте. А кострище не зарастает в течение 7-8 лет.

              Вообще в лесу костер разводить очень опасно, особенно под хвойными деревьями. Костер надо всегда окапывать, чтобы пламя не расходилось в стороны. Пожар – самый злой враг  леса он уничтожает все!

Муравейники

              Кто на земле сильнее всех? Муравей – он переносит тяжести в 10 раз превышающие его собственный вес.

Муравейник – это только небольшая часть муравьиного дома, а большая часть под землей, на глубине. Там есть и хранилища, и детские комнаты, и вентиляция. Колония муравьев разделяется: муравьи-разведчики, муравьи-солдаты, муравьи-няньки и т.д.

              Рыжие муравьи из одного среднего по размеру муравейника истребляют за один день до 3500-4500 различных насекомых. Один муравейник защищает 1 га леса от насекомых вредителей.

              Нельзя разрушать муравейники! Наоборот, надо ограждать их, чтобы животные не разрушили. Давайте понаблюдаем как бегают муравьи. Почему они бегут друг за другом? Они бегут по намеченному разведчиками пути.

Звуки леса

              Не шумите в лесу. Послушайте звуки леса! Понравится ли вам, если кто-то в вашей квартире начнет кричать, хозяйничать? Прислушайтесь к волшебным звукам леса…,  шум листвы ласкаемой ветром …, пение птиц (их общение)…, стрекотание кузнечиков…, шум ручейка…  Этими звуками теперь лечат людей. Не кричите, не включайте музыку громко. Потревоженные случайным шумом птицы и звери, в страхе покидают свои укромные места, особенно в тяжелом положении оказывается молодь. Не поспевая за взрослыми, птицы и зверята теряются и нередко гибнут!      

              20-30 вспугиваний  приводят к гибели целых выводков. Птица боится подлететь к своему гнезду; птенцы (или яйца) переохладятся и погибнут, т.к. птицы вылетают из гнезда на короткий срок. Если увидите птенца (или гнездо) или зайчонка в лесу – не трогайте его руками.

              Не ломайте деревья, не «раньте» их ножами, топорами.    

  1 рана на березе, и дерево теряет 200 л. сока. Рана – это «двери» для проникновения спор грибов, вирусов, бактерий. Не уничтожайте лягушек, ящериц – они уничтожают много насекомых. Посмотрите лучше, какая у них покровительственная окраска!

              Правильно собирайте грибы (берегите грибницу). Не оставляйте в лесу ничего, кроме следов ног!

Станция биологической очистки воды (реферат)

Полянка для отдыха

              Не загрязняйте и не захламляйте места отдыха. Бумага будет лежать до полного разложения более 2 лет, консервная банка более 90 лет, стекло более 1000 лет.

              Остатки пищи могут испортиться и ими отравятся лесные животные. Лучше все собрать и унести в мусорный контейнер.

           

Следы антропогенного воздействия

              Мы часто видим людей, которые выгуливают собак без поводка. Конечно, погулять им хочется, но… Собака  без поводка в лесу – браконьер. Она разрушает птичьи гнезда, вспугивает птиц, зверей, а порой и уничтожает их.

Вырубка леса

По дороге уже несколько раз проехали машины-лесовозы.

              В настоящее время на правом и левом берегах р. Плюссы на всей ее протяженности идет вырубка леса.

Как это отразиться на окружающей среде? Лес – это легкие нашей планеты! Нарушится круговорот воды в природе (мало будет задерживаться снега – реки обмелеют).

              Лесные птицы, звери меняют место обитания. Вырубить дерево 3-5 мин., вырастить- десятки лет. Сосна и ель живут 250-350 лет и очищают воздух круглый год.

Краеведческий музей

              Давайте посмотрим, какие звери и птицы обитают в лесах нашего района.

Заключение

              Итак, наше путешествие завершается. Мы прошли с остановками по экологической тропе. Вспомните, где мы останавливались? О чем мы там говорили? Благодарим вас за то, что вы не рвали цветов, не жгли костров, не разоряли птичьих гнезд!

Ты, человек, люби природу,

Хоть иногда ее жалей.

В увеселительных походах

Не растопчи ее полей.

В вокзальной сутолоке века

Ты оценить ее спеши.

Она твой давний, добрый лекарь,

Она союзница души !

Не жги ее напропалую

И не исчерпывай до дна.

И помни истину простую –

Нас много, а она одна!

В. Шефнер

Маршрут №2.

              В сторону аэродрома (через луг в лес).

 Начало экскурсии. См. маршрут 1.

Искусственные сообщества. (сады и огороды).

              Давным – давно люди питались тем, что найдут в лесу, поймают в озере и т.д. Но постепенно человек, наблюдая за растениями и животными, научился разводить их около своего жилища, чтобы не ходить далеко.

              Так появились огороды, сады (культурные растения).

Какие плодовые деревья растут в садах нашей местности?

(яблоки, сливы и т.д.).

Какие плодово  ягодные кустарники?

Что растет на грядках? В теплицах?

              Человек учитывает биологические особенности растений, при которых они росли в природе, и создает такие же.

              Огурцы любят влагу  полив. Земляника  свет, тепло.

              Удобряют почву. Размещают культурные растения соответственно их отношению к свету.

 загадки про овощи, фрукты.

Изменение растительных сообществ (зарастание луга).

              Т. к. луг расположен рядом с лесом, то ветер, насекомые, птицы, животные переносят семена деревьев леса на поляну.

              И у самих плодов и семян есть приспособления к распространению. Крылышки у семян березы, сосны, ели; пух у ивы, осины.

              Когда семена деревьев и кустарников прорастают, они плохо заметны среди светолюбивых луговых трав.

              А когда они подрастают, то создают тень для светолюбивых луговых трав и они постепенно вымирают.

              Так постепенно луг превращается в смешанный лес, а через несколько десятков лет и в хвойный лес.

              Среди деревьев и кустарников поселяются птицы, животные. Т.е. постепенно образуется новое природное сообщество растений и животных.

Несанкционированные свалки.

Удивительные этажи.

              В лесу всегда очень много растений больших и маленьких. И кажется, что они растут «где попало». Но давайте присмотримся,сначала из далека.

  • В лесу выделяются деревья, кустарники и травы.

Войдем в лес (смешанный).

Оказывается, в лесу растения располагаются не «как попало», а по ярусам , по этажам.

I ярус – кроны хвойных растений (сосны, ели).

II ярус – лиственные деревья (осина, березы).

              ниже – ольха, орешник, черемуха, ива.

III ярус – малина, можжевельник, багульник.

IV ярус – папоротник, тмин, крапива,

V ярус – кустарники. А знаете ли вы, что черника – это кустарничек,        

               Который сбрасывает свои листья на зиму, а брусника – это

               вечнозеленый кустарничек.

VI ярус – грибы, мхи, лишайники.

              Ничего в природе нет «напрасного», все для чего –то. Оказывается, и корни растений располагаются этажами – ярусами. Корни крупных растений достают из глубины воду для маленьких растений. Опавшая листва удобряет почву. В лесу она всегда рыхлая, плодородная.

Звуки леса. См. маршрут №1.

Следы жизнедеятельности животных.

              Как вы думаете, кто наносил эти кучки земли? Кроты. Это маленькие животные, которые живут в земле. Своими мощными конечностями они прорывают, как лопатками ходы, они рыхлят почву.

Антропогенный ландшафт.

              А теперь давайте выйдем из леса и посмотрим издалека на пейзаж нашего города. Что мы видим? Швейную фабрику, АТП (где ремонтируют автобусы), молокозавод, хлебокомбинат, трубы котельных, многоэтажные здания, терриконы шахт – это промышленные предприятия (трубы канализационные идут на станцию биологической  очистки воды). Линии электропередач. Это все тоже окружающая среда.

 Заключение.  См. маршрут № 1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: «Экологические тропы как образовательная технология, направленная на гражданское, патриотическое и экологическое воспитание молодежи»

Работа опирается  на  опыт учителя  СОШ № 5 станицы Платнировской Кореновского района Краснодарского края Сердюковой Л В, которая, формируя экологическую культуру учащихся в про...

Практико-ориентированный проект "Экологическая тропа как элемент экологического воспитания во внеклассной работе по биологии"

Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. В условиях среднего образования он направлен не только на овладение знаниями и умениями, но на развитие мы...

Презентация экологической тропы"Мы в любое время года ходим тропами природы"

Реализация проекта позволит повысить экологическую культуру детей, расширит их кругозор, привьёт навыки труда в природе....

Экологический здоровьесберегающий проект «Экологическая тропа «Удивительное вокруг нас»

Экологический здоровьесберегающий проект «Экологическая тропа «Удивительное вокруг нас»...

«Экологическая тропа как элемент экологического воспитания»

Материал рассказывает о проекте, связанном с созданием в лесу рядом со школой экологического маршрута длиной в 800 метров. Участие в данном проекте позволит учащимся расширить свои представления о про...

«Учебно-экологическая тропа «Тайны лесных тропинок»

laquo;Учебно-экологическая тропа «Тайны лесных тропинок»...

Внеклассное мероприятие экологической направленности "Экологическая экспедиция на школьной экологической тропе "Большое будущее малых водоёмов» - 10 класс

laquo;Внеклассное мероприятие  экологической направленности (старшая школа)»Тема мероприятия : Экологическая экспедиция на школьной экологической тропе"Большое будущее малых вод...