Рабочая программа по экологии 8 класс
рабочая программа по экологии (8 класс) на тему
Планирование составлено на основе программы «Экология человека. Культура здоровья» 8 класс авторов: М.З. Фёдорова, В.С Кучменко, Т.П. Лукина, соответствующей федеральному компоненту государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования (2004 г) и опубликована изд. центром «Вентана-Граф», М. 2009;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologiya_8.zip | 21.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Планирование составлено на основе:
- программы «Экология человека. Культура здоровья» 8 класс авторов: М.З. Фёдорова, В.С Кучменко, Т.П. Лукина, соответствующей федеральному компоненту государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования (2004 г) и опубликована изд. центром «Вентана-Граф», М. 2009;
- учебного пособия «Экология человека. Культура здоровья» 8 класс (Фёдорова М.З, Кучменко В.С., Лукина Т.П.), изд. Центр «Вентана-Граф» 2011 год.
Программа ориентирована на учащихся общеобразовательных школ и направлена на дополнение базовых знаний по биологии. Главные цели курса – формирование мировоззрения, развитие разносторонних способностей, воспитание экологической культуры школьников.
Основными задачами курса являются: экологизация биологических знаний, развитие идей курса «Человек», направленных на сохранение здоровья человека, изучение влияния окружающей среды на ткани, органы, системы органов и организм в целом. Практическая направленность курса реализуется в разнообразных формах проектной деятельности, практических и лабораторных работах.
В предлагаемой программе сохраняется логика построения курса: от общих представлений о среде обитания и условиях существования к конкретному влиянию основных экологических факторов на организм. Рассматриваются вопросы влияния абиотических, биотических, антропогенных факторов на организм человека в целом и их воздействие на системы органов. При этом существует возможность изменения расположения тем в зависимости от логики изложения курса анатомии и физиологии человека.
Программа рассчитана на 1 час в неделю. Материал распределяется по темам в соответствии с изученными в курсе анатомии системами органов. После изучения основных разделов и тем предусматривается проектная деятельность учащихся. Кроме того, для формирования навыков и умений практически использовать полученные знания предлагаются лабораторные и практические работы.
Требования к знаниям и умениям школьников.
В ходе изучения курса у учащихся формируются знания:
- о взаимосвязи здоровья и образа жизни;
- о взаимодействии природных и социальных факторов на организм человека;
- о влиянии факторов окружающей среды на функционирование и развитие систем органов;
- об основных условиях сохранения здоровья;
- о факторах, укрепляющих здоровье в процессе развития человеческого организма;
- о необходимости участия в охране окружающей среды.
В результате усвоения учебного материала курса у учащихся формируются умения:
- оценивать состояние здоровья;
- находить связь между биосоциальными факторами среды и здоровьем человека;
- соблюдать гигиенические правила (питания, дыхания, сна и др.), режим дня (двигательной активности, труда, отдыха и др.);
- применять способы закаливания и ухода за кожей;
- уменьшать вредное воздействие стресса и утомления;
- проводить наблюдения и самонаблюдения.
« Экология человека . Культура здоровья».
8класс
Раздел I. Введение (1 ч)
Место курса « Экология человека . Культура здоровья» в группе дисциплин естественнонаучного цикла. Значимость и практическая направленность курса.
Раздел II. Окружающая среда и здоровье человека (7 ч)
Экология человека как научное направление, включающее биологическую, социальную и прикладную составляющие. Классификация экологических факторов: абиотические, биотические, антропогенные. Человек как биосоциальное существо. Связь природной и социальной среды со здоровьем (физическим, психическим, социальным). Образ жизни. Здоровье. Здоровый образ жизни.
История развития представлений о здоровом образе жизни. Этапы развития взаимоотношений человека с природой.
Характеристика основных адаптивных типов человека. Расы человека: негроидная, европеоидная, монголоидная. Этнография.
Климат и здоровье. Биометеорология. Экстремальные факторы: перегрузки, невесомость, электрические и магнитные поля, ионизирующая радиация.
Вредные привычки, пагубные пристрастия: табакокурение, употребление алкоголя и наркотических веществ.
Лабораторная работа. Оценка состояния здоровья.
Проектная деятельность. История возникновения отдельных экологических проблем. Группы населения и природно-климатические условия. Климат и здоровье.
Раздел III. Влияние факторов среды на функционирование систем органов (22 ч)
1. Опорно-двигательная система (2 ч)
Условия правильного формирования опорно-двигательной системы. Двигательная активность. Гиподинамия. Основные категории физических упражнений.
Лабораторная работа. Оценка подготовки организма к занятиям физической культурой.
Проектная деятельность. Формирование навыков активного образа жизни.
2. Кровь и кровообращение (5 ч)
Природные и антропогенные факторы, влияющие на состав крови. Гипоксия. Анемия. Изменение клеток иммунной системы. Онкологические заболевания. Аллергия. СПИД.
Условия полноценного развития системы кровообращения. Юношеская гипертония. Профилактика нарушений деятельности органов кровообращения.
Лабораторные работы. Оценка состояния противоинфекционного иммунитета. Определение стрессоустойчивости сердечно-сосудистой системы.
Правильное дыхание. Горная болезнь.
Лабораторная работа. Влияние холода на частоту дыхательных движений.
4. Пищеварительная система (4 ч)
Состав и значение основных компонентов пищи. Гиповитаминозы. Питьевой режим. Вредные примеси пищи, их воздействие на организм.
Рациональное питание. Режим питания. Диета.
Практическая работа. О чем может рассказать упаковка продукта (выполняется по желанию).
5. Кожа (3 ч)
Воздействие на кожу солнечных лучей. Солнечное голодание. Правила пребывания на солнце. Закаливание. Роль кожи в терморегуляции.
Практическая работа. Реакция организма на изменение температуры окружающей среды.
6. Нервная система. Высшая нервная деятельность (5 ч)
Факторы, влияющие на развитие и функционирование нервной системы. Утомление, переутомление, стресс. Стрессоустойчивость и типы высшей нервной деятельности. Темпераменты. Биоритмы. Биологические часы. Гигиенический режим сна.
Лабораторные работы. Оценка температурного режима помещений. Оценка суточных изменений некоторых физиологических показателей.
7. Анализаторы (2 ч)
Профилактика нарушений функционирования зрительного анализатора, органов слуха и равновесия.
Лабораторная работа. Острота слуха и шум.
Проектная деятельность. Бережное отношение к здоровью. Формирование организма подростка под действием гормонов гипофиза и щитовидной железы (выполняется по желанию).
Раздел IV. Репродуктивное здоровье (4 ч)
Половые железы. Вторичные половые признаки. Период полового созревания. Половая жизнь.
Беременность. Факторы риска, влияющие на внутриутробное развитие. Заболевания, передающиеся половым путём. Значение ответственного поведения.
Раздел V. Заключение (0,5 ч)
Подведение итогов по курсу « Экология человека . Культура здоровья». Здоровье как одна из главных ценностей. Влияние биологических и социальных факторов на организм человека.
Формы и средства контроля
Преобладающей формой текущего контроля выступает устный опрос.
Рабочей программой предусматривается проведение 4лабораторные работы ( инструкции по проведению лабораторных работ: Экология человека . Культура здоровья . 8класс: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / М.З. Федорова , В.С.Кучменко, Г.А.Воронина. – М.: Вентана-Граф, 2010.- 144с.: ил.).
Кроме выше перечисленных основных форм контроля будут осуществляться небольшие текущие тестовые работы в рамках каждой темы в виде фрагментов урока.
Тема программы | Количество часов |
Раздел 1. Введение. | 1 |
Раздел 2. Окружающая среда и здоровье человека | 4 |
Раздел 3. Влияние факторов среды на функционирование систем органов: | 21 |
Раздел 4. Репродуктивное здоровье | 7 |
Раздел 5. Заключение | 1 |
Итого | 34 |
Литература:
учебное пособие «Экология человека. Культура здоровья» 8 класс (Фёдорова М.З, Кучменко В.С., Лукина Т.П.), изд. Центр «Вентана-Граф» 2009 год;
рабочая тетрадь «Экология человека» 8 класс (М.Н. Воронина), изд. Центр «Вентана-Граф» 2009 год.
ЦОР «Большая детская энциклопедия. Биология» - ИДДК, 2008г.
№ | Перечень разделов, тем | Тип урока | Элементы содержания | Требования к подготовке учащихся | Вид конт-роля | Дом. зад. | Дата план | Дата факт |
1 | Что изучает экология человека | ИНМ | Экология человека: биологическая, социальная, прикладная. Экологические факторы. | Знать, что изучает экология человека. | Беседа. | П. 1 Стр. 3-8 | 1 неделя сентября | |
2 | Здоровье и образ жизни. Л/р №1. «Оценка состояния физического здоровья» | ЛР | Природная и социальная среда. Здоровье. Образ жизни. Оценка состояния своего физического здоровья. | Знать, какое влияние оказывает природная и социальная среда на здоровье человека. Научиться объективно оценивать состояние своего здоровья. | Лабора-торная работа. | П.2 Стр. 9-12 | 2 неделя сентября | |
3 | История развития представлений о здоровом образе жизни и развитие взаимоотношений человека с природой. | КУ | Здоровый образ жизни на разных этапах человеческого общества. Этапы развития природы и человека. | Знать, как изменялись взгляды на здоровый образ жизни. | тест | П.3,4 Стр. 15-21 Подготови-ть про-ект (темы на с.22) | 3 неделя сентября | |
4 | Различия между людьми, проживающими в разных природных условиях. | КУ | Антропология. Этнография. Расы человека. | Знать, что изучают науки антропология и этнография. | Устный опрос. | П. 5 Стр. 23-25 | 4 неделя сентября | |
5 | Влияние климатических факторов на здоровье. Экстремальные факторы окружающей среды. | КУ | Биометеорология. Экстремальные факторы. | Знать, что является экстремальными факторами, от чего зависит возникновение перегрузок. | Тестирование по главе 1. | П. 6,7 Стр. 28-31 | 1 неделя октября | |
6 | Вредные привычки (болезненные, пагубные пристрастия) | КУ | Вредные привычки. Эйфория. Употребление алкоголя и наркогенных веществ. | Знать, что такое вредные привычки и пагубные пристрастия. Знать, в чем опасность употребления наркотических веществ. | Фрон-тальный опрос. | П. 8 Стр. 32-36 | 2 неделя октября | |
7 | Условия правильного формирования опорно-двигательной системы. . | КУ | Опорно-двигательная система. Роль питания в развитии костей и скелетной мускулатуры. | Знать, Факторы, влияющие на формирование опорно-двигательной системы. | Выпол-нение лаб. работы. | П. 9, 10 Стр. 36-44 Проект(темы на с.47) | 3 неделя октября | |
8 | Воздействие двигательной активности на здоровье | КУ | Гиподинамия. Активный образ жизни. | Выучить комплекс упражнений для коррекции осанки. Уметь, оценить подготовленность организма к занятиям физической культурой. | Фрон-тальный опрос. | Выу-чить комп-лекс упражнений для кор-рек-ции осан-ки. | 4 неделя октября | |
9 | Факторы, влияющие на состав крови | КУ | Анемия, гипоксия | Знать факторы, влияющие на состав крови, причины анемиии и ее последствия | Фрон-тальный опрос. | П.11 | 2 неделя ноября | |
10 | Иммунитет и здоровье. Л\р. №2. «Оценка состояния противоинфек-ционного иммунитета | Л/Р№2 | Измененные клетки. Аллергия. Аллерген. СПИД. | Знать, что такое измененные клетки организма, какую роль выполняют клетки иммунной системы. Уметь оценить состояние своего иммунитета. | Опрос. Лаб. раб. | П.12 Стр. 51-56 | 3 неделя ноября | |
11 | Условия полноценного развития системы кровообращения Л\Р№3 «Реакция сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку» | Лекция Л\Р | Ударный объем. Частота сердечных сокращений. Юношеская гипертония. | Знать, что такое ударный объем, от чего зависит частота сердцебиений. | Устный опрос. Лаб. Раб. | П.13 Стр. 57-60 | 4 неделя ноября | |
12 | Профилактика нарушений деятельности сердечно- сосудистой системы. | Гипертония. Гиподинамия. | Знать, как связаны гиподинамия и деятельность сердечно- сосудистой системы. | Опрос. | П. 14 Стр. 61-64 Проект (темы на с.65) | 1 неделя декабря | ||
13 | Правильное дыхание. | Лекция. | Носовое дыхание. Правильное дыхание. Канцерогены. | Знать, как влияет двигательная активность на дыхание. Объяснить влияние холода на частоту дыхательных движений. | П.15 Стр. 66-69 | 2 неделя декабря | ||
14 | Пища. Питательные вещества. | Лекция. | Природные пищевые компоненты. | Знать, о роли белков, жиров, углеводов в организме. | П. 16, Стр. 69-78 | 3 неделя декабря | ||
15 | Чужеродные примеси пищи. Практическая работа №1 «О чем может рассказать упаковка» | КУ | Вредные вещества. | Знать, какой вред наносят организму нитраты и нитриты и т.д. Научиться использовать информацию о продуктах питания. | Фрон-тальный опрос. | П.17 | 4 неделя декабря | |
16 | Рациональное питание | КУ | Культура питания. Диеты | Знать правила, связанные с приемом пищи и ее качеством | Фрон-тальный опрос. | П.18 | 2 неделя января | |
17 | Воздействие солнечных лучей на кожу | КУ | Виды лучей, влияющих на кожу. Правила пребывания на солнце | Знать как влияют солнечные лучи на организм человека, правила пребывания на солнце | Фрон-тальный опрос. | П19 | 3 неделя января | |
18 | Терморегуляция и закаливание | КУ | Теплопроведение, теплоизлучение, потоиспарение, закаливание | Знать средства и способы закаливания | Фрон-тальный опрос. | П20,21 | 4 неделя января | |
19 | Факторы, влияющие на развитие и работу нервной системы. | КУ | Утомление. Переутомление. | Знать причины возникновения утомления и переутомления. | Фрон-тальный опрос. | П.23 Стр. 93-95 | 1 неделя февраля | |
20 | Условия нормального функционирования зрительного анализатора | КУ | Фотоэпилепсия.Работа на компьютере | Определять понятия по теме урока. Знать правила работы на компьютере, уметь применять полученные знания на практике | Фрон-тальный опрос. | П.25 | 2 неделя февраля | |
21 | Внешние воздействия на органы слуха и равновесия | КУ | Звук. Шум. Укачивание. Вибрационная болезнь | Знать причины нарушения работы органов слуха и равновесия, уметь применять полученные знания на практике | Опрос | П.24 | 3 неделя февраля | |
22 | Стресс как негативный социальный фактор | Ку | Стресс. Стадии стресса. Темпераменты. Стрессоустойчивость. | Знать, в чем причины возникновения стресса. | П. 25, 26 Стр. 103-109 | 4 неделя февраля | ||
23 | Чувствительность к внешним воздействиям. | КУ | Высшая нервная деятельность.Темперамент. | Знать типы высшей нервной деятельности, их особенности | Опрос | П.26 | 1 неделя марта | |
24 | Биоритмы и причины их нарушений. | КУ | Биоритмы. Биологические часы. | Знать, что такое биоритмы. | Беседа | П. 27,28 Стр. 111-118 Проект (темы на с.115,119) | 2 неделя марта | |
25 | Гигиенический режим сна. Лабораторная работа№4 «Оценка суточных изменений» | ЛР | Значение фаз сна. Гигиена сна. | Знать общие правила гигиены сна. | Опрос | П.28 | 3 неделя марта | |
26 | Влияние окружающей среды на некоторые железы внутренней секреции. | КУ | Щитовидная железа. Эпифиз. | Знать, какова функция щитовидной железы в подростковом возрасте и как влияет эпифиз на организм человека. | Фрон-тальный опрос. | П.29 Стр. 120-121 | 1 неделя апреля | |
27 | Репродуктивное здоровье и проблема взросления | КУ | Половая жизнь, Беременность, прерывание беременности | Знать особенности возраста полового созревания | Фрон-тальный опрос. | П.30-31 | 2 неделя апреля | |
28 | Факторы риска внутриутробного развития | КУ | Внутриутробное развитие, факторы риска:физические, биологические, химические | Знать факторы риска внутриутробного развития,уметь применять полученные знания на практике | Опрос | П32 | 3 неделя апреля | |
29 | Гендерные роли | КУ | Гендерные роли | Определять понятия по теме, знать о определяющей роли семьи в формировании личности ребенка | Беседа | 4 неделя апреля | ||
30 | Заболевания, передающиеся половым путем | КУ | Сифилис, гонорея, хламидиоз, трихомоноз, герпес | Знать способы предохранения от заболеваний, передающихся половым путем | Фрон-тальный опрос. | 1 неделя мая | ||
31 | СПИД-проблема современности | КУ | Синдром приобретенного иммунодефицита | Знать причины, последствия СПИДа, меры по предохранению от болезни | Фрон-тальный опрос. | 2 неделя мая | ||
32 | Обобщние и повторение по курсу экологии человека | ОБ | Понятия по пройденным темам | Уметь сравнивать, обобщать, анализировать, применять полученные знания на практике | Опрос | 3 неделя мая | ||
33 | Контрольная работа | КР | Понятия по пройденным темам | уметь применять полученные знания на практике | КР | 4 неделя мая | ||
34 | Ответственное поведение- залог нашего здорровья | ИНМ | Кроссворд | 5 неделя мая |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Экология" 1 класс
Программа кружка внеурочной деятельности «Экология» предназначена для 1-4 классов начальной школы и рассчитана на 135 занятий: 1 класс – 33ч., 2-4 класс – 34 ч. Преподавание кр...
Рабочая программа по экологии 8 кл. "Экология человека. Ландшафтная экология"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАЭкология человекаАвторы учебника М.З. Федорова, В.С. Кучменко, Г.А. Воронина «экология человека 8 класс».Н.А.Чумаченко «Введение в ландшафтную экологию»...
Рабочая программа по экологии 6 класс
Данная программа предназначена для учащихся 6-х классов общеобразовательной школы, составлена на основе Региональной программы для общеобразовательных учреждений, ...
Рабочая программа по экологии 7 класс
Данная программа адресована учащимся 7 класса средней общеобразовательной школы. Рабочая программа составлена на основе программы «Экология животных» авт. Т.С.Сухова, В.И.Строганов Москва,...
Рабочая программа по экологии 6-8 класс
составлена на основе авторских программ по экологии:6 класс - «Экология растений», И.М. Швец7 класс - «Экология животных», И.М. Швец8 класс – «Экология человека. Культура здоровья», М.З, Ф...
Рабочая программа по экологии 10 класс. 34 часа по учебнику Экология 10-11 класс, 1 полугодиепод редакцией Черновой Н.И, Галушина В.М, Константинова В.М.
Рабочая программа составлена из рассчета 34 часа для учащихся 10 класса. Даннная программа содержит17 часов, т.е. 1 полугодие...
Рабочая программа по экологии. "Подготовка к ВСОШ по экологии, региональный этап"
ммм Предметная олимпиада - это форма интеллектуального соревнования учащихся в определенной образовательной области, позволяющая выявить умение применять знания фактического ма...