Открытое занятие "Экологическое воспитание"
методическая разработка по экологии на тему

Карфидова Екатерина Васильевна

Материал содержит разработку занятия по экологическому воспитанию. В процессе занятия учащиеся  решают проблему загрязнения городов и сел мусорными свалками. Методом мозгового штурма они предлаггают  перечень возможных способов решения проблемы. В результате применения SWOT-анализа выявляется наиболее приемлемый вариант.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Экологическое воспитание в рамках реализации программы воспитания и социализации на ступени основного общего образования

Слайд 3

Какая проблема предстает перед нами? Проблема загрязнения города мусорными свалками

Слайд 4

К акую задачу мы с вами можем поставить для себя на сегодняшнем занятии? Ликвидировать свалки мусора и предотвратить их повторное появление

Слайд 5

Критерии: Реалистичность Низкий уровень затрат Возможность осуществить своими силами Возможность привлечения волонтеров (людей, добровольно занимающихся безвозмездной общественной деятельностью).

Слайд 6

Оцениваем от 0 до 2 баллов 0 баллов – вариант совсем не соответствует критерию 1 балл – вариант соответствует критерию при определенной ситуации 2 балла – вариант полностью соответствует критерию Наименование варианта Реалистичность Низкий уровень затрат Возможность осуществить своими силами Возможность привлечения волонтеров Итого баллов

Слайд 7

Усовершенствуем наш вариант! назовите сильные стороны выбранного варианта; свойства, дающие преимущества перед другими в отрасли свойства, ослабляющие наш вариант внешние факторы , дающие дополнительные возможности по достижению цели внешние факторы , которые могут осложнить достижение цели

Слайд 8

Мы нацелены на рост! Как при использовании каждой возможности максимально использовать существующие сильные стороны нашего варианта?

Слайд 9

Таким образом, На основе проведенного анализа мы получили эффективный способ решения нашей задачи ! А именно:

Слайд 10

Благодарю за внимание и работу!



Предварительный просмотр:

Красноуфимск превращается в свалку?

alt

Что можно найти в нашем городе везде: на реке, в лесу, в частном секторе, в зоне многоэтажной застройки? Мусор. Кучи мусора. Конечно, около многоквартирных домов он более-менее убирается, но остальной город им просто зарастает. Есть личности, которые могут жить среди мусора или без зазрения совести выкинуть его под берег реки, например. Появляются новые предприятия, увеличивается население. И все более остро встает вопрос вывоза мусора и образования стихийных свалок. Скопления твердых бытовых отходов, разлагаясь, пагубно влияют на наше здоровье.

Автор:Татьяна Идолова, 23.06.2014.

http://ksk66.ru/9482-krasnoufimsk-prevrashhaetsya-v-svalku.html 

__________________________________________________

Красноуфимск превращается в свалку?

alt

Что можно найти в нашем городе везде: на реке, в лесу, в частном секторе, в зоне многоэтажной застройки? Мусор. Кучи мусора. Конечно, около многоквартирных домов он более-менее убирается, но остальной город им просто зарастает. Есть личности, которые могут жить среди мусора или без зазрения совести выкинуть его под берег реки, например. Появляются новые предприятия, увеличивается население. И все более остро встает вопрос вывоза мусора и образования стихийных свалок. Скопления твердых бытовых отходов, разлагаясь, пагубно влияют на наше здоровье.

Автор:Татьяна Идолова, 23.06.2014.

http://ksk66.ru/9482-krasnoufimsk-prevrashhaetsya-v-svalku.html 


Наименование варианта

Реалистичность

Низкий уровень затрат

Возможность осуществить своими силами

Возможность привлечения волонтеров

Итого баллов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

0 баллов – вариант совсем не соответствует критерию

1 балл – вариант соответствует критерию при определенной ситуации

2 балла – вариант полностью соответствует критерию

Группа № ___________



Предварительный просмотр:

(слайд 1) Добрый день, ребята! Для начала давайте с вами познакомимся. Меня зовут Екатерина Васильевна и я работаю учителем в школе г. Полевской. Давайте сегодня поработаем вместе и попытаемся достигнуть высоких результатов.

(слайд 2) В первую очередь, познакомимся с текстом, который я вам предложу (читают). (слайд 3) Какая проблема предстает перед нами (проблема загрязнения города мусорными свалками). Действительно ли эта проблема так актуальна на сегодняшний день? Приведите примеры! (обсуждение). Взгляните на разработанные нами листовки «Чистота – залог здоровья» - в них приведены яркие примеры последствий загрязнения.

(слайд 4) Итак, какую задачу мы с вами можем поставить для себя на сегодняшнем занятии? (найти способ ликвидации свалок мусора и предотвращения их повторного появления). Как мы можем решить данную задачу? (метод мозгового штурма – все – даже абсурдные - предлагаемые варианты записываем на доску). Видим, как много идей для разрешения существующей проблемы мы получили. Теперь из всех этих вариантов мы должны отобрать самый лучший (их может быть несколько).

(слайд 5) Для этого я предлагаю вам ознакомиться с критериями отбора решений: реалистичность, низкий уровень затрат, возможность осуществить своими силами, возможность привлечения волонтеров (добровольцев).

(слайд 6) Я прошу вас объединиться в группы по 4 человека и заполнить предложенные таблички согласно предложенных критериев. Затем подсчитайте количество баллов и определите варианты, победившие по количеству баллов.

Для старшего возраста:

Если бы мы с вами решились на осуществление одного из вариантов в реальности (записать его на доске), нам необходимо было бы его усовершенствовать (рисую матрицу SWOT – анализа на доске)

(слайд 7) Во-первых, назовите сильные стороны (S) выбранного варианта; свойства, дающие преимущества перед другими вариантами (записываем на доске в матрицу) (возможность проведения агитационных кампаний, привлечения волонтеров, победы в конкурсах…)

Во-вторых, свойства, (W) ослабляющие наш вариант (трудно перевоспитать взрослое население, отсутствие материально-технического обеспечения …)

В-третьих, (O) внешние вероятные факторы, дающие дополнительные возможности по достижению цели (существование экологических организаций, имеющих возможность помочь…)

В-четвертых, (T) внешние вероятные факторы, которые могут осложнить достижение цели (заводы и фабрики не перестанут загрязнять природу…).

(слайд 8) Реализуя наш вариант мы хотим ориентироваться на рост, всеохватывающий характер и эффективность. Поэтому для нас важно решить такой вопрос: как при использовании каждой возможности максимально использовать существующие сильные стороны нашего плана?

(слайд 9) Таким образом, на основе проведенного анализа мы получили эффективный  способ решения нашей задачи! А именно: (озвучиваю конечный вариант). Спасибо за внимание!


Методологическая основа

Преимущества мозгового штурма

  • посредством совместной деятельности специалистов, который отличаются друг от друга опытом, знаниями, видению ближайшего будущего, создаются необходимые условия для синергетического эффекта —«„качественного умножения“ знания (целое есть больше, чем набор частей)»; также новые подходы, перспективы видения и интересные аналогии возникают «на стыках различных дисциплин, областей человеческой практики» в ходе обсуждения поставленных проблем качественно отличающимися специалистами
  • сам ход обсуждения во время поиска путей решения поставленной задачи наделяется «„особой энергетикой творчества“, духом „карнавального“ коллективизма, игры и праздника»
  • доброжелательная обстановка позволяет участникам усвоить навыки критики по существу, научиться импровизировать, а также усиливает положительный настрой и доверие

SWOT-анализ эффективен при осуществлении начальной оценки текущей ситуации, однако он не может заменить выработку стратегии или качественный анализ динамики.

Сильные стороны SWOT-анализа:

  • Это универсальный метод, который применим в самых разнообразных сферах экономики и управления. Его можно адаптировать к объекту исследования любого уровня (продукт, предприятие, регион, страна и пр.).
  • Это гибкий метод со свободным выбором анализируемых элементов в зависимости от поставленных целей (например, можно анализировать город только с точки зрения туризма или только с точки зрения работы транспорта и т.д.).
  • Может использоваться как для оперативной оценки, так и для стратегического планирования на длительный период.
  • Использование метода, как правило, не требует специальных знаний и наличия узкопрофильного образования.

Недостатки:

  • SWOT-анализ показывает только общие факторы. Конкретные мероприятия для достижения поставленных целей надо разрабатывать отдельно.
  • Зачастую при SWOT-анализе происходит лишь перечисление факторов без выявления основных и второстепенных, без детального анализа взаимосвязей между ними.
  • Анализ даёт в большей степени статичную картинку, чем видение развития в динамике.
  • Результаты SWOT-анализа, как правило, представлены в виде качественного описания, в то время как для оценки ситуации часто требуются количественные параметры.
  • SWOT-анализ является довольно субъективным и чрезвычайно зависит от позиции и знаний того, кто его проводит.
  • Для качественного SWOT-анализа необходимо привлечение больших массивов информации из самых разных сфер, что требует значительных усилий и затрат.

Положительное влияние

Отрицательное влияние

Внутренняя среда

Strengths (свойства проекта или коллектива, дающие преимущества перед другими в отрасли)

Weaknesses (свойства, ослабляющие проект)

Внешняя среда

Opportunities (внешние вероятные факторы, дающие дополнительные возможности по достижению цели)

Threats (внешние вероятные факторы, которые могут осложнить достижение цели)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок "Воспитание души. Совесть и ответственность человека за свои поступки. Прощёное воскресенье на Руси."

Открытый урок "Воспитание души. Совесть и ответственность человека за свои поступки. Прощёное воскресенье на Руси."...

Открытый урок "Воспитание достойного гражданина своей Родины".

Патриотизм совсем не значит, ты на Родине. Патриотизм - это когда Родина в тебе....

Открытый урок «Воспитание добротой и …» по рассказу Валентина Распутина «Уроки французского», в 6-ом классе.

Открытый урок «Воспитание добротой и …» по рассказу Валентина Распутина «Уроки французского», в 6-ом классе....

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения второго открытого у...

3.3 Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения третьего открытого урока от МО муниципального уровня)

3.3 Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения третьего открытого ...

Методическая разработка открытого урока «Воспитание физических качеств и двигательных способностей»

Материал методической разработки «Воспитание физических качеств и двигательных способностей» предназначен для организации и проведения уроков «Физической культуры» по разделу ...